1.1 Сущность, виды и функции государственного долга
Государственный долг — это одно из ключевых понятий макроэкономики, которое оказывает значительное влияние на развитие экономики той или иной страны. Более того, он является одним из основных инструментов государственной политики и, в связи с этим, его использование может сказаться как с положительной, так и отрицательной стороны. Органы государственной власти, рассуждая о необходимости применения этого инструмента, должны провести тщательный анализ и сравнить, приведет ли рост государственного долга к обеспечению страны необходимыми финансовыми ресурсами и будет стимулировать экономический рост, или же приведет к эффекту вытеснения и перенесет бремя на следующие поколения.
Государственный долг — это общая величина выпущенных государством, но не погашенных займов государства (в том числе начисленные проценты), которые должны быть выплачены к определенной дате. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации — это все долговые обязательства страны перед юридическими и физическим лицами, перед другими государствами и международными финансовыми организациями. Также часто экономисты выделяют такое понятие, как чистый государственный долг – это величина (она может быть как положительной, так и отрицательной), которая определяется путем вычитания из государственного долга обязательств других стран перед этим государством.
Существуют различные классификации государственного долга.
1. по срокам:
• до 1 года (краткосрочные);
• от 1 до 5 лет (среднесрочные);
• больше 5 лет (долгосрочные).
2. по уровню государственной власти:
• долг Российской Федерации;
• долг субъекта Российской Федерации;
• долг муниципалитета Российской Федерации.
При этом следует отметить, что в РФ федеральный бюджет не несет ответственности за долги, которые взяли на себя региональные или муниципальные власти.
3. по валюте заимствований:
• рублевый долг - характеризует внутренний долг страны. Максимальная сумма возможных заимствований на внутреннем рынке устанавливается органами государственной власти и утверждаются ежегодно в законе о бюджете;
• валютный долг - характеризует внешний долг страны.
4. по виду расходов:
• текущий долг - расходы, возникающие в порядке обслуживания долга и его выплаты;
• капитальный долг - величина долговых обязательств (в том числе проценты по ним), которые не выплачены государством.
5. по социально-экономическому содержанию:
• активный долг – это займы и кредиты, которые направляются на конкретные программы и проекты в средне- и долгосрочной перспективе;
• пассивный долг – это займы и кредиты, цель которых покрытие дефицитного бюджета и финансирование текущих расходов.
Также экономисты выделают следующие формы долга государства:
? займы государства (путем выпуска ценных бумаг;
? предоставление государственных гарантий;
? кредиты, полученные от иностранных государства и международных финансовых институтов;
? договоры, заключенные между различными уровнями государственной власти России, о получении бюджетных ссуд и займов.
? дополнительные соглашения, заключенные с кредиторами о пролонгации, реструктуризации или внесении изменений в заключенные соглашения.
Таким образом, следует отметить, что классификация государственного долга осуществляется по нескольким признакам и уровням, что является необходимым для эффективного и правильного учета величины государственного долга страны.
1.2. Причины возникновения государственного долга
Государственный долг, как уже было отмечено выше, это сумма задолженности той или иной страны, которая возникла в результате необходимости у правительства страны выполнять различные поставленные цели.
Самой главной и основной причиной, из-за которой возникает государственный долг — это дефицит бюджета. Бюджет — это финансовый план государства, который определяет, как формируются доходы государства, и куда будут направляться расходы. Дефицит бюджета чаще всего возникает в кризисные для страны времена: во время войн, когда необходимо изменить структуру экономику в связи с военными нуждами и содержать армию, во времена спада экономического развития страны, когда в связи с кризисными процессами в экономике сокращается доход страны в целом.
Также среди причин бюджетного дефицита выделают:
• реализацию крупных инвестиционных проектов, цель которых структурное изменение экономической системы страны. В большинстве случаев осуществление заимствований для таких целей приводит к положительным изменениям экономике, так как развитие новых отраслей и производств, крупные инфраструктурные проекты приводят к росту экономики и как следствие, увеличению доходной части бюджета.
• кризисное состояние экономики. Циклическое развитие экономики сказывается на том, что рост экономики сменяется спадом, когда происходит снижение объемов производства, растет безработица, при этом расходы бюджета остаются на том же уровне, что приводит к дефициту.
• резкое увлечение расходов по причине усиления финансирования военно-промышленного комплекса, связанного с военными действиями
• принятие мер, снижающих налоговую нагрузку на население и бизнес, в целях повышения популярности, и решения политических и социальных конфликтов (например, накануне выборов или крупномасштабных спортивных мероприятий);
• сокращение налогового бремени с целью стимулирования экономики без соответственного пересмотра расходной части бюджета;
• чрезвычайные ситуации, природные и техногенные катастрофы, которые трудно прогнозируемы и приводят к большим убыткам.
При этом для анализа государственного долга и сравнения его величины в разные временные промежутки используется абсолютный показатель. Однако в связи с тем, что данном случае не показана связь роста долга с изменением ВВП и не учитывается инфляция, экономисты для измерения изменений величины государственного долга используют показатель относительной величины государственного долга (отношение государственного долга к ВВП), так как в нем находят отражение такие явления, как инфляция, уровень реальной процентной ставки, темп роста ВВП, объем уже имеющегося бюджетного дефицита или профицита.
1.3 Государственный долг как фактор стабильности и устойчивости экономической системы страны
Отлаженный финансовый механизм является одним из необходимых условий для достижения удовлетворительного состояния государственных финансов, улучшения инвестиционного климата, стимулирования экономического роста. Данный механизм может формироваться как из собственных средств государства, так и из заимствований.
При этом следует отметить, что наличие государственного долга не несет только отрицательнее последствия и не говорит о хроническом недостатке финансов внутри экономики самой страны, так как выпуск долговых обязательств производят правительства как развивающихся, так и развитых стран. Принципиальное различие наблюдается в том, куда впоследствии вкладываются полученные средств - в развитие финансового механизма или на обслуживание имеющихся долгов, что увеличивает риск попадания в долговую яму.
Государственный долг имеет двойственное влияние на механизм макроэкономической устойчивости страны. Макроэкономическое равновесие — это сбалансированность и пропорциональность основных показателей экономики, а именно: потребления и производства, инвестиций и сбережений, товарной и денежной масс, потребительских благ и рынков труда и капитала. В результате, макроэкономические равновесие состоит из следующих основных элементов: ресурсная, в том числе, финансовая устойчивость, финансовое равновесие.
Чрезмерное увеличение государственного долга негативно сказывается на экономической стабильности страны, так как, в большинстве случаев, растет доходность по государственным бумагам (в связи с ростом рисков), в результате инвесторы предпочитают вкладывать средства в ценные бумаги вместо осуществления реальных инвестиций в экономику. Также параллельно с этим происходит увеличение банковской реальной ставки по кредитам, что делает кредиты недоступными для реального бизнеса.
Таким образом, финансовые отношения по созданию и обслуживанию долговых обязательств оказывают влияние на состояние государственных финансов, которые в свою очередь влияют на объем потребления, инвестиции в производство и так далее.
Макроэкономическая устойчивость и финансовая стабильность возможны только тогда, когда соблюдены пропорции между производством и потреблением, ресурсами и их использованием, факторами производства и его результатами, материально-вещественными и финансовыми потоками, предложением и спросом. Если же равновесие в экономике отсутствует, то возникает необходимость в росте государственного долга, однако увеличение доли государственного долга в ВВП выше определенного уровня приводит к еще большему дисбалансу системы, так как снижаются инвестиции, государство вынуждено снижать расходы, существенную часть доходов тратить на обслуживание долга и находиться в зависимом положении от кредиторов. В условиях кризиса, несущего риски для долгосрочных перспектив устойчивого экономического развития, важнейшей задачей является поиск внутренних источников экономического роста, в том числе за счет эффективного управления государственным долгом.
Эффективное использование долга может стать драйвером финансовой устойчивости и экономического роста, что позволяет сглаживать экономические флуктуации и дает дополнительные финансовые ресурсы. Стабильное положение той или иной страны на международном рынке капитала, выполнение своих обязательств без опозданий способствует тому, что международный авторитет укрепляется, растут международные рейтинги, что позволяет привлекать инвестиции на более выгодных условиях. Также при высоких рейтингах и надежности страны, как заемщика, растет доверие со стороны международных партнеров к валюте страны, что позволяет улучшить внешнеторговые связи.
Однако кризис внешней задолженности может стать и серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического характера. На обслуживание государственного долга направляются большие средства федерального бюджета, вследствие чего возникает необходимость сокращения расходов на развитие национального производства, а также на социальные нужды, что, в конечном счете, негативно отражается на благосостоянии населения.
С точки зрения эквивалентности Барро-Риккардо, увеличение государственного долга для финансирования государственных расходов - это одна из альтернатив роста налогов для экономики страны, в результате для достижения и удержания макроэкономической стабильности необходимо, чтобы рост долга в дальнейшем компенсировался тем, что темпы роста экономки страны будут больше, чем темп роста государственных долгов. Так как в ином случае постоянный рост внешнего долга ведет к снижению авторитета страны-должника на международной арене и вызывает психологический эффект, который способствует усилению неуверенности населения страны-должника в завтрашнем дне.