Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Становление и развитие государственной гражданской службы в Российской империи

ikonowosky2016 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.05.2019
Актуальность изучения данной темы заключается в том, что в настоящее время, по мнению многих исследователей, отсутствует общепризнанная и верифицированная для России модель управления государственной службой и процесс разработки правового статуса государственного служащего пока не завершен. Это объясняется отсутствием комплексного подхода со стороны государства в понимании сущности государственной службы. В этой связи закономерен интерес к проблематике государственной гражданской службы в Российской Империи XVIII века, поскольку истоки нынешних проблем и будущих успехов коренятся в историческом прошлом нашего государства. Особенно актуально обращение к собственной истории, к особенностям развития, реформирования отечественной государственной службы, ибо в снятом виде эта история всегда присутствует и в настоящем. Проблемы исторического развития и совершенствования государственной службы, в том числе ее правового обеспечения, несмотря на их важность, недостаточно изучены. Кроме того, российская государственная служба, как и любой другой публичный социальный институт, имеет богатую историю развития и правового регулирования. Россия исторически относится к числу тех стран, для которых наличие сильного государства являлось главным условием выживания народа, территориальной целостности, поступательного экономического и культурного развития. Итак, объектом исследования является государственная гражданская служба в Российской империи. Предметом – становление и развитие государственной гражданской службы в Российской империи. Цель курсовой работы - исследование государственной гражданской службы в Российской империи данного исторического периода. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Изучить предпосылки реформирования государственной службы в России; 2. Выявить модель государственной службы в России в XVIII – первой половине XIX вв.; 3. Рассмотреть законодательные основы государственной службы в Российской империи; 4. Рассмотреть правовое регулирование государственной гражданской службы в XIX – первой половине XX вв. В курсовой работе применялись общетеоретические методы, а также аналитический метод исследования и синтез, обеспечивающие научный подход к изучению проблемы возникновения, становления и развития института государственной гражданской службы в Российской империи. Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Введение

Государственная гражданская служба является неотъемлемой частью нашего государства, это понятие появляется со времен его становления. Это обуславливается социальными, экономическими, географическими факторами. Развитие общества, общественных отношений также сыграло важную роль в становлении данного института. Государственная служба формировалась на протяжении столетий и на основании изменений, происходивших в государстве, мы можем видеть, как менялась система государственной службы. Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих. В современных российских условиях разделение службы на виды с учетом перспектив ее развития проводится в нашем законодательстве также применительно к социальной структуре общества и государственному механизму. Следует выделить, прежде всего, такой вид службы, как государственная служба. Государственная гражданская служба - это социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которой невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3 Глава 1. Возникновение и становление института государственной гражданской службы в Российской империи в XVIII в. ……………...…………………………………..................................................…..6 1.1 Причины, предпосылки и обстоятельства создания института государственной гражданской службы в Российской империи ..…………….............................................................................................................6 1.2 Развитие института государственной гражданской службы после правления Петра I…………………………………………….…..…..….……....13 Глава 2. Анализ развития законодательства о государственной гражданской службе в Российской империи в XIX в. и XX веках.…………………………..………...……………………………….….…...17 2.1 Правовое регулирование государственной гражданской службы в XIX – первой половине XX века …………………..………………….…….…....…....17 2.2 Чинопроизводство в системе государственной гражданской службы в Российской империи в XIX и XX веках……………….…………….....………23 Заключение…………………………………………………………….…..........30 Библиографический список…………………………………………………..32 Приложение……………………………………………………………………..35
Список литературы

1. Атамунчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М., 2004. – С.300 2. История государственного управления в России. Учебник. / Под ред. д.и.н., проф. Р.Г. Пихои. - М.:РАГС, 2003. - 37 с. 3. Лотман Ю. M. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) / Ю.М Лотман. – СПБ.: М.: Издательство «Искусство — СПБ»,1997. – 399с. 4. А. А. Кизеветтер. Табель о рангах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 439—441. 5. Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. - 48 т. 6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / А. А. Кизеветтер. Табель о рангах : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 439—441. 7. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: «Проспект», 1997. – С.269. 8. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М: Высшая школа, 1968. – С.250. 9. Исаев И.А.История государства и права России: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2015. – С.112. 10. История государственного управления в России. Учебник. / Под ред. д.и.н., проф. Р.Г. Пихои. - М.:РАГС, 2003. - 347 с. 11. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. - М.: Высш. шк., 1993. - С. 183. 12. Государственная служба (комплексный подход) : учеб. для вузов / под ред. А.В. Оболонского. - М.: Дело, 2000. - С. 71. 13. Государственная служба: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. Ростов-н/Д, 2004. 14. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России. М., 1978. С. 20 - 21. 15. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.2. СПб., 2000. С.200. Электронные ресурсы 16. Демин А.А. Государственная служба [Электронный ресурс]/ М.: Книгодел, 2013.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15508.— ЭБС «IPRbooks» 17. URL:https://studme.org/42828/pravo/istoriya_razvitiya_gosudarstvennoy_sluzhby_rossii 18. Иволга И.В. 17 гражданских чинов в 14 рангах Табеля о рангах. Саратов, 1997. [Электронный ресурс]/ СПБ.: Питер, 2003. - 405 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15508.— ЭБС «IPRbooks» Статьи 19. Журнал «Эволюция законодательства о гражданском чинопроизводстве в системе государственной службы Российской империи» Байкеева С. Е. Выпуск № 4 / 2007 20. Воропанов В.А. Развитие системы государственной гражданской службы Российской империи во второй половине XVIII В. Управление карьерой классных чиновников // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. №5 (37). 21. Кайнов, В.И. Историко-правовой анализ становления и развития института государственной службы в России (Конец XVII - начало XX века) / В.И. Кайнов, О.В. Прохорова // История государства и права. - 2007. - №1. - С. 41. 22. Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. – Н.Новгород, 1995. – С. 55 23. Журнал «Табель о рангах и система чинов в Российской империи» Вакилев Тимур Рамилевич. Выпуск № 2 (6) / 2014 24. Глазунова Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе // Вестник государственной службы. 1993. N 11. С. 27. 25. Журнал «Особенности и структура государственной службы Российской империи во второй половине XIX века» Шатохин И.Т. Выпуск № 6 / 2010. 26. Журнал «Государственная гражданская служба России XVIII века и особенности ее правового регулирования » А.В. Шободоева. Выпуск № 4 / 2013. 27. Писарькова, Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии / Л.Ф. Писарькова // Отечественная история. - 2001. - № 4. - С. 40.
Отрывок из работы

1.1 Причины, предпосылки и обстоятельства создания института государственной гражданской службы в Российской империи История государственной гражданской службы в Российской империи насчитывает несколько столетий. Она тесно связана с созданием русского централизованного государства, целостность и развитие которого в сложных геополитических условиях объяснялось службой всех социальных групп или сословий. Государственная гражданская служба России начала складываться по мере становления самой государственности. Формирование относительно самостоятельной аппаратной власти произошло достаточно давно. Оно восходит к XVI в., ко времени правления Ивана IV (1547-1584 гг.). К этому времени территория страны приобрела внушительные размеры, а население достигло порядка 10 млн. человек. В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие княжеские владения, должна была уступить место новой организации власти. «Создание государственной службы можно связать с формированием прочной государственности и наличием правовой базы, прежде всего, государственного права. До XVII в. не существовало закона, который определял бы строй и права верховной власти, основные права и обязанности граждан. Только в 1649 г. было принято Соборное уложение, известным образом устранявшее этот пробел в российском законодательстве. Данный правовой акт закрепил основные черты политического строя и правовой системы России и сохранял юридическую силу на протяжении двух столетий, вплоть до реформ второй половины XIX века. Юридическое оформление интересов государства и стало правовой основой формирования государственной службы». «Возникновение государственной службы не могло быть одномоментным актом. В XVI и первой половине XVII вв. еще доминировала практика временных служебных поручений. Но уже с середины XVII в. все более активно формировался институт постоянных служебных должностей в приказах и других государственных учреждениях. В среде «служилых людей» происходили специализация и группировка по отраслям управления, финансы, военное дело, дипломатия, делопроизводство и т.д. Группа «приказных», или «служилых людей» таким образом эволюционировала в направлении будущего чиновничества. Она постепенно превращалась в особый слой, который постоянно занимался государственной службой.» В истории государственной гражданской службы можно выделить события, послужившие причинами возникновения института государственной гражданской службы: • XVII в. – завершение становления государственной гражданской службы как особой сферы профессиональной деятельности, создание и развитие приказной системы, превращение поручений "приказов" в более или менее устойчивые должности; • XVIII в. – кардинальное изменение принципов организации государственной гражданской службы на основе Табели о рангах; Конец XVII – начало XVIII вв. характеризовался переходом от службы государю к государственной службе, именно в этот период характер государственной службы получил свое законченное выражение. Петр I стремился придать значимость принципу «привилегии за службу», а не по происхождению. Ю.М Лотман в своей работе «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)» писал: «…государственная служба приобретала для Петра почти религиозное значение грандиозной, непрерывной литургии в храме Государства. Работа была его молитвой» . Главные составляющие Петровской концепции можно сформулировать следующим образом: • Обязательность службы; • Всесословность службы; • Возможность для недворянина стать дворянином по чину и службе; • Служебная доблесть, а не «порода» как основной критерий продвижения по служебной лестнице; • Низшая ступень службы всех слоев, включая элитные; • Обязательность обучения с целью повышения качества и эффективности исполнения служебных обязанностей; • Законодательная регламентация службы. «Идея абсолютизма предполагала наличие регламентированного порядка, т.е одинакового для всех. Характерные черты данного устройства – унификация, соответствие законодательству, упорядоченность делопроизводства.» Задача организации современной государственной гражданской службы требовала всеобщего единообразного закона-регламента. Таким образом, 28 февраля 1720 г. был подписан и обнародован закон: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют». Генеральный регламент сoстoял из 56 глав, где каждая была пoсвящена конкретнoй прoблеме: общеправовым, техническим вопросам, связанным с делопроизводством. Служба, защита интересов государя – это важное государственное дело. Необычайная ее значимость подтверждалась присягой на верность монарху и его власти «… о ущербе же Е.В. (Его Величества) интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися буду». Присяга — для государственной гражданской службы абсолютно новый правовой элемент. Как проходило зачисление на государственную гражданскую службу: • Человеку выдавался патент на чин; • Сенат контролировал продвижение по службе. Генеральный регламент впервые определил единые правила повседневной деятельности государственного учреждения - продолжительность рабочего дня и рабочей недели. Чиновник должен был следовать четким установлениям закона, регламента, инструкции. Петр уделял внимание проблеме качественной и добросовестной работы государственных служащих. В Генеральном регламенте, можно выделить основные характеристики создаваемой императором бюрократической системы: • жесткая правовая фиксация деятельности как всего учреждения, так и каждого служащего в отдельности; • четкое иерархическое устройство бюрократической структуры, основанной на безусловном соблюдении должностной субординации; • осуществление повседневной работы путем фиксации всех ее составляющих в форме письменных документов, подлежащих сохранению. Также, государственные служащие должны были обладать следующими качествами: • «верность к службе»; • «радение о должности»; • «усердие к общему добру»; • «добрую волю в отправлении порученного»; • «человеколюбие». Генеральный регламент был шагом к установлению Табели о рангах, по которой вакантные служебные места следовало заполнять «людьми знающими и достойными». Институт государственной гражданской службы в последней трети XVIII в. получил существенный толчок в развитии, поскольку впервые имело место его концептуально-идеологическое осмысление, в то время как до этого он развивался преимущественно опытным путем. Вместе с тем основные принципы организации государственной гражданской службы, определенные в эпоху Петра I, и прежде всего в Табели о рангах 1722 г., оставались неизменными. Правовой основой и высшей точкой деятельности Петра в сфере государственной службы явилась «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины» , которая ввела принципиально новую классификацию служилого сословия. 22 января 1722 г. Петр I утвердил Табель о рангах всех чинов Российской Империи, которая регламентировала порядок государственной службы в России. В основу "Табели о рангах" был положен опыт западноевропейских стран, особенно Дании и Пруссии, где аналогичные законы уже существовали. Закон состоял из Табели о рангах и разъяснительных пунктов, в которых говорилось «каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит». В результате, государственные служащие стали подразделяться на две основные группы: 1. первая — табельные чиновники четырнадцати классов; 2. вторая — государственные служащие, не включенные в список должностей Табели. Для данной категории низших служащих вводился институт канцелярских служителей как начальная ступень государственной гражданской службы. Для превращения дворянства в государственно-доминирующее сословие, устанавливались квалификационные требования, такие как — образовательный уровень. Это означало, что дворянству, как наиболее благородному сословию нужно – учиться. Подведем итог, при Петре I произошла экономическая и политическая консолидация дворянского сословия. Расширились: • права дворян на землю; • поместная раздача заменилась пожалованием населенных и ненаселенных земель в полную собственность. Теперь преимущество на государственную службу предоставлялось именно дворянам, но без широкого привлечения недворян нельзя было обойтись. Так как, из-за развития государственного аппарата, увеличивалось число должностей в гражданских ведомостях. Такое преимущество проявлялось и в льготных условиях самого поступления на службу и в возможности более быстрого продвижения по ее ступеням. В системе государственной службы, произошло разделение двух прежде сливающихся ее видов — военной и гражданской, осложнившихся новой повинностью — учебной. Таким образом, анализ предпосылок свидетельствует о том, что своими истоками государственная служба уходит в социальные условия её формирования и развития. Анализ истории государственной службы свидетельствует о зависимости форм и методов ее функционирования от типа государства. По мере длительного исторического развития государственная служба усложняется, совершенствуется, превращаясь постепенно в цивилизованную профессиональную форму осуществления функций.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
384 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg