1.1 Административные правонарушения: понятие, состав
В законодательном порядке правоприменительная практика таможенных органов Российской Федерации в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела в настоящее время регламентируется положениями КоАП РФ.
Действующий Кодекс был принят Федеральным законом N 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года.
В данном нормативном документе содержится следующее определение понятия «административное правонарушение»: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Исходя из этой правовой нормы, правонарушение в сфере административного права может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия отдельного взятого лица по отношению к иным субъектам административного права.
Анализ статей КоАП РФ позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:
- противоправность, т.е. нарушаются одно или несколько предписаний, установленных источниками административного права (положений КоАП РФ, законов субъектов РФ должностных инструкций, указаний федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления)
- виновный характер, т.е. деяние (бездействие) нарушает общепринятые правовые нормы и/или нормы морали. В таможенной практике примером действия может служить нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), а примером бездействия – недекларирование товаров (ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ).
- наказуемость деяния означает, что за его совершение обязательно должна быть установлена именно административная ответственность либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях, так как за многие противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например, дисциплинарная. К тому же остаются случаи, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В этих случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением. Кроме того, по мнению многих специалистов, а также исходя из содержания статей КоАП РФ, можно сказать, что признаком является общественный характер деяния (бездействия) .
Кроме его формального определения, суть административного правонарушения может быть рассмотрена исходя из его признаков.
Первым признаком административного правонарушения является его общественная вредность. Деяние (бездействие) посягает на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих и/или общественных отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в виде реального вреда, так и в виде создания условий для его наступления.
Степень общественной опасности можно определить на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного деяния; наличие его последствий; характер вины; личность правонарушителя.
Административный проступок обладает меньшей степенью общественной опасности, чем преступление. Разделение этих видов правонарушений производится исходя из степени их общественной опасности. «Степень общественной опасности – вот тот критерий», - подчеркивает А.Е. Лунев .
Вторым признаком является административная противоправность. Данное деяние (бездействие) прямо запрещено статьями какой-либо части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Нормы, которые субъект нарушает, «могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений.
Важная новация определена в ст. 1.1 КоАП РФ, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях, и что ранее предусмотренная многими федеральными законами административная ответственность определяется теперь только в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ.
Третий признак – это деяние, совершенное сознательно, волевым действием или бездействием одного, или нескольких человек.
Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения – это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.
Пятым признаком административного правонарушения является его виновность, т.е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно. Отметим, что данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию.
Шестым признаком административного правонарушения является наказуемость. Данный признак указывает на то, что административная ответственность наступает за совершение конкретного деяния, регулируемая нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ.
Общим свойством для всех административных правонарушений является возможность применения административных взысканий. В случае, когда виновного привлекают к административной ответственности, значит был совершен проступок, который является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Бывают случаи, когда наказание за совершенный проступок не применяется, например, истек срок давности или отменена норма и т.д. Применение административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения – обязательный признак правонарушения.
Таким образом, признаков административного правонарушения можно выделить достаточно большое количество.
Признаки административного правонарушения отличаются от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Под составом административным правонарушением понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, которые характеризуют конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
Субъектом таможенного правонарушения является лицо, которое совершило административное правонарушение, закрепленное в статьях главы 16 КоАП РФ. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.
В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ юридическое лицо как субъект правонарушения подлежит административной ответственности. Его понятие раскрывается в статье 48 Гражданского кодекса РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» .
Юридическое лицо можно признать виновным только в том случае, если будет установлено, что, имея возможность соблюдения законодательства, но оно не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, в случае нарушения которых, наступает административная ответственность за совершенное деяние. Ответственность юридического лица наступает только в тех случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах.
Таким образом, привлечение юридического лица к административной ответственности, является одним из самых сложных вопросов привлечения лиц за нарушения таможенных правил.
С одной стороны, вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц.
Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность .
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Объективная сторона таможенного правонарушения характеризуется как внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы главы 16 КоАП РФ.
К признакам объективной стороны могут относиться:
- время совершения правонарушения. К примеру, фактическое перемещение товаров через таможенную границу вне времени работы таможенных органов (ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);
- место совершения правонарушения. Например, ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо пунктов пропуска через Государственную границу и иных установленных мест прибытия (п.1 ст. 16.1 КоАП РФ);
- способ совершения правонарушения, который представляет собой приемы, применяемые правонарушителем для совершения противоправного деяния. Например, нарушение таможенных правил способом представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП РФ);
- признак «третьего лица» в той или иной форме участвующего в правоотношениях. Например, совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в Реестр таможенных представителей (ч.1.ст. 16.23 КоАП РФ) .
Анализ объективной стороны показывает, что данный элемент многообразен в своем проявлении. Объективную сторону характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства.
Повторность характеризуется тем, что одно и то же лицо в течении года совершает правонарушения являющимися однородными, за которые оно уже было привлечено к административной ответственности. Данный признак может служить отягчающим обстоятельством за привлечение к ответственности повторно.
Неоднократность - совершение лицом двух и более проступков, ответственность за которые предусмотрена одной статьей КоАП РФ.
Признак злостности характеризуется многократным нежеланием привлекаемого к ответственности лица подчиняться предъявленных законным требованиям.
Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года более трех раз в определенной сфере, одним и тем же субъектам.
Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых правонарушитель должен привлекаться к административной ответственности.
Объектом таможенного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами таможенного законодательства, которым причиняется вред либо угроза причинения вреда. Простыми словами, это то, на что направлено правонарушение.
«В науке административного права принято выделять общие, родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым» .
Общий объект можно определить, анализируя статью 1.2. КоАП РФ. Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.
Родовым объектом признается совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в особенности части КоАП РФ. В частности, родовым объектом будет являться административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил главы 16 КоАП РФ).
Непосредственным объектом таможенного правонарушения являются конкретные общественные правоотношения, которые возникают на стадиях таможенных операций, таких как декларирование товаров, взимания и уплаты таможенных платежей, помещения товаров на склад временного хранения, проведения таможенного контроля и т.д.
Видовым объектом посягательства являются: общественная нравственность, честь, достоинство, спокойствие граждан.
Говоря о субъективной стороне, то это прежде всего вина.
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Вина физического лица может отражается в его психическом отношении к совершаемым действиям и их последствиям. Что касается установление вины в отношении юридического лица, то для признания его виновным в совершении конкретного деяния, необходимо доказать, что юридическое лицо могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. КоАП РФ выделяет две формы вины – умысел и неосторожность. Описание данных форм вины практически совпадает с приведенным в ст. 24- 26 УК РФ . Однако в отличие от уголовного законодательства, КоАП РФ не выделят виды умысла и неосторожности. Вместе с тем, это сделано в теории административного права с учетом положений КоАП РФ.
Выделяют два умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий» .
Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, в первом случае лицо осознает противоправность своего действия (бездействия), а во втором лицо предвидит неизбежность или возможность наступления административного наказания. Волевой компонент можно охарактеризовать как, в желании лица наступления вредных последствий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность.
Помимо вышеизложенного, данный Кодекс определяет виды административных наказаний, принципы назначения наказаний, порядок и условия привлечения к административной ответственности, включая порядок производства по делам об административных правонарушениях, порядок обжалования постановлений об административной ответственности, а также порядок исполнения указанных постановлений.
Вопросам административной ответственности за таможенные правонарушения посвящены главы 1-4, 7, 14-16, 22-32 КоАП РФ. Особое место в КоАП занимает глава 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».
За годы практического применения положений КоАП РФ были выявлены пробелы, связанные преимущественно с вопросами рассмотрения соответствующих споров и обжалования постановлений о привлечении к ответственности. В частности, сохраняется неопределенность в отношении подведомственности споров об обжаловании постановлений о привлечении к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вынесенных государственными органами (должностными лицами).
Указанные недостатки и выявляемые в процессе правоприменения противоречия в настоящий момент устраняются путем внесения изменений и дополнений в действующий КоАП РФ.
Согласно данным, озвученным председателем Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Владимиром Плигиным в интервью «Российской Газете» , за период существования КоАП в него было внесено более 2000 поправок. Кроме того, ряд его положений были признаны Конституционным Судом РФ, не соответствующими Конституции РФ и впоследствии приведены в соответствие с основным законом страны.
Подводя итог, на сегодняшний момент можно констатировать, что в ходе многочисленных изменений Кодекс был существенно модернизирован и адаптирован к современным экономическим и общественно-политическим обстоятельствам, но, не смотря на этот факт, количество возбужденных дел в отношении участников ВЭД имеет тенденцию к росту. Поэтому дальнейшее совершенствование норм Кодекса об административных правонарушениях носит рекомендательный характер для законодателя.
1.2 Общая характеристика правонарушений, закрепленных главой 16 КоАП
В настоящее время многие государства придают большое значение нормам международного права, что объясняется необходимостью обеспечения международной безопасности, и усилением интеграционных процессов. Особое внимание уделяется международному таможенному праву, которое представляет собой систему норм и принципов, контролирующую отношения между государствами и другими субъектами международного права в ходе их сотрудничества в сфере таможенного регулирования . Международное таможенное право выполняет ряд функций, среди которых можно выделить правоохранительную и защитную. Правоохранительная функция выражается в раскрытии и пресечении таможенных правонарушений. Защитная функция международного таможенного права состоит в защите интересов международного сообщества в целом и каждого государства отдельно, а также в поддержании мирового правопорядка путем установления запретов и ограничений на перемещение объектов, представляющих общественную опасность.
Выше обозначенные функции служат для предотвращения совершения правонарушений в области таможенного дела. Таможенные правонарушения представляют собой серьезную угрозу для экономик государств, поэтому установление ответственности за них требует точности и строгой определенности. Определение таможенного правонарушения необходимо для установления юрисдикции таможенных органов и обеспечения взаимопомощи между таможенными органами различных стран.
За 2017 год согласно показателей правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства наибольшее количество дел об административным правлнарушениям возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (32% от общего количества возбужденных), несоблюдения запретов или ограничений (16%), а также невывоза с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и транспортных средств в установленные сроки временного ввоза (13%) .
Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, табак, валюта, текстильные материалы и изделия, алкогольная продукция, продукция растительного происхождения, а также древесина и изделия из неё.
Проблема определения таможенных правонарушений включает в себя два аспекта:
? установление различий между таможенными правонарушениями и другими правонарушениями;
? установление различий между таможенными правонарушениями и таможенными преступлениями .
Определение таможенного правонарушения в международном таможенном праве устанавливается на глобальном, региональном и двустороннем уровнях.
Контрабанда, например, в международных актах определяется как преступление, которое должно классифицироваться в соответствии с национальным законодательством. Однако, некоторые международные акты определяют контрабанду как правонарушение и дают государствам возможность самим классифицировать это деяние или как преступление, или как административное правонарушение .
Главным международным актом, определяющим таможенные правонарушения, является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1973) и её приложение H . Это приложение устанавливает стандарты и рекомендации, которыми пользуются таможенные органы при расследовании и классификации таможенных правонарушений, аресте и задержании товаров и транспортных средств. В приложении Киотской конвенции, а также в Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений таможенное правонарушение определяется как любое нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства. Такое общее и сжатое определение не называет конкретные виды таможенных правонарушений, поскольку в приложении Киотской конвенции установлено, что национальное законодательство само определяет таможенные правонарушения и условия, при которых проводится расследование. В то же время Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений выделяет такое таможенное правонарушение как обман таможенных органов в виде контрабанды. Обман таможни представляет собой таможенное правонарушение, при котором лицо сознательно вводит в заблуждение таможенные органы и таким образом, полностью или частично, уклоняется от уплаты экспортных и импортных пошлин и налогов или нарушает, установленные таможенным законодательством, запреты и ограничения или получает другие выгоды, нарушая таможенное законодательство .
Таким образом, таможенное правонарушение определяется как действие, нарушающее установленную международными нормативно-правовыми актами процедуру перемещения товаров через таможенную границу, влекущую за собой административную или уголовную ответственность .
В зависимости от степени общественной опасности и причинённого вреда в сфере таможенного регулирования правонарушения разделяют на преступления, административные правонарушения и дисциплинарные проступки, которые посягают на нормальную деятельность таможенных органов. И те, и другие являются нарушениями таможенных правил, но те правонарушения, которые имеют наибольшую степень опасности относят к преступлениям, за которые предусмотрена уголовная ответственность . Таким образом, о том, что правонарушение является преступным и влечет за собой уголовную, а не административную ответственность свидетельствует наличие именно общественной опасности . В соответствии с законодательством РФ за совершенное правонарушение и его последствия ответственность конкретного субъекта таможенного права должна наступать неизбежно.
Административная ответственность в соответствии с КоАП РФ наступает если субъект таможенного права совершил правонарушение, которое не влечет уголовной ответственности.
В отношении специального субъекта таможенного права (сотрудника таможенных органов) за дисциплинарные проступки в сфере таможенного регулирования предусмотрен дисциплинарный вид ответственности .
Опираясь на понятие административного правонарушения, закрепленное в ч. 1 ст. 2.1 КоАП ПФ и анализируя нормы гл. 16 КоАП РФ нарушения таможенных правил можно определить, как виновные противоправные действия либо бездействия, которые посягают на:
? порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
? порядок обложения таможенными пошлинами;
? порядок осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств;
? порядок предоставления таможенных льгот .
Таким образом, как отмечено ранее, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) – это особый вид нарушения законодательства. Объектом таких нарушений выступают общественные отношения, урегулированные нормами административного права, права Евразийского экономического союза, нормы законодательства РФ о таможенном деле. Они охраняются мерами административной ответственности РФ. Субъекты указанного вида административного правонарушения – индивидуальные частные субъекты, перемещающиеся через таможенную границу ЕАЭС, а также граждане, должностные лица и юридические лица – участники внешнеэкономической деятельности. Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, направленное на нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, норм законодательства РФ о таможенном деле, за которые главой 16 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) в соответствии с правилами статьи 23.8 КоАП РФ рассматривают таможенные органы.