Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Наглядности в обучении младших школьников

arseni_ars 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.05.2019
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, эффективности познавательной деятельности школьников является наглядность.
Введение

Уровень усвоения программного материала, а, следовательно, и эффективность обучения существенно зависят от использования на уроках различных средств наглядности. При определенных условиях использование наглядных пособий не только не мешает развитию абстрактного мышления учащихся, но и способствует развитию у учащихся важнейших мыслительных операций. Как показывает практика, эффективность использования средств наглядности в учебном процессе достигается при определенных условиях и зависит от характера самих наглядных пособий, от правильного сочетания в учебном процессе различных источников информации. Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств. Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий. Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. В любом виде наглядности должны сочетаться изоморфизм и простота. Говоря об изоморфизме средств наглядности, следует иметь в виду тождественность отображения ими структур и отношений изучаемых объектов, в какой бы форме это отображение не было отображено. Простота восприятия достигается тем, что в создаваемых средствах наглядности исключаются все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только самые существенные, которые и представляют собой основные признаки понятий или главные компоненты представления. Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия. Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы. В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей. Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке. Актуальность исследования состоит в том, что применение наглядных методов на уроках в младших классах очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, кроме того, учителя начальных классов имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности. Цель исследования: выявить эффективность усвоения нового материала на уроках младших школьников с использованием наглядности и без неё. Объектом исследования являются средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения. Предмет исследования - деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках. Исходя из проблемы, цели и предмета строится гипотеза исследования: если учитель систематически использует наглядность на уроках, то это способствует прочному усвоению знаний, развитию памяти и внимания, развитию творческой активности младших школьников, обогащению абстрактного мышления школьников. В соответствие с целью, объектом, предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы, определяются задачи исследования: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) определить роль наглядности в процессе обучения младших школьников; 3) дать научное обоснование наглядности, указать ее роль на уроке; выполнить сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее. При исследовании данной проблемы была использована следующая методологическая база: изучение опыта работы учителей школ по введению средств наглядности на уроках русского языка; организация опытной работы по применению средств наглядности на уроках русского языка; использование социологических методов (анкетирование, наблюдение, анализ школьной документации и др.); наблюдение за деятельностью педагогов, педагогический эксперимент, обработка результатов исследования. Научная новизна проведенного исследования заключается в решении проблемы эффективности обучения при включении в учебный процесс информационных средств обучения в качестве наглядности. Практическая значимость работы состоит в том, что введение и применение средств наглядности на уроках в начальных классах, способствует активизации мыслительных процессов учащихся, это является показателем сформированности качества знаний и умений и, как результат, эффективности обучения. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. База исследования: Муниципальное бюджетное образовательной учреждение средняя общеобразовательная школа №13 г.Дербента (МБОУ СОШ № 13).
Содержание

Введение ……………………………………………………...…………………..3 Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах…………………………..7 1.1 Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов………………………………………………………………………......7 1.2 Роль и место наглядности в начальном этапе обучения и теоретическое обоснование понятия «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………9 1.3 Классификация наглядных пособий. …………………………………….11 1.4 Использование игры в учебном процессе как метод обучения………......18 1.5 Наглядность как основной компонент развития внимания на уроках…..26 Глава II. Опытно-экспериментальное исследование влияния методов использования наглядности на умственную деятельность младших школьников.…………………………………………………………………….29 2.1 Разнообразие зрительной наглядности в обучении чтению и письму………………………………………………………………………….29 2.2 Раздаточный дидактический материал одно из средств эффективного обучения………………………………………………….………………………37 2.3 Информационно-технические средства и их роль в обучении грамоте……………………………………………………………………………55 2. 4 Результаты опытно-педагогической работы………………..…...………..62 Заключение……………………………………………………………………...68 Список использованной литературы………………………………………..71
Список литературы

1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 1998. 2. Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 2005. 3. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. – М., 2003, С. 12. 4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964, Болтянский В. Г. Формула наглядности — изоморфизм плюс простота. // Педагогика, 2000. №?5. 5. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. 2000 С. 93 6. Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1900. – С. 87. 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999, С. 323. 8. Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. – М., 2004. 9. Дименштейн Л.И. Филателия в помощь учению // Начальная школа. – 1997. – № 6. – С. 48 10. Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. – М.: Веконт, 2004. 11. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. – 1998. - № 10 12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987. 13. Занков Л.З. Дидактика и жизнь. – М., 1998. 14. Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. – с. 159. 15. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 2009. 16. Караева С.А. Использование карточек с картинками на уроках русского языка: наглядный материал. // Н.Ш. – 2003. - № 8 – с. 46. 17. Кирюхина О. Использование на уроках русского языка пословицы и поговорки.// Н.Ш. – 2001. - № 9. – с. 50 18. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.А. Коменский. В 2-х т. – М., 1982, т. 1., с. 384. 19. Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. – М.,2000. 20. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения: - в нн: Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. – М., - 2003. – т. 1. – с. 360. 21. Мир детства: Младший школьник // Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1991. 22. Наймушина Л.Н. Кроссворды на уроке русского языка. // Н.Ш. – 1997. - № 5. – с. 36. 23. Педагогика / Под ред. Пидкасистого, 2009, С. 172 – 184. 24. Павлова С. А., Трофимоваа Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. // Начальная школа, 2009, №?4. 25. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 2007. 26. Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 2002. 27. Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. — М., 1999. 28. Сидорова С.А. Игры и загадки на уроках русского языка. // Н.Ш. – 2004. - № 10. – с. 44. 29. Скульский Р.П. Учится быть учителем. – М., 1996. 30. Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе. // Начальная школа. – 2008. - № 3. – С. 23 31. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., Под ред. Г.Ф. Суворовой. – М.: Просвещение, 1990, С. 120 – 128. 32. Тихомирова К.М. Методика работы над изложением по диафильму. // Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 19 33. Харламов И.В. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990, С. 179 – 193. 34. Шукаров О.Х творческий рост педагога. – М., 2005. 35. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 2009.
Отрывок из работы

Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах 1.1 Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания. Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «всё, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформировать у учащихся понятия. В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядность в обучении органически связано с преподаванием родного яз. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например., наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики — условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg