Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Теоретико-методологические основы исследования конфликтов в сфере государственного управления.

ikonowosky2016 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.05.2019
Целью работы является предоставление целостного понятия о политическом конфликте, а также изучить методологические парадигмы и принципы исследования политического конфликта. Данная цель обусловила постановку и реализацию следующих исследовательских задач: а) определение понятия политического конфликта; б) определение структуры политического конфликта; в) установление типологий политических конфликтов; г) установление методологических принципов исследования политического конфликта; д) применение методологических принципов исследования на примере Российско-Чеченского конфликта; Эмпирическая основа курсовой работы условно может быть разделена на следующие группы: а) статические обзоры, отчеты и доклады российских и аналитических центров, которые предоставляют основную информацию для исследования; б) материалы средств массовой информации (СМИ). Теоретическая значимость работы выражается в дальнейшем развитии методик анализа политического конфликта. Важным результатом стало изучение существующих наработок, а также особенности политического конфликта. Полученные выводы об политическом конфликте в Чечне могут быть использованы для исследования и сравнении с другими политическими конфликтами в разных странах для получение выводом, о том, что политический конфликт вещь универсальная. Практическая значимость исследования заключается в следующем: а) содержащиеся в исследовании выводы и положения могут послужить основой для последующих исследований других политических конфликтов; б) результаты исследования могут быть реализованы в учебном процессе различных спецкурсов в средних и высших учебных заведениях по политической конфликтологии. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованных источников и литературы. Объем работы составил 47 страниц.
Введение

Актуальность темы исследования. Конфликт проявляться во всей жизни деятельности человека, конфликты охватывают все сферы общества, конфликты пронизывают всю историю человечества. По мнению исследователей, жизнь общества и человечества невозможно без конфликтов. Конфликт стал неотъемлемой частью бытия и главным двигателем человеческой жизни. Из всех сфер жизнедеятельности общества самой насыщенной различными типами и видами конфликтов является политическая сфера, в которой развёртываются различного рода многообразие отношений по поводу власти и ресурсов властвования. При этом политический конфликт является частью социальной жизни любого общества, и даже можно сказать, значительным фактор воздействующим на его развития, так как современный человек существует в сложном динамично-развивающимся и конфликтном мире, где независимо от того, осознает ли это человек или нет. Поэтому необходимо исследовать политические конфликты, как и все иные виды конфликтов. Конфликтологическая грамотность сегодня играет огромную часть современной культуры, которой должен овладеть все человечество, так как общество должно развиваться и динамично меняться, а не бессмысленно кувыркаться в различные рода конфликтных явлениях, событиях. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что необходимо исследовать политический конфликт, как определённое социальное явление, для того, чтобы сформировать определённого рода знания, которые будут дополнять и развивать конфликтологию в целом. Чем больше мы знаем о сложном понятие политический конфликт, тем легче будет решать в будущем различного рода новые взаимоотношения между государством и обществом. Степень научной разработанности проблемы. Исследованию содержания политического конфликта посвящены работы А.В. Глуховой , Р. Дарендорфа , П. Бурдье , А.С Тургаева и А.Е. Хренова , С. Ланцова , и других. Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает политический конфликт, как социальное явление, а также основные принципы исследования конфликтов. Предметом исследования выступает процесс возникновения, развития политического конфликта, как результат столкновения различных интересов и ценностей социальных групп, и значение методов исследования конфликтов;
Содержание

Введение 3 1 Теоретико-методологические основы исследования конфликтов в сфере государственного управления 6 1.1 Концептуальные представления о сущности, разновидностях и причинных возникновения конфликтов в государственном управлении 6 1.2 Методологические подходы к диагностике и регулированию конфликтов в сфере государственного управления 19 2 Анализ конфликта между Россией и Чечней 30 2.1 Причины возникновения Российско-Чеченскогоконфликта 30 2.2 Особенности развития Российско-Чеченского конфликта 34 2.3 Методы и технологии урегулирования Российско-Чеченского конфликта 37 Заключение 44 Список использованных источников и литературы
Список литературы

1. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3.-М.: Дело,1993. - 292 с. 2. Тишков В.А., Беляева Е.Л., Марченко Г.В. Чеченский кризис. -М.: АСТ,1995.-72 с. 3. Чеченцы: история и современность. Общая ред. Ю.А. Айдаева. -М.: Дроф, 1996.-352 с. 4. Печенев В.А. Заметки о выходе из чеченского кризиса. -М.: Свобода мысли,1996. - № 5.-27 с. 5. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. - М.: Вагруис, 2004.-102 с. 6. Уроки чеченского кризиса.- М.: Диалог, 1995.-89 с. 7. Глухова А. В. Политические конфликты: основания, технология, динамика. - М.: МСП, 2000.-280 с. 8. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. Изд. 2-е доп. и перераб.: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2000.-252 с. 9. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие / Под редакцией А. Д. Воскресенского. - М.:Норпекс, 2002.- 98с. 10. Павлов Ю. М. Мировая политика и международная экономика: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1998.-112с. 11. Цыганков П. А. Теория международных отношений: Хрестоматия. - М.: Гардарики, 2002. -400 с. 12. Коваленко Б.В. Политическая конфликтология. -М.: Орион, 2000. -400с. 13. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. -М.: Слово, 1999. -271с. 14. Зеркин Д.П.Основы конфликтологии.: Курс лекций. М.: Экар, 1998. -87с. 15. Гакаев Д. Очерки политической истории Чечни (ХХ век). В 2-х частях. -M.: МСП, 1997.-138с. 16. Рубан. JI.С. Чеченский узел Кавказского кризиса. -М.: Мнемозина, 1996. -249с. 17. Кадыров А.А. Российско-чеченский конфликт: генезис, сущность, пути решения // Дис. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук. -М.: Дроф, 2003. -138с. 18. Кадыров А.А. Выбор пути. Грозный. -М.: Дроф, 2003.-67с. 19. Введение в теорию международного конфликта: Уч. пособие /Ред. М. А. Мунтян. - М.: РАГС, 1996. -298с. 20. Вершинин М.С. Конфликтология. -СПб.: Юнити, 2000. - 64 с. 21. Вишневская А.В. Конфликтология.: Курс лекций. -М.: Экар, 2001. -48с. 22. Ключевский В. Сочинения в девяти томах. -М.: :Государственное издательство политическое литературы, 1989. Т.5. -295с. 23. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. -М.: Аспект Пресс, 1996. – 204с. 24. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! -Новосибирск: Наука, 1989. -189с. 25. Юридическая конфликтология. Отв. ред. В.Н.Кудрявцев. -М.: Норпекс, 1995. -101с. 26. Тишков В.А., Беляева Е.Л., Марченко Г.В. Чеченский кризис. -М.: Экар, 1995. – 88с.
Отрывок из работы

1.1 Концептуальные представления о сущности, разновидностях и причинных возникновения конфликтов в государственном управлении Какова же природа конфликта? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.Термин «конфликт» (от лат. соnfliсtus - столкновение) – определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Политический конфликт- это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии и борьбе. В той или иной форме подобные мысли высказывали, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А.Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества. В теории Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая. Во второй половине 20-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Германия) и К. Боулдинга (США). Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты. Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт. Ральф Дарендорф обосновал «конфликтную модель общества». Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты. Если рассматривать конфликты в государственной сфере с точки зрения Российского законодательства то более верное их обозначение в рамках закона «конфликт интересов». Впервые применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. До тех пор понятие «конфликт интересов» присутствовало лишь в двух российских законах – о некоммерческих организациях и о рынке ценных бумаг. В старом законодательстве о государственной службе (прежде всего Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации») решение проблемы конфликта интересов (не осознанной как таковой) состояло в системе запретов и ограничений для государственных служащих, которые во многих случаях носили чересчур общий характер, были одновременно и избыточными, и недостаточными, выполнение их с трудом поддавалось контролю. Результатом было массовое и почти неприкрытое нарушение соответствующих норм законодательства. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сформулировал перечень требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, большое значение имеет статья 19 закона («Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»), основанная на следующих принципах: а) обязанность гражданского служащего информировать представителя нанимателя о возникшем или потенциальном конфликте интересов; б) обязанность представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; в) рассмотрение проблем, связанных с соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению и с урегулированием конфликта интересов специально созданными в каждом государственном органе комиссиями; г) участие в работе таких комиссий как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее ? от общего числа членов комиссии); д) единообразие правил деятельности комиссий, положение о которых утверждается Указом Президента Российской Федерации. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания - вследствие объективных обстоятельств или случайности. В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликтаа, возможно, и к началу нового. В принципе любой реальный конфликт ситуационен и уникален с точки зрения как источников, причин возникновения, так и участвующих сторон, поведенческой мотивации последних, а также других аспектов конкурентного взаимодействия. Тем не менее, в связи со специфичностью внешних и внутренних отношений, существующих в государственно-административной сфере, можно выделить несколько наиболее распространенных здесь идеальных, чистых типов конфликтов. Предлагаемая ниже типология отталкивается от предложенных К. Боулдингом - критериев, согласно которым главными субъектами конфликтов выступают личность, группа и организация. В то же время ролевая специфика деятельности рассматриваемых субъектов и их отношений позволяет говорить о следующих видах их взаимной конкуренции: а) конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами); б) конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов; в) конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления; г) конфликты между центральными, региональными и местными органами государственного управления; д) функционально-ролевые (вертикальные и горизонтальные) конфликты внутри государственных организаций и учреждений; е) неформальные конфликты внутри и между отдельными государственными учреждениями. Противоречия между политическими и государственно-административными структурами отражают двоякий характер ориентаций макроуправленческой системы. Иными словами, в данном случае мы имеем конфликт принципов и критериев, которые, с одной стороны, ориентируют деятельность государственных институтов на закрепление и стабилизацию политической власти (что предполагает постановку перед государственными органами широких идеологических целей и приоритетов, способных в определенных случаях игнорировать как законы, так и цели социально-экономического развития государства и общества ради сохранения властвующего режима), а с другой - нацелены на макроэкономическое регулирование общественных отношений (когда определяющими становятся уже не политико-идеологическая целесообразность, а закон и экономическая эффективность). На практике такого рода конфликты возникают, например, тогда, когда органы хозяйственного (макроэкономического) управления отклоняются от своего функционального предназначения и либо переходят к политическим методам достижения целей (т.е. используют внеэкономическое принуждение и аналогичные средства обеспечения чьих-то групповых интересов), либо же систематическим нарушением законов государства или ненадлежащим выполнением своих обязанностей провоцируют политически ощутимые формы общественного протеста. Толчком к возникновению подобного рода конфликтных ситуаций могут послужить и реорганизация (или планы реорганизации) государственного аппарата, не учитывающая нужды и интересы государственных служащих. Наиболее острые формы конфликты рассматриваемого типа принимают тогда, когда отдельные ведомства пытаются встать на позиции, противоречащие политическому курсу правящего режима (или, если взять усложненный вариант, когда одни ведомства поддерживают линию законодательных органов вопреки позиции исполнительных, а другие - наоборот). Подобные ситуации чаще всего складываются в условиях переходного периода, когда государственная власть подвергается мощному давлению со стороны оппозиционных сил или отдельных государственных структур. Если «мятежные» ведомства поддерживает оппозиция или же конфликт имеет место в преддверии очередных выборов, то спор двух уровней государственной власти способен перерасти в открытое политическое противоборство, следствием которого, по крайней мере теоретически, может стать падение существующего режима. Однако все же, как правило, подобные конфликты быстро гасятся политическими структурами. Возникновение даже малейшей угрозы правящему режиму со стороны государственных органов макроэкономического управления обычно оперативно ликвидируется с помощью рычагов вертикального давления и неразрывно связанных с ними механизмов персональной ответственности государственных администраторов, путем реорганизации министерств и кадровых назначений. В то же время, учитывая особую деликатность взаимоотношений политического и государственно-административного уровней управления, конфликты между ними редко принимают гласный, публичный характер. Следует иметь ввиду и то, что в настоящее время немало высших и средних чиновников центральных органов государственного управления по долгу службы вынуждены решать не только сугубо административные, но и политические задачи. По сути дела подобные чиновники де-факто исполняют функции политической элиты. Макроэкономические подходы в их деятельности естественным образом переплетены с политическими. В результате в сложноорганизованных обществах объективно складываются механизмы, снижающие вероятность возникновения конфликтов между политическими и государственно-административными субъектами. Конфликты между государственно-администратиаными структурами и организациями государственного и частного секторов, в свою очередь, можно подразделить на две группы: конфликты между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, а также между отдельными госпредприятиями, и конфликты между государственными учреждениями и частным сектором. В первом случае главным источником противоречий являются взаимопротивоположные стремления сторон - государственные органы пытаются усилить свой контроль, а госпредприятия - освободиться от чрезмерной опеки со стороны министерств и ведомств. Чаще всего подобные конфликты порождаются сложившейся системой хозяйствования и активностью групп интересов, представляющих различные категории госслужащих (врачей, учителей, пожарников и проч.), и, хотя порой могут сопровождаться весьма бурными проявлениями протеста снизу, достаточно легко улаживаются за счет перераспределения материальных ресурсов и взаимного уточнения прав. Их развитие и урегулирование имеет, как правило, преимущественно институционализированный характер. Сложнее и разнообразнее противоречия между государственными учреждениями и частным сектором. Их причинами могут стать как неполное исполнение государством своих обязанностей (например, по охране правопорядка) осуществлению финансового надзора и т.д.), монополизм на рынке определенных услуг, криминализация деятельности государственных органов, так и распространение несанкционированных государством форм экономической деятельности и т.п. Поскольку частный сектор менее сплочен и организован, а - в ряде стран, в частности, в России - судебный арбитраж часто бывает неэффективным, государственные структуры нередко оказываются победителями даже в тех случаях, когда на то нет никаких законных оснований (например, когда конфликт вызван взяточничеством и коррупцией в государственном аппарате). Подобного рода ситуации провоцируют усиление моральной напряженности между государством и гражданским обществом. Нельзя, однако, сбрасывать со счета и тот факт, что ресурсные возможности частных финансовых структур способны заставить государство менять правила игры на экономическом рынке, корректировать свои обязательства перед партнерами и даже производить те или иные кадровые перестановки в правительстве. Подтверждением может случить сегодняшняя практика проведения залоговых аукционов и «вторая волна» приватизации госсобственности в России, в ходе которых государству нередко приходится идти на серьезные уступки мощным структурам частного сектора. Конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления государством наиболее характерены для государственно-административной сферы. Это не только самые распространенные, но и самые структурированные виды конкурентного взаимодействия. Среди конфликтов данного типа, как правило, различают: а) конфликты, порождаемые борьбой за ослабление зависимости от других вертикальных и горизонтальных структур, корпоративными интересами служащих, различиями в статусных и текущих полномочиях (объем функций в управлении, уровень морального признания и престижа и др.). Как верно заметил еще Б. Гурней, подобные противоречия «зачастую являются лишь отражением частичного противоречия целей, преследуемых правительством» (к числу которых относятся, с одной стороны, усиление могущества и престижа страны, а с другой - экономический рост и стабилизация экономической конъюнктуры). Особо остро такого рода конфликты протекают в периоды организационных преобразований в государственном аппарате, причем их источником могут стать не только требования увеличения ресурсов со стороны конкретных ведомств, но и попытки отдельных министерств, ведомств и организаций добиться сужения полномочий, их желание уйти от ответственности за решение той или иной проблемы. б) борьба за долю ведомства (организации) в бюджете. Как подчеркивают теоретики и практики государственного управления, авторитет и вес того или иного ведомства в государственном секторе зависят именно от доли средств, которую оно контролирует. в) противоречия между органами, выполняющими координирующие функции (например, министерством экономики) и отраслевыми министерствами (например, министерствами электронной промышленности, приборостроения и т.п.). Как правило, наличие подобных конфликтов тщательно скрывается. Внутрикорпоративные связи вообще мало афишируются и почти не становятся достоянием общественности. Разновидностью вышеописанных, но при этом довольно специфическим видом противоречий, являются межуровневые конфликты, т.е. конфликты между центральными региональными и местными органами государственного управления. В основе таких конфликтов, различающихся как по масштабам, так и по остроте проявлений, лежат, прежде всего, специфические интересы населения отдельных территорий. Территориальная и физическая разобщенность органов управления стимулирует противоречия в подходах к реализации решений как общегосударственного масштаба (на местах не всегда верно понимают мотивы их принятия), так и местного значения ("наверху" нередко плохо учитывают местную специфику). Важным источником обострения напряженности в отношениях между органами власти разных уровней способны стать умонастроения соответствующих слоев бюрократии. Представители нижестоящих структур нередко оказываются в весьма незавидном положении: с ними мало консультируются даже по делам территорий, не всегда уведомляют о готовящихся решениях и вообще как бы поглядывают на них сверху вниз. Это создает дополнительные источники напряжения, зачастую усугубляющие противоречия между центральными и местными органами. При урегулировании межуровневых противоречий огромную роль может сыграть достижение оптимальной степени иерархического соподчинения государственных органов. И, действительно, если неоправданное усиление полномочий нижестоящих органов провоцирует разночтения в использовании законов и распоряжений верхов (вплоть до их неадекватного применения), более того местные традиции и интересы пытаются доминировать в решении общегосударственных вопросов, то и чрезмерное возвышение центра создает не меньше проблем: местные особенности могут слабо или вообще не учитываться при решении конкретных вопросов даже тогда, когда это необходимо. Лучший способ урегулирования конфликтов рассматриваемого типа - упорядочение двусторонних связей, постоянное уточнение взаимных полномочий в соответствии со спецификой условий в каждый конкретный момент (что требует корректировки законов и даже положений Конституции) , налаживание бесперебойной информации, в т.ч. обеспечение сторон всеми необходимыми для принятия решений сведениями. Внутриорганизационные конфликты в государственных учреждениях по своей природе мало чем отличаются от аналогичных конфликтов в организациях частного - сектора. В качестве основных разновидностей данного типа конкурентного взаимодействия можно выделить конфликты: а) между структурными звеньями и организацией в целом; б) между отдельными - в том числе линейными и функциональными, иерархически подчиненными и не находящимися в вертикальном соподчинении - подразделениями, ролевыми и фактическими свойствами субъектов управления. Как можно заметить, главной причиной столкновения сторон здесь выступают различия в целях разнообразных - в т. ч. и организационно неоформленных - групп. Даже у одной и той же организации могут одновременно существовать несколько целевых устремлений, способных создавать напряженность в отношениях ее структурных компонентов. Так, например, сегодня в России любая военная часть должна не только сохранять боеготовность и воспитывать личный состав, но и, учитывая экономическую ситуацию, бороться за свое материальное благополучие (нередко противозаконными средствами). Понятно, что эти не всегда легко совместимые цели приводят к реальной разбалансировке статусов подразделений, отвечающих за реализацию той или иной задачи. Таким образом, помимо «естественных» противоречий, вызванных конкуренцией отдельных структурных единиц, к примеру, за ресурсы и полномочия внутри организации, здесь появляются и конфликты между теми или иными ее составными частями и организацией в целом. За дивергенцией целей организации явственно просматриваются и различия в мотивации групп служащих (в т.ч. должностных лиц). Подобные различия, порождая так называемые аппетенционно-аверсионные конфликты, способны конструировать такие формы поведения служащих, которые, порой, весьма далеко уводят их от первоначального восприятия причин спора. В конечном счете здесь проявляется тот факт, что соображения, по которым люди поступают на государственную службу, далеко не одинаковы. Одних привлекает служебное продвижение, других - стабильность денежного вознаграждения, третьих - престиж, четвертых же - возможность корыстного использования служебных полномочий. Так или иначе, но как только речь заходит о групповых или индивидуальных мотивациях, даже незначительный повод для столкновения в состоянии перерасти в конкуренцию ценностей, определяющих понимание сторонами целей нахождения в данной организации. При этом люди могут не только конфликтовать между собой по поводу приоритетов в понимании служебного долга или оспаривать цели отдельных подразделений, но и выражать несогласие с характером деятельности всей организации и даже государства в целом. Весьма своеобразный оттенок в конкуренцию целей привносят и отношения линейных и функциональных (штабных) подразделений организации. Конфликт между представителями администрации и специалистами (в области финансового учета, управления персоналом и т.п.) обусловлен стремлением каждой из сторон обеспечить себе решающее влияние при принятии принципиальных для организации решений. Как одни, так и другие вечно обвиняют контрагентов в узости мышления, неспособности профессионально ставить задачи развития организации, недисциплинированности, диктате и других грехах, свидетельствующих на деле лишь о том, что должностные руководители обоих подразделений пытаются усилить свою самостоятельность в рамках целого. Следует иметь в виду, что во многих ведомствах разрастание управленческой бюрократии чаще всего обусловлено увеличением служб, где заняты специалисты, причем в ряде случаев на эти службы возлагается руководство соответствующими подразделениями в масштабе всего ведомства. Понятно, что такое количественное и функциональное расширение штабных структур ведет к фактическому ограничению прерогатив линейных руководителей, интенсифицируя трения между двумя типами подразделений. Усиление напряженности в их отношениях возникает, однако, и в том случае, если общее руководство за разрастающимися службами специалистов возлагается на администрацию, чему в немалой степени способствует явная перегрузка линейных руководителей. По мнению многих ученых, преодолеть наиболее разрушительные последствия дивергенции целей, усилить совместимость групповых устремлений с целями всей организации можно за счет использования объединительных потенций руководителей или соответствующих коллегиальных органов (комиссий, комитетов, связанных групп). Так, например, Р. Ликкерт считает, что руководящие структуры, выполняя «функцию соединительной оси», способны де-факто объединить разноречивые интенции конкурентов, т.е. совместить дифференциацию ролей с интеграцией целей. Особый разговор - о специфике и влиянии на жизнь и деятельность государственных организаций особого подвида внутриорганизационных конфликтов: конфликтна, порожденных неформальными фактами. Рассматривая подобного рода конфликты, следует прежде всего учитывать тот факт, что противоречия, порожденные расхождением в воззрениях, ценностях, установках и прочих компонентах сознания служащих, могут иметь внеролевой характер, т.е, транслировать в государственные организации идеологические, политические, культурные и иные - например, бытовые - противоречия, которые складываются в социальной среде. Иными словами, здесь мы нередко сталкиваемся с привнесенными противоречиями, которые, однако, в ряде случаев способны ломать рамки ролевых ограничений и определять характер исполнения служащими их функций. (Вспомним о массовом саботаже российских чиновников, недовольных приходом к власти большевиков, в 1917-1918 гг.) Для урегулирования такого рода конфликтов требуются средства и механизмы, лежащие вне сферы досягаемости государственных организаций. Поэтому последние могут лишь частично смягчать протекание или нейтрализовывать следствия данных конфликтов. И все же более распространенными и характерными для государственных организаций являются конфликты, обусловленные различиями в восприятии служащими сложившихся в той или иной организации профессиональных кодексов, культурных норм, писаных и неписаных традиций, обычаев, ритуалов и т. п. Одним словом, речь идет о разнообразных проявлениях противоречий, связанных с принадлежностью госслужащего к определенному формальному или неформальному коллективу. Если идентификация касается ролевых групп, то подобные - культурные по сути конфликты могут стать одним из внутренних источников саморазвития организации и - при прочих равных - будут способствовать ее интеграции. Аналогичное воздействие оказывают и конфликты, обусловленные динамикой вхождения, врастания служащих в неформальные группировки, отстаивающие цели и принципы организации в целом. В то же время конкурентные взаимоотношения, при которых служащие начинают ориентироваться на неформальные нормы) расходящиеся с целями организации или каких-то ее структурных подразделений, порождают негативные для госучреждений последствия. Еще одной разновидностью рассматриваемого типа конфликтов выступают противоречия, коренящиеся в межличностных (межгрупповых) отношениях. В государственных учреждениях нередко конкурируют выпускники разных учебных заведений, представители разных династий и научных школ, команды отдельных руководителей; существуют и такие факторы, как ревность, да и просто неприязнь людей, обладающих разным темпераментом и т.д. Подобные конфликты способны усиливать служебные противоречия внутри организации и даже между целыми ведомствами (например, за счет личной неприязни руководителей), и потому их устранение может самым благотворным образом сказаться на течении структурных конфликтов. ? 1.2 Методологические подходы к диагностике и регулированию конфликтов в сфере государственного управления
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 93 страницы
2325 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 74 страницы
1850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg