1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ПОД/ФТ), В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последние десятилетия значительно возросло влияние трансграничного движения финансовых ресурсов на состояние экономики, на социальную и политическую ситуацию в различных странах мира, связанное с процессом глобализации и, прежде всего, его финансовой стороной. Мировая практика показывает, что колебания в объемах притока или оттока капитала является катализатором развития, либо представляет угрозу для реализации социально и экономически ориентированных задач .
Динамично развивающееся экономическое пространство и новые финансовые продукты спровоцировали востребованность со стороны криминальных групп дополнительных возможностей для расширения инвестиционного поля через механику легализации доходов, полученных незаконным путем.
Следовательно, выявление процессов легализации доходов приобретает первостепенное значение для сохранения стабильности работоспособности финансовой системы. Исследование процессов отмывания доходов - это задача всего мирового сообщества, направленная на изучение данного явления и разработку мер по противодействию и компенсации его негативных последствий.
Дополнительно для определения сущности процесса легализации преступных доходов, необходимо провести ретроспективный анализ зарождения этого социально-экономического феномена с целью выявления институтов его трансформации.
Изучение литературных источников свидетельствует о существовании феномена противоправных действий, аналогичных легализации преступных доходов, на протяжении всей истории человечества.
На основе ранней, документально подтвержденной информации имеются данные о противоправных деяниях с нелегально полученным имуществом. Данный этап можно характеризовать как доинституциональный, т.к. полного оформления описываемого явления не происходит.
В статье 47 Псковской судной грамоты 1467 года, говорится о необходимости подтверждения законности совершения сделки через принесение присяги в том, что имущество находится в собственности на законных основаниях .
Позднее, в 1649 году, Соборным уложением устанавливалась ответственность как за сокрытие, хранение, так и за перепродажу похищенного имущества, что позволяет провести аналогию с зачатком юридического оформления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем .
Следующим этапом в формировании институционально-правовой базы явления легализации преступных доходов стало «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года», которое устанавливало ответственность за сбыт краденного либо захваченного силой, а также за покупку имущества у лица, незаконно владеющего им . Данным документом был сформулирован ряд оснований незаконного совершения операций, который, формирует квалифицирующие признаки отмывания доходов, нашедшие отражение в современных нормативных актах различных стран.
Этап институционального становления легализации криминальных доходов рассматривается как состоявшийся при возникновении термина «отмывание денег» («money laundering») для определения процесса преобразования денег, полученных преступным путем, в имущество, имеющее вид правомерно полученного, связано с деятельностью чикагского гангстера Аль Капоне.
Стоит также отметить Мейера Лански, использовавшего в своей незаконной деятельности принятый в 1934 году Швейцарский акт о банковской тайне.
Воспользовавшись коррупционным кубинским режимом и своим банком, он организовал международную преступную группировку по переводу «грязных» денежных средств из США и Швейцарии в Гавану, где они отмывались под видом легальной прибыли от иностранных инвестиций.
М. Лански организовал преступную схему, где отмечена ключевая роль банковской системы. Он первым оценил преимущества швейцарских номерных счетов, оффшорных юрисдикций и возможностей финансово-банковского сектора в международных переводах денежных средств .
Выражение «отмывание денег» получило широкое распространение в США в 1973 г. в связи с обсуждением в СМИ материалов слушаний по Уотергейтскому делу, включая эпизод с отправкой в Мексику 200 тысяч долларов пожертвований, использованных затем для финансирования незаконных операций в рамках предвыборной кампании Никсона .
Вместе с тем, с развитием глобализации явление легализации криминальных доходов приобретает транснациональные черты. Так, после 1980 года вышеуказанный термин стал использоваться в судебных процессах и позднее получил закрепление в ряде международных актов. Так, в Венской Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года не содержится формализованного понятия «отмывание денег», в то же время в пункте 1 статьи 3, описывающем действия, образующие состав противоправного деяния, прослеживается характерное содержание современного понимания изучаемого феномена.
В частности, в тексте конвенции содержится ряд утверждений, по смыслу описывающих понятие «отмывание доходов» и содержащих ключевые аспекты этого явления:
• передача имущества, если доказано, что оно получено в результате преступления или участия в правонарушении в целях сокрытия незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении преступления, с тем, чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
• сокрытие или утаивание истинной природы, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или в результате участия в правонарушении;
• приобретение или использование имущества, владение им, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, полученным преступным путем .
Следующим этапом становления понятия «отмывание доходов» стала Декларация Базельского комитета 1998 года, о предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денежных средств. Данный международный акт впервые нормативно закрепил методы реализации процесса легализации криминальных доходов через использование банковской системы.
Страсбургская конвенция Совета Европы принятая в 1990 году об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности в статье 6 содержит понятие «отмывание доходов от преступлений».
В таблице 1.1. систематизированы определения термина «отмывание доходов» представленные в различных международных и российских документах.
Таблица 1.1. Систематизация понятия легализации доходов, полученных преступным путем, в международных и российских документах
Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции
(31 октября 2003 года) Правонарушение, в результате которого были получены доходы, в отношении которых могут быть совершены деяния, образующие состав преступления:
a) i) конверсию или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собои? доходы от преступлении?, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;
ii) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлении?;
b) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы:
i) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлении?;
ii) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлении?, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении.
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма
(ETS N 198)
(Варшава, 16 мая 2005 года) Преступление, в результате которого были получены доходы, которые могут стать объектом преступления в соответствии со статьей 9 Конвенции:
a) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного преступления, избежать правовых последствии? своих деянии?;
b) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;
и, при соблюдении своих конституционных принципов и основных концепции? своей правовой системы;
c) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, полученным преступным путем;
d) участие или соучастие в любом из преступлении?, определенных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также за помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.
Конвенция об отмывании выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности
(ETS N 141)
(Страсбург, 8 ноября 1990 года) Преступление, в результате которого были получены доходы, которые могут стать объектом преступления:
a) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного преступления, избежать правовых последствии? своих деянии?;
b) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;
и, при соблюдении своих конституционных принципов и основных концепции? своей правовой системы;
c) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;
d) участие или соучастие в любом из преступлении?, определенных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также за помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.
Директива Совета Европейского Сообщества от 10 июня 1991 года 91/308/ЕЕС «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег» в статье 1 - конверсия или перевод имущества, если известно, что такое имущество приобретено в результате преступной деятельности или участия в преступной деятельности в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в осуществлении такой деятельности, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;
- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, размещения, способа перемещения имущества или прав на имущество, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
- приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество приобретено в результате преступной деятельности или участия в такой деятельности;
- участие, причастность, покушение на совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при совершении любых действий, указанных выше.
Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействи легализациии (отмыванию) доходов, полученным преступным путем и финансированию терроризма» Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 174 Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем понимается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Закон “О банковской тайне” (The Currency and Foreign Transactions Reporting Act of 1970 (Bank Secrecy Act/BSA)), принятый в 1970 году, стал одним из первых шагов по нормативному закреплению обязанности кредитных учреждений собирать, хранить и анализировать информацию о клиентах и их транзакциях, направления сообщений в пределах итоговых сумм, а также установившего перечень санкций, применяемых за нарушение установленного указанным Законом порядка.
Следующим этапом, создавшим предпосылки для формирования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, стало издание Рекомендаций Европейского совета от 27 июня 1980 г. за N R(80)10, настоятельно рекомендующих банкам и небанковским кредитным учреждениям предпринимать меры предосторожности и избегать злоупотребления их услугами за счет идентификации клиента.
Точкой отсчета создания глобальной системы по противодействию легализации доходов, полученных криминальным путем, и финансированию терроризма можно считать 1988 г. Именно 20 декабря 1988 г. была принята Венская конвенция ООН “О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ” (Действующее международное право. Т. 3. С. 60 – 89., 1997) , которая впервые на уровне международной организации вывела отмывание денег в отдельную категорию преступлений (ст. 3 Конвенции), а также предусматривала необходимость развития международных отношений в сфере борьбы с отмыванием денежных средств.
В июле 1989 г. на встрече G7 в Париже по инициативе Президента Франции создается Группа по борьбе с отмыванием денег Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) (Financial Action Task Force)).
Основными задачами ФАТФ стали разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, развитие надежных и эффективных региональных органов, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ, и расширение сотрудничества с соответствующими международными организациями.
В феврале 1990 г. Группа разрабатывает Сорок рекомендаций по противодействию отмыванию денег. Сорок рекомендаций были пересмотрены в 1996 г. и включали новые методы против отмывания нелегальных доходов.
Принятая 08.11.1990 в Страсбурге Конвенция Совета Европы “Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности” (ETS N 141) создала действенные механизмы конфискации имущества, полученного преступным путем. В соответствии с Конвенцией отмывание доходов признано самостоятельным преступлением с широким списком предикатных преступлений. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию лишь 7 мая 1999 г.
Для координации деятельности стран ЕС в сфере противодействия отмывания доходов, полученных криминальным путем, и финансированию терроризма в 1991 г. Советом Европы принимается Директива Совета Европейского сообщества от 10 июня 1991 г. N 91/308 “О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег”.
В июне 1995 г. было создано Международное объединение подразделений финансовой разведки – группа “Эгмонт”, которая первоначально объединила представителей 24 подразделений финансовых разведок со всего мира, основной задачей которых было противодействие легализации криминальных доходов.
В 1996 г. в США были созданы Правила по осуществлению переводов (Funds Transfer Rules), предъявляющие дополнительные требования к платежным поручениям клиентов на суммы, превышающие 3 тыс. долларов США.
В декабре 1998 г. Базельский комитет выпустил Рекомендации по предотвращению использования банковской системы в целях легализации нелегальных доходов (Prevention of criminal use of the banking system for the purpose of money-laundering).
В январе 2000 г. стала открыта для подписания Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1999 г.). Россия подписала Конвенцию в 2000 г. и ратифицировала ее в 2002 г. с заявлениями (Федеральный закон от 10.07.2002 N 88-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России в декабре 2002 г. .
Роль международного банковского сообщества в развитии глобальной системы ПОД/ФТ проявлялась через деятельность Вольфсбергской группы, а также Базельского комитета по банковскому надзору.
В 2001 г. Базельским комитетом по банковскому надзору принимаются Методические рекомендации по идентификации клиентов банков (Customer due diligence for banks).
Период с 1989 по 2001 г. стал периодом становления международной и национальных систем по противодействию отмыванию преступных доходов. В ходе данного периода была разработана международно-правовая база в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также созданы международные специализированные организации.
Период создания системы противодействия финансированию терроризма и усиление роли международных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма начался с 11 сентября 2001 г. – даты совершения террористических актов в США.
В ответ на это Конгресс США в октябре 2001 г. издает U.S.A. P.A.T.R.I.O.T. ACT, расширивший права ФБР по электронной слежке и подслушиванию, что многими было расценено как нарушение четвертой поправки к Конституции США, и вызвал целый шквал недовольства демократического общества США. Однако Закон содержит ряд норм, действительно позволяющих противодействовать как финансированию терроризма, так и отмыванию денежных средств за счет ужесточения внутренних процедур (дополнительная идентификация клиентов, Due Diligence, усиление надзора) и распространения действия Закона на иностранные банки-респонденты.
Терроризм стал вызовом к международному сообществу. В октябре 2001 г. ФАТФ издает Восемь специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, которые содержали ряд специальных мер по борьбе с финансированием террористических актов и террористических организаций.
В 2002 г. ФАТФ издает Рекомендации для финансовых учреждений по определению операций, связанных с финансированием терроризма. В 2003 г. принимается ряд правовых актов, среди которых Двадцать пять основных критериев ФАТФ, препятствующих международному сотрудничеству в борьбе с отмыванием денег. Также принимаются изменения в Сорок рекомендаций ФАТФ и разъяснения к данным Рекомендациям.
В 2001 г. принята Вторая директива Европейского парламента и Совета ЕС от 4 декабря 2001 г. (2001/97/EC), установившая исходя из последствий событий 11 сентября 2001 г. ограничения на гражданские права жителей Европы в части информирования банками, фондами, организациями, осуществляющими операции с ценными бумагами, обменными пунктами, страховыми компаниями, налоговыми консультантами, аудиторами, маклерами по недвижимости, адвокатами и нотариусами уполномоченных органов государств о фактах совершения клиентами подозрительных операций и заключению сделок.
В январе 2002 г. Вольфсбергская группа принимает Положение о пресечении финансирования терроризма, а также дополняет Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (The Wolfsberg Anti-Money Laundering Principles for Private Banking) принципами взаимодействия с банками-корреспондентами.
На Генеральной Ассамблее ООН в апреле 2002 г. принимаются Меры по борьбе с коррупцией, Меры по борьбе с отмыванием денег, Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века.
В июне 2003 г. Группа по борьбе с отмыванием денежных средств разработала Восемь специальных рекомендаций по вопросам противодействия финансированию терроризма.
В 2003 году ФАТФ вновь предпринимает полную переработку Сорока рекомендаций. Были ужесточены правила обращения с политически важными персонами (Politically Exposed Persons), была письменно зафиксирована ответственность банков в отношении счетов банков-респондентов.
В мае 2005 г. в Варшаве была заключена Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (CETS N 198). Конвенция была подписана Российской Федерацией 26 января 2009 года и ратифицирована 26 июля 2017 года.
В октябре 2005 г. Европейским парламентом и Советом принята Директива Европейского парламента и Совета 2005/60/EC «О предупреждении использования финансовых систем в целях отмывания денег и финансирования терроризма» (Третья директива ЕС), полностью учитывающая последнюю редакцию Сорока рекомендаций FATF.
Отличительными чертами данного периода развития международной системы стали, во-первых, усилившаяся роль ФАТФ как основной международной специализированной организации в сфере финансового мониторинга, а во-вторых, включение в объект финансового мониторинга не только вопросов по противодействию отмыванию преступных доходов, но и вопросов по противодействию финансированию терроризма.
Российский период развития системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральный закон N 115-ФЗ от 1 февраля 2002 г. обязал кредитные организации, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды, выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции и информировать о них Комитет по финансовому мониторингу, который, в свою очередь, должен при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о связи таких операций с легализацией преступных доходов, передавать соответствующую информацию в правоохранительные органы.
Однако началом деятельности российских субъектов финансового мониторинга можно считать принятые Банком России в 1997 г. на основе Рекомендаций ФАТФ Методические рекомендации от 3 июля 1997 г. N 479 по вопросам работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации , носящие рекомендательный характер, но изданные в рамках проверки качества источников формирования уставного капитала кредитных организаций.
Принятый Федеральный закон N 115-ФЗ, а также внесенные изменения в иные законодательные акты, включая Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы “О рынке ценных бумаг”, “О банках и банковской деятельности”, лишь законодательно закрепили Банк России и кредитные организации как основных агентов финансового мониторинга.
Через несколько месяцев после принятия Федерального закона N 115-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 был образован федеральный орган исполнительной власти – Комитет по финансовому мониторингу (КФМ России), который был уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов .
Банк России строил систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма среди кредитных организаций по следующим основным взаимосвязанным направлениям:
– нормативно-правовое обеспечение;
– методическое и кадровое обеспечение;
– организационно-техническое обеспечение;
– надзор за исполнением кредитными организациями законодательства и нормативных актов;
– противодействие обналичиванию как наиболее распространенной в российских условиях и опасной формы отмывания .
В октябре 2002 г. Россия была исключена из списка несотрудничающих стран и территорий ФАТФ. Исключение России из черного списка принципиально стало возможным благодаря приведению многих российских законодательных актов в соответствие с международными нормами и активной международной деятельности Росфинмониторинга.
Как следствие усиления международной борьбы с финансированием терроризма, с января 2003 г. действие Федерального закона N 115-ФЗ было распространено и на противодействие финансированию терроризма. Данные изменения были внесены в целях выполнения обязательств по Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 88-ФЗ), Резолюции Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. N 1373 о замораживании активов террористов и исходя из принятых в октябре 2001 г. 8 специальных рекомендаций ФАТФ.
В июне 2003 г. на сессии ФАТФ в Берлине Россия стала 30-м полноправным членом ФАТФ. С этого момента Россия в качестве полноправного члена вместе с ведущими странами мира участвует в разработке международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма во всем мире.