Оценка отлично
Ситуация 1
С помощью ответов на вопросы, проанализируйте, какое место в вашей жизни занимает общение с людьми? Приведенные ниже вопросы дадут Вам возможность подумать о себе в ситуации общения.
Задание и вопросы:
1. Сколько времени на протяжении дня я провожу в общение с другим людьми?
2. Хотелось бы Вам больше времени проводить с людьми или Вы отдаете предпочтение быть в одиночестве?
3. У Вас много друзей или мало?
4. Много ли Вы проводите времени с друзьями?
5. Можно ли сказать, что Ваша жизнь переполнена людьми?
6. Можно ли сказать, что в Вашей жизни очень мало людей и Вы очень часто переживаете чувство одиночества?
7. Чему вы отдаете предпочтение – небольшим компаниям, большим группам или Вы желаете больше времени проводить только с одним человеком?
8. Вы планируете встречи с другими или это происходит случайно?
Ситуация 2
Прочитайте небольшой отрывок с повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста... приручи меня! - Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц. - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. - Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды. - А что такое обряды? - спросил Маленький принц. - Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали, когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха. Так Маленький принц приручил Лиса.
Задание и вопросы:
1. Выделите основные причины, которые влияют на характер речевого общения героев этого отрывка.
2. Какова роль контекста?
3. Как проявляется коммуникативное намерение в речевом поведении Лиса?
4. Каковы цели героев и как они влияют на их поведение?
Ситуация 3
1. Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.
2. Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.
3. Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.
4. Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».
Задание и вопросы:
1. Определите виды общения, актуализирующиеся в предложенных ситуациях.