Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Законодательный процесс: проблемы и пути совершенствования

arseni_ars 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.05.2019
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие обобщающие выводы и предложения. Законодательный процесс, это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому государству. Однако несмотря на обязательность законодательного процесса в правовом государстве в теории и практике его воплощения в Российской Федерации существуют определенные проблемы. Исходным при этом следует считать отсутствие единого подхода к понятию законодательного процесса в отечественной науке и практике. Встречаются такие варианты как: « законотворческий процесс», правотворческий процесс», «законодательный процесс» и т.д.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в процессе исторического развития России роль и значение законодательства существенно трансформировались. Отмечаемый в теоретико-правовой литературе серьезный дефицит законов на протяжении почти всего XX века привел в начале XXI века к неоправданному увеличению их количества без должного смыслового и юридико - технического обеспечения. В итоге законотворческая современная деятельность в России носит противоречивый, несколько несовершенный характер, ее сопровождают многочисленные ошибки законотворческие и коллизии юридические, которые присущи не только отдельным законам, но и их целостной системе. Это выражается в дефиците востребованной нормативно-правовой основы при наличии большого количества законов, в нестабильности действующего законодательства, в отсутствии согласованности, системности внутри акта и в системе законодательства, в усилении роли подзаконного нормативного регулирования и возрастании опасности признания за ним приоритета. Преодоление перечисленных недостатков законотворчества и законодательства способно повысить степень их эффективности, принципиально изменить характер и содержание правотворчества в России. Становление в стране реального федерализма как основы территориально - государственного устройства, предопределило формирование двух взаимосвязанных систем российского законодательства, федерального и регионального. Законодательная деятельность стала подразделяться на законодательный процесс Российской Федерации (федеральный законодательный процесс) и процесс принятия законов в субъектах Россий¬ской Федерации, основы первого из них закреплены в Конституции Российской Федерации. Дальнейшая его комплексная конкретизация производится в федеральных конституционных законах, федеральных законах, постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации в. регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации и иных нормативных правовых актах. Фактически сложилась специфическая совокупность правовых норм, регулирующих порядок принятия законов о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Всё это требует нового теоретического осмысления роли законодательного процесса в осуществлении государственной власти, определения места регламентирующих его норм в системе конституционного права. Изложенные и иные значимые аргументы свидетельствуют в пользу акту-альности общетеоретического комплексного и системного исследования законодательного процесса в России. Степень разработанности темы исследования в советский период развития отечественного правоведения различные аспекты законотворческой деятельности получили детальную и глубокую научную проработку в работах таких ученых, как А.И. Абрамова, М. В. Баглай, Н.В. Витрук, О.А. Гаврилов, И.В. Гранкин, Т.Д. Зражевская, Н.П. Колдаева, И.В. Котелевская, О.Е. Кутафин, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, Т.Н. Рахманина, М.С. Студеникина, В.М. Сырых, Ю.А.Тихомиров, И.А. Умнова, Г.Т. Чернобель, P.O. Халфина, А.Ф. Шебанов, В.Е. Чиркин и других. Для выявления характера, специфики и степени эффективности законодательного процесса в современной России, а также для определения направлений модернизации российского законодательства В этой области особое внимание автора обращено на исследовательские труды таких ученых, как А. В. Александрова, Ю.Г. Арзамасов, А.Э. Бинецкий, Г.А. Борисов, Н.А. Власенко, А. А. Зелепукин, Е. В. Колесников, А. В. Кочетков, А.П. Мазуренко, А. В. Малько, В. М. Манохин и др. Объектом исследования являются общественные отношения и государственно-правовые явления, связанные с законодательным процессом и правовыми формами его закрепления и реализации. Предмет исследования составляют конституционные нормы, регулирующие законодательный процесс, проблемы и пути совершенствования. Цель комплексный анализ сущностных и содержательных характеристик законодательного процесса в Российской Федерации в современный период, проблем и тенденций ее развития и выработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательного процесса, направленного на повышение эффективности действующего законодательства. Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи: - определить понятие и принципы законодательного процесса; - выявление стадий законодательного процесса; - охарактеризовать особенности федерального законодательного процесса; - исследовать законотворческую деятельность и законодательный процесс субъектов Российской Федерации; - раскрыть лоббистскую деятельность в законодательном процессе; - показать пути совершенствования законодательной деятельности в Российской Федерации. Методы исследования признанные в юридической науке способы познания, имеющие как общий, так и специально-прикладной характер. В работе были задействованы общие исследовательские приемы абстрагирования, аналогии, анализа и синтеза, индукции и дедукции, движения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В то же время, применялись более частные подходы: вероятностный, системный, формально-логический, историко-правовой и т.д. Методы абстрагирования и аналогии наиболее активно использовались при исследовании теоретических основ законодательного процесса в России. Нормативная правовая база включает анализ Конституции Российской Федерации, законов и подзаконных актов, эмпирическую основу исследования составляют судебная практика, в том числе практика Конституционного Суда Российской Федерации по теме исследования, данные научно-практических исследований, характеризующие деятельность субъектов законодательного процесса. Теоретическая и практическая значимость обусловлена необходимостью дальнейшего развития конституционно-правовой науки и совершенствования правовой системы с учетом отечественной практики в целях упрочения демократических основ организации публичной власти в России. Проведенное исследование позволило сформировать и обосновать следующие положения и выводы. 1. Российская модель разделения государственной власти подразумевает множественность субъектов законотворческих правоотношений. Поэтому федеральный законодательный процесс не сводится к исключительной деятельности палат Федерального Собрания. В нём участвуют также глава государства, правительство, высшие суды Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в том или ином специфическом качестве (субъект законодательной инициативы, участник согласительных процедур, подписание и опубликование закона и др.) 2. Под принципами права федерального законодательного процесса понимаются основные начала, которые имеют нормативное закрепление в источниках права законодательного процесса и отражают материальную и процессуальную сторону его осуществления. Общими принципами института федерального законодательного процесса являются демократизм, верховенство Конституции Российской Федерации, федерализм, разделение власти. К числу специальных принципов относятся научность и непрерывность законодательного процесса. 3. Обоснование необходимости конкретизации юридической терминологии в законотворческой сфере. Так, весь процесс создания закона, носящий творческий характер, предлагается именовать законотворческим. В свою очередь, деятельность, связанную с созданием и принятием закона, надлежит рассматривать как законодательный процесс, При этом инициатива создания закона, будучи направленной на возбуждение законотворческого процесса, должна именоваться законотворческой инициативой. 4. Мероприятия, необходимые для эффективного управления региональным законодательным процессом и выстраивания эффективного регионального законодательства, установления гармоничных отношений между субъектами России, между центром и регионами, стабилизации политических, социальных и экономических процессов в стране: проведение соответствующих изменений регионального законодательного процесса; более активное участие ученых в работе по подготовке проектов региональных законодательных актов; проведение научного анализа и комплексной научной экспертизы проектов нормативно-правовых актов субъектов Федерации; организация научной экспертизы проектов федеральных законов, которые направляются для обсуждения в региональные парламенты; проведение научного аналитического мониторинга и оценки эффективности реализации действующего законодательства субъекта Федерации; подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию регионального законодательства и приоритетным направлениям. 5. Лоббизма как ведущая форма лоббирования в России, целью которого является обеспечение нормативного регулирования соответствующей сферы общественных отношений в интересах определенных социальных структур. В современной России лоббизм стал самостоятельным способом принятия важных политических решений на различных уровнях власти. Представляется целесообразны, принятие федерального закона «О лоббистской деятельности в Российской Федерации». В данном законе следует установить запрет на занятие лоббистской деятельностью, адресованный депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания, федеральным государственным служащим, депутатам законодательных (пред-ставительных) органов государственной власти субъектов России. Структура работы состоит из введения трех глав включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………………………….3 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..…………………………8 1.1 Понятие и принципы законодательного процесса………………………………8 1.2 Стадии законодательного процесса……………………………………………..18 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………….25 2.1 Особенности федерального законодательного процесса……………………...25 2.2 Законотворческая деятельность и законодательный процесс субъектов Российской Федерации……………………………………………………………….31 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ………………………………..41 3.1 Лоббистская деятельность в законодательном процессе……………………..41 3.2 Пути совершенствования законодательной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………………51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….58 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..63
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.; 2014г. - № 30 (часть I) - ст. 4202 2. О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 – ФКЗ (в ред. от 28.12.2016 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1994. - № 138 – 139; СЗ РФ. – 2017. - №1 (часть I). – Cт.2 3. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (в ред. 28.12.2016) // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712; 2017. - № 1 (частьI)(часть . - Ст. 1. 4. О поправке к Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации // СЗ РФ. - 2014. - № 6. - Ст. 548. 5. О выборах Президента Российской Федерации. федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //СЗ РФ.2003. - № 2, - Cт. 171. СЗ РФ. - 2015. - № 29 (часть I) - Cт. 4357. 6. О международных договорах Российской Федерации. федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012 г.)// СЗ РФ. -2012. -№ 53 (ч,1). - Ст. 7579. 7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с изм. и доп. от 01.05.2017 ) // СЗ РФ. - 1999 .- № 42. - ст. 5005; 2017. - №18. – Ст.2675 8. О системе государственной службы Российской Федерации. федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // СЗ РФ. - 2013. - № 27. - Ст. 3477; 2016. - № 30.- Ст. 4621 11. О Государственном совете Российской Федерации. Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № 1602 (ред. от 10.08.2012 г.) // СЗ РФ. - 2012. - № 33. - Ст. 4632. 12. О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента РФ от 10.09.2012 г. № 1274 (ред. от 07.01.2013 г.) // СЗ РФ. - 2013. - № l.-Ст. 1. 13. О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 28 марта 2011 г. № 352//СЗ РФ. - 2011. - № 14.-Ст. 1880. 14. О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации. Распоряжение Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп (ред. от 12.01.2010 г.) // СЗ РФ. - 2010. - № 3. - Ст. 274. 15. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (ред. от 02.02.2013 г.) // СЗ РФ. - 2013. - № 6. - Ст. 493. 16. О Совете при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 961 (ред. от 16.04.2007 г.) // СЗ РФ. - 2007. - № 17. - Ст. 1999. 17. О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Указ Президента РФ от 31.08.2012 г. № 1248 (ред. от 22.11.2013 г.) // СЗ РФ. - 2013. - № 47. - Ст. 6093. 18. Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1185 (ред. от 26.11.2001 г.) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4611. 19. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 167 // СЗ РФ. - 2011. - № 7 - Ст. 939. 20. «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации».Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 // СЗ РФ. - 2000. - № 33. - Ст. 3356; 2010. - № 4. - Ст. 368. 21. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - ст. 801; 2015 г. - № 52 (часть I), - Ст. 7426. 22. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2002. № 7. - ст. 635; 2016 . - № 7. - Ст. 958.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие и принципы законодательного процесса В мировой практике известны два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило понятие законодательного процесса, в котором в роли законодателя выступает законодательный орган. Конституция Российской Федерации характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст. 94), в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права принимать федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обусловливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе. В современной российской юридической литературе сложилось устойчивое определение понятия законодательного процесса. Приведем одну из таких достаточно исчерпывающих формулировок: "Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов". В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятию законов - федеральных и федеральных конституционных. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. В первом случае усиливается роль парламента и одновременно от законодательного процесса отсекаются действия тех, кто подготовил и внес законопроект в парламент, а также тех, кто подписал и обнародовал закон. Такое понимание законодательного процесса представляется уязвимым, поскольку в нем исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его вступление в действие немыслимы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 49 страниц
1300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
1300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 91 страница
2275 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg