Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Теоретические аспекты взаимодействия института семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства

ikonowosky2016 3450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.05.2019
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические условия взаимодействия института семьи и школы по формированию единого воспитательного пространства. Объект исследования: формирование единого воспитательного пространства в современной школе. Предмет исследования: взаимодействие института семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства. Гипотеза исследования: взаимодействие семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства будет эффективным если: ? работа по целенаправленному взаимодействию семьи и школы в воспитательном процессе будет осуществляться целенаправленно и систематически; ? будет проанализирован и внедрен опыт взаимодействия института семьи и школы; ? будет разработана и реализована программа «Возьмёмся за руки друзья» объединяющая педагогов и родителей для реализации воспитательных задач. Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи: 1. Проанализировать сущность понятий «институт семьи и школы» и «единое воспитательное пространство» в психолого-педагогических исследованиях; 2. Изучить опыт взаимодействия школы и семьи в формировании единого воспитательного пространства; 3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия взаимодействия института семьи и школы по формированию единого образовательного пространства. Методы исследования: ? теоретические: ретроспективный анализ, синтез, обобщение, программирование; ? практические: опрос, наблюдение, беседа, методы педагогической диагностики, педагогический эксперимент; методы статистической обработки экспериментальных данных (количественный и качественный анализ экспериментальных данных). Этапы исследования: ? на первом этапе (сентябрь - декабрь 2016 г.) происходило осмысление проблемы, методологии исследования. Изучались и анализировались психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, опыт работы образовательных организаций по взаимодействию с институтом семьи в формировании единого воспитательного пространства. Определялись целевые установки; формулировались гипотеза и задачи исследования. Разрабатывалась методика экспериментальной работы. ? на втором этапе (январь – май 2018 г.) осуществлялась разработка и реализация программы взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе современного образовательного учреждения «Возьмемся за руки друзья», ее методическое обеспечение. ? на третьем этапе (июнь - декабрь 2018 г.) – проводилось теоретическое обобщение результатов и уточнение выводов формирующего эксперимента, оформление магистерской диссертации. Теоретическая значимость работы заключается: в изучении и систематизации теоретического материала по проблеме взаимодействия института семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства, обосновании педагогических условий для решения поставленных задач. Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе современного образовательного учреждения «Возьмемся за руки друзья», ее методическом обеспечении. Практической значимостью исследования является так же возможность использования результатов данной работы педагогами образовательных учреждений при организации деятельности взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. Экспериментальная база исследования: исследование проходило в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Междуреченска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 10 класса, 20 родителей, педагоги и специалисты образовательного учреждения. Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 51 источника. Включает 3 таблицы и 2 рисунка, 4 приложения. Общий объем диссертации составляет 93 страницы.
Введение

Актуальность исследования. Воспитание подрастающего поколения - важнейший фактор развития общества. Функция воспитания состоит в передаче от поколения к поколению многослойного опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Становление личности в детстве, в отрочестве и юности, происходящее в школе и семье - основные этапы подготовки человека для общества с помощью воспитания. Проблемы воспитания существовали во все времена. Однако современную отечественную систему воспитания многие педагоги и психологи определяют, как кризисную и выделять в ней целый спектр особо актуальных проблем. Проблемы эти связаны с изменениями самого общества, с переосмыслением общественных ценностей. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. Кризис духовной культуры так иже отмечен у подрастающего поколения. Еще совсем недавно грубость, ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным событием. А сегодня, услышав на улице от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы замечанием. Одной из самых важных проблем воспитания нового поколения стала проблема очерствения общества. Виной тому во многом средства массовой информации, с которыми школе и родителям очень трудно тягаться за силу влияния на ребенка. Решение проблемы воспитания нового поколения требует активного осмысления процесса взаимодействия семьи и школы, так как именно семья и школа — два основных, равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Взаимодействие семьи и школы на современном этапе развития общества становится все более актуальным и востребованным, но не всегда эффективным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так педагоги жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со как школы, так и семьи. Говоря об актуальности взаимоотношений между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива школы - единственно верный путь воспитания учащихся. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения. Скоординировать усилия школы и семьи – значит устранить имеющиеся противоречия, создать однородную воспитательную развивающую среду. Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформировать сотруднические отношения между всеми участниками педагогического процесса для создания единого воспитательного пространства. Общей воспитательной задачей взаимодействия семьи и школы является воспитание нравственности и культуры поведения учащихся. Сущность понятия «воспитательное пространство» рассматривали и анализировали А.В. Гаврилин, Т.В. Кружилина И.Г. Николаев, Н.Л. Селиванова и другие авторы [6]. Воспитательное пространство рассматривается учеными и специалистами как взаимосвязь педагогических событий, создаваемых в среде проживания взрослых и детей, способное выступать как интегрированное условие личностного развития человека и как место, в котором индивидуальными и групповыми субъектами воспитания осуществляется специально организованная деятельность, а также формируются связи и отношения, создающие условия для развития любой личности: ребенка, педагога, родителя. Следует отметить, что в связи с изменениями в системе образования, за последние несколько лет принят ряд важных документов. Ключевыми являются новый закон «Об образовании РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и др. Стандарт представляет собой принципиально новый для современной школы документ, отличительной особенностью которого стало определение проблемы воспитания нового поколения в качестве одного из важнейших результатов образования, а взаимодействие семьи и школы для решения поставленных воспитательных задач – в качестве приоритетного направления деятельности образовательных учреждений всех уровней. Таким образом, актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания. В 1980-90-х годах прошлого века проблемы организации взаимодействия школы и семьи находят свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов: Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, М.М. Поташник и др. На выявление сущности и наиболее эффективных форм взаимодействия субъекта и объекта воспитательного процесса в различных институтах воспитания были направлены исследования В.Г. Бочаровой, И.С. Марьенко, А.К. Муста, Л.И. Новиковой, В.Д. Семенова, С.Е. Хозе, Б.Е. Ширвиндта и др. Процесс взаимодействия семьи и школы непосредственно в воспитании учащихся освещался в работах Ю.К. Бабанского, И.Р. Боруховой, И.В. Гребенникова, С.М. Коссой, Н.И. Кураповой, А.М. Низовой, Д.И. Перфильевской, В.Я. Титаренко, А.Г. Хрипковой, Н.С. Черемных и др. Таким образом, к концу XX в. проблема взаимодействия семьи и школы была достаточно изучена, и оба эти социальных института органично вписывались в воспитательную формулу «школа – семья – общественность - производство». Но на современном этапе эта система утратила свою значимость. Чаще всего школа берет на себя ответственность только за обучение детей, подменяя им образование, которое определяется Законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Невольное возникновение подобной тенденции произошло и в результате проработки идеи о необходимости возвращения воспитания в семью, к родителям, признанию в них главных воспитателей. По данным И. Лаптевой, 85,7% родителей считают, что воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений - дело в гораздо большей степени родителей, нежели учителей в школе. Соответственно, лишь 14,3% от числа опрошенных родителей убеждены, что воспитание ребенка является совместным делом семьи и школы. Несмотря на значимость рассматриваемой проблемы, наблюдается противоречия между объективной необходимостью взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся и условиями организации конкретной работы в этом направлении. Педагоги образовательных учреждений не всегда уделяют должное внимание привлечению родителей для решения воспитательных задач, часто эта работа носит эпизодический и несистематизированный характер. Кроме того, недостаточно опыта систематизированной практической деятельности педагогов по использованию эффективных условий взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Актуальность темы и указанное противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия взаимодействия института семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства. Недостаточность проработки данной проблемы позволила определить тему исследования: «Взаимодействие института семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства».
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия института семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства 11 1.1. Ретроспективный анализ понятия «взаимодействие института семьи и школы» в психолого-педагогических исследованиях 11 1.2. Сущность понятия «единое воспитательное пространство» в научной литературе 27 1.3 Изучение опыта взаимодействия школы и семьи по формированию единого воспитательного пространства 38 Выводы по Главе 1 57 Глава 2. Педагогические условия взаимодействия института семьи и школы, способствующие формированию единого воспитательного пространства 59 2.1. Использование опыта взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся по вопросам воспитания 59 2.2. Реализация программы совместной деятельности по формированию единого воспитательного пространства «Возьмемся за руки друзья» 65 2.3. Анализ результатов исследования 81 Выводы по Главе 2 85 Заключение 87 Список литературы 88 Приложения 93
Список литературы

1. Амирханян, Л.И. Семья и школа как партнёры / Л.И. Амирханян, И.Ю. Кокаева // [Текст] Начальное образование. — 2007. — №?2. — С. 9 — 14. 2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42. 3. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // [Текст] Воспитательная работа в школе - 2004 №1 с. 85 - 86. 4. Байкова. Л.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др., под ред. В.А.Сластенина. - 4-ое изд. испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 160 с. 5. Божович. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович. - М.: 2007. - № 5. - 78-85с. 6. Большой психологический словарь [Текст] /Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. – М., 2003. – 388 с. – 126-128 С. 7. Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы / [Текст] В.М. Брюхова. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 4). 8. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // [Текст] Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2003. - 321 с. 9. Вершинин В. Модель взаимодействия семьи и школы в решении воспитательных задач / В. Вершинин // [Текст] Управление школой. — 2010. — №?4. — С. 43 — 47 10. Взаимодействие школы и семьи: педагогический всеобуч / [Текст] авт.-сост. С.А. Цабыбин. — Волгоград: Учитель, 2005. — 91 с. 11. Володина, Л. О. Ценности воспитания в семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50. 12. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // [Текст] Кн. Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000. - 426 с. 13. Выготский, Л.С. Проблема воспитания ребенка (1928) [Текст] / Л.С. Выгодский. - Вестн. Моск. ун-та, Психология. - 2008. - № 4. - 15-18с. 14. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. [Текст] - М.: Просвещение, 1982. - 110 с. 15. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании [Текст] / Н.И. Гайворонская // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. 16. Гликман, И. З. Практический аспект воспитания школьников [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263. 17. Григорьев Д. Школа и родители: социальное партнёрство / Д. Григорьев, О. Кожурова // [Текст] Воспитательная работа в школе. — 2009. — №?1. — С. 47 — 51. 18. Гуров В.Н. Воспитательная работа школы с семьёй / В.Н. Гуров. — М.: [Текст] Педагогическое общество России, 2002. — 192 с. 19. Гусева Ю. В. «Проблемы взаимодействия школы и семьи. [Текст] / Ю. В.Гусева Педагогика: традиции и инновации», г.Челябинск, 2015. - С. 46 - 78. 20. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. 21. Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников / Н. Дереклеева // [Текст] Школьное планирование. — 2005. — №?6. — С. 68 — 108. 22. Ефимова, Т. Ю. Семья и школа — территория сотворчества / Т. Ю. Ефимова // [Текст] Молодой ученый. 2015. №2.1. С. 11-12. 23. Жарковская, Т. Г. Возможные пути воспитания школьников в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12. 24. Журавлёва Г. И. Совместная работа школы и семьи в деле обучения и воспитания детей / Г. И. Журавлёва // [Текст] Школа. — 2002. — №?1. — С. 60 — 66. 25. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / [Текст] О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 160 с. 26. Капустина А. Сотрудничество школы и семьи / А. Капустина // [Текст] Социальная педагогика в России. — 2008. — №?5. — С. 29 — 33. 27. Каршинова, Л. В. Воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52. 28. Колмакова Н.К. Взаимодействие семьи и школы / Н.К. Колмакова // [Текст] Справочник классного руководителя. — 2007. — №?10. — С. 59 — 62. 29. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к семейной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22. 30. Литарова Н. Противоречие в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения / Н. Литарова, В. Аксюченко // [Текст] Воспитание школьников. — 2003. — №?1. — С. 16 — 17. 31. Лодкина Т. Диагностика в работе классного руководителя с семьёй / Т. Лодкина, Ф. Кевля // [Текст] Педагогическая диагностика. — 2005. — №?3. — С. 80 — 96. 32. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63. 33. Маняпова И. Н. Взаимодействие семьи и школы [Текст] / И. Н. Маняпова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 16–18. — ISBN 978-5-9908673-7-6. 34. Маслов, С. И. Дидактические основания воспитания в семье и школе [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50. 35. Мешков Н.И, Харитонова И.В. [Текст] Педагогика: краткий курс лекций. Саранск. – 2015г. 36. Панфилова Л. Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия / Л. Панфилова // [Текст] Директор школы. — 2006. — №?6. — С. 86 — 92. 37. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания. [Текст] Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиППРО, 2006. — 148 с. 38. Петровичева А. А. Взаимодействие семьи, школы и социума // [Текст] Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 723-727. 39. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12. 40. Психология и педагогика. [Текст] Учебное пособие Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175 с. 41. Сергеева В.П. [Текст] Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. - 422 с. 42. Слезкова Т. И. Извечная проблема: семья и школа / Т. И. Слезкова, О. И. Домащенко, Е. И. Щукина // [Текст] Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф.— СПб.: Реноме, 2012. С. 210-212. 43. Толстова Е.А. Общешкольная программа работы школы с семьёй / Е.А. Толстова, Устинова Г. Н. Работа с родителями в школе / Г. Н. Устинова // [Текст] Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2012. — №?2. — С. 42 — 45. 44. Юткина Е.В. Взаимодействие школы и семьи в воспитании. [Текст] Тольятти: Муниципальное общеобразовательное учреждение №13, 2014г. 45. Якобсон, П.М. Эмоциональная сфера и воспитание школьников (психологический очерк) [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2010 - 231с. Список электронных ресурсов: 46. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525 47. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: http://r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn 48. Потаповская, О. М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. – Режим доступа: http://classnyj-chas.ucoz.ru/publ/2-1-0-5
Отрывок из работы

1.1. Ретроспективный анализ понятия «взаимодействие института семьи и школы» в психолого-педагогических исследованиях В новых социально-образовательных условиях, в связи с изменениями в системе образования, принятия основополагающих документов: Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нового закона «Об образовании РФ», актуализировалась необходимость исследования состояния, проблем и перспектив развития взаимодействия семьи и школы. Для выявления состояния, проблем и путей взаимодействия института семьи и школы в формировании единого воспитательного пространства в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить и осознать само понятие «взаимодействие», особенности развития института семьи и школы на основании теоретического анализа научной литературы. В педагогике смысл понятия «взаимодействие» отражен в работах Н.В. Бордовской, В.А. Караковского, Н.И. Крупиной, И.А. Колесниковой, Л.А. Левшиной, Л.И. Маленковой, П.И. Пидкасистого, Н.Ф. Родионовой, И.А. Хоменко [5]. Л.А. Левшина определяет педагогическое взаимодействие как сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий [9]. Н.И. Крупина определяет взаимодействие как согласование методов воспитания и отмечает, что взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия [11,с.15]. И.А. Хоменко рассматривает взаимодействие с трех позиций, как процесс индивидуальный (между педагогом и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Автор утверждает, что взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников [19]. На основе изучения смысла понятия «взаимодействие» в обобщенном виде педагогическую характеристику его можно определить как: согласование действий, методов; интеграцию усилий в воспитании с целью влияния и интеграцию целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания [14]. Современным вопросам теории и практики развития взаимодействия семьи и школы посвящены работы Е.В. Бондаревской, Л.Н. Давыдова, Х.Т. Загладиной, В.А. Караковского, М.И. Маленковой, М.Н. Недвецкой, Н.Ф. Родионовой, И.А. Хоменко. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педагогической поддержкой детей и их семей, с определением стратегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями. Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении. Для того чтобы определить характерные особенности взаимодействия института семьи и школы, необходимо уточнить их сущностные характеристики как социальных структур и педагогических систем. Традиционный анализ семьи включает в себя ряд оснований и определений, обозначенных в социологической и философской теории. В философской и социологической литературе семья определяется как: ? социальный институт, подчиненный тем же законам, что и общество, государство; характеризуется определенными социальными нормами, актами, образцами поведения; регулирует отношения между супругами, родителями, детьми; ? малая социальная группа, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, обусловленными общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью; ? субъект жизнедеятельности, сочетающий социальное и индивидуально-личностное начала [9]. Как социальный институт семья выполняет определенные функции. Традиционный функциональный подход к характеристике семьи разработан М.С. Мацковским, П.А. Сорокиным, А.Г. Харчевым и др. Семья как неотъемлемая часть общественной системы связана с другими ее элементами. Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, семья же, в свою очередь, влияет на другие социальные институты, процессы и общество [5] . Надо отметить, что модель современной семьи многовариативна. В науке существует множество классификаций семей по различным основаниям. C.И. Голод выделяет основные типы семьи: патриархальная (традиционная), детоцентрическая, супружеская [11]. В педагогике семья рассматривается как первичный социальный институт развития и воспитания ребенка. Качество жизни ребенка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, в системе образования, в окружающей среде. И в этом контексте, на наш взгляд, еще большее значение приобретает семья. Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка. В семье человек представляет ценность сам по себе, его любят за то, что он есть. Раскрывая роль семьи для воспитания ребенка в свете духовно-нравственных традиций, И.А. Ильин подчеркивает, что семья является «первичным лоном человеческой культуры» [5,с.251]. Каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей родительской семьи. В семье открываются для ребенка источники его будущего счастья или несчастья, здесь развивается личность ребенка. Воспитательные задачи семьи состоят в том, чтобы: • создать максимальные условия для развития ребенка; • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот круг понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника. Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный и индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. В зависимости от того, как она реализует эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба родителя работают, семьи достаточно материально обеспеченные, где родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может найти себе место. В настоящее время увеличивается число семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», высокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка. Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин этого явления А.П. Ситник выделяет следующие: ? однодетность и малодетность приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта внутрисемейных отношений; ? жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей; ? основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль»; ? если раньше в условиях малых поселений, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения; ? возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает внутрисемейные отношения и воспитание [7]. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы: ? необходимость экономического, а порой и физического выживания; ? разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций; ? дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве; ? дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений; ? резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени; ? психолого-педагогическая неграмотность родителей [7]. Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу ребенка из влияния семьи”. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Во-вторых, это коллектив, общение членов которого происходит постоянно, в самых широких сферах, в разных видах деятельности. В-третьих, семья - разновозрастный коллектив, старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим [13]. Определив специфику современной семьи, необходимо, по нашему мнению, рассмотреть понятие «семейное воспитание». Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку. Все эти факторы органично переплетаются и в каждом конкретном случае проявляются по-разному. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников [9]. Семейное воспитание должно основываться на следующих принципах: 1) гуманность и милосердие к растущему человеку; 2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; 3) открытость и доверительность отношений с детьми; 4) оптимистичность взаимоотношений в семье; 5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); 6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы [4]. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление родителей о целях, задачах и методах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др. Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы семейного воспитания имеют свою специфику: ? - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности; ? - выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д. [18]. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитательные ситуации. Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, природа, традиции, радио, пресса, музеи и выставки, игры и игрушки, спорт, физкультура, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д. [5]. Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий. 1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т.д. 2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирают наглядные методы, сравнительно чаще используются приучение. 3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенные, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения, воспитания ребенка. 4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семье педагогов, образованных людей дети лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость [5]. Среди основных результатов семейного воспитания личности можно назвать семейную культуру. Понятие семейной культуры включает: ? осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; ? понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о старших и младших; ? бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода[15,с.121]. Эти положения определяют значимость и педагогического взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания учащихся, развитии комфортной внутришкольной и внутрисемейной социальной среды. Можно полагать, что в современной социальной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни. К.В. Романов отмечает, что жизнедеятельность современной семьи обусловлена собственной родословной, традициями этноса, концессий, мегаполиса, а также глобальными инновациями, модернизацией [19]. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой. С другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося [15]. Х.Т. Загладина отмечает, что возникают конфликты нового типа между сферой личной жизни и трудовыми отношениями. Работа родителей вторгается в семейное пространство, вызывает «размывание границ между ними». Квартира или дом превращаются в «домашний офис» из-за постоянного использования мобильных телефонов, факсов, электронной почты, Интернета, что, безусловно, нарушает семейные отношения, совместный досуг детей взрослых, ведет к утрате семейных ценностей и традиций, мешает истинному воспитанию детей.[9]. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком. Можно сказать, что родитель - это профессия и профессия педагогическая. Определенный педагогический опыт есть у каждого, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от бабушек и дедушек. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сказать, что семья первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, который берет на себя функции воспитания во всех его направлениях. Однако, при всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов. Следующим социально значимым институтом в воспитании ребенка, после семьи, является школа. В психолого-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире. Цель школы как социального института - всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе. В школе осуществляется обучение и воспитание учащихся. В.Г. Бочарова отмечает, что цель школы, как воспитательного института, «проводить в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [11]. Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации: ? освоение ребятами нормативного поведения; ? построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. В современной школе процесс воспитания предусматривает: • целостное формирование личности с учетом цели разностороннего, гармонического развития; • формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности; • приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; • воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; • развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; • организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; • организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; • развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности [3]. Реализация воспитательных задач возможна при соблюдении определенных условий: ? школа (точнее все её работники, родительский комитет, попечительский совет и т.д.) должна быть воспитательным учреждением, признанным признавать и совершенствовать себя как воспитательную систему, в которую в качестве важнейшего звена входит учебный процесс; ? для реализации задач гармонического воспитания школа должна быть открытой в социум, иметь прочные связи с другими социальными институтами (семьей, внешкольными, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, различными производственными и общественными объединениями и др.) способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирующего потенциала; ? в школе должна быть создана развивающая среда, обеспечивающая включение школьника в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение и содержание; ? в реализацию целей социального воспитания должен быть включен весь педагогический коллектив, а также родители, попечители, различные организации, а не только социальный педагог, педагог-психолог и замдиректора по воспитательной работе; ? в школе должна развиваться ученическая самодеятельность, общественные органы самоуправления, детские и юношеские общественные организации [11]. Современная общеобразовательная школа как институт воспитания фактически сочетает в себе: ? образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся; ? организацию (общешкольную и сетку первичных), оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса; ? социально-психологическую группу (большую – школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности [8]. В системе социального воспитания можно обозначить основные взаимосвязанные направления деятельности школы и других институтов общества: 1. передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, её самоактуализации в ближайшем окружении, самовоспитания в желательном для общества направлении; активизации всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности; 2. создание воспитывающей среды в семье и её ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности; 3. процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в жизнь [4,с.171]. Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебе и общественно полезной деятельности [11]. Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый, комплексный, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности. Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности [5].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Социология, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg