Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Проблемы и перспективы развития электронной демократии в регионе (на примере Тамбовской области)

mark_ken89 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2019
Внедрение электронного правительства в Российской Федерации сопряжено с эволюционированием понятия электронная демократия, электронное правительство. При всем значении технологий электронного правительства для функционирования государства на современном этапе важно понимание ограниченности технологической составляющей, которая очень влияет на содержательные характеристики государства. По сути, электронное правительство представляет собой форму проекции содержательных характеристик социально-политической системы на плоскость информационных технологий. Электронное правительство не сокращает экономическое отставание так называемых развивающихся стран от стран-лидеров и не способствует развитию демократических институтов в авторитарных государствах.
Введение

На сегодняшний день актуальность понятия электронной демократии вызвана стремительно растущей информатизацией современного общества и развитием электронных технологий на государственном уровне. Это благоприятствует упрощению процесса установления прямой и обратной связи между населением и органами власти, а также способствует активизации политического участия граждан. Современные информационные технологии представляют собой невиданные прежде возможности получения информации и предоставляют новые способы политической коммуникации. Позитивный опыт применения новых электронных технологий в передовых зарубежных странах придает актуальность его исследованию и применению к условиям российской политической среды. Использование возможностей электронной демократии для роста вовлеченности граждан в процессы общественного участия является предметом многих российских и зарубежных исследований. Наряду с построением правового, конституционного, социального государства провозглашаемая сегодня важнейшая задача – построение государства электронного. Электронное государство – это, прежде всего, как справедливо отмечает в своих работах И.Л. Бачило , социальное государство, в свою очередь в определенной части является сервисным государством, то есть предоставляющим услуги. При этом нужно иметь в виду, что только сервисные задачи и работа в этом направлении не исчерпывают функций государственных и муниципальных органов в области социальной сферы. Это, пожалуй, конечный итог каждой социальной функции – предоставить условия для граждан и организаций реализовать свои социальные и иные права. Необходимо отметить, что современная Россия переживает один из наиболее сложных этапов информатизации – процесс адаптации и коренной перестройки государства на пути к его «электронной версии». И в этом процессе далеко не последняя роль должна отводиться полноценному обеспечению прав и свобод человека. Действительно, «во всех подходах к понятию электронного государства прослеживается его негативная черта – ориентация на общеуниверсальное представление о личности и человеке, отсутствие индивидуальных особенностей при совершении каких – либо юридических действий. Развитые информационно – коммуникационные технологии могут явиться мощным инструментом подавления населения и стать предпосылкой возникновения антидемократического режима. Поэтому законодательство переживающего становление электронного государства должно содержать гарантии пресечения противоправного вмешательства в жизнь и сознание людей в определенных интересах, а также быть готово к информационным изменениям и отражать основные вопросы его функционирования». Концепция электронного правительства как «лучшего правительства» возникла в ответ на вызов массовой компьютеризации. Она носит нормативный характер: применение информационных технологий призвано разрушить традиционную бюрократическую структуру государственного управления и превратить его в гибкую, оперативную и децентрализованную структуру. Концепция операционализирована, т.е. сведена к набору эмпирических индикаторов, которые могут быть собраны государственными органами и представлены в виде официальной отчетности. Нормативный характер концепции проявляется и в том, что некоторые из ее утверждений могут прямо противоречить практике, однако продолжают воспроизводиться. Все особенности концепции сохраняются и при переходе к моделям «мобильного правительства» (ответ на массовое распространение мобильной связи) и «открытого правительства» (ответ на развитие Web 2.0.). Интерес научного сообщества к идеям электронной демократии сформировался под влиянием информационной теории демократии, основными представителями которой являются Дж. Х. Снидер, Л.К. Хроссман, Д. Холмес, У. Дуттон, Т.В. Рилей, Х. Рхеингхолд. В России электронную демократию как интерактивную форму прямого участия граждан в управлении государством посредством использования ИКТ исследовали в своих работах М.С. Вершинин, C.М. Миронов, М.Н. Грачев, К.К. Кузнецова, Ю.А. Вафина . Также необходимо отметить наличие весьма значительного количества диссертационных исследований по внедрению в российскую практику систем электронного правительства (Е.А. Кашина, М.А. Сажин, В.В. Солодов, Е.М. Стырин, Р.И. Хабибуллин, П.А. Чигасова, М.С. Шустова, Е.А. Яковлева). Классическое определение электронной демократии в российской науке принадлежит М.С. Вершинину, который исследовал данное направление в науке, и чьему перу принадлежит ряд фундаментальных работ по данной проблеме. По мнению ученого, электронная демократия представляет собой такую политическую систему, в которой ключевые функции демократического процесса в сфере принятия решений и консолидации граждан осуществляются посредством использования информационно-коммуникационных технологий – компьютеров и компьютерных сетей . По мнению В.И. Дрожжинова, что под электронной демократией следует понимать применение информационно-коммуникационных технологий с целью усовершенствования демократических институтов в современном обществе, а также повышения участия граждан в политическом процессе . По мнению Н.О. Обрывковой электронная демократия является средством отображения открытости власти обществу, которая имеет своей целью оптимизацию системы государственного управления средствами интеграции в нее обычных граждан . Автор А.А. Голычев предлагает рассматривать электронную демократию в качестве механизма политической коммуникации власти и общества, которая достаточно полно отвечает потребностям современного информационного общества . В то же время А.А. Башкарев указывает, что формулирование термина «электронная демократия» исключительно как механизма использования ИКТ с целью оптимизации системы управления государством определенно устарела. Таким образом в современной демократии следует рассматривать ее перспективы как новый этап улучшения именно системы взаимодействия граждан и государства . Л. Волков и Ф. Крашенинников отмечают, что электронная демократия в их понимании – это возможность участвовать в политическом процессе любому гражданину вне зависимости от места нахождения, с целью выработки и принятия управленческих решений. По мнению ряда исследователей, электронная демократия определяет пути и способы дальнейшего углубления прямой демократии или демократии участия в российском обществе . Цель исследования состоит в изучении процесса динамики электронной демократии на современном этапе ее развития в современной России на примере Тамбовской области. Для достижения этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: 1. Обобщить современные научные данные об электронной демократии как форме прямого интернет-участия граждан в управлении государством; 2. Проанализировать механизмы электронной демократии; 3. Определить российскую специфику формирования электронной демократии на основе Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года; 4. Выявить проблемы и перспективы внедрения электронной демократии в России; 5. Определить на каком уровне развития находятся технологии электронного правительства в современных условиях в Тамбовской области. Объектом исследования является электронная демократия как специфическая форма участия граждан в управлении государством. В качестве предмета анализа выступают динамика формирования электронной демократии в Тамбовской области. Гипотезой исследования выступает идея о том, что создание условий для существования электронной демократии повлечет за собой повышение уровня политического участия граждан, что обеспечит общество еще одним средством для реализации контроля над органами власти. Географические рамки исследования охватывают границы государств, в которых используются технологии электронной демократии и электронного правительства. Поскольку первая глава посвящена мировому опыту внедрения электронной демократии, то географические границы исследования охватили следующие страны: США, Великобритания, Германия, Япония. Во второй главе рассматривается изучение методов электронной демократии в Российской Федерации. Исследование также включает в себя географические рамки региона в составе РФ – Тамбовскую область. Хронологические рамки охватывают период с начала 2010 года по конец 2016 года. Это период включает в себя время принятия концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии, а также период, в который были одобрены основные программы по формирование электронного правительства в Тамбовской области. Методологическую основу исследования составила совокупность системного, структурно-функционального, компаративного и институционального анализа. Системный подход применялся для обобщения теоретических данных об электронной демократии и рисках в процессе ее становления. Структурно-функциональный анализ использовался в целях выделения ключевых элементов социально-политического взаимодействия в рамках электронной демократии и определения их функционального предназначения. При помощи компаративного (сравнительного) подхода были сопоставлены внутренние условия развития информационного общества и электронной демократии в России и иностранных государствах. На основе сравнительного анализа были сделаны основные выводы относительно целесообразности развития в современных российских условиях электронной демократии. Институциональный подход позволил определить уровень политической институционализации механизма взаимодействия между субъектами электронной демократии. Структура работы соответствует цели исследования и поставленным задачам и отражает особенности методологии. Работа состоит из введения, трех глав, включающие восемь параграфов, заключения, библиографического списка литературы и источников и приложения.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретико-методологические основы политической коммуникации и политического участия в условиях становления электронной демократии 11 1.1. Теоретические концепции электронной демократии 11 1.2. Методология осуществления политической коммуникации и политического участия в рамках концепции электронной демократии 18 Глава 2. Особенности становления и развития электронной демократии в современной России 24 2.1. Анализ концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года 24 2.2. Проблемы и перспективы внедрения электронной демократии в России 35 Глава 3. Электронное правительство как фактор повышения политического участия граждан Тамбовской области 42 3.1. Практика и перспективы формирования электронного правительства в Тамбовской области 42 3.2. Проблема информационно-коммуникационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением 46 Заключение 52 Список использованных источников и литературы 59
Список литературы

Нормативные акты 1. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. – 2000. – № 8. – С. 52. 2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» №5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. / Российская газета. – 2004. – 30 июня. 3. Указ Президента Российской Федерации «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» №183 от 4 марта 2013 г. – М.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 10. – Ст. 1019. 4. Распоряжение Правительства «Об утверждении состава экспертной рабочей группы федерального уровня» №899-р от 3 июня 2013 г. – М.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №23. – Ст. 2966. 5. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010годы)» № 721 от 10 сентября 2009 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.consultant.ru. 6. Распоряжение Правительства РФ «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» № 632-р от 06 апреля 2008 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru 7. Постановление Правительства РФ «О Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления» № 60 от 06 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru 8. Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Информационное общество» №1181 от 21 октября 2013 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467400782 Литература Книги 9. Богатко А.Н. Компьютерные технологии в политике / А. Н. Богатко. – М.: Юрайт, 2010. – 208 с. 10. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. – М. Юрайт, 2011. – 116 с. 11. Волгин И.А. Сущность и реальность массовой коммуникации / И.А. Волгин. – М.: КНОРУС, 2012. – 416 с. 12. Голубева А.А. Электронное правительство: введение в проблему / А.А. Голубева. – СПб.: Лира, 2015. – 162 с. 13. Дрожжинов В.И. Электронное правительство. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. / В.И. Дрожников. – М.: Юрайт, 2012. – 215 с. 14. Иншакова Е.Г. Электронное правительство в публичном управлении / Е.Г. Иншакова. – М.: Юрайт, 2017. – 139 с. 15. Лайкам К.Э. Информационное общество в Российской Федерации / К.Э. Лайкам. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 183 с. 16. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления / Е. В. Охотский. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 701 с. 17. Панин И.Н. Информационные технологии в государственном управлении / И.Н. Панин. – М.: Гелиос АРВ, 2011. – 400 с. 18. Парахина В.Н. Государственное управление в век информационных технологий / В. Н. Парахина. – М.: КНОРУС, 2013. – 117 с. 19. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты / В.Н. Руденко. – Екатеринбург: Пресс, 2013. – 255 с. 20. Сидорова, А.А. Электронное правительство / А.А. Сидорова. – М.: Юрайт, 2017. – 169 с. 21. Станкевич Л.Т., Новоженкина Н.О. Электронное правительство: теоретические модели и реальная практика / Л.Т. Станкевич, Н.О. Новоженкина. – СПб.: Филол. Фак. СПбГУ, 2013. – 203 с. Статьи 22. Бачило И.Л. Государство социальное или сервисное? / И.Л. Бачило // Право. Журнал высшей школы экономики. – 2010. – № 1. – С. 7 – 10. 23. Башкарев А.А. Электронная демократия как форма политической коммуникации / А.А. Башкарев // Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. № 69. – С. 38-43. 24. Бондаренко С.В. Политическая идентичность в киберпространстве / С.В. Бондаренко // Политическая наука. – 2015 . – № 3. – С. 76-92. 25. Ванеев О.Н. Электронный муниципалитет: пути информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением / О.Н. Ванеев // Современное право. – 2012. – № 4. – С. 59–62. 26. Васькова М.Г. Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве. / М.Г. Васькова // Российский юридический журнал. – 2010. – № 4. – С. 10-15. 27. Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы. // Технологии информационного общества. Электронная Россия. – 2014. – № 3. – С. 15 – 19. 28. Гутри И.С. Основные стратегии формирования электронного правительства / И.С. Гутри // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество. – 2013. – С. 118-120. 29. Егорова А. Электронное правительство для электронной демократии / А. Егорова // Банковские технологии. – 2011. – № 3. – С. 15 – 21. 30. Латыпова Р.Т. Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства / Р.Т. Латыпова // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С.401-405. 31. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы «электронный суд» / Л.В. Приходько // Государство и право. – 2017 . – №9. – С. 80-85. 32. Саак А.Э. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Муниципальная власть. – 2014. – № 4. – С. 108–114. 33. Северьянова О.М. Электронные технологии в борьбе с коррупцией / О.М. Северьянова // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. – 2010. – № 16 (402). – С. 5–12 . 34. Сединкин М.А. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России / М.А. Седикин // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 12-16. 35. Сморгунов Л.В. От электронному государству к электронному правлению: Смена парадигмы / Л.В. Сморгунов // Электронное государство и демократия в начале XXI века. Политическая наука. – 2014. – № 4. – С. 20 – 49. 36. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к понятию «governance» / Л.В. Сморгунов // Политические исследования (Полис). – 2013. – № 4. – С. 15-21. 37. Соколова О.С. Электронное государственное управление / О.С. Соколова // Правовые вопросы связи. – 2015. – №2. – С. 80-85. 38. Тамбовцев В.Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы / В.Л. Тамбовцев // Российско-Европейский центр экономической политики. – 2012. – С. 16-19. 39. Эйдман И. Электронная демократия: угрозы и перспективы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bujet.ru/article/102435.php. Книги и статьи на английском языке 40. Couffignal L. Essai d’une dеfinition generale de la cybernйtique // The First International Congress on Cybernetics. Namur, Belgium, 2010. P. 315 41. Reschentaler G. B., Thompson F. The Information Revolution and the New Public Management // Journal of Public Administration Research and Theory. 1996. Vol. 6. No. 1. P. 125–143 42. Gronlund A., Horan T. Introducing E-Gov: History, Definitions and Issues // Communications of the Association for Information Systems. 2014. Vol. 15. P. 713–729. 43. Scavo K., Shi Yu. The Role of Information Technology in the Reinventing Government Paradigm – Normative Predicates and Practical Challenges // Social Science Computer Review. 2013. Vol. 18. No. 2. P. 166–178. Электронные ресурсы 44. Агентство развития информационного общества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rario.ru/projects/Congress_conception.php 45. Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rario.ru/projects/Congress_conception.php 46. Официальный сайт ООН в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/russian 47. Российская общественная инициатива [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.roi.ru/ 48. Техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Нормативно – правовое обеспечение возможности использования облачных технологий органами государственной власти и органами местного самоуправления [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://clck.ru/98z67 49. Центр экспертизы и координации информатизации Минкомсвязи РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.xn--h1ad9a2a.xn--p1ai/analytics/43 50. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2017.htm 51. Региональный портал государственных и муниципальных услуг Тамбовской области [Электронный ресурс] / Режим доступа https://pgu.tambov.gov.ru/rpgu/index.htm 52. Международный валютный фонд [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.imf.org/external/Russian 53. «Активный гражданин» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ag.mos.ru/info 54. Годовой отчет проекта «Активный гражданин» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ag.mos.ru/docs/godovoy_otchet_2018_ag_site 55. Агентство развития информационного общества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rario.ru/projects/Congress_conception.php 56. Министерство связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/ 57. Официальный сайт Администрации Тамбовской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.tambov.gov.ru/ 58. 59. Organization for Economic Cooperation and Development URL: http://pavroz.ru/dov/ egovimperetive.pdf. 60. Heeks R. Most eGovernment-for-Development Projects Fail: How Can Risks be Reduced? // IDPM i-Government Working Paper No 14. 2013. URL: http://www.sed.manchester.ac.uk/idpm/research/publications/wp/igovernment/index.htm 61. We the People: your choice in our government. – URL : https://petitions.whitehouse.gov/ 62. HM Government – e-petitions. – URL : http://epetitions.direct.gov.uk/ 63. Petitionen: Startseite. – URL : https://epetitionen.bundestag.de/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы политической коммуникации и политического участия в условиях становления электронной демократии 1.1. Теоретические концепции электронной демократии С момента своего появления современные информационно-коммуникационные технологии рассматривались как эффективный инструмент повышения качества государственного управления. Кибернетика изначально определялась как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации и даже «искусство обеспечения эффективности действий» , и в этом качестве претендовала на радикальное реформирование и упрощение существующих систем. Постепенное угасание популярности кибернетики и ее превращение в целую систему прикладных дисциплин не повлияли на поиски технологической панацеи от традиционных проблем государственного управления. Очередным этапом этого поиска стало формирование и развитие концепции «электронного правительства». По сути, речь шла об ответе на вызов массовой компьютеризации, оказавшейся для государства совершенно неожиданной. Напомним, что в 1960–1970-е гг. магистральным направлением считалось развитие суперкомпьютеров, пользователями которых могли быть только специалисты, а никак не рядовые граждане. Поэтому основные усилия были направлены на внедрение в государственное управление новых форм обработки информации. Теперь же приходилось думать об электронных услугах и электронной обратной связи с гражданами. Идея «электронного правительства» зародилась в рамках школы «нового государственного управления» («New Public Managment School» – NPM) и была развита в рамках так называемого «движения за новое изобретение правительства» («Reinventing Government» – REGO).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 95 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 121 страница
1050 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 96 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 64 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg