Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

исследование склонности к риску у подростков

lera0302 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.05.2019
исследование склонности к риску у подростков
Введение

В настоящее время особое внимание уделяется подрастающему поколению, так как именно подрастающее поколение является основой будущего Государства. Любое современное общество на этапе своего развития, претерпевает нестабильность и ряд различных кризисных явлений, в результате чего, на наш взгляд, все более возрастает необходимость изучения психологических особенностей личности подростков, с девиантными формами поведения. Истоки формирования психологических форм девиантного поведения различны и включают склонность к курению, употреблению алкоголя, наркотиков и др., что в свою очередь разрушает развитие личности. В любом обществе всегда существуют социальные нормы, отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, и будет присутствовать в обществе. Подростковый возраст (11-15лет) наиболее чувствителен к различным формам девиаций. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу и проявлений девиантных форм поведения. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение, нежелание брать ответственность. Многие исследователи занимались изучением девиантных форм поведения,среди наиболее ярких представителей данного направления являются – O.Конт,Г. деТард, A.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Для объяснения социальных девиацийЭ.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Термин «аномия» в переводе с французского, означает «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации - социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Р.Мертон, один из последователей Э.Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определенной культурой, устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Существует множество определений понятия риск. Так, Зубков И.В считает, что риск представляет собой целенаправленное поведение социального субъекта, осуществляемое в обстоятельствах неопределенности ожидаемых исходов. Психологический словарь дает следующее определение, риск – это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В.В. Ойгензихт определяет риск как «выбор варианта поведения с учетом опасности, угрозы, возможных последствий». Исходя из выше указанных определений, можно сделать вывод о том, что риск представляет собой неоднозначность понятия, но все сводятся к тому, что риск несет за собой неопределенность исхода событий. Сама проблема риска остается достаточно актуальной в психологии. Противоречие нашего исследования заключается в том, что с одной стороны в современной практики образования, возрастает количество учащихся с высоким уровнем склонности к риску и девиантным поведением.А с другой стороны, наблюдается недостаточное внимание со стороны педагогов-психологов к факторам, формирующим высокую склонность к риску и тем негативным последствиям для личностного развития подростка, которые она может сформировать. Актуальность исследования: в настоящее время все большую актуальность приобретаетвопрос изучения склонности к риску у подростков и ее взаимосвязи с девиантным поведением в современной психологии. Поэтому все болеевозрастает изучение психологических особенностей подростков с девиантными формами проявления, так как именно подростки являются наиболее уязвимы, под влиянием социума, а подростковый возраст является основой для закладывания фундамента норм и правил поведения. Проблема исследования заключается в недостаточной изученности взаимосвязи, склонности к риску и девиантному поведению. Объект исследования: личностные особенности подростков Предмет исследования: склонности к риску у подростков Цель исследования: выявить все факторы, влияющие на склонность к риску у подростков Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения, депрессивных состояний и склонности к риску. 2. Рассмотреть взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками. 3. Определить уровень депрессии у подростков. 4. Выявить взаимосвязь между уровнем депрессии и склонности к риску подростков. 5. Составить психолого-педагогические рекомендации при работе с подростками склонными к риску и предрасположенными к девиантному поведению. Гипотеза исследования: уровень депрессии и девиантное поведение взаимосвязаны со склонностью к риску у подростков. Методы исследования: 1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; 2. психодиагностический метод – методика «Склонности к риску» A. Г.Шмелева; опросник А.Т. Бека для определения уровня депрессии; 3. методы обработки и интерпретации: количественный и качественныйанализ полученных данных; методы статистической обработки данных. Практическая значимость: полученные данные, возможно использовать вдеятельности практического психолога по построению сопровождающей работы детей подросткового возраста.
Содержание

Введение...............................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы депрессивных состояний, склонности к риску и девиантного поведения в подростковом возрасте…7 1.1 Понятие склонности к риску в психологии……………………………………7 1.2 Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков………8 1.3Факторы риска в подростковом возрасте…………………………………….11 1.4 Депрессивные состояния в подростковом возрасте………………………..14 Глава 2. Эмпирическое исследованиесклонности к риску у подростков…………………………………………………………………………18 2.1 Организация и методическое оснащение исследования……………………18 2.2 Обработка полученных результатов………………………………………….20 2.3 Психолого-педагогические рекомендации при работе с подростками склонными к риску………………………………………………………………..31 Заключение………………………………………………………………………...34 Список литературы……………………………………………………………….36 Приложение 1……………………………………………………………………..39 Приложение 2……………………………………………………………………..32 Приложение 3…………………………………………………………………….45
Список литературы

1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. – М.: Медпрактика, 2010. – 224 с. 2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.пособие для студентов вузов/ Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2012. – 377 с. 3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс–Традиция. – 2010. 560 с. 4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии: Научное издание. М.,2011. – 198 с. 5. Беличева С.А. Сложный мир подростка. М.,2012. – 129 с. 6. Бережная Е.В., Порохня, Т.А., Кукота, С.И. Анализ существующихопределений риска и подходов к его классификации: сб. науч. тр. Сев.-Кав. 7. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г. ЗинченкоВ.П. М.: 2014 – 672 с. 8. Бурлачук Л.Ф Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2010. — 351 с. 9. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие / Б.С. Волков. –Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2011. – 208 с. 10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. – М.:Трикста, 2011.–256 с. 11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: Харвест, 2000. –800 с. 12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд. — СПб.:Питер, 2012. – 356 с. 13. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющего поведения –М.:ACADEMA, 2012.- 288c. 14. Иванов В.Н. Девиантное поведение: Причины и масштабы. Социально политический журнал. 2013. – № 2. – 36 – 38 с. 15. Иовчук, Н.М. Депрессия у детей и подростков / Н.М. Иовчук, А.Н. Северный. – М.: Школа-пресс, 2004. – 80 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы депрессивных состояний, склонности к риску и девиантного поведения в подростковом возрасте 1.1 Понятие склонности к риску в психологии Характерной чертой нашего времени, отличающей его от тысячелетий далекого прошлого, являются настойчивые усилия установить контроль над факторами риска и неопределенности. Риск определяется как деятельность в условиях опасности, отсутствия полной уверенности в успехе. Понятие готовность к риску впервые возникло в США в 1960-е гг. Американские ученые Г. Ховт и Я. Стонер предположили, что по степени проявления готовности к риску людей можно разделить на две категории (типа): на «рисковых» и «осторожных». Первые отличаются высоким уровнем притязаний, стремлением к лидерству, способностью влиять на других людей. Вторые — нерешительны, осторожны в выборе и в отношениях с другими людьми, склонны к подчинению и т.п. Готовность к риску может проявляться как в действиях, в поведении человека, так и в его переживаниях и суждениях [2]. Часто в литературе рискованность рассматривается как характеристика поведения, сплав личностно-ситуационных и социальных факторов. Некоторые авторы выделяют особый набор, комплекс черт личности, который влияет на поведения человека, также как и ситуации, провоцирующие рисковое поведение. Так установлено, что люди агрессивные, с сильной потребностью в доминировании и самоутверждении, более рискованны. В некоторых работах установлено, что склонность к риску связана со многими качествами личности, такими как тревожность, депрессивность, конфликтность, агрессивность, стремление к острым ощущения. К чертам рискованной личности относят экстремально выраженную, не корригируемую потребность доминировать над другими людьми. Кроме того, отмечают, что таким людям свойственно плохое самоуправление, слабо выраженное самосохранение (ослабленный инстинкт самосохранения); импульсивность, наличие «заряда рисковости», ригидность, индивидуалистичностъ, гиперактивностъ, инициативность, авантюрность намерений, комплекс вседозволенности склонность к обману, дивиантное поведение. Внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимаем ли мы ситуацию как перспективную или как угрожающую. Исследователи обнаружили важный элемент личности, относящийся к риску — это склонность к поиску сенсаций (новых впечатлений) [4]. Корнилова Т.В., например, также считает, что при определенной предрасположенности к риску и условиях поддерживающих эту предрасположенность может сформироваться устойчивая склонность к риску, которая со временем становится чертой личности. Подобная черта предполагает оценку субъектом своего прошлого опыта, с точки зрения чувства «Я рискую», результативности своих действий в ситуации шанса. Таким образом, рискованность как риск-черта может выступать как системное интегральное свойство личности. 1.2 Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков Девиантное поведение подростков может проявляться в различных формах. Алкоголизм является одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения молодежи. Причем сюда входит и понятие пьянства, как фактора не менее существенного и приводящего к развитию более тяжелых последствий употребления спиртосодержащих напитков, и понятие алкогольного психоза, связанного с нарушение работы нервной системы. Особенностью подросткового алкоголизма является то, что вследствие физиологических свойств данного возраста, возникает быстрое привыкание к спиртным напиткам, что приводит к разрушению нервной системы, нарушению умственного и психического развития. О проблемах подросткового алкоголизма говорят неутешительные данные. Численность подростков в возрасте 15-17 лет, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы», на 2015 год составила 134 тыс. человек, на 2016 год — 115 тыс. человек, на 2017 год — 96 тыс. человек. Доля подростков, состоящих на профилактическом учете, в связи с вредными последствиями алкоголя, в 2014 году составила 18,5 тыс. человек, в 2015 году —16,7 тыс., в 2016 году — 14,4 тыс. человек. Притом, что прослеживается ориентация на снижение числа подростков страдающих алкоголизмом, данный показатель все равно остается высоким и требует разносторонних мер по его уменьшению [13]. Не менее остро стоит проблема подростковой наркомании. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году впервые были зарегистрированы 309 тыс. подростков с наркотической зависимостью, в возрасте 15—17 лет, в 2015 году — 365 тыс. подростков, а в 2016 — 216 тыс. Кроме того, численность состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических веществ, в тот же возрастной период, на 2014 год составила 4900 человек, на 2015 год — 4400 человек, 2016 год — 2800 человек. Другая проблема, которая тесно связана с употреблением наркотиков, это рост числа молодежи заболевших ВИЧ и СПИДом. Наркомания, также как и алкоголизм, характеризуются быстрым развитием привязанности и зависимости, а также низкой эффективностью лечения и реабилитации и восстановления. Такой фактор как подростковая (детская) проституция, характеризующаяся вступление в половую связь, беспорядочные половые связи за плату лицами, не достигшими совершеннолетия, набирает обороты в связи с падением нравственных и моральных ценностей, распространением порнографии. Подростковая проституция имеет свои особенности: неосознанность своих действий, получение оплаты наркотическими и алкогольными веществами, продажа тела в любом месте по желанию покупателя, запугивание, шантаж, насильственные действия по принуждению к проституции. Также, она может привести к таким проблемам как, нарушение психического и физического здоровья, подростковая беременность и аборты, заболевание венерическими заболеваниями и СПИДом [14]. Преступность или криминальное поведение молодежи, по мнению одних исследователей, обусловлена особенностями уровня развития общества, малой социальной группы, по мнению других, особенностями психологи подростка. И те и другие взгляды действуют в равной мере и включают в себя различные составляющие. Федеральной службой государственной статистики были приведены следующие данные: за 2014 год число преступлений совершенных несовершеннолетними или при их участии составили 78,5 тыс. человек, за 2015 год — 71,9 тыс. чел., за 2016 год — 64,3 тыс. чел., за 2017 год — 46,1 тыс. чел. Особенностями данного типа девиантного поведения являются низкий культурный и нравственный уровень подростка, неустойчивая картина мира, строгая приверженность своих взглядов и представлений о мире, возможно сильное влияние со стороны криминальных элементов, недостаточно адекватная оценка совершаемых противозаконных действий. Последний фактор, который мы хотели бы выделить — это суицидальное поведение, включающее в себя попытки самоубийства и суицид. На настоящий момент, суициды среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет, составляют 2500 человек за год. Это говорит об актуальности проблемы суицидального поведения, необходимости ее изучения. Особенно трудно выявить суицидальные наклонности на ранних стадиях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 45 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 64 страницы
650 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 69 страниц
828 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg