Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Прокурорский надзор за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

ikonowosky2016 2730 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.05.2019
Надзору за исполнением законов в деятельности органов власти и местного самоуправления должно уделяться неослабное внимание, а в последнее время актуальность данного направления деятельности обусловлена проводимыми в стране мерами по укреплению вертикали власти, созданию такого режима законности, который содействовал бы поступательному развитию реформ на всех участках государственного, экономического, политического строительства по пути построения правового демократического государства. Для эффективности ее усилий в этой области, бесспорно, требуется создание соответствующей надежной научной базы. В настоящее время сформировались, в отличие от предыдущего периода, когда отсутствовал необходимый опыт, достаточные условия для решения данной задачи. На актуальность исследования проблемы надзора за исполнением законов в деятельности органов власти и местного самоуправления РФ указывает не только несомненная важность данного направления надзорной деятельности прокуратуры, но и широкие перспективы ее дальнейшей разработки и совершенствования.
Введение

Правовая реальность современного общества сложна и многогранна. Впервые за много лет органы прокуратуры столкнулись с тем, что законодательное поле Российской Федерации формируется одновременно тремя источниками: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. И дело не столько в том, что таким образом увеличился нормативный массив, который должен быть осмыслен, изучен и применим прокурором, исходя из целей и задач прокурорского надзора, а в коренном изменении взгляда на то, как должна быть устроена местная власть, каковы её взаимоотношения с населением самоорганизующихся территорий и с государством. Без уяснения сущности реформирования государственного устройства страны на федеративных началах и общей децентрализации управления, а также связанных с этим процессов возрастания роли органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления как института народовластия, прокурору трудно рассчитывать на успех в утверждении принципа законности, являющегося основой общественной дисциплины. Генеральная прокуратура уделяет неослабное внимание вопросам надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления. На места направлялись обзоры, информационные записки, методические рекомендации, посвященные как положительному опыту прокурорского надзора, так и анализу ошибок, допускаемых прокурорами. Негативные явления, реально обозначившиеся в федеративных отношениях РФ с ее субъектами, представляют серьезную опасность для государственной целостности страны. Широкое распространение получила практика издания исполнительными органами государственной власти субъектов РФ правовых актов, идущих вразрез с Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством. Являясь внешне легитимным способом регулирования общественных отношений в регионе, такого рода акты представляют собой, по сути дела, присвоение субъектами РФ права самостоятельно, без учета мнений федерального центра и других регионов, принимать выходящие за пределы их компетенции решения в области государственного строительства, экономических отношений, социального регулирования и иных сфер общественной жизни. В условиях, имеющих место проявлений сепаратизма, необходимо активное использование государственных институтов, цементирующих Российское государство. Одним важнейших из них является прокуратура, которая, будучи единой централизованной системой органов, осуществляющей от имени государства надзор за единообразным исполнением законов на территории всей страны, располагает реальными возможностями обеспечения верховенства Конституции РФ и федерального законодательства. Признавая необходимость решения данной задачи, законодатель в действующей редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» скорректировал надзорные полномочия органов прокуратуры, включив в сферу действия прокуратуры Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и соответствием законам правовых актов, издаваемых представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3 Глава 1. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации……………… 6 § 1. Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации ………………………………………………………………………...6 §2. Предмет и пределы надзора за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации, полномочия прокурора...............................................................................................................12 Глава 2. Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации ……18 §1. Надзор за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации………………………..……………18 §2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации………….…….27 §3. Понятие и сущность прокурорской проверки в обеспечении надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и местного самоуправления…………………………………35 Глава 3. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов ………………………………………………………………………….52 §1. Понятие, цели, задачи и принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов………………………………….52 §2. Специфика антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры……………………………………………………………………..57 §3. Организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры………………………………………..63 Заключение…………………………………………………………………….....79 Список использованных нормативных актов и специальной литературы…..84
Список литературы

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2780. 2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2394. 3. Конституция Российской Федерации: принята всенородным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. и доп. на 21 июля 2014 г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 64. 4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. с изм. и доп. на 28 ноября 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч.1). – Ст.2 ; 2018. – № 47. – Ст. 7138. 5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон в ред. от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ с изм. и доп. на 30 октября 2018 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4472; 2018. – № 45. – Ст. 6829. 6. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ с изм. и доп. на 11 октября 2018 г.// Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 43. – Ст. 5449; 2018. - № 42 (ч.2). – Ст. 6376. 7. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ с изм. и доп. на 30 октября 2018 г. // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №52 (ч.1). – Ст. 6228; 2018. - № 45. – Ст. 6837. 8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. на 30 октября 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. – Ст.3822; 2018. - № 45. – Ст. 6842. 9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 1999 г. с изм. и доп. на 03 августа 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 42. – Ст. 5005; 2018. – № 32 (ч.2). – Ст. 5134. 10. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 // Собрание Законодательства РФ. – 1996. –№17. – Ст. 1958; 2018. – №50. – Ст. 7077. 11. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2010 № 96 с изм. и доп. на 10 июля 2017 г. // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 6. – Ст. 774; 2017. – №.29. – Ст.4374. 12. Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: приказ Генерального прокурора России от 28 декабря 2009 г. № 400 с изм. и доп. на 09 февраля 2012 г. // Законность. – 2012. – № 4. – С. 46. 13. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора России от 07 декабря 2007 г. № 195 с изм. и доп. на 21 июня 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201508 14. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: приказ Генерального прокурора России от 02 октября 2007 г. № 155 с изм. и доп. на 29 октября 2012 г. // Законность. – 2012. – № 12. – С. 39. 15. Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы: приказ Генерального прокурора России от 04 мая 2016 г. № 263 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.genproc.gov.ru/anticor/doks 16. О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления: приказ Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. № 144 с изм. и доп. на 06 февраля 2013 г. // Законность. – 2013. – № 5. – С. 48. 17. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 с изм. и доп. от 9 февраля 2012 г. №39, от 10 февраля 2012 г. №46 // Законность. - 2007. -№ 12.- С. 34-39; 2012. - №4. – С.37-41. 18. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 // Законность. -2007. - № 11. - С. 23-27. 19. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и местного самоуправления: приказ Прокурора Воронежской области от 15 ноября 2007 г. № 202 // Бюллетень прокуратуры Воронежской области. - 2007. - № 6.- С. 48-53. 20. О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях // Законность. – 2008. – № 3. 21. Справка о работе прокуратур Воронежской области по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина за 2017 год// Архив прокуратуры Воронежской области. - 2017. 22. Доклад по итогам работы прокуратуры Воронежской области за 2017 г. // Архив прокуратуры Воронежской области. – 2017. – 42 с. 23. Докладная записка прокуратуры Воронежской области о состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 2016 г. // Архив прокуратуры Воронежской области. – 2016. – С. 19-23. Специальная литература: 24. Бахтина М. С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры Российской Федерации / М.С. Бахтина // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 2. С. 209 – 214. 25. Беспалова Е. И. Особенности антикоррупционной экспертизы при осуществлении прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства / Е. И. Беспалова // Уголовное право России: состояние и перспективы (коррупционные преступления). – СПб., 2016. – С. 133 – 136. 26. Будатаров С. М. Объект и предмет антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов / С. М. Будатаров // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. – 2009. - № 3. – С. 36 – 39. 27. Винокуров А.Ю. К вопросу об обязательности выполнения требований прокурора / А. Ю. Винокуров // Материалы научной конференции "Обеспечение единого правового пространства" (25 ноября 2010 г). – М: Изд-во Моск. гум. ун-та, 2011. – 18 с. 28. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник для вузов/Ю.Е.Винокуров, А.Ю.Винокуров/ под общ.ред. Ю.Е.Винокурова. – М., 2018. – 353 с. 29. Воронцова С. В. Роль прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов / С. В. Воронцова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 7. – С. 42 – 43. 30. Дадаева М. С. Антикоррупционная экспертиза как вид юридически значимой деятельности / М. С. Дадаева// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 8. – С. 154 – 156. 31. Дмитриев Д. А. Антикоррупционная экспертиза, проводимая органами прокуратуры. Вопросы совершенствования правового регулирования / Д. А. Дмитриев, А. В. Кудашкин // Административное право и практика администрирования. – 2013. – № 3. – С. 158 – 177. 32. Едлин В. А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (постатейный) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=16533 33. Казарина А. Прокурорский надзор за соответствием правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления федеральному законодательству / А. Казарина // Муниципальное право. – 2011. – № 1. – С. 54–64. 34. Короткова О.А. Органы прокуратуры как субъект антикоррупционной экспертизы нормативных актов / О.А. Короткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 7(135). – С. 116-120. 35. Кошкин Н. С. Некоторые вопросы антикоррупционной экспертизы в России / Н. С. Кошкин // Наука и современность. – 2014. – № 12. – С. 287 – 293. 36. Кудашкин А. В. К вопросу о предмете и объекте антикоррупционной экспертизы / А. В. Кудашкин // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 8. – С. 26–30. 37. Кудашкин А. В. Реализация прокуратурой новых полномочий при проведении антикоррупционной экспертизы / А. В. Кудашкин, Т. Л. Козлов // Законность. – 2010. – № 7. – С. 33–37. 38. Кудашкин А. В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: научно-практическое пособие / А. В. Кудашкин. – М.: Норма, Инфра-М, 2012. – С. 368 39. Куракин А. В. К вопросу о совершенствовании административно-правовых мер предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственного управления / А. В. Куракин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2002. – № 1. – С. 40-44. 40. Ленин В.И. О «двойном» подчинении и законности / В.И. Ленин // Поли. собр. соч. - Т. 45. - С. 201- 211. 41. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.: учебник / М.Н. Марченко. - М. : Изд-во Проспект, 2015. - 768 с. 42. Мельников Ю. Надзор за законностью региональных нормативных правовых актов органов государственной власти / Ю. Мельников // Законность. – 2010. – № 6. – С. 29 –31. 43. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 1159 с. 44. Нечевин Д. К. Роль органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов / Д. К. Нечевин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 4-2. – С. 93-96. 45. Петрова Л. Участие прокуроров субъектов Федерации в правотворчестве региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления / Л. Петрова, Е. Алборова // Законность. - 2013.- №1.- С. 13-17. 46. Поляков С. Б. Антикоррупционная экспертиза правоприменительных актов / С. Б. Поляков // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – № 4. – С. 68 –75. 47. Прокурорский надзор : учебник / Винокуров Ю.Е. [и др].; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова – 9-е изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 490 с. 48. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / сост.: А.А. Чувилев [и др.]. - М.: Юристь, 2006. - 345 с. 49. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 480 с. 50. Руденко А. Надзор за законностью муниципальных правовых актов / А. Руденко // Законность. – 2010. – № 12. – С. 19–22. 51. Семенов А. Институт взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и муниципальными органами/ А. Семенов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 1. – С. 23–26. 52. Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы Российской Федерации / Ю. Скуратов // Законность. - 2007. - № 3. - С. 7-11. 53. Спиридонов Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. - М., 2006.-315 с. 54. Степанков В. Прокуратура России: из истории и завтра / В. Степанков // Законность. - 2007. - № 3. - С. 2-10. 55. Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия: Диссертация на соискание научной степени доктора юридических наук / А.Я. Сухарев.- М, 1996.-95с. 56. Рамазанова Э. Т. Антикоррупционная экспертиза, проводимая органами прокуратуры, как способ противодействия коррупции / Э. Т. Рамазанова, Н. Р. Агарабаданова // Закон и право. – 2015. – № 9. – С. 43 – 45. 57. Романова И. С. Правовые последствия выявления органами прокуратуры коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах / И. С. Романова // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 10. – С. 54 – 59. 58. Романова И. С. Особенности проведения министерствами и ведомствами РФ экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность / И. С. Романова // Административное право и процесс. – 2016. – № 4. – С. 76 – 80. 59. Хазанов С. Д. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство снижения коррупционных рисков / С. Д. Хазанов, М. С. Бахтина // Российский юридический журнал. – 2016. – № 3. – С. 59 – 67. 60. Филатов С. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) / С. Филатов // Законность. – 2013. - №2. – С.7-9. 61. Чаплыгина А. Ю. Правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры / А. Ю. Чаплыгина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 1. – С. 51 – 53. 62. Чечко О. Л. Осуществление прокуратурой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов / О. Л. Чечко // Закон и право. – 2015. – № 10. – С. 157 – 160. 63. Шобухин К. Прокурорский надзор и правосудие / К. Шобухин // Уголовное право. - 2006. - № 3. - С. 19-30. 64. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник / В.Б. Ястребов. - М.: Городец-издат., 2012. – 400 с. 65. Яковлева Т. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления/ Т. Яковлева, С. Леонтьева // Законность. – 2012. – № 3. – С. 3–6.
Отрывок из работы

§1. Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации Надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокуроры чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие которых законам также проверяется прокурором. В соответствии со ст. 21 федерального закона о прокуратуре деятельность прокурора в данном направлении состоит «в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанных выше органов и организаций». Надзор за исполнением законов - одно из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана: с реальной защитой и обеспечением прав и свобод человека и гражданина; с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; с утверждением действенной вертикали власти. Сущность и назначение надзора за исполнением законов главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в сфере органов государственной власти и местного самоуправления. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений законов, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению этих нарушений. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспечено действительно точное и действительно единообразное как понимание, так и применение законов. Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере представительной (законодательной), исполнительной власти и местного самоуправления органы прокуратуры тем самым способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по всемерному удовлетворению потребностей граждан, повышению их материального благосостояния, обеспечению их прав и законных интересов. Иначе говоря, «прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере общего надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства». Надзор за точным и единообразным исполнением законов является главным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эту функцию. Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает федеральный закон о прокуратуре. Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и ни по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами. Прокурорский надзор за исполнением законов был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами представительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирующем деятельность прокуратуры, применительно к задачам, стоящим перед обществом и государством на определенных этапах их развития. Так, в ст. 1 федерального закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется « в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства». Именно в данной отрасли надзора решаются вопросы обеспечения строгого и безусловного соответствия федеральным законам законов субъектов РФ, подзаконных актов, издаваемых органами власти и управления федерального уровня, органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов обусловливается тем, что точное исполнение законов органами государственного управления имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед российским государством задач. В первую очередь на этих органах лежит обязанность претворения в жизнь законов, направленных на укрепление государственности, укрепление законности и правопорядка, повышение жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики, соблюдение конституционных прав и свобод граждан,. В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть надзорного и профилактического потенциала прокурорской системы. Задачи прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, сформулированы в федеральном законе о прокуратуре, а также в приказах Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195 , «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» от 2 октября 2007 г. №155 и ряде других указаний и распоряжений. Исходя из анализа указанных нормативных актов, А. Казарина выделяет «следующие задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляемыми надзор за исполнением законов: 1) обязательное проведение проверки в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер и при выявлении нарушений принятие мер к устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств; 2) наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений; 3) совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов, укрепление законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях; 4) активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, требуя привлечения к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного, имущественного положения; 5) доведение до населения и общественности информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц, состоянии и динамике правонарушениях; 6) выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров; 7) повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей государственных органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, руководителей коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан, привития им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий. Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов — это повышение его эффективности, что выражается в его влиянии на конечный результат - состояние законности и правопорядка» . §2. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия прокурора Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 федерального закона о прокуратуре. В нем можно выделить два самостоятельных элемента. 1. Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами. Фактически, как в первом, так и во втором случае, речь идет о различных проявлениях единой по своей сути направленности надзорной деятельности на решение определенного рода задач, стоящих перед прокуратурой, в чем, собственно говоря, наиболее полно и конкретно проявляются особенности предмета каждой отдельно взятой отрасли прокурорского надзора. Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, является одной из форм исполнения законов. Содержание используемого в ст. 21 федерального закона о прокуратуре понятия "исполнение закона" включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми. Исполнение законов выражается в виде действий или правовых актов. В действиях (бездействии) и актах, порождающих юридически значимые последствия (правовых актах), материализуются возведенные в закон воля и интересы российского народа. Через них реализуется главная функция закона как регулятора общественных отношений. Действия (бездействие) и правовые акты служат формами исполнения законов, охватывающими все области правоприменительной деятельности. Говоря о предмете надзора, необходимо отметить, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов строго определенной действующим законодательством совокупностью органов, организаций и должностных лиц. К таким органам, согласно перечню, представленному в ст. 21 федерального закона о прокуратуре, относятся: федеральные отраслевые органы исполнительной власти; законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; органы управления и руководители, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в различных сферах жизни общества. В практическом плане важным является вопрос о том, какое содержание вкладывается законодателем в понятие законов, надзор за исполнением которых призвана осуществлять прокуратура. От точности ответа на данный вопрос непосредственно зависят целенаправленность и профессиональная определенность надзорной деятельности прокуратуры. Конституция РФ (ст. 129), федеральный закон о прокуратуре (статьи 1 и 21) устанавливают, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ. В настоящее время действующие на территории Российской Федерации законы представляют двухуровневую систему, элементами которой выступают федеральные законы и законы субъектов РФ. В связи с этим предметом прокурорского надзора является исполнение как федеральных законов, так и законов субъектов РФ. К числу нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура, относятся международные договоры Российской Федерации и акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся, согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России. Причем они имеют приоритетное значение в случаях расхождения с отечественным законодательством. В Конституции РФ указано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем установленные законом, то применяются правила международного договора". Большинство авторов едины во мнении о необходимости законодательно определить, какие именно нормативные акты подразумеваются под понятием "закон", используемом в федеральном законе о прокуратуре. С учетом всего изложенного предлагается включить в его содержание федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, международные договоры РФ, что весьма верно и соответствует содержанию Конституции РФ. Несмотря на то, что законодательство о прокуратуре вполне определенно и однозначно исходит из положений о связи надзорной функции только со сферой исполнения законов, специалистами в области прокурорского надзора время от времени высказываются суждения об относимости к предмету надзора за исполнением не только законов, но и подзаконных актов . Правда, в последние годы такого рода суждения стали формироваться более взвешенно. Сейчас признание относимости подзаконных актов к предмету прокурорского надзора оговаривается достаточно жесткими условиями, суть которых сводится к тому, чтобы они имели нормативный характер, чтобы ранг подзаконных актов соответствовал уровню высших органов государственной власти и на издание такого рода подзаконных актов, чтобы указанные органы имели бы специальные полномочия. Думается, что это не соответствует требованиям федерального закона о прокуратуре. Более того, в настоящее время имеются все условия для нормальной, продуманной, эффективной работы законодательных учреждений страны, и потому нет необходимости для замещения законов актами, имеющими меньшую юридическую силу. В этой части с серьезными проблемами практика прокурорского надзора в целом не сталкивается . Следует помнить, что прокуратура является федеральной централизованной системой органов, осуществляющих в общегосударственном масштабе надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Ни о каких иных актах меньшей юридической силы законодательство о прокуратуре упоминаний не содержит. Правда, не упоминаются в федеральном законе о прокуратуре и международные нормы и принципы, и международные договоры, но, как видно из рассмотренных выше положений, они, по существу, приравнены к законам, а в случае коллизии за ними признается приоритет перед законами Российской Федерации. С содержанием предмета надзора за исполнением законов тесно связано решение вопроса о его пределах. В теории прокурорского надзора вопрос о пределах надзора за исполнением законов рассматривается в нескольких плоскостях: относительно круга объектов надзора; актов, надзор за соответствием законам которых осуществляют прокуроры; характера прокурорского надзора и характера мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий, и др. Собственно говоря, этими параметрами можно и ограничиться. Они в достаточной мере определяют границы прокурорского надзора, и их знание способно обеспечить единство подхода прокурорских работников к надзору за исполнением законов, в чем, в сущности, и заключается смысл обозначения пределов прокурорского надзора . Характер прокурорского надзора, определяется его задачами, назначением прокуратуры как органа, обеспечивающего законность и стремящегося к утверждению единообразного и точного исполнения законов всеми органами, организациями, должностными лицами на всей территории страны. Главным критерием оценки прокуратурой деятельности объектов надзора служит законность их действий и актов. Прокурор обязан фиксировать нарушения требований закона и принимать меры к устранению правонарушений, причин и условий, им способствующих. В поле зрения прокурора находится только та часть деятельности объектов надзора, которая урегулирована законом, связана с исполнением законов. Как указано в федеральном законе о прокуратуре прокурор не вправе подменять другие органы. Его действия не должны касаться оперативно-хозяйственной деятельности. В этой связи необходимо решительно отказаться от подмены контрольных полномочий вышестоящего контрольно-надзорного государственного органа . Характер прокурорского надзора как особого, самостоятельного вида государственной деятельности указывает и на такой ограничитель, как отсутствие у прокурора административных полномочий. Прокурор не вправе и не должен принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Его миссия заключается в том, чтобы, выявив нарушения закона, их причины и способствующие им условия, поставить вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которого входит осуществление соответствующих мер. Содержание конкретных мер и порядок их реализации определяются данным органом или лицом. Тем самым достигается цель, с одной стороны, сохранения в подобных ситуациях независимого положения прокурора, а с другой — обеспечения профессионального подхода к решению вопросов восстановления законности. Глава 2. Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов органами власти и местного самоуправления в Российской Федерации §1. Надзор за законностью правовых актов органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. №155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" в целях обеспечения действенного прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается: 1. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокурорам при осуществлении надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов регионального уровня опротестовывать изданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, не соответствующие федеральному законодательству. 2. В случае необоснованного отклонения протестов незамедлительно обращаться в суды общей юрисдикции с заявлениями о проверке соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному закону. В заявлениях ставить вопрос о признании таких актов противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению. 3. При вынесении судами общей юрисдикции определений об отказе в принятии заявлений ввиду неподведомственности им споров принимать все предусмотренные федеральным законодательством меры к обжалованию (опротестованию) подобных судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке. Важную роль в области надзора за законностью правовых актов играют прокурорские проверки. Обычно органы прокуратуры приступают к проверке только при наличии двух обязательных условий: поступления информации о нарушении законов и убежденности в том, что соответствующие вопросы не относятся к компетенции других органов власти и для устранения правонарушений требуется принятие мер непосредственно прокурором. Однако на сегодняшний день есть, пожалуй, всего один случай, когда прокурор в целях защиты общественных и государственных интересов вправе начать проверку, не дожидаясь поступления к нему информации. Речь идет о проверке в сплошном порядке законности правовых актов, которые издаются федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, и преимущественно касаются либо неопределенного круга лиц, либо больших групп населения или по своему характеру могут причинить существенный вред отдельным гражданам. Например, при применении к этим лицам правоохранительными и контролирующими органами административного задержания, различных санкций, налагаемых в административном порядке. Таким образом, при отборе правовых актов, подлежащих сплошной проверке, следует исходить из направленности правовых актов и круга лиц, которым они адресованы. Оценка соответствия федеральному законодательству нормативных положений, закрепленных в анализируемом правовом акте. Данный этап является наиболее сложным, так как связан с проведением анализа содержания каждой правовой нормы. Главный вопрос, на который отвечает прокурор, проводя такой анализ: соответствует ли вновь созданная норма в региональном законе Конституции РФ и федеральному законодательству. При решении данной задачи прокурору необходимо иметь в виду «наиболее часто встречающиеся основания, по которым нормативный правовой акт может быть распознан как не соответствующий закону: 1. Неправильное толкование федерального и регионального законодательства, на основании которого создается новая правовая норма. 2. Несоответствие вновь создаваемого правила поведения целям нормотворчества, прямо обозначенным в законе. 3. Отсутствие механизмов обеспечения законной реализации принятой нормы. Оно может привести как к рождению неприменимых в принципе норм права, так и к нарушению федеральных законов, затрагивающих права и законные интересы граждан. 4. Закрепление в региональном законодательстве норм права, утративших силу, выводов судебных органов по конкретным делам или не связанных с регулируемыми отношениями действующих норм под видом применения «аналогии права» или «аналогии закона». 5. Несоответствие фактически регулируемых отношений федеральному и региональному законодательству, на основании которого создается новая правовая норма» . При наличии одного или нескольких из названных обстоятельств правовой акт, как правило, не соответствует требованиям закона. Следует отметить, что выявление прокурором названных обстоятельств часто связано с превышением полномочий органа или должностного лица соответствующего уровня или компетенции конкретного органа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 92 страницы
2760 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 64 страницы
650 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 98 страниц
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 83 страницы
850 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 80 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg