Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

ikonowosky2016 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.05.2019
Цель курсовой работы изучение особенностей конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи: 1. Изучить конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, основания и цели. 2. Рассмотреть цели и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Во время изучения литературных источников по теме работы использовались труды российских ученых-правоведов, которые так либо иначе касаются вопросов ограничения прав и свобод человека: С.С. Алексеева, Г.А. Гаджиева, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, С.В. Пчелинцева, Т.Н. Радько, Б.Н. Чичерина и других. Научная новизна работы, состоит в том, что вопросы ограничения конституционных прав и свобод граждан требуют постоянного и комплексного исследования, так как меняются и социально-правовые условия реализации прав и свобод человека и гражданина. Из анализа юридической литературы следует, что в науке конституционного права понятие и характеристика пределов и ограничений прав и свобод человека и гражданина исследуется в общем, концептуальном плане. Понятию изучаемых ограничений и их характеристике теоретики конституционного права внимание уделяют очень мало. Отсутствуют в юридической литературе монографии, которые были бы посвящены данной проблематике в целом. Курсовая работа имеет следующую структуру: введения, основной части, заключения, списка источников.
Введение

Действующей Конституцией Российской Федерации провозглашена высшая ценность государства и общества человека, его права и свободы (ст. 2). Но идеал свободной личности не значит, что поведение человека ничем не ограничивают и что он свободен от любой ответственности перед остальными людьми и обществом в целом, так как реализация прав и свобод в общественной жизни имеет взаимоотношение с индивидуальными и публичными интересами. В связи с этим встает необходимость по разграничению сферы прав одного человека со статусом иных обладателей прав и пределами прав и интересов государства и общества в целом. Актуальность темы определяется современным этапом конституционного развития России. Действующая российская Конституция провозглашает высшей ценностью государства и общества человека, его права и свободы (ст.2). Это означает, что «все остальные общественные ценности. располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить»1. Основной Закон России, как и конституции развитых демократических государств, определяя основы правового положения личности, исходит из концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Права человека как общесоциальная категория представляют собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного и свободного существования личности в гражданском обществе . По своему характеру права человека не привязаны к национальным границам, они также не зависят от географии или истории, культуры и идеологии, политической или экономической системы. Проблемы по обеспечению общественной безопасности, также правового ограничения прав и свобод человека в современном мире имеют наибольшую остроту, и требует особого внимания. Вряд ли можно ставить под сомнение актуальность данной проблемы для российского общества, а помимо этого события последних лет показывают новейшие тенденции в расстановке приоритетов: на первом месте в сфере государственной важности выдвинуты вопросы по обеспечению общественной безопасности, которые неизбежно связаны с определенными ограничениями прав и свобод человека и гражданина. Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования основных (конституционных) прав человека и гражданина. Предметом исследования являются конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Права человека, являются ценностным ориентиром, которые позволяют применить «человеческое измерение» не только в отношении государства, права, закона, законности, правового порядка, но помимо этого к гражданскому обществу, так как степень зрелости и развитости последнего имеет зависимость в большей мере от состояния дел с правами человека, от объема данных прав и их реализации. Широко признаваемые идеи гражданского общества и правового государства основываются на признании приоритетов прав человека. Но демократия немыслима не только без самых широких прав для граждан, но и без определенных запретов и ограничений, которые устанавливают против разного вида антиобщественных явлений. В связи с этим проблемы пределов свобод человека в обществе в общем плане есть проблема правовых ограничений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ И ЦЕЛИ……………………... 1.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА…. 1.2. ЦЕЛИ И ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………………………………. ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ… 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА….. 2.2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, № 67, 05.04.1995. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994. 3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11 ФЗК) // «Собрание законодательства РФ». - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398. 4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14. 11. 2010, № 13-ФКЗ) // СЗ РФ. 2010. № 17. Ст. 1011. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5. Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие / И.В. Аксенов. – Томск, Томский политехнический университет, 2011. - 144 с. 6. Алексеев И.А. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М., Гриф УМЦ Профессиональный учебник Юнити-Дана, 2013. – 439с. 7. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс Учебное пособие. – М., Норма, 2013. – 643с. 8. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова. – М., - «Проспект», 2010. – 439с. 9. Васильева, С.В. Конституционное право России. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2011. - 560 с. 10. Григорьев А. А. Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина // Государство и право. - 2011. - № 2. - С. 16-21. 11. Конституционное право Российской Федерации. Учебник /Отв. редактор С.И. Носов. – М.: Издательство: "Статут", 2014. –456 с. 12. Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. - М., 2010. - 459 с. 13. Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. - М.: Норма, 2012. - 272 с. 14. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. - Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332с. 15. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., Издательство: Высшее образование, 2011. - 167с. 16. Прудников А.С. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М., Гриф МО РФ Юнити-Дана, 2013. – 468с. 17. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.- 2012. - 420 с. 18. Соколов, И.А. Конституционное право Российской Федерации / И.А. Соколов. - М.: МГИУ, 2010. - 260 с.
Отрывок из работы

1.1 . ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Конституционное ограничение прав и свобод личности является очень важным аспектом во взаимодействии государства и гражданина. Конституция закрепляет приоритет прав и свобод гражданина, называя их высшей ценностью и запрещая какое-либо их ущемление или ограничение. Однако, предусмотрено и ограничение таких прав. В современном законодательстве нет четкого определения термину ограничение прав и свобод гражданина. Под ограничением прав и свобод следует понимать как императивный метод воздействия на поведение субъекта. Ограничение допускается только в разумных пределах. Оно просто необходимо для нормального функционирования общества в целом. Например, ограничение права на свободное передвижение может быть в виде заключения под стражу. Но такое ограничение применяется не ко всем субъектам конституционного права, а лишь к определенному кругу лиц, нарушивших закон. Ограничение может быть в виде запрета на реализацию какого-либо права, вмешательства уполномоченных органов в реализацию субъектом своих прав, ответственности или обязанности. Ограничение прав и свобод устанавливается самой Конституцией и является одним из способов нормального функционирования общества. Ограничение распространяется не только на граждан, но и на ветви власти. Например, ограничение законодательной власти в ряде полномочий является гарантией прав и свобод граждан. Таким образом, ограничение прав должны быть вызваны резкой необходимостью и соответствовать целям такого ограничения. Ограничения могут производиться для оправдания публичных интересов, закрепленных в Конституции. 1.2. ЦЕЛИ И ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Российское конституционное право не признает института лишения конституционных прав и свобод, который присущ ряду зарубежным странам. В тоже время и логика, и различные интересы говорят о необходимости, как ограничений конституционных прав, так и определении пределов их действия . Ограничения прав и свобод, возможно, установить только федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Федеральный законодатель имеет право ограничивать прав и свобод не произвольно, а для достижения социально значимых целей. Их перечень дается ст. 55 Конституции РФ и является исчерпывающим. Речь идет о достижении следующих таких целей как, защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; обеспечение обороны страны и безопасности государства. Несмотря на закрытый характер, данный перечень дает право на ограничение конституционных и других прав и свобод в допустимых пределах. Но даже в условиях чрезвычайного положения не все конституционные права, возможно, ограничить. Многие из них, такие как право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, право на жилище и другие нельзя ограничить. Перечень данных прав закрепляется Конституцией России (ч. 3 ст. 56). Некоторые конституционные права и свободы имеют формулировку с использованием так называемой оговорки о законе, то есть в самой норме предусматривается возможность ограничения одного либо другого права. Допустим, это относится к конституционным положениям о праве на жизнь (ст. 20), неприкосновенности жилища (ст. 25), свободе мысли и слова (ст. 29), о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37), о праве на отдых (ст. 37), свободы предпринимательской деятельности (ст. 34). Данные права не содержат абсолютного характера и могут ограничиваться федеральным законом . Иные конституционные права и свободы сформулированы как юридически абсолютные. Допустим, в ч.1 ст. 30 Конституции РФ определено: «Каждый имеет право на объединение...», оговорки о законе нет. Следует ли из этого, что право на объединение не могут ограничить? Нет, не следует. Данное право также могут ограничить федеральным законом для достижения целей, которые предусмотрены ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Любое конституционное право имеет предел действия. Само собой, установление ограничения конституционного права будет в это же время установлением новых пределов его действия. Но под пределами действия конституционных прав понимают границы законного поведения в обычных условиях, которые не отягощены ограничениями чрезвычайного положения и так далее. Объективные границы законного поведения строят на стыке интересов личных, общественных и государственных. Частью 3 ст. 17 Конституции РФ определено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы иных лиц. Следовательно, идет ограничение действия конституционных прав на стыке интересов личностей. Но помимо этого есть еще интересы общества и государства. Отмечают следующие способы ограничения прав. Они могут быть различными, в зависимости от целей и оснований. Это: а) относительный запрет - установление рамок поведения, или запрет только на определенные виды реализации прав или свобод; б) абсолютный запрет - запрет на реализацию права (свободы) в целом; в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характерны активные действия государственных органов и пассивное поведение личности); г) обязательства; д) ответственность. Конституционный Суд Российской Федерации акцентирует внимание на том, что «...установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства». Суд подчеркивает, что «принципы определенности и соразмерности требуют также установления законодателем четких и разумных временных рамок, допускаемых ограничений прав и свобод». Поскольку в Конституции Российской основные права и свободы человека закреплены в соответствующих конституционных нормах, то проблема и вопрос об ограничениях прав и свобод человека в Российской федерации представляется, главным образом, как проблема ограничения конституционных прав федеральными законами. При этом, например, Александр Федорович Квитко считает вполне разумным, что если права закреплены в конституции государства, то и ограничения этих прав точно так же задаются самой конституцией, а соответствующее законодательство может лишь конкретизировать их, не выходя за пределы закрепленных прав. Свое закрепление они получили в главе один Конституции РФ «Основы конституционного строя», которой не могут противоречить любые другие положения Конституции РФ. Таким образом, глава один Конституции РФ обозначает предел действия конституционных прав и свобод с позиции интересов общества и государства. Подразумевается, что баланс интересов личности, общества и государства и дает предел действия конституционных прав и свобод. При условии баланса интересов государство через действующее законодательство обязано избегать сильного сужения предела действия конституционных прав и свобод. Предел действия конституционных прав и свобод в России поставлен в зависимость от их понимания в международном праве. Но основание ст. 17 Конституции РФ, в России признаются, а также гарантируются права и свободы человека и гражданина на основании общепризнанных принципов и норм международного права . Рассматривая пределы действия конституционных прав и свобод нужно особо обратить внимание на проблемы действия основных прав и свобод в отношении так называемых третьих лиц, то есть во взаимоотношение между гражданами. В юридической литературе наравне с крайними позициями выдвигается концепция так называемого горизонтального действия. Последнее значит, что система ценностей, которая лежит в основных правах и свободах, должна быть соблюдена во время интерпретации норм частного права. Адресаты основных прав – это не только граждане, но и законодатели, и суды, и исполнительная власть. Но применение основных прав в отношении граждан точно так же, как между гражданами и государством, нельзя. Проблема горизонтального действия конституционных прав и свобод есть в нашей стране потому, что между конституционными ценностями и ценностями гражданского права есть разрыв, который необходимо убрать по мере построения новой правовой системы. Положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части понимания пределов ограничения прав и свобод в период чрезвычайных положений не имеют существенных отличий от положений Международного пакта о гражданских и политических правах. В Конвенции также предусмотрена процедура дерогации (отступления от обязательств по Конвенции (ст. 15)). Пределы отступлений от обязательств определяются необходимостью и соответствием чрезвычайной ситуации. Они должны быть соразмерны существующей опасности и быть оправданными в течение всего времени действия. Ограничения не должны противоречить другим обязательствам государства по международному праву. Кроме того, ограничительные меры должны носить временный характер, что хотя и не сформулировано в ст. 15 Конвенции, но следует из текста п. 1: «В период войны или чрезвычайного положения», а также косвенно из п. 3, где государству предлагается известить Генерального секретаря Совета Европы о возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме. ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Конституционные ограничения прав и свобод классифицируются по следующим основаниям: на основании прав и свобод их подразделяют на ограничения гражданских и политических прав, таких как ограничение свободы передвижения, избирательные ограничения и так далее и ограничения экономических, социальных и культурных прав, таких как, ограничения в использовании права собственности на землю; на основании времени действия их подразделяют на постоянные, установленные Конституцией России, законами и временные, которые прямо обозначаются в актах о чрезвычайных положениях и которые связаны, чаще всего с запрещениями; на основании сферы действия их подразделяют на общие, которые имеют распространение на все права и свободы и индивидуальные, которые имеют распространение только на отдельные права и свободы; на основании пределов использования их подразделяют на государственные, такие как федеральные, муниципальные и так далее; на основании содержания их подразделяют на финансово-экономические, такие как запрет определенной экономической деятельности и личные, такие как арест, заключение под стражу, и так далее; на основании способа осуществления их подразделяют на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и так далее . Особым видом конституционных гарантий является то, что некоторые права личности, возможно, ограничить на основании закона только специальным государственным органом – судом. Такой подход закрепляется, например, в ч. 2 ст. 22 «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. В этом законодатель справедливо видит существенную дополнительную гарантию законного исполнения конституционных ограничений . Наиболее существенные ограничения конституционных прав и свобод граждан имеют место быть в условиях военного положения. Режим военного положения можно ввести на всей территории России либо в отдельной местности и только в силу действия внешних факторов в случае: агрессии против России; непосредственной угрозы агрессии против России (ст. 87 Конституции РФ). Ограничения прав и свобод граждан в целях, которые указывают ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также предусматриваются рядом иных федеральных законов. Данные ограничения в первую очередь выступают в качестве необходимых условий для деятельности правоохранительных органов, которые призваны охранять права и свободы всех граждан. Данные законы, нужны в интересах большого числа граждан, но при этом таят в себе опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателей более тщательно определять пределы прав конкретных органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. В череде данных законов, которые приняты в Российской Федерации, на первом месте стоят законы об органах федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной охране . Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям: 1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и по¬литических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограни¬чения и др.) и ограничения эко¬номических, социальных и культурных прав (например, в ис¬пользовании права собственности на землю). 2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые уста-новлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанно¬стями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостанов¬лением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комен¬дантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, напри¬мер, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родствен¬ников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расшире¬ние свободы личности, укрепление нравственных основ кон¬ституционного регулирования.); 3. В зависимости от сферы действия – на общие (распро¬страняются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдель¬ные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено консти¬туционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновен¬ности жилища); 4. С учетом пределов использования – на государственные (федераль-ные, субъектов Федерации) и муниципальные; 5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.); 6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановле-ния, меры ответственности и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
504 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg