Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Социально-психологические аспекты межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта

ikonowosky2016 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.05.2019
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки регбистов 11-13 лет Предмет исследования - средства формирования межличностных взаимоотношений в команде регбистов 11-13 лет. Цель исследования - изучение особенностей межличностных отношений регбистов, разработка и внедрение плана работы по сплочению команды. Гипотеза - мы предположили, что всестороннее изучение особенностей межличностных взаимоотношений регбистов и дальнейшая реализация разработанного плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит значительно улучшить взаимоотношения в спортивной команде и качественно повлиять на спортивные результаты. Задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе. 2. Определить уровень сплоченности и особенности межличностных взаимоотношений в детской команде по регби 2005-2006 года рождения. 3. Разработать и опробовать мероприятия направленные на сплочение детской команды по регби 2005-2006 года рождения. 4. Выявить эффективность проделанной работы. Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса мероприятий по воспитательной работе направленной на сплочение команды, которые могут быть использованы тренерами при подготовке молодых регбистов.
Введение

Жизнь каждого человека напрямую зависит от его места в обществе, от условий и нюансов его жизни. Спорт – это жизнь в прямом смысле этого слова. По мнению тренерского состава одной из главных психологических проблем в спорте является психологическая подготовка. Умение настраиваться на тяжелую физическую работу и положительно переносить связанные с этой нагрузкой моральные и физические испытания, требует от человека соответствующей психологической готовности. Жизнь человека проходит в окружении других людей, семья, класс, команда, друзья. Все это – малые группы. Именно в них под воздействием разных социально-психологических процессов происходит построение и формирование личности человека. В составе малых группы люди чувствуют, думают и ведут себя, находясь под осознанным и неосознанным влиянием других людей. У личностей, находящихся в составе группы, психические процессы происходят несколько иначе. Согласно сведениям разных изучений (В.М.Бехтерев, 1928; Н.Н.Обозов, 1979) у их понижаются характеристики подобных, в частности, свойств, равно как восприимчивость, размер и сосредоточение интереса. Совместно с этим увеличиваются влияние мускульного усилия, эффективность интереса. Подобным способом, обстановка массового контакта способен значительно воздействовать в эффективность работы человека. Таким образом, необходимо, чтобы атмосфера в спортивном коллективе была благоприятной. Спортивной жизни так же присуще коллективный характер. Подготовка и соревнования проходят в присутствии и прямом участии других людей. Спортивная команда это единый организм, где необходимо понимать, что каждый ребенок занимает значительное место. Дети в спортивном коллективе должны отдавать отчет о своем поведении внутри коллектива. Спортивная команда это коллектив со своими психологическими особенностями, каждый человек в этой команде имеет свои интересы, которые должны учитываться тренером. Между спортсменами складываются определенные отношения, так как каждый подросток со своим характером. О психологической устойчивости команды и ее игроков говорит не то, как они отмечают победы, а то, как игроки реагируют на неудачи, ищут пути выхода из кризиса. Так как именно в таких ситуациях, в неудачных состязаниях показывают свой настоящий характер каждый подросток. Негативную атмосферу после проигрыша невозможно избежать, тренер в этой ситуации должен психологически правильно поступить. Настроить команду, что за неудачей следует удача, это горький опыт и ребятам просто необходимо лучше работать. В построении социально- психологического климата спортивной команды большое значение имеет система межличностных отношений, которые формируются между игроками в моменты их тренировочной и соревновательной деятельности. Взаимодействия между тренером и командой, спортсменами, является, пожалуй, главным фактором сплоченности команд, основным звеном в цепи спортивных достижений. Между тренером и каждым подростком из команды должны образоваться такое доверительное отношение, чтобы ребенок хотел идти на тренировку. Тренер должен стать авторитетом у спортивной команды. Не просто человек, который проводит тренировку, а тот, который поможет во всех делах даже в тех, которые не относится к спортивной жизни. Личностные и деловые отношения, существующие в команде, не всегда должны совпадать. В молодых командах и командах с низким спортивным мастерством преобладают личностные, эмоциональные отношения. Главной причиной конфликтных ситуаций в атмосфере деловых отношениях является непрофессиональное, легкомысленное отношение некоторых членов команды к тренировочным процессам и соревнованиям, а в атмосфере личных отношениях — низкое моральное состояние партнера по команде, выражающееся в отсутствии взаимоотношений, эгоизме, неуважении к команде и партнерам. В этом случаи тренер должен преподнести информацию спортивной команде так, чтобы каждый человек, входящий в состав этой команды, смог понять какую ответственность он несет перед всеми членами спортивной команды. В современном спорте не только соревновательный, но и тренировочный процесс можно отнести к экстремальным психологическим и физическим нагрузкам. Внутренние переживания во время соревнований и тренировок могут переноситься значительно легче, когда они происходят в атмосфере комфортного и доброжелательного социально-психологического климата. В тренировочном процессе тренер должен поставить перед собой задачу, сделать так, чтобы спортивная команда сплотилась во время тренировок. Огромную роль в формировании межличностных отношений в спортивной команде имеет деятельность тренера. Построение правильной структуры межличностных отношений является одним из главных условий эффективной спортивной деятельности при достижении общей цели. Тренер должен понимать какая ответственность лежит на его плечах. Необходимо не только проводить тренировки, но и сделать так, чтобы внутри команды была комфортная психологическая обстановка. Нельзя выделять определенных детей из команды. Необходимо мотивировать каждого подростка на хороший результат. Дать им веру, что каждый из них может сделать невозможное. Специфика внутригрупповых взаимосвязей, в спортивной деятельности, показаны в работах Е.П. Ильина, Р.С. Немова, П.А. Рудика, Ю.Л. Ханина, А.Ц. Пуни, Б. Шеленбергера, Ю.А. Коломейцева и др. Работы данных авторов указывают на всю важность этой проблемы, не смотря на большое количество трудов по данной теме, в данное время время в сфере спорта мало внимания уделяется вопросам формирования межличностных отношений в спортивной команде.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. социально-психологические аспекты межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта 1.1. Социально-психологические особенности спортивной группы 1.2 Влияние и особенности межличностных отношений на спортивную деятельность детской команды. 1.3. Сплоченность и эффективность деятельности ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Методы исследования 2.2. Организация исследования ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1 Исследование уровня групповой сплоченности и особенностей межличностных взаимоотношений в команде регбистов на начальном этапе подготовки. 3.2 Обоснование мероприятий направленных на улучшение межличностных отношений в команде по регби у юношей 2005-2006 г.р. ВЫВОДЫ
Список литературы

Отрывок из работы

1.1. Социально-психологические особенности спортивной группы Группа - этo два или бoлee индивида, взаимодействующих друг c другом не зависимо от деятельности и типа этого взаимодействия [18]. Сплоченный коллектив - это высшая стадия развития социальной общественности. Членов сплоченного коллектива, отмечает В.И. Зацепин, объединяет единство взглядов по главным вопросам мировоззрения, единство общих интересов и целей, способность сочетать свои интересы с интересами общества, взаимопомощь, взаимоуважение и дружеские взаимоотношения на фоне общего положительного эмоционального отношения к выполненному виду работы [15]. Мы должны уметь различать спортивные и физкультурно-оздоровительные группы: Вся работа физкультурных групп не несет в себе акцент на деятельность в сфере высших спортивных достижений, будь то личные или командные успехи. Хотя она и регламентирована временными рамками занятий, нормами физических нагрузок, первоочередная ее цель – это укрепление общего физического состояния, снятие физической и умственной усталости, установление хорошего физического и психического самочувствия. Спортивная команда – это в первую очередь спортивная группа; когда коллектив берет на себя ответственность и заявляется на какие либо соревнования , спортивная группа становиться спортивной командой. К спортивной команде относятся все социально-психологические признаки, которые можно отнести и к малым группам. Поэтому все, что сказано ниже о спортивных группах, прямо относиться к спортивным командам [19]. Первые упоминания о группе как объекте социального исследования принадлежат немецкому философу-социологу В. Дильтею (1833-1911 гг.) Систематическое исследование групп и процессов, происходящих в них, начинается в начале двадцатых годов прошлого столетия, с появлением работ американских социологов Самнера и Ч. Кули. По мнению Е.Н. Гогунова и Б.Н. Мартьянова [23], спортивная команда - это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально - психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Манеры поведения человека и психология его личностного поведения очень сильно зависит от социальной среды. Социальная среда –это сложно обустроенное сообщество в котором всех членов объединяют многообразные и разночисленные в разной степени устойчивые группы. Социальная среда для спортивной команды – это среда, в которой находится спортивная команда. Необходимо создать в такой среде психологически комфортную обстановку. Тренер должен быть главным звеном в команде. Спортивная группа - это одна из составляющей малых групп. Их однообразие дополняют разные характеристики: количественный размер, присутствие формальных или неформальных структур, наличие признаков малых групп. Но четкой платформы объяснения, что такое спортивная группа мы пока не имеем. Стоит заметить, что нет четкого определения данного феномена, но можно вспомнить, что в одном из своих трудов профессор Шафер В.Е. рекомендует принимать за спортивную группу ту, которая состоит не менее чем из двух человек, объединенных спортивной совместной деятельностью или совместным проведением свободного времени. По мнению профессора в формате этого определения можно отнести разные группы, например клуб любителей здорового образа жизни или клуб любителей активного образа жизни, которые сами устанавливают правила физических нагрузок. Получается, что группы сподвижников объединенных задачей повысить свое физическое состояние и устранить негативные последствия малоактивного образа жизни не отвечают основному требованию спортивных групп - направленность на достижение высоких результатов и, следовательно, не могут стать таковыми [2]. Спортивная группа - это сообщество людей, которые связаны между собой общими спортивными интересами и взаимодействуют между собой посредством спортивной тренировки и соревновательной деятельности. В спортивной группе у каждого человека есть своя значимая роль. Таким образом, спортивной группой предполагается называть группу численность которой колеблется от двух до двадцати пяти человек, которые объединены решением общих спортивных целей, под непосредственным контролем тренерского состава, судейской бригады. Этот вид деятельности может выражаться как совместными так и индивидуальными физическими нагрузками, которые необходимы для завоевания лидирующих позиций в личных и командных зачетах, строго регламентированными правилами, возрастом, полом, временем, нормами соревнований. Причем цель деятельности - достижение высоких личных и командных результатов - не должна противоречить общей для спортивной организации или общества цели [19]. Спортивная команда является предельно сложной схемой образования малых групп, которая состоит из нескольких подпунктов: межличностных отношений по горизонтали «спортсмен-спортсмен», межличностные отношения по вертикали «тренер-спортсмен», общение, взаимодействие, лидерство, соподчинение, сплоченности и согласованности и т.д. Таким образом, в спортивной команде необходимо тренеру создать комфортную обстановку. Отношения между детьми в спортивной команде очень зависит от тренера, ведь именно он должен объяснить детям, что они единая команда, и результат команды зависит от каждого из них. Вообще под социальной структурой, к которой можно отнести и спортивную команду понимается, «сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы» [17]. Следуя этой логике, структуру спортивной команды можно определить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур (ранговых, ролевых, межличностных и т.д.). Каждая из этих подструктур и структура спортивной команды в целом делится на формальную и неформальную, так как эти структуры - суть формальных и неформальных групп. Во время соревновательного процесса либо во время учебно-тренировочной деятельности исходя из требования тренерского и руководящего состава контролирующих все стороны отношения игроков , в команде создается формальная структура отношений. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами детской команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций [18]. Таким образом, очень важно отрабатывать спортивные навыки технических элементов, также подготовить команду в тактическом плане. Одной из главных особенностей формальных и неформальных организаций является то, что она содействует формированию из контингента групп единомышленников с дальнейшим установлением личного контакта. Также контролируется периодичность и временные рамки контактов, а также положительные факторы и качество. В этом заключается сдерживающая функция формальной организации. Данные заградительные барьеры не всегда срабатывают, потому что неформальные и формальные связи могут совпадать или даже неформальные связи могут начинать доминировать. В таких случаях мы видим разрушение формальной структуры, которые проявляются в нарушениях дисциплины, самодисциплины, отношениях «спортсмен-спортсмен», отношениях «тренер-спортсмен», снижением личной ответственности и самокритики своих поступков . Команда перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц [20]. Когда все члены спортивной команды во взаимоотношениях между собой начинают опираться только на регламент, инструкции, рекомендации, с оглядкой на формальный статус партнера, то взаимоотношения в группе вскоре настигнет кризис. Коллектив без эмоциональных связей в ближайшем будущем ждет череда конфликтов из-за непонимания друг друга. Два типа структур формальная и неформальная всегда существуют, образуя сложное отношение между собой. Полное соответствие структур - явление не только редкое, но и нежелательное, так как формирует замкнутый круг коммуникаций и связей, ведет к образованию единой статусов, а в целом к окостенению системы [21]. Кроме строгого порядка структур есть еще и другие факторы, такие как , мотивация, совместимость, аналогичность игрового мышления, ответственность, чувство долга, уровень профессионального мастерства. Они могут снизить отрицательное воздействие психологических и социальных факторов на успешные выступления спортивных команд. Что касается размера группы, то она напрямую зависит от целей и задач поставленными перед ней. Правила игры и регламент соревнований четко определяют составы команд, а постоянство определяет количество людей необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, тренеру необходимо отбирать в команду подростов, которые имеют желание быть в этой спортивной команде. Вопрос о верхних, нижних и оптимальных границах малых групп остается одним из спорных в настоящее время. Что касается нижних границ, то большинство исследователей считаю, что в группе должно быть минимум два человека. Относительно верхних границ, такого нет. По данным Е.С. Антипина - это 10-15 человек, но, по мнению Е.С. Кузьмина, Л.Л. Коломенского - это 25-40 человек. [18]. Возьмем, к примеру, такие виды спорта, как баскетбол - 5 человек; волейбол - 6 человек; футбол - 11 человек; регби – 15 человек. Это количество спортсменов считается оптимальным для эффективного сопротивления противнику и достижения цели, успеха, задачи. Если по каким-то причинам одна из команд остается на площадке (поле) не в полном составе, она не редко терпит поражение от команды, играющей в полном составе. Таким образом, оптимальная численность спортивной группы или команды, как формальной организации, предусмотрена правилами соревнований и задачами, стоящими перед ней [22]. Спортивной команде свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы. К этим признакам относятся: 1. самостоятельность команды , ее собственный стиль отличающий ее от других команд ; 2. сплоченность, присутствие понятия «МЫ»; 3. контроль за поведением членов команды; 4. положение и роль каждого члена команды; 5. иерархия членов команды; 6. конформизм, обязанности, порядок, нормы; 7.возможность свободного выбора членства в команде; 8. стремление сохранить боевой состав команды; 9. интимность (знание личной стороны жизни); 10. стабильность; 11. референтность, привлекательность членов команды; 12. психологический климат команды [23]. Кроме того в спортивной команде можно отметить ряд других признаков, самый главный из них это работа на завоевание высших спортивных результатов. Но первостепенная задача в спортивной команде это оздоровление команды, внутри комфортная обстановка в команде. Затем специфичность ролевых действий; относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень ее членов; половая идентичность и специфичность мотивов вступления в команду и дальнейшего присутствия в ней [5]. В процессе работы перед командой ставятся определенные спортивные задачи, для достижения которых работает весь командный состав и тренерский штаб. Ведь необходимо сделать так, чтобы команда хотела тренироваться и достигать высших результатов. Тренер должен настроить спортивную команду на достижения результатов. Деятельность на выполнение поставленных задач заставляет тренера и членов команды взаимодействовать, кооперировать свои умения, искать и устанавливать личные, деловые контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений [7]. В ходе соревнований и тренировочной работы благодаря необходимости постоянного общения делового, а также личного характера неизбежно зарождаются связи и контакты вызванные взаимным интересом, симпатиями, эмоциями друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения. Этот процесс, в спортивной команде, нельзя рассматривать без учета движущей силы человеческих потребностей, направленности, системы ценностей [28]. Это неизбежно, что в спортивной команде зарождаются отношения. Ведь, как и на тренировках так и вне ребята общаются. Главная задача тренера в этот момент не упустить процесс всего общения. Сделать так, чтобы внутри коллектива была доброжелательная атмосфера. Зарождение и становление межличностных отношений в спортивных командах возникает в согласии с общими закономерностями формальных организаций и проходит не всегда простой, но постоянно повторяющийся путь, который можно разделить на ряд этапов: 1. Зарождение необходимости и её осознание. 2. Перерастание необходимости в постоянный интерес к выбранной сфере деятельности. 3. Сравнение и оценка своих возможностей. 4. Развитие стиля поведения нацеленного на удовлетворение возникшей потребности в деятельности. 5.Зарождение контактов и связей между спортсменами и тренерами в ходе совместных занятий . 6. Возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений [21]. Сторонние визуальные наблюдения за спортивной командой часто приводят к мысли, что все игроки стоят на «одной ступеньке» в иерархической лестнице. Возможно, для данных выводов есть определенные основания, они все выступают под руководством одного тренерского штаба, имеют приблизительно одинаковую квалификацию, входят в одни возрастные рамки, несут одинаковую ответственность за достижение спортивного результата. Но со временем у них происходит переоценка действий самого себя и партнеров по команде, исходя из которой они определяют место для себя и каждого игрока, мысленно создают свою иерархическую лестницу команды, определяют статус каждого члена команды [5]. Было выявлено, что в процессе спортивных состязаний командам, которые стоят ниже по классу, но за счет четкого взаимодействия, отличного взаимопонимания и постоянного подбадривания удается победить команды более высокие по спортивному мастерству, но менее сплоченные в психологическом плане. Дезорганизация в команде приводит к "окостенению" её структуры, что делает группу неспособной адекватно реагировать на предъявляемые к ней требования и быстро перестраиваться в соответствии с решаемой задачей [8].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 46 страниц
552 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg