Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Театрализованные занятия с элементами куклотерапии как средство развития эмпатии в младшем школьном возрасте

mark_ken89 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2019
Актуальность темы определяется значимостью этой проблемы в рамках задач формирования личности, поскольку эмпатия является глубинными образованиями личности, особенно в процессе ее становления. Анализ проблем эмпатии в младшем школьном возрасте и ее развитие приобретает немаловажное значение не только для актуального и эффективного управления процессом детского развития, но и для формирования нравственных основ личности. Трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. В целом исследователи определяют эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека феномена, понимание его чувств и переживаний, а также стремление оказанию поддержки и действенной помощи е другим людям.
Введение

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально - экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Согласно Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации». Только гуманизм может быть духовной основой развития любого человеческого сообщества, поэтому особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умению радоваться за другого. Характерной особенностью учащихся младшего школьного возраста является их эмоциональная отзывчивость, которая приобретает новые черты. Важнейшим показателем возраста можно считать процесс интенсивного накопления эмпатийного опыта, что становится основной для развития высоких форм отзывчивости в других возрастах. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. (Е.В. Бондаревская). Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает - установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В.Абраменкова, Л.П. Стрелкова). В разное время к вопросу эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.В. Зеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В. Осорина); особенности развития эмпатических способностей у детей младшего школьного возраста (М.Хоффман, Т.П. Гаврилова, А. Валлон и др.) В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии, как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), уровней ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И.Г. Осухова и др.) Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и играет важнейшую роль в жизни ребёнка и, в общем виде определяется, как умение индивида эмоционально откликаться на переживание окружающих людей, предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Существуют научные исследования проявления эмпатии у детей младшего школьного возраста, однако недостаточно описаны и носят фрагментарный характер. Это во многом обусловлено тем, что в этом возрасте в процессе учебной деятельности начальной школы идет процесс усвоения новых знаний, который формирует интеллектуальную сферу, и проблема формирования эмоционально - нравственной сферы отходит на второстепенный план. В связи с этим возникает противоречие между различным подходом понимания эмпатии и недостаточным числом практико-ориентированных исследований в изучении младшего школьного возраста, что и определило актуальность работы. Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для выбора темы нашей диссертации «Театрализованные занятия с элементами куклотерапии как средство развития эмпатии в младшем школьном возрасте». Объект исследования: процесс развития эмпатии младших школьников. Предмет исследования: театрализованные занятия с элементами куклотераии как средство развития эмпатии у младших школьников. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу театрализованных занятий с элементами куклотерапии как одно из средств повышения уровня проявления эмпатии в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Осуществить анализ научных исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам развития эмпатии. 2. Определить критерии и уровень развития эмпатии младших школьников. 3. Подобрать комплекс диагностических методик, которые позволили бы выявить уровень эмпатии у младших школьников. 4. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление актуального уровня развития эмпатии в младшем школьном возрасте. 5. Разработать и внедрить программу по повышению уровня эмпатии младших школьников. 6. Проследить динамику изменения уровня эмпатии у младших школьников до и после формирующего эксперимента. Гипотеза исследования: предполагается, что использование элементов куклотерапии на театрализованных занятиях с младшими школьниками будет способствовать повышению уровня развития эмпатии, если: 1) задания будут применяться с учетом специфики проявления эмпатии, позволяющие посредством элементов куклотерапии сформировать и откорректировать правильную линию поведения. 2) в содержание занятий будут включены задания на развитие способности распознавать эмоциональное состояние другого, на развитие способност понимать чувства и переживания другого и способности давать адекватный эмпатический ответ. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, опрос, тестирование, эксперимент, методы математической обработки данных. База исследования: с. Ирбейское, МБОУ «Ирбейская сош № 1», 2 класс, 38 учащихся младшего школьного возраста, возраст 8-9 лет.
Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….……………3 Введение….………………………………………………………………………….…...……..5 ГлаваI. Теоретические основы изучения эмпатии в младшем школьном возрасте…………………………………………………………….....................................…..8 1.1. Теоретический анализ проблемы эмпатии в зарубежных и отечественных исследованиях…………………………………………………………………….…...…………8 1.2. Особенности проявления эмпатии в младшем школьном возрасте ………………….16 1.3Влияние театрализованной деятельности с элементами куклотерапии на развитиеэмпатии в младшем школьном возрасте……………………………………….…………………………………………………22 Выводы по Главе I.......................................................................................................................33 Глава II. Эмпирические исследования развития эмпатии в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….……………….….…..35 2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………….……35 2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента…………………….………41 2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………………….60 Выводы по главе II…………………………………………………………………….………..67 Заключение………………………………………………………………..………………….…69 Список использованной литературы………… ………………………………………………71 Приложения…………………………………………………………………………………….76
Список литературы

1. Адам, К.В. Куклотерапия как средство формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста/ К.В. Адам 2. Акулова, О.В. Театрализованные игры / О.В. Акулова // Школьное воспитание, 2005. - №4. - С.24. 3. Анисимов В. П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса/Весник Оренбурского гос. Университета. 2003. №4. 4. Анохин,П. К. Эмоции П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты. — Москва: Изд-во МГУ, 1984. — С. 173. 5. Архипова, И.А. Возрастная динамика развития умения распознавать эмоции младшими школьниками / И.А. Архипова, М.Н. Андерсон // Система дошкольного и начального образования: пути развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 5-6 апреля 2005 г. 6. Басова А.Г. Формирование эмпатии / А.Г. Басова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С.631-633. 7. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С.254-256. 8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., 1996. – 472 с. 9. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. – 684 с. 10. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М: «Педагогика», 1979 г. 11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М., 2007. - 159 с. 12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6т. Т.3 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2002. – 244 с. 13. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - №2. – 157 с. 14. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. … канд. псих.наук. - М., 1977. 15. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1974. - №5. - С. 107-114. 16. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская, автореф… СПб, 2009. – 248 с. 17. Галанина В. В. Эмоциональное отношение к сверстнику как фактор, влияющий на выполнение нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте/ Галанина В. В. // Инновации в образовании. – 2002, № 6. – С. 35–50. 18. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с. 19. Глоба Н.В. К проблеме методов исследования эмпатии у деей младшего школьного возраста/Вестник РГГУ Серия: психологи – педагогическое образование. №3, 2007. С.155-172. 20. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Просвещение, 1992. – 277 с. 21. Голышева И. А., Сбитнева Е.С. Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников//Молодой ученый. 2016. №27. С. 659-662. 22. Гончаренко, Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.С. Гончаренко. - Краснодар, 2003. - С.3-4. 23. Грачева Т. А., Деркунская В.А. Педагогическая технология развития дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие. Спб.: Изд-во «Детство-пресс», 2016. 24. Гребенщикова Л.Г.Основы куклотерапии. Галерея кукол Речь : 2007 – 80 с. 25. Давыдова, С.М. Театрализованная деятельность как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / С.М. Давыдова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. - № 5. - С. 167-168. 26. Доронова, Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. 27. Запорожец, A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 1985. 28. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998 г 29. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. / Пер. Исаковой О., Глущенко // Журнал практической психологии и психоанализа М., 2000. - №1. 30. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е.Изард. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с. 31. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия "эмпатия" в психологии: автореф. дис. канд. психол. наук / Т.Д. Карягина. - М.: МГППУ, 2013. – 176 с. 32. Клемяшова Е. М. Арттехнологии в воспитании младших школьников//Начальная школа. 2011. №1. С. 58-60. 33. Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения//Вузовская наука. Ставрполь: СевКавГТУ, 2003. 187с. 34. Колесова Н.Н. Мастерская для взрослых «Учимся куклотерапии»//Наука и образование: новое время. 2016. №1. С. 39-42. 35. Кондаков, И.М. Психологический справочник / И.М. Кондаков, В.К. Мульдаров. - М.: РАО, 1998. 36. Коробкова, В.Е. Изучение возможностей развития эмпатии у детей / В.Е. Коробкова // Психология: проблемы практического применения. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 96-102. 37. Корнилов К. Н. К психологии детской игры в куклы// Дошкольное образоване. 2009. №15. 38. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. … канд. псих.наук. - Н. Новгород, 1999. - 137с. 39. Маковец Л.А. Арт – педагогика в современном образовании//Педагогический журнал. 2017. Т.7. №6А. 40. Маковец, Л.А., Митасова, С.А. Артпедагогика: смыслообразование посредством искусства// Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. № 3. с.155-156. 41. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001. 248 С. 42. Менджерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджерицкая // Прикладная психология. - 1999. - №4. - С.54-63. 43. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: 2003. - 672 с. 44. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с. 45. Назаревич В. Кукла в работе с психолога. Практичесое пособие для психологов/В. Назаревич. Киев, 2014. 184 с. 46. Обозов, H.H. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев: Лыбидь, 1990. - 192 с. 47. Обозов, H.H. Психология работы с людьми / Н.Н. Обозов. - Киев: Персонал, 2004. - 232 с. 48. Орлов, А.Б. К.Роджерс и современный гуманизм / А.Б. Орлов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1990. - № 2. - С. 55-58. 49. Орлов, А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б. Орлов, М.А. Хазанова // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. 50. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Уч. пособие. – М.: Сфера, 2002 51. Пантелеева В.В. Развтие эмпатии младших школьников средствами духовно –нравстенного воспитания//Вектор. 2017. №4. С. 74-79. 52. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с. 53. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. 54. Психология / Под.ред. Б.А.Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 302 с. 55. Пучкина Е.В., Лейсле С.В. Куклотерапия как инновационная технология в деятельности педагога – психолога/ Материалы научно – практической конференции «Проблемы психологии и обазования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи», 2017. №2. С. 142-148. 56. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. – М., 2001. 57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком., 1998. - 720 с. 58. Сергеева Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика// Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ, 2008. 1 (11). Т. 2 С. 114-120. 59. Сидоренко А.Н, Прокопенко В. И. Формирование духовно – нравственных основ у детей 7 лет//Национальные приоритеты современного российского образования :проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно – практической конференции Уссурийск: УТПИ, 2008. С.159-168. 60. Сопиков А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Изд-во кубан. ун-та, 1977. – С. 89 – 95. 61. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 2000 – 304с. 62. Стрелкова Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Л.Г. Стрелкова // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З. Неверович. - М.,1986. - С.70-100. 63. Таранова Е.В.. Артпедагогический практикум по работе с дошкольниками: игры, упражнения,занятия/ Е.В. Таранова. Ставрополь, 2003. С. 95. 64. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. – М., 2006. 65. Татаринцева А.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. Психология десва. Спб.: Речь, 2007. 66. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. - М.: Владос, 2001. 67. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – Издание 4-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 806 с. 68. Шемшурина А. И. Субъективный подход к ребенку в нравственно-этическом воспитании школьников: научно-методическое пособие для классных руководителей/ // Этическое воспитание. – 2008, № 2. – С.5–94. 69. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. «Дети, куклы и мы». Методическое пособие по куклотерапии. – М.,2011. С. 50 – 83. 70. Шорохова О.А. «Играем в сказку»: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – ТЦ Сфера, Москва, 2006. – 207 с. 71. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра.психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. – 252 с. 72. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978. - 304с. 73. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. – 1971. – №4. – С 6-20. 74. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2004. – 217 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения эмпатии в младшем школьном возрасте 1.1. Теоретический анализ проблемы эмпатии в зарубежных и отечественных исследованиях Широкий интерес к проблеме эмпатии, и в частности эмпатии младших школьников, который не угасает в течение многих десятилетий, говорит о важности этого процесса в развитии личности и нравственных чувств человека. Прежде чем говорить о проблеме развития эмпатии, мы считаем актуальным проанализировать определения, данные эмпатии в психолого- педагогической литературе и выявить ее сущность. Согласно психологическому словарю, эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого. Данное определение, на наш взгляд, подчеркивает сложность и многогранность эмпатии как психического явления [30]. Эмпатия - от греч.pathos - сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом нет», означающим направление внутрь. Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем (Ильин Е. П.). Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними. Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена характеризуется многозначностью трактовок. Проблема развития эмпатии привлекала к себе людей еще со времен античности. Древнегреческие стоики утверждали, что существует некая духовная общность между людьми, благодаря которой они существуют друг с другом. В Древней Греции сострадание почиталось столь высоко, что ему был сооружен алтарь. В Древнем Китае сочувствие было внесено в реестр Основных добродетелей человека. Надо сказать, что в древнегреческой и в европейской философии отзывчивость на страдания других людей называется понятием «симпатия» от греческого pathos (чувство), а приставка syn означало «с», то есть чувствовать с кем-то, сочувствовать; наряду со словами «симпатия», «чувствовать», «вчувствоваться». У философов прошлого века понятие «симпатия» означало и сочувственные реакции, и чувство общности людей между собой и переживания человеком своего единства с природой. В этических системах С. Смита, Спенсера, Шопенгауэра симпатия выступала как основа совести, справедливости и альтруизма.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 75 страниц
2250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg