Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Теоретические аспекты проблемы тревожности младших школьников.

ikonowosky2016 3030 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.05.2019
Цель исследования: выявление эффективности комплекса занятий с элементами народной педагогики, направленного на коррекцию тревожности младших школьников. Объект исследования: тревожность младших школьников. Предмет исследования: процесс коррекции тревожности младших школьников посредством народной педагогики. Гипотеза исследования: предположение, что если в работе по коррекции школьной тревожности у учащихся младших классов использовать комплекс занятий с элементами народной педагогики, включающий в себя: проигрывание ситуаций, этюды, групповую дискуссию, детский фольклор, упражнения на снятие страха, беседы, сказки, игры, релаксацию, саморефлексию, то уровень тревожности младших школьников можно значительно снизить. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформированы следующие задачи: 1. Теоретически обосновать проблему тревожности младших школьников. 2. Выявить уровень тревожности младших школьников. 3. Разработать и реализовать комплекс занятий с элементами народной педагогики, направленный на коррекцию тревожности младших школьников. 4. Проанализировать эффективность проведенного комплекса занятий с элементами народной педагогики, направленного на коррекцию тревожности младших школьников. В процессе организации исследования были применены следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение; тестирование; количественная и качественная обработка результатов. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты опытно-экспериментальной работы социальными педагогами, психологами, классными руководителями. Апробация осуществлялась путем заочного участия в XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся, опубликована статья в сборнике «Наука и образование: проблемы и перспективы» / Бийск, апрель 2018 год. База исследования: МКОУ «Гришенская COШ» Мамонтовского района. Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении рассказывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования. В первой главе «Теоретические аспекты проблемы тревожности младших школьников» обозначаются основные теоретические подходы к исследованию и определению понятий «тревожность», «тревога», «страх» определяются причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте, анализируется народная педагогика как средство коррекции тревожности младших школьников. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности младших школьников посредством народной педагогики» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы. В заключении обобщаются выводы теоретического анализа опытно-экспериментальной работы по коррекции тревожности младших школьников посредством народной педагогики. Список использованной литературы состоит из 51 источника. Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам опытно-экспериментальной части исследования.
Введение

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около десяти лет тому назад с началом создания в нашей стране психологической службы. Необходимость организации подобной службы становится очевидной не только узким специалистам, но и широкому кругу общественности, в особенности педагогам, работающим с детьми. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы. К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, эмоциональность, тревожность, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие появления личности. Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «я». Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь. Как считают многие исследователи, например, Прихожан A.M., за последние года количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы. Исследованию детской школьной тревожности посвящены работы как российских, так и зарубежных авторов: А. Адлера, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Л.С. Славиной, Э. Фромма, К. Хорни. Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте. Практическая разработанность использования народной педагогики при коррекции тревожности младших школьников недостаточна, что и определяет актуальность темы исследования данной работы «Коррекция тревожности младших школьников посредством народной педагогики».
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности младших школьников 1.1. Сущность понятия «тревожность» 1.2. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте 1.3. Народная педагогика как средство коррекции тревожности младших школьников Выводы по первой главе Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности младших школьников посредством народной педагогики 2.1. Выявление уровня тревожности младших школьников 2.2 Комплекс занятий с элементами народной педагогики, направленный на коррекцию тревожности младших школьников 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Приложение
Список литературы

1. Алехина, К.В. Психология. Тревожность [Текст]: учебник / К.В Алехин. – М.: Просвещение, 2012.- 30с. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Андреева.-5-е изд, испр. и доп.-М.Аспект Пресс, 2007.- 363с. 3. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст]: В.М. Астапов // Психологический журнал. -1992. -№ 5.- С. 111-117. 4. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога–исследователя [Текст] В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Дом учителя, 2010. - 236с. 5. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова – М., 1989.- С. 68 6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М., 2012. 7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 209с. 8. Вакаев, В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2004. - 381с. 9. Вачкова, И.С. Тревожность, тревога, страх: различие понятий [Текст]: И.С. Вачкова // Школьный психолог.- 2004. - № 8.- С. 9 10. Волков, Г.Н. Педагогика жизни [Текст] / Г.Н. Волков. - Чебоксары, 2013. 11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]: Л.С. Выготский // Вопросы психологии.-1966. - № 6.- С. 62-76 12. Гамезо, М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Введение в психологию. Личность и деятельность. [Текст]:/ М.В. Гамезо, А.П. Гуркина, И.А Домашенко и др., под ред. М.В Гамезо. - М. Просвещение, 2012.-176с. 13. Головина, Н.Ф. Педагогика [Текст]: учебник / Н.Ф Головина. - М.: Академия, 2013.- 240с. 14. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]: / Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2010. - 655с. 15. Григорьев, В.М. Народная педагогика игры [Текст]: / В.М. Григорьев. – М.: Народная педагогика, 2010. - 655с. 16. Гузяева, Н.В. Психологические средства коррекции тревожности личности: Дисс.. канд. психол. наук [Текст]: / Н.В. Гузяева. - Томск, 2009. - 208с. 17. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст]: учебник / В. В. Давыдов. - М.: Интор, 2010. 18. Дьяченко, М. И. Психологический словарь [Текст]: М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2011.-576с. 19. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов [Текст]: / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 383с. 20. Захаров, A.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст]: учебник / А. И Захаров.- М.: Просвещение, 1986.- 39с. 21. Измайлов, А.Э. Народная педагогика [Текст] / А.Э. Измайлов.- М.: Педагогика, 2011.-234с. 22. Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. № 5.М.: 2000. -218с. 23. Имедадзе, И.В Тревожность как фактор учения в школьном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 2009. – 240 с. 24. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и средн. пед. учебн. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-314с. 25. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л. М. Костина. – СПб., 2011. 26. Костенко, В.В. Тревожные дети [Текст] : учебник В.В. Костенко. –М.: Просвещение, 2010. 27. Кученко, Т.О. О детской тревожности [Текст] / Т.О. Кученко // Воспитание школьников. - 2002.- №5. – С.75 28. Лебединский, В.В. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция [Текст]/ В.В. Лебединский, О.С. Никольская. – М., 2000. 29. Лютова, Б.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми [Текст]/ Е.К. Лютова.- СПб, 2012. 30. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. / Вопросы психологии [Текст] / Н. Д. Левитов.- М, 2009. 31. Левина, И.И. Коррекционно - развивающее обучение [Текст] / И.И. Левина. - М, 2003. 32. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - М., 2010. 33. Микляева, А.В. Школьная тревожность [Текст]: диагностика, профилактика, коррекция/ А.В. Микляева, П.В. Румянцева.- СПб.: Речь, 2006. – 248с. 34. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]: Учебное пособие/ М.: Педагогическое общество России, 2011.- 320с. 35. Немов, Р.С. Психология: Учебник: в 3-х кн. Кн. 3.Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов.-3-е изд.-М.: Академия, 2009. – 348с. 36. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ, Сфера, 2001. 37. Оклендер, В. Окна в мир ребёнка: руководство по детской психотерапии [Текст] / В Оклендер. - М., 2001. 38. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. – М., 2000. 39. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. [Текст] / А.В. Петровский. – М., 2003. 40. Прихожан А.М. Психология науки и образования [Текст]:/Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан. - М.: 2008.-125с. 41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. [Текст]:Учебное пособие / Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС, 1996. 42. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, семья, детство [Текст] / А. С. Спиваковская. - М., Издательство Речь, 2009.- 270с. 43. Сахипова, Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики : учеб. пособие / Р.А. Сахипов. - М. : Изд - во МПСИ, 2005.-143 с. 44. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников [Текст] / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. – 2013. – № 9. – С.26 – 35. 45. Тревога и тревожность [Текст]:/ Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2009. – 368с. 46. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]: / Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976.-307 с. 47. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с. 48. Фрейд, З. Эго и механизм психологической защиты [Текст]:/ З. Фрейд. – М.: 2008. – 69с. 49. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М., 2005. 50. Шангина, И.И. Русские дети и их игры [Текст]: / И.И. Шангина. - М.: Искусство, 2010. 51. Шорыгина, Т.А. Общительные сказки [Текст]: / Социально - нравственное воспитание / Т.А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2005.-80с.
Отрывок из работы

1.1. Сущность понятия «тревожность» Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности". Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [27]. По определению Р.С. Немова: "Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях" [20]. По определению А.В. Петровского: "Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности [30]. Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Тревожность – как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги" [4]. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает нервозы и тревожность [13, с. 278]. В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на тревожности и нервозы. По его мнению, в их основе лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определённой позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчётливо видно, что в основе нервоза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги [13, c. 278]. Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм, считая, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен. Но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был «отчуждён» от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром привычными узами, которые Э.Фромм называет «естественными социальными связями», существующими в первобытном обществе. С ростом капитализма разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавится от тревоги, порождённой «негативной свободой», человек стремится избавиться от самой этой свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги [13, c. 278]. Эти учёные пытаются показать различные механизмы избавления от тревоги. Э. Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе «бегство в себя», лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от неё. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по его мнению, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги [9, с.187]. Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызывает у ребёнка страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх. При помощи тревоги ребёнок может избежать страха. В возникновении тревоги большое значение отдаётся семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношении ребёнка с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности. Проблема школьной тревожности стала предметом специального исследования К. Хорни. В его теории главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. Отечественные психологи отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определённое состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека [3, c. 175]. По определению С.С. Степанова «тревожность – это переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [20, с. 78]. Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Термин «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. По мировой статистике, обычная «норма тревожности» - 15% , в России – 60 – 70% [5, с. 15]. По определению А.М. Прихожан, «тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [11, с. 7]. Вопрос о причинах тревожности является центральным и исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не всегда определяется им полностью. Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее выделяются два типа источников тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, с одной стороны, и внутренние психологические или психофизиологические – с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения. И.А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя», личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С.А. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее» [2, с. 19]. Отечественные психологи одной из причин школьной тревожности у детей младшего школьного возраста считают неадекватно высокую самооценку, которая складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребёнка, захваливания, преувеличение его достижений, а не как проявление врождённого стремления к превосходству. Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает младшего школьника. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Такое состояние не может не вызвать у ребёнка переживаний тревоги. Первоначально тревога обоснована. Она вызвана реальными для младшего школьника трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребёнка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру. Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания школьной тревожности, как результат реальной тревоги возникающей в определённых неблагоприятных условиях жизни младшего школьника, как образования, возникающее в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое [14, c. 91]. Большое число авторов считают, что школьная тревожность является составной частью состояния сильного психического напряжения - «стресса». При всех различиях в толковании понимании «стресса», все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях [20, c. 104]. Поэтому стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. Можно выделить две большие группы признаков школьной тревожности: первая – физиологические признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая – реакции, протекающие в психической сфере. Что касается педагогического процесса, то чувство школьной тревожности неизбежно сопровождает учебную деятельность младшего школьника в любой, даже в самой идеальной школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность ученика не может, не сопровождается тревогой. Полностью снять состояние школьной тревожности, можно лишь устранив все трудности познания, что нереально. Школьная тревожность так же обуславливается возрастными особенностями. Чем старше становится школьник, тем конкретнее, тем конкретнее реалистичнее его тревоги. Школьную тревожность бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае унижающие других младшие школьники тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А их поведение и внешний вид – лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить так, как хотелось бы. Другой часто встречающийся исход тревожных переживаний – пассивное поведение, вялость, апатия, безынициативность. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешился за счёт отказа от любых стремлений. Тревожные дети младшего школьного возраста отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Они характеризуются не только завышенной самооценкой, которую мы рассмотрели выше, но и низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Такие дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно увидеть заметную разницу в поведении на занятиях. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Одна из причин, вызывающих детскую школьную тревожность – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с окружающими. Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматривается как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Анализируя представленный материал, можно сделать вывод о том, что школьная тревожность в младшем школьном возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно долгого периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, школьная тревожность характеризуется своеобразным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты. 1.2. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития (А.М. Прихожан, 1998). Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно выделить: 1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, 1988 и др.); 2. Нарушения внутрисемейного и или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, 1998; А.С. Спиваковская, 1998 и др.); 3. Соматические нарушения (Ю.В. Щербатых, П.И. Ивлева, 1998 и др.). Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного: 1. негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение; 2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями; 3. противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, 1988). В соответствии с онтогенетическими закономерностями психического развития, можно описать специфические причины тревожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства. У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель. Устойчивым личностным образование тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться. Я-концепция ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством (А.М. Прихожан, 1998). Я – концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в воспитании и адекватной оценке собственных успехов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаше всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими. Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект (А.М. Прихожан, 1998). Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»), что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах (А.И.Захаров, 1997; Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова,1988; Л.В. Макшанцева,1988). Таким образом, детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития. Как устойчивая личностная она черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации. Описанные особенности детской тревожности и ее специфика на каждом этапе онтогенеза определяют характер развития и феноменологию особого вида тревожности – школьной тревожности. Хотя понятие «тревожность», по сути, перенесено из психиатрии, оно прочно обосновалось в различных отраслях психологии, в том числе и в педагогической психологии, которая анализирует причины возникновения и формы школьной тревожности, связанной с переживанием школьного неблагополучия. В литературе встречаются разные обозначения устойчивого переживания школьного неблагополучия: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогенный невроз», «дидактогения». Вместе с тем, между этими понятиями можно провести определенные различия. Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутри личностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т.п.) перед посещением школы (М. Раттер, 2000). Понятие «школьная фобия» используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Однако в значительной части случаев речь идет именно о непреодолимом страхе, неврозе в собственном смысле слова. Термин «дидактогения», «дидактогенные неврозы» используются для того, чтобы указать, что тревога. Страх ребенка вызваны непосредственно системой обучения (или более узко – отношение к ребенку педагога, поведением учителя). Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний. Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 67 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg