Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Проявление агрессии у умственно отсталых детей.

ikonowosky2016 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.05.2019
Объектом исследования является агрессивное поведение умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Предметом исследования являются особенности проявления агрессии у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Цель работы - изучить фактор проявления агрессии у умственно отсталых детей. Задачи. Данная цель обуславливает следующие задачи: • - раскрыть ключевые понятия, выявить причины и виды проявления агрессии; • - подобрать методики, направленные на изучение особенностей агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью; • - провести диагностику младших школьников с умственной отсталостью, направленную на выявление особенностей проявления агрессии; • - проанализировать полученные результаты. Методы. 1) Метод теоретического анализа общей и специальной литературы по рассматриваемой проблеме. 2) Диагностические методы: • методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич); • графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова); • методика «Тест руки» (Э. Вагнер); • методика тест Розенцвейга (детский вариант) разработан и апробирован В.В. Добровым. 3) Методы статистической обработки результатов исследования: • количественный, качественный анализ. База исследования: Данное исследование проводилось на базе Казенного общеобразовательного учреждения Омской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Большеуковская адаптивная школа - интернат". В исследовании принимали участие умственно отсталые дети 8-10 летнего возраста в количестве 9 человек. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

На сегодняшний день в современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Агрессивность является одной из самых распространенных форм нарушения поведения детей. Она приводит к значительному росту детской преступности, асоциального поведения, жестокости, что не может не волновать родителей детей, а так же педагогов и психологов. Актуальность исследования определяется, прежде всего, потребностью в психолого-педагогическом анализе нарушений поведения умственно отсталых детей, в определении своевременно диагностики и коррекции нарушений поведения, так как эти нарушения влияют на установку и развитие личности ребенка. Проблема проявления агрессии у умственно отсталых школьников актуальна на сегодняшний день по ряду причин. Во-первых, статистические данные свидетельствуют о росте количества умственно отсталых детей; во-вторых, данные о распространенности расстройств поведения среди детей данной категории не утешают. Проблема проявления агрессии требует особо пристального внимания, как в направлении диагностической работы, так и в коррекционно-развивающей работе направленной на коррекцию проявления агрессии у умственно отсталых детей. В целом феномен агрессивности представлен в методической и специальной литературе достаточно широко. Опираясь на многочисленные теоретические концепции, написанные А. Адлером, З. Фрейдом, А. Бандура, Л. Берковиц, Е.В. Зимановской, в коррекционной психологии рассматривается агрессивность детей и подростков с эмоционально-волевыми нарушениями. Работы по данному направлению представлены у С.А. Морозова, О.С. Никольской [17, 336 с]. Об агрессивности детей с легкой умственной отсталости написала Е.А. Стребелева[21]. Так же описаны механизмы агрессивности детей с задержкой психического развития, они представлены в работах Г.В. Грибановой, Г.А. Карповой [7, 15]. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Это работы Г.С Абрамовой, Ю.М Антонян, В.М. Бехтерева, И.В Дубровиной, Д.Д. Исаева, Д. Н. Исаева, и других[1,3,8,14]. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика коррекционных мероприятий не может в полной мере решить задачи предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретические предпосылки изучения агрессии в поведении умственно отсталых детей..............................................................................6 1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», причины и виды проявления..................................................................................6 1.2. Проявление агрессии в поведении умственно отсталых детей младшего школьного возраста...........................................................................................11 Глава II. Диагностическая работа с умственно отсталыми детьми: программа и результаты...............................................................................15 2.1. Диагностическая программа работы с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста..........................................................................15 2.2. Анализ результатов диагностики..............................................................19 Заключение………………………………………………………………...……..30 Список использованных источников……………………………………….......32 Приложения.....................................................................................................34
Список литературы

Отрывок из работы

1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», причины и виды проявления Для того, чтобы подробно изучить проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте необходимо сначала определиться с теоретическим обоснованием ключевых понятий: «агрессии», «агрессивности», «агрессивного поведения». Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли свое отражение взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, показал, что в науке не выбрано четких и однозначных трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность». Термин «агрессия», как отмечает Т.Г. Румянцева, «часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных - смыслов»[20]. Слово «агрессия» происходит от латинского «аggrеdi», что значит «нападать». В европейских языках это слово существует много лет, однако, не всегда ему придавалось одинаковое значение. До конца ХVIII века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и нет. Позже, значение этого слова стало изменяться и сделалось более узким. Под агрессией стало пониматься враждебное поведение в отношении окружающих людей. Согласно словарю С.И. Ожегова под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, враждебность»[19, с. 944]. Х. Хекхаузен писал, что «в обыденном языке слово «агрессия» значит множество различных действий, нарушающих физическую или психическую целостность другого человека, наносящих ему материальный ущерб, препятствующих осуществлению его намерений, противодействующих его интересам или же ведут к его уничтожению»[23, с.840] По его мнению, данное определение может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение. Все это снова подтверждает, что понятие «агрессия» может рассматриваться в самом широком смысле, и что учёные в основном склонны рассматривать её, по словам Т.Г. Румянцевой, «в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах переменных, которые могут быть непосредственно наблюдаемы» [20]. Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивное поведение», «агрессивность». Агрессивное поведение стоит понимать как специфическую форму действий человека, демонстрирующую превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т. Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребёнка. Таким образом, агрессивным следует называть поведение, удовлетворяющее двум обязательным условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе. Агрессивность, как термин относится к одной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях разной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто может характеризоваться неспособностью к контролированию своих реакций, а так же проявлению враждебной установки по отношению к окружающей среде. Необходимо разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивностью же является устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Таким образом, под агрессией понимаются любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных, а под агрессивностью - свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики, такие как направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессивного поведения может быть, как и собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии, как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Причинами появления агрессивного поведения у детей могут быть различные явления. Возникновению агрессивных черт способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Социолог М. Мид утверждала, что в случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. Напротив, если в общении с ребенком присутствует мягкость, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения наибольшее влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию. По мнению Г. Паренса, любая форма агрессивного поведения - враждебность, упрямство, упорство - вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения [19, с.167]. Рассмотрим предложенную Г. Паренсом классификацию деления агрессивного поведения. Агрессивное поведение делится на две основные формы: • недеструктивое поведение (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызвано врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма поведения мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний. • враждебное деструктивное поведение - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Такое агрессивное поведение накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковым механизмом является переживание чрезмерной боли или дистресса. Таким образом, можно выделить комплекс факторов, определяющих возникновение агрессии: 1) тип отношения родителей к ребенку: a. к формированию детской агрессивности приводят: отвержение, гиперсоциализация, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим. 2) стрессы и негативные примеры в социальном окружении; 3) индивидуальные особенности ребенка; 4) препятствование реализации базовых потребностей ребенка - потребности в движении, общении, внимании; 5) биологический фактор, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболеванием. ? 1.2. Проявление агрессии в поведении умственно отсталых детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст является очень важным и довольно сложным периодом в жизни ребенка. Это время начала школьной деятельности ребенка, включающий в себя обучение в начальной школе и период перед половым созреванием ребенка. Время, где еще не происходят значительные гормональные изменения в организме ребенка, которые существенно влияют на его психику. По достижению ребенком младшего школьного возраста, а это происходит в 6-7 лет, у ребенка укрепляется костно-мышечная система, созревают необходимые структуры мозга, сформирована нервная система. Таким образом, ребенок физиологически и психически готов начать обучение в школе. Меняется и отношение окружающих, теперь они относятся к ребенку как к школьнику, у него появляется своя ответственность. Изменяется режим дня, возрастают требования родителей, ребенок начинает подвергаться оценке окружающих исходя из его успехов в учебной деятельности В отечественной и зарубежной дефектологии понятие «умственно отсталый ребенок» относится к очень разнообразному по составу количеству детей, которых объединяет наличие органического повреждения головного мозга. Исследования таких ученых как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, и другие дают нам основания причислять к умственной отсталости те состояния, при которых выделяется стойкое нарушение познавательной деятельности и личности, которое вызвано органическим поражением коры головного мозга [9, с. 94]. Под умственной отсталостью понимаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, которые являются результатом перенесенных повреждений центральной нервной системы. Это аномалия развития, при которой страдает не только интеллект, но и воля, эмоции, поведение, физическое развитие и другие высшие психические функции. Такой смешанный характер патологического развития детей с умственной отсталостью вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Исследования выше перечисленных ученых показали, что у детей с умственной отсталостью наблюдаются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, имеется разбалансированность процессов возбуждения и торможения, и нарушения взаимодействия сигнальных систем. Таким образом, все это может являться физиологической основой для аномального психического развития детей, включая процессы познания, волю, эмоции, и личность в целом. Для умственно отсталых младших школьников характерны частые и острые проявления тревоги и беспокойства. В школе у них наблюдаются состояния напряженности, пассивности, скованности, неуверенности в себе. Так же отмечается капризность, присутствует раздражительность и даже драчливость. Таким детям трудно поладить со сверстниками, они легче вступают в конфликты и драки. Так же умственно отсталые дети могут рано вовлечься в асоциальные компании, и легко приобщаются к употреблению спиртных напитков и запрещенных веществ. В таком состоянии дети становятся вспыльчивыми и агрессивными. Замечено, что среди младших школьников с умственной отсталостью встречаются те, у которых агрессия выражена в следующих формах: придираются и обижают младших и слабых детей, отбирают игрушки, личные вещи, так же сюда можно отнести мстительность. Например, дети-олигофрены - они не способны подавлять аффект. У них могут возникать сильные аффективные реакции, такие как упрямство, агрессивность, беспокойство, возникающие по незначительному поводу. Преобладание тех или иных переживаний постепенно фиксируются у ребенка и образуют свойства его характера, такие как угрюмость, гнев, раздражительность, агрессивность, апатичность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
555 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg