Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ

mark_ken89 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.05.2019
Нравственное воспитание занимает важное место в системе воспитания учащихся с нарушением интеллекта, является одной из основных его задач. Это объясняется, прежде всего, тем, что сформированная у ребенка система привычного нравственного сознания, становится механизмом, определяющим поведение ребенка.
Введение

Актуальность исследования. Духовно-нравственную сферу личности подростков с умственной отсталостью изучали такие авторы как С.Я.Рубинштейн, Г.Е.Сухарева, П.А.Чубаров, А.Д.Виноградова, Н. И. Элиасберг. Социальные практики как инструмент духовно-нравственного развития умственно отсталых подростков изучают такие авторы как Фатихова Л.Ф., Щуркова Н.Е. , Агишова Е.В., Процко Т.А. Нравственное воспитание занимает важное место в системе воспитания учащихся с нарушением интеллекта, является одной из основных его задач. Это объясняется, прежде всего, тем, что сформированная у ребенка система привычного нравственного сознания, становится механизмом, определяющим поведение ребенка. Ребенок с нарушениями интеллектуального развития не имеют достаточного запаса нравственных понятий и представлений. Вследствие этого у данной категории детей затрудняется анализ правил и норм, которые лежат в основе поведения. Этим обучающимся сложно сравнить свое поведение и поведение окружающих людей, они не могут произвести оценку моральных побуждений, не представляют возможные последствия различных действий в обществе. Данные трудности приводят к нарушению конкретных норм поведения. Нравственное воспитание учащихся с ограниченными возможностями затруднено интеллектуальными нарушениями, спецификой эмоционально-волевой сферы, особенностями личностной сферы и представляет собой достаточно трудоёмкий и не быстрый процесс. Исходя из практики школы для детей с интеллектуальными нарушениями можно сделать вывод о том, что в последнее время все труднее решаются проблемы социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, но явными становятся задачи и цели адаптации. Полное представление содержания социальной адаптации как о процессе и о ее осуществлении семьей, школой и обществом не существуют на данный момент. Социальная практика представляет собой деятельность, совершая которую человек получает положительный социальный опыт, так же принимает социальную компетентность и навыки настоящих действий в социуме, группе, к отдельному человеку. Исходя из выше сказанного, под социальной практикой понимается такой вид человеческой деятельности, направленный на вырабатывание положительных общественных модификаций, то есть школа непосредственно является площадкой для социальной практики. Организация социальных практик в деятельности педагогов происходит через активное использование развития социальной компетентности. Социальная практика отрабатывает у обучающихся социальные навыки, познания конкретной социальной реальности. Однако на данный момент существует мало методических и практических разработок по повышению уровня сформированности духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью. Использование социальных практик как инструмента духовно-нравственного развития умственно отсталых подростков в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения, будет способствовать повышению уровня сформированности духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью. Цель исследования - на основе теоретического анализа специальной литературы по рассматриваемой проблеме, изучить место, роль и возможность целевого применения социальных практик в системе духовно-нравственного развития умственно отсталых подростков. Объект исследования: особенности духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью. Предмет исследования: социальные практики как инструмент духовно-нравственного развития умственно отсталых подростков в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения. Гипотезы: 1. Мы предполагаем, что духовно-нравственная сфера личности подростков с умственной отсталостью имеет свои особенности. Предположим, что у подростков с умственной отсталостью низкий уровень развития духовно-нравственного воспитания. Обучающиеся безразличны к жизни страны, не испытывают сопричастность к общественным событиям, не понимают социальный смысл обучения, трудовой и общественной деятельности. Школьники не осознают необходимость в среднем образовании, проявляется отрицательное отношение к трудовой и учебной деятельности, стремятся к удовольствию, развлечению, свободному образу жизни. 2. Мы предполагаем, что внедрение специально разработанных социальных практик в систему комплексного психолого-педагогического сопровождения, будут способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью. Задачи исследования: 1. Проанализировать и изучить ряд психолого-педагогической и научно-методической литературы. 2. На основе изучения литературы, выявить степень изученности рассматриваемой литературы. 3. Изучить особенности развития и формирования духовно-нравственной сферы у подростков с умственной отсталостью. 4. Проанализировать уровень сформированности духовно- нравственной сферы у подростков с умственной отсталостью. 5. Проверить эффективность психолого-педагогической разработки, направленной на развитие духовно- нравственной сферы. 6. Подготовить методические рекомендации, направленные на формирование и развитие духовно-нравственной сферы подростков Основу экспериментальной программы составили: Данные методики были разработаны сотрудниками научной лаборатории ГОСНИИ семьи и воспитания нравственно-этической культуры РАО. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, которые были развернуты научной школой А.И. Шемшуриной. 1. Методика №1: Диагностика нравственной самооценки 2. Методика №2: Диагностика отношения к жизненным ценностям 3. Методика №3: Диагностика нравственной мотивации 4. Методика №4: Анкета «Нравственные понятия» Выборка: В эксперименте принимало участие 22 умственно отсталых подростка в возрасте от 13 до 16 лет. Вторую группу составили 15 школьников с нормой интеллекта в возрасте от 13 до 16 лет. Научная новизна. Научная новизна заключается в расширении знаний об особенностях духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью. В выделении уровней сформированности духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью и в применении социальных практик как инструмента духовно-нравственного развития умственно отсталых подростков в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения. Практическая значимость Полученные в исследовании данные об уровнях сформированности духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью позволят наиболее эффективно организовать воспитательный процесс у умственно отсталых подростков в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения. Использование социальных практик как инструмента духовно-нравственного развития умственно отсталых подростков в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения, будет способствовать повышению уровня сформированности духовно-нравственной сферы личности подростков с умственной отсталостью. Полученные данные расширяют сферу достоверных и экспериментально подтвержденных данных специальной психологии и педагогики. Результаты исследования будут использованы для разработки методических рекомендаций для педагогов. Диагностические методики могут найти применение в работе учителей-предметников, учителей-дефектологов. Понятийный аппарат исследования социальные практики, система духовно-нравственного развития умственно-отсталых подростков, проектная деятельность. Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, 15 рисунков, 12 таблиц, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3 Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования духовно-нравственного становления у подростков с умственной отсталостью 1.1. Актуальные проблемы формирования духовно-нравственного становления у подростков с умственной отсталостью ……………….…8 1.2. Социальные практики, как фактор формирования духовно-нравственного развития у подростков с умственной отсталостью…………………………………………………….…………14 1.3. Формирование и корригирование недостатков духовно-нравственного развития у подростков с умственной отсталостью …………………….20 Глава 2. Особенности духовно-нравственной стороны личности у подростков с умственной отсталостью 2.1. Содержание экспериментального исследования …………….……….….32 2.2. Экспериментальная оценка духовно-нравственного развития у подростков с умственной отсталостью ………………………..………………39 2.3. Особенности духовно-нравственного развития в контексте сравнительного анализа ……………………………………………..………….47 Глава 3. Духовно-нравственное развитие в контексте социальных практик для подростков с умственной отсталостью 3.1. Программа формирующего эксперимента……………………….………..54 3.2. Экспериментальная оценка эффективности проведенных социальных практик, направленных на духовно-нравственное развитие подростков с умственной отсталостью ……………………………………………..…………62 3.3. Практические рекомендации по коррегированию и развитию духовно-нравственной стороны личности у подростков с умственной отсталостью……….………………………………………………………….…..68 Заключение……………………………………………………………………….75 Список литературы…………………………………………………………...….79
Список литературы

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2. С.32-40 2. Асмолов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995 3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997. 4. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С.Н. Бокова: В 2 т. - Ростов-на-Дону, 1996. 5. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. С. 12-26 6. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции -М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003. 7. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. - М., 1991. 8. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. - 1995г. - №5 - с.30 9. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - 1994г. - №1 - с.11 10. Виноградова А.Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1991. 11. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - Москва, Просвещение, 1997г. 12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. 13. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г. 14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. 15. Декларация прав ребёнка // принята Генеральной ассмблеей ООН. 1959. 16. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 17. Декларация о правах умственно отсталых лиц -М., Юристъ, 2001. 18. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996. 19. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993. 20. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1990. 21. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1999г. - №6 - с.25. 22. Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. - М: Академический проект. - 2005. 23. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996. 24. Закон РФ "Об образовании" // Сведение законодательств РФ. - 1993. 25. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение, 1990. 26. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Наука, 1995. 27. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994. 28. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. - 1995г. - №1 - с.42. 29. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2. 30. Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993. 31. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия»,2001. - 160с. 32. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999. 33. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. М., 2007. 34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2001. 35. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. - 1994г. - №3 - с.28. 36. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - Москва, Педагогика, 1998, с.23-35. 37. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997. 38. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. - 1997г. - №6 - с.3. 39. Мачихина В.Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. - 1992г. №4 - с.19 40. Мошняга В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003. 41. Мустаева Ф.А.. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001. 42. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. - 1997г. - №4 - с.43. 43. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., Школа-Пресс, 1994. 44. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. 45. Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г. 46. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. -- М., 2002. 47. Петрова В Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -- М., 1998. 48. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979г. №35. 49. Положение о специальных общеобразовательных школах - интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. - 1991 - №1 - с.3. 50. Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 N 732 (ред. от 30.12.2005) "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы" // Собрание законодательства РФ, 14.10.2002, N 41. 51. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -- М., 1986. 52. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - №1 - с. 66-75. 53. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М. Юристь, 1997. 54. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Никитина. - М, 2000. 55. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2002. - 400с. 56. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 57. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599). 58. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2007. 59. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – Белгород, 1994.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования духовно-нравственного становления у подростков с умственной отсталостью 1. Актуальные проблемы формирования духовно-нравственного становления у подростков с умственной отсталостью Нравственное воспитание занимает важное место в системе воспитания учащихся с нарушением интеллекта, является одной из основных его задач. Это объясняется, прежде всего, тем, что сформированная у ребенка система привычного нравственного сознания, становится механизмом, определяющим поведение ребенка. Нравственное воспитание представляется актуальной задачей еще и потому, что оно непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности. Важно также отметить ту ведущую роль, которую играет воспитание в процессе компенсации и коррекции. Огромным теоретическим и практическим значением обладает составление действующей системы духовно-нравственного обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Это прослеживается в работах A.C. Белкина, Б. П. Брунова, Н. М. Буфетова, Г.М. Дульнева, Г. В. Фадиной и многих других. Формирование представлений о правах и обязанностях самого обучающегося, роль члена семьи и участника процесса обучения, взаимодействие со старшим поколением, с товарищами, умение сопереживать людям, осуществление самостоятельного морального выбора в быту, стремление искать друзей, копить позитивный опыт сотрудничества, участие в общественной жизни являются основной ролью общества в духовно-нравственном воспитании обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Перечисленные факторы являются необходимыми в современной жизни подростка с умственной отсталостью. Духовно-нравственное воспитание содержит в себе основные задачи, которые включают формирование нравственного сознания, развитие и воспитание нравственных чувств, овладение умениями и привычками нравственного поведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg