1.1. Состояние экономики и состояние финансовой системы СССР перед началом рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века
24.07.1993 произошел окончательный распад денежно-кредитной системы СССР. Он был предопределен распадом СССР, который был распущен на заседании в Беловежской пуще, когда президенты Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о создании СНГ. 21.12.1991 на встрече в столице Казахстана Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик вошли в состав СНГ; отказались вступить в содружество Грузия и государства Балтии.
Сейчас попытки сохранения рублевой зоны представляются наивными, но они имели объективные причины. Декларация о национальном суверенитете Российской Федерации от 12.06.1990, а затем и декларации других республик стали первым шагом на пути дезинтеграции денежно-кредитной системы СССР. В начале 1991 г. Украина и Эстония разместили в Канаде и Швеции заказы на печатание собственных денег, а в 1992 г. большинство республик стало использовать прообразы своих валют.
В науке о деньгах и кредите принято выделять виды денежных реформ, которые правомерно подразделять на капитальные и текущие. Капитальные реформы связаны, во-первых, с переходом от одного типа денежной системы к другому на основании изменения денежного стандарта и, во-вторых, с созданием новой денежной системы. Если присутствуют эти два типа одновременно, то можно вести речь о полной реформе. Наиболее характерными примерами частичной реформы является деноминация, в результате которой происходят укрупнение масштаба цен и реформа системы регулирования денежного обращения. Наиболее часто применяемым методом и одновременно типом (порой частичной) денежной реформы является девальвация национальной валюты. Последним специфическим типом реформы можно считать введение конвертируемости национальной валюты.
Из-за разнообразия типов денежных реформ дискуссия 2003 г. по вопросу отнесения событий 1990-1993 гг. к разряду денежных реформ еще не завершена, но она выявила три основные позиции.
По мнению проф. О. Л. Роговой (РАН), мероприятия 1992-1993 гг. не являются денежной реформой, так как они преследовали чисто локальные цели. С этим вполне можно согласиться. Недаром иностранная пресса назвала такие преобразования «периодом корявых денежных реформ». Поэтому нельзя считать началом проведения реформы дату 21.10.1992 на том основании, что был опубликован закон о денежной системе России,
По мнению автора, которое было аргументировано в ходе данной дискуссии, коренные изменения в валютном измерении денежной системы произошли не в 1992-1993 гг., а в 1990 г. Такое суждение соответствует изменениям международных представлений о денежном стандарте, которые были закреплены в 1976-1978 гг. по итогам Ямайской конференции в связи с демонетизацией золота. Кроме того, нельзя абстрагироваться от практики функционирования евро.
Сейчас (в свете глобального кризиса 20072009 гг.) на Антикризисном и Лондонском саммитах начались консультации о принципах новой валютной системы. Как представляется автору, в целом позиция по отношению к рублевой зоне и рублю как коллективной валюте практически не сформирована из-за незаинтересованности более сильной российской экономики в присоединении слабых партнеров и тех трудностей, которые можно наблюдать на примере Евросоюза. Непонятно, можно ли отнести создание региональной валюты к числу стратегических приоритетов или нет.
Таким образом, коренные изменения связаны не только с распадом денежно-кредитной системы СССР, но и с валютной реформой, они ассоциируются с «долларизацией» экономики страны. Первые денежно-кредитные реформы 1987 и 1990-1991 гг. - это реформы в составе СССР. Они началась еще в условиях перестройки под лозунгом создания двухуровневой банковской системы. На практике были не только созданы новые банки, но и произошли изменения в валютном регулировании и регулировании форм кредита: был снят запрет на коммерческий кредит и вексельное обращение, существенно изменились условия и объем внешних заимствований.
Иную точку зрения высказала проф. Л. Н. Красавина. Она утверждает, что началом денежной реформы следует считать 1992 г., когда был опубликован закон «О денежной системе Российской Федерации», на основании которого была введена новая денежная единица, отменено золотое содержание рубля и установлены принципы эмиссии денег. Однако золотое содержание было отменено еще в 1990 г. по закону о Госбанке СССР (гл. II. п. 2 гласит, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается). Таким образом, закон 1992 г. касался только эмиссионного права, и его можно отнести к категории частичных реформ.
1.2. Предпосылки перехода к рыночной экономике в стране и основные направления преобразований в экономике и финансовой системе страны
К началу 1980–х гг. СССР достигает высокого технического уровня, активно развиваются такие отрасли промышленности как атомная, точное приборостроение и электроника др. Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Была полностью сформирована и действовала единая энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте и газоснабжения. Инфраструктура страны была представлена на достаточно высоком уровне: укрепляются связи между республиками и регионами. Однако важно отметить, что продолжали сохранятся административно-командная система управления, планирование в экономике и опека директивных органов над предприятиями. Все это приводило к тому, что в стране возникали проблемы, которые требовали скорейшего решения. Руководством страны на съездах КПСС принимались попытки, направленные на преодоление устоявшегося диктата ведомственной бюрократии, на более прогрессивное развитие экономических методов хозяйствования, расширение самостоятельной деятельности предприятий. Однако все эти решения дальше планов не продвигались. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Научно-технический развитие продвигалось вяло. По–прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления. Серьезные деформации накопились в планировании. Просчеты допускались в товарно-денежных отношениях. Кооперативные формы ведения хозяйства не принимали должного внимания со стороны высшего руководства. Ослаб экономический контроль за 21 использованием форм собственности. В ведении экономической политики наблюдались грубые недочеты и просчеты. Объявленный курс на повышение доходов населения страны, на улучшение его образования и жилищных условий, способствовали развитию новых потребностей, повышался спрос на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров общественного потребления, управление снабжением продовольствия, развитие области предоставления услуг, расширение торговли, развитие транспортной отрасли, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания оставалось на низком уровне. В период первой половины 1980–х гг. начинает возникать потребность в социально-экономическом обновлении, в реализации новой политики, расстановке новых приоритетов развития страны. Однако данные меры не получили дальнейшей реализации. В результате чего в экономической и социальной жизни все больше стал наблюдаться кризис. Среди общественности возникают недовольства выбранного пути развития государства. Для детального понимания перечисленных проблем, с которыми столкнулась страна, следует остановиться на краткой характеристике политического развития СССР. В период с 1961 по 1985 гг. количество депутатов местных Советов - представителей рабочих выросло более чем в 2 раза. Такая же ситуация наблюдалась и в Верховных Советах союзных республик. Со стороны представителей трудящихся было недостаточное воздействие на выработку политических и государственных преобразований. По большей степени они выступали лишь в роли посредников, которые через наказы избирателей передавали волю населения исполнительному аппарату Советов. В стране был реализован следующий политический механизм: представители от рабочего класса, крестьянства, интеллигенции собирались на сессии Советов для единственной цели, чтобы в течение некоторого времени обсудить и утвердить решения, которые были выработаны бюрократией исполнительных 22 органов. Депутаты местных Советов были практически полностью лишены самостоятельности в законодательной деятельности, влиянии на государственное законодательство, на проведение в жизнь принимаемых решений. Работа на сессиях представляла собой формальный характер. Как правило, утверждение решений было единогласным. В большинстве своем на заседании сессии были вынесены заранее решенные вопросы. Действия исполнительных органов власти практически не контролировались выборными советскими организациями. Происходило усиление прерогатив исполнительных органов. Все это вызывало постепенное формирование и развитие других общественных организаций, профсоюзов и комсомола.
1.3. Оценка необходимости денежной реформы 1991 года и ее последствий для экономики, социальной сферы и населения страны
22 января 1991 года Президентом СССР Горбачевым был издан указ, согласно которому старые купюры образца 1961 года номиналом по 50 и 100 рублей должны быть изъяты из обращения. Потерявшие свою силу деньги можно было обменять, но с существенными ограничениями. На это отводилось всего лишь три дня (с 23 по 25 января).
В 1990 г. денежным реформам предшествовал отказ от валютной монополии, который привел к валютному замещению и неофициальной долларизации платежного оборота, что является важной характеристикой современной глобализированной экономики. Российский экономист, член-корреспондент РАН Р. С. Гринберг отмечал: «Сегодня приходит понимание, что весь мир страдает одной болезнью: избыточной монетизацией, а еще вернее - долларизацией мировой экономики, которая произошла за последние двадцать лет». И этот процесс продолжается. Так, в Польше с 24.01.2008 были приняты изменения в валютном регулировании, согласно которым предприятия внутри страны могут вести расчеты не только в злотых, но и в иностранной валюте. По оценкам комитета конгресса США, доходы США от долларизации других стран сейчас ежегодно составляют 13,4 - 17,7 млрд долл. В абсолютном выражении за пределами США находится порядка 300 млрд долл., в том числе по американским расчетам, у россиян находится 40 млрд долл.
В этой связи кратко разъясним содержание понятий «валютное замещение» и «долларизация». В России эти формы проявления имели некоторую специфику, включали в себя предоставление кредитов в иностранной валюте, прежде всего в долларах США, на внутреннем рынке, что соответствует более конкретному понятию «долларизация» экономики.
Согласно докладу МВФ, валютное замещение может считаться типичной характеристикой развивающихся стран. На практике среди тех стран социализма, которые осуществили предначертанные МВФ реформы, большая часть уже в значительной степени долларизирована.
Как видно на графике, самое длительное сокращение денежной массы происходило в 1991-1995 годах. Началось оно еще в СССР (реформа Павлова, 1991 год), и продолжилось «шоковой терапией» Гайдара (1992 год) и далее вплоть до начала 1996 года.
Все падения денежной массы в России неизбежно приводят к кризису. Устойчивый (инвестиционный рост) начинается при росте реальной денежной массы на 20% и более. Самое длительное сокращение денег в экономике началось еще в СССР (реформа Павлова) и продолжилось «шоковой терапией» Гайдара.
График 1. Динамика реальной денежной массы
Источник: Данные по России – ЦБ РФ, Росстат; данные по СССР – статьи А.Илларионова; расчеты автора. АППГ – аналогичный период предыдущего года.
Что можно наблюдать сейчас, спустя двадцать лет? Доля валюты РФ на внешних рынках, в том числе в Лондоне, в последние годы растет, что отражает использование российского рубля в качестве платежного средства во внешней торговле. Вместе с тем основные расчеты по взаимной торговле стран СНГ проходят в долларах США.
В условиях ВТО необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся будущего зоны евразийского пространства и стран Таможенного союза: возможно ли превращение рубля в мировую региональную валюту, и в чем риск для России? В общем объеме платежей, направляемых из Казахстана в страны СНГ, доля долларов составляет свыше 50 %. По мнению Л. Г. Чувахиной, на эти поставленные временем вопросы можно дать следующий ответ: «Создание единой валюты возможно и, по всей видимости, объективно в рамках Евразийского союза, начало функционирования которого ожидается в 2015 г.». Это мнение основано в том числе на выводах белорусских аналитиков, которые считают, что Таможенный союз может ввести единую валюту через 10-12 лет, когда будут сформированы единый валютный рынок и унифицированные правила его регулирования.
Поразительно, как разворачивались события в «лихих девяностых», когда окончательно произошел распад денежно-кредитной системы СССР в 1993 г. в связи с распадом рублевой зоны .
1.4. Связь экономических, финансовых и политических решений начала 90-х годов прошлого века
Диапазон идейно-политической тенденции был очень пестр: за национальное восстановление; за демократию, против социализма; за создание самостоятельных профсоюзов; за создание партий зеленых; за христианскую демократию; за историко-патриотическое просвещение и др. Динамизм политических событий 1991 г. обусловил предисловие процесса развития многопартийности в стране (как в общем, но и в региональном ракурсе) в новую фазу. С разрушением устоявшейся партийно-политической системы образовавшиеся к тому времени партии и движения сами вступили в полосу внутреннего упадка, который был связан с радикально изменившимся положением их в политической системе общества. Они как правило и организовывались, и функционировали как оппозиция КПСС и КП РСФСР, однако с свертыванием последних объективно оказались в положении про правительственных структур. На местах выдвигалась инициатива зарождения единой партии для поддержки реформ, преодоления социалистического прошлого. Лицом данных идеи стала «Демократическая Россия», которая первоначально возникла как объединение 9 партий, 19 общественных организаций и ряда депутатских фракций Верховного Совета СССР. Движение нашло активную поддержку на местах. Однако именно в регионах быстрыми темпами разрушилась установка сподвижников «Демократической России» твердо следовать принципам правового государства. Лидеры этого движения постоянно критиковали Ленина, большевиков, КПСС за попрание законности и права во имя революционной (а затем бюрократической) целесообразности. Таким образом мы можем сделать вывод, что СССР к середине 1980–х годов в своем промышленном, социально-экономическом развитии достиг достаточно высокого уровня развития. Строились промышленные гиганты, возводились новые жилые микрорайоны, развивалась система образования. У руководителей государства появлялись идеи о трансформации общества, реформировании экономики, однако все эти идеи не реализовывались, и вызвали лишь только со стороны общественности эпоху ожидания, начинал нарастать кризис. Советское общество в своем развитии подошло к определённому внутреннему рубежу, когда стала возникать необходимость кардинальных действий и решения сложившихся проблем. Многие показатели свидетельствовали о замедлении темпов развития, уменьшении уровня производства, стала зарождаться теневая экономика. Необходимость реформ осознавалась не только партийным руководством, но и широкими слоями советского общества, что в конечном итоге обусловило беспрецедентно максимально высокий уровень социально-политической активности и заинтересованности населения в дальнейшем решении судьбы государства.