Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование нравственной культуры личности младших школьников

arseni_ars 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.05.2019
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности формирования нравственной культуры младших школьников. Определяя понятие нравственной культуры, мы выяснили, что под нравственной культурой сегодня понимается определенный уровень освоения людьми принципов морали, основных норм нравственного поведения и правил. Рассматривая структурные элементы нравственной культуры личности, мы определили, что в структуру нравственной культуры личности входят элементы, касающиеся осознанности человеком понятий добра и зла, его отношения к миру с этих позиций; культура его поступков и поведения.
Введение

Актуальность исследования проблемы формирования нравственной культуры детей обусловливается изменяющейся социокультурной функцией воспитания в условиях длительного кризиса общества и сохраняющейся в стране социально-экономической нестабильности. Перед школой, как и перед всей образовательной системой, встали особо ответственные задачи подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях. С начальных классов необходимо формировать у школьников такие интегративные нравственные качества и черты, как осознанное уважение к любому виду полезного труда, любовь к роднойземле и своему народу, доброту и милосердие, правдивость и честность, стойкость, смелость и принципиальность, неприятие негативных явлений в окружающей жизни. Все более актуальным становится формирование культуры межнационального общения, воспитание гражданского сознания и национального самосознания. Важным компонентом современного воспитания является процесс формирования нравственной культуры личности, его моральных целевых установок. Необходимость воспитания в подрастающих поколениях высокой нравственности, уважения прав человека, свободы личности, толерантности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов особо подчеркивается сегодня. Все это свидетельствует о том, что частью системы современного воспитания является нравственное воспитание, а при широком его толковании - формирование нравственной культуры личности. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение считают бездуховным и агрессивным. Это определяет необходимость коррекции традиционных подходов к проблеме нравственной культуры, выдвигает задачу научного исследования процесса формирования этого качества у учащихся. Проблема нравственного воспитания может быть решена при условии формирования у подрастающего поколения соответствующей системы ценностей, основанной на восстановлении культуры у учеников. Преодоление негативных явлений в среде младших школьников обусловливает необходимость обновления содержания деятельности современной школы, совершенствование методики нравственного воспитания и формирования нравственной культуры учащихся. Успешное решение исследуемой проблемы требует ее всестороннего изучения и научного обоснования с учетом происходящих преобразований в обществе. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только ее преемственностью другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В связи с этим, проблема прививания нравственности младшим школьникам, воспитание их в духе ненасилия, мира, уважения, доброжелательности и толерантности является одной из проблем современного образования. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. На современном этапе исследуемая нами проблема нашла отражение в работах В.А. Сластенина, К.В Гавриловец, Н.Е. Щурковой и др. Вместе с тем в современной педагогической литературе практически отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению проблемы формирования нравственной культуры личности младших школьников с учетом произошедших социально-экономических изменений в суверенной Республике Беларусь. Социально-педагогическая значимость проблемы, ее недостаточная методологическая, теоретическая и методическая разработанность применительно к условиям современного общества определили выбор темы исследования «Формирование нравственной культуры личности младших школьников». Актуальность исследования позволяет определить объект и предмет курсовой работы, сформулировать цель и задачи исследования. Объект исследования: понятие нравственной культуры. Предмет исследования: особенности формирования нравственной культуры младших школьников. Цель исследования: изучить особенности формирования нравственной культуры младших школьников. Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач исследования: а) определить понятие нравственной культуры и её структуры; б) проанализировать специфику формирования нравственной культуры личности в младшем школьном возрасте; в) определить роль педагога в формировании нравственной культуры личности младшего школьника; г) провести практическое исследование особенностей формировании нравственной культуры личности младшего школьника. База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Морозовска Ростовской области». Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовых актов, анализ рабочей документации образовательного учреждения, сопоставление и синтез данных, статистический анализ. Теоретическую базу исследования составляют работы А.Г.Ахмедьяновой, Н.А.Баранец, О.Ю.Величко, Л.В.Калининой, Н.А.Леоновой, Г.С.Поддубской и других авторов. Специфика цели и задач исследования определили структуру курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Понятие и структура нравственной культуры 6 1.2 Особенности нравственной культуры младшего школьника 9 1.3 Роль педагога в формировании нравственной культуры личности младшего школьника 11 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ 14 2.1 Характеристика базы исследования 14 2.2 Констатирующий эксперимент 15 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 ПРИЛОЖЕНИЕ А 25 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 26 ПРИЛОЖЕНИЕ В 29 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 30
Список литературы

1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова и др. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с. 2. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38- 42. 3. Баранец Н.АФормирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде // Начальная школа: плюс до и после. – 2016. – № 7. – c.75-78. 4. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал. - М.: Народное образование, 2012. - 112 с. 5. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2016. - № 7. - c. 97-100. 6. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни // Педагогика. - 2017. - № 9. - С. 108 - 113. 7. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / К.В. Гавриловец и др.; под общ. ред. К.В. Гавриловец. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 226 с. 8. Гуссейнов, А.А. Словарь по этике / А.А. Гуссейнов, И.С. Кон; под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. 9. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2016. - № 11. - с.45-57. 10. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 352 с. 11. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов / А.С. Зубра. – М.: Академия, 2011. – 184 с. 12. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л.В. Калинина // Начальная школа. – 2017. – №1. – С. 47–50. 13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с. 14. Лаптенок А.С. Формирование нравственной культуры личности в системе образования // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 12–19. 15. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С.22-26. 16. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.7-9, 11-14, 19-25. 17. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18–е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с. 18. Поддубская, Г.С. Нравственно-правовое воспитание в начальной школе: пособие для учителей и воспитателей общеобразовательных учреждений. – М.: ООО ИД «Белый Ветер», 2016. – 110 с. 19. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 576 с. 20. Фролов, И.Т. Философский словарь / Т.И. Фролов. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Понятие и структура нравственной культуры Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, что происходит в мире, в обществе, в политике, и все то, что происходит в социальной группе, в семье, и весь личный опыт, и все то, чему учит народ, и литература, и искусство. Только черпая из общечеловеческих, культурных ценностей, можно стать личностью высокой культуры. Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура». Нравственность, как известно, - это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обра-ботка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профес¬сиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельно¬сти и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций че¬ловека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, вы¬работанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. Интерес к личности, к проблеме ее формирования в истории человеческой мысли был велик всегда и еще более усиливался в переломные моменты развития общества, когда возникла потребность поиска путей выхода из кризиса. Хотя понятие нравственная культура появилось в середине 20 века, корни этого понятия идут еще с древних времен. Уже в античности вставали вопросы нравственности, нравственного поведения, нравственного идеала, нравственного человека. Процесс нравственного воспитания личности, формирования нравственной культуры стал предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых и педагогов. А.С. Лаптенок – доктор философских наук и заведующий лабораторией проблем воспитания личности – придерживается мнения, что «нравственная культура – синтезирующая характеристика духовных качеств человека, пронизывающая практически все компоненты личностного мира» [14, 12]. А.С. Зубра отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со степенью усвоения нравственных норм [11, 8]. Т.И. Власова сводит нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение [6, 108]. Важно подчеркнуть, что без развитой культуры нравственных чувств, без сформированных нравственных навыков, привычек этические знания «не работают». Следовательно, нахождение более точного определения сущности нравственной культуры требует рассмотрения личности как единого целого. А.С. Зубра рассматривает нравственную культуру личности как единство нравственных чувств и интеллекта. Элементы чувственного уровня морального сознания являются одной из специфических форм морального отношения к миру, людям, труду. Рациональные элементы выступают в форме принципов, идеалов, категорий, норм, идей о должном и справедливом, личном и общественном, в них четче выражена степень нравственной культуры личности [11, 24]. Если обратиться к учебному пособию по этике, то там найдем такое определение нравственной культуры личности: нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотилось в поступках человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитания [10, 135]. Таким образом, под нравственной культурой сегодня понимается определенный уровень освоения людьми принципов морали, основных норм нравственного поведения и правил. Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности. С точки зрения Н.А.Баранец, структуру нравственной культуры личности составляют: ? развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности); ? развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования); ? совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.); ? последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали [3, 75]. Согласно классификации, предлагаемой Н.А.Леоновой, в структуру нравственной культуры личности входят такие элементы: ? культура этического мышления – умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации; ? культура чувств – степень развитости чувств, эмоциональной одухотворённости, способность к сочувствию, сопереживанию. ? культура поведения – совокупность форм повседневного поведения, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения; ? этикет – уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения в обществе [15, 22]. По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg