Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Психофизиологическое развитие школьников специальной медицинской группы 9-10 лет, занимающихся «Пионерболом»

ikonowosky2016 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2019
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс психофизического развития школьников 9-10 лет занимающихся в специальной медицинской группы «Пионерболом». Предмет исследования: содержание и организация психофизического развития школьников 9-10 лет занимающихся в специальной медицинской группы «Пионерболом». Цель исследования: разработка и внедрение «Рабочей программы дополнительного образования по «Пионерболу» для школьников 9-10 лет специальной медицинской группы» для оптимизации психофизического развития. Гипотеза исследования: внедрение «Рабочей программы дополнительного образования по «Пионерболу» может быть использовано в качестве средства улучшение психофизического развития для школьников специальной медицинской группы 9-10 лет. Задачи исследования: 1. Изучить, на основе анализа научно-методической литературы, психофизическое развитие школьников 9-10 лет, имеющих специальную медицинскую группу. 2. Разработать и внедрить «Рабочую программу дополнительного образования по «Пионерболу» для школьников 9-10 лет специальной медицинской группы» в практику. 3. Экспериментально обосновать эффективность предложенной «Рабочей программы дополнительного образования по «Пионерболу» для школьников 9-10 лет специальной медицинской группы». Научная новизна исследования: В ходе данного исследования впервые: - предложена и научно обоснована «Рабочая программа дополнительного образования по «Пионерболу» для школьников 9-10 лет специальной медицинской группы»; - доказана эффективность влияния Рабочей программы дополнительного образования по «Пионерболу» на физические характеристики и общее состояние здоровья школьников 9-10 лет. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что научные исследования расширяют и углубляют знания и представления теории и методики оздоровительной физической культуры для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, данными о возможностях и целесообразности использования в процессе их психофизического воспитания программы дополнительного образования по «Пионерболу» для повышения двигательного потенциала, укрепления здоровья школьников 9-10 лет и формирования позитивной мотивации к занятиям физической культурой. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и внедрена программа дополнительного образования по «Пионерболу» для школьников 9-10 лет специальной медицинской группы на базе средней общеобразовательной школы поселка Звездный, для повышения психофизического развития школьников, активизации их двигательной деятельности, улучшения состояния здоровья, формирования спортивных интересов и потребностей. Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, вывода, библиографического списка (43 источника, из них 1 -зарубежный автор), приложения. Работа изложена на 50 страницах, иллюстрирована рисунками (3) и таблицами (12). Личное участие автора: заключается во внедрении во внеурочную деятельность программы дополнительного образования по «Пионерболу» для школьников 9-10 лет специальной медицинской группы в начальной общеобразовательной школе поселка Звёздный.
Введение

Актуальность Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. По последним научным данным, в целом по России 70-80% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Выборочные исследования ряда психофизических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся начальных классов общеобразовательной школы, показали, что высокое физическое развитие имеют около 7 % младших школьников, среднее – около 49 %, а низкое – около 44%. При распределении по группам здоровья 19% учеников отнесены к I группе, 51% и 30% - ко II и III группам здоровья. У многих обучающихся объем двигательного опыта незначительный, спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта высокий (не менее 40% заболеваний из детского возраста). [32]. Стрессы, высокая интенсивность и нерациональная организация учебного процесса, которые свойственны образовательной деятельности, отсутствие направленной работы по формированию здоровья учеников не позволяют адекватно и своевременно менять темп и характер обучения с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей и вносить элементы щадящего режима, необходимого для школьников с ослабленным здоровьем. К сожалению, детей с ослабленным здоровьем в последние годы становится все больше с каждым годом [17]. С первых дней пребывания ребенка в школе, он сталкивается с тем, что двигательная активность его снижается, а статическое напряжение увеличивается. Такая ситуация явно противоречит условиям социальной жизни и законам биологии. Движение является неотъемлемой основой детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов [34]. Школьникам, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма. Им показаны специальные медицинские группы, они не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых школьников. Для них разработаны специальные методики, учитывающие специфику их заболеваний. Основным методом продуктивной работы с этими обучающимися является игра. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою, например, пионербол [10]. Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Следовательно, включение данной подвижной игры в план работы с детьми специальной медицинской группы должен иметь хороший оздоровительный эффект [44]. Данный вывод и определил выбор темы исследования. Одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса физического воспитания школьников специальной медицинской группы является разработка программного содержания и организационно-педагогических условий интеграционного применения средств двигательной направленности [16].
Содержание

Введение………………………………………………………………………. Глава 1. Психофизиологические особенности школьников с ослабленным здоровьем................................................................. 1.1. Физиологические особенности школьников ...………………. 1.2. Психологические особенности школьников специальной медицинской группы 9-10 лет ………………………….............. 1.3. Характеристика младших школьников с ослабленным здоровьем. Особенности организации занятий……………… 1.4. Роль и значение игры «Пионербол» для психофизического развития школьников………………………………………….... Глава 2. Организация исследования и общая характеристика работы по оценке и коррекции психофизических качеств школьников специальной медицинской группы 9-10 лет…………………. 2.1. Организация исследования …………………………………….. 2.2. Методы исследования психофизического развития школьников специальной медицинской группы 9-10 лет …………………………………………………………………….. 2.3. Метод математической статистики t-критерий Стьюдента ….. Глава 3. Результаты исследований по изучению влияния занятий по пионерболу на общую физическую подготовленность школьников 9-10 лет специальной медицинской группы…......................................................................................... 3.1. Проверка исходного уровня физической подготовленности…. 3.2. Рабочая программа дополнительного образования по «Пионерболу» для школьников 9-10 лет специальной медицинской группы ………………………………………....... 3.3. Оценка результатов тестирования……………………………… 3.4. Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности у школьников контрольных групп после окончания эксперимента………………………………………. 3.5 Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности у школьников экспериментальных групп после проведения эксперимента………………………………... 3.6 Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых способностей у школьников 9-10 лет со специальной медицинской группой контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента…………………………………….. Заключение……………………………………………………………………. Выводы………………………………………………………………………… Библиографический список…………………………………………………..
Список литературы

1. Алексеев С. В. Особенности двигательной активности и здоровье детей /С. В. Алексеев, О. И. Янушанец //Спорт и здоровье нации. 2001. -№1. - с. 32-34. 2. Аршавский И.А. «Актуальные проблемы в возрастной физиологии». Свердловск, 2012. 3. Баранцев С.А. Развитие выносливости у учащихся младших классов //Физическая культура в школе, 2014, № 10. -С. 10-12 4. Белая К.Ю. «Методические рекомендации». Москва, 2015. 5. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В.М. Волков // Теория и практика физической культуры. – 2014. – 41 с. 6. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272 c. 7. Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников Новосибирск,2009». 8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш, Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c. 8пункт 9. Карпман В.Л. «Тестирование в спортивной медицине». Москва «ФКиС»,2003. 10. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1- 4 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2015. — 222 c. 11. Креминская, Т.Ф. Подвижные игры / Т.Ф. Креминская // Спорт в школе. – 2015. – № 10. 12. Лоуэн, А. Удовольствие. Творческий подход к жизни / А. Лоуэн; пер. Г. Пимочкина, С. Римский. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2011. 13. Матвеев А.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения /А.П. Матвеев //Теория и практика физической культуры. 2009. - № 6. - С. 53 — 57. 14. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М. Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c. 15. Ноткина Н.А. и др. «Оценка физического и нервно- психического развития детей». Санкт-Петербург, 2005 16. Парфенова, Л.А. О физкультурном образовании учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Л.А. Парфенова // Адаптивная физическая культура. – 2006. – № 2. – С. 22-24. 17. Парфенова, Л.А. К вопросу об адаптивном физическом воспитании школьников / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова // Термины и понятия в сфере физической культуры: материалы 1-го Международного конгресса (20-22 декабря 2006 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2006. 18. Парфенова, Л.А. О проектировании процесса адаптивного физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья / Л.А. 19. Парфенова, Э.А. Островский // Термины и понятия в сфере физической культуры: материалы 1-го Международного конгресса (20-22 декабря 2006 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2006. – С. 178-179. 20. Парфенова, Л.А. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. 21. Парфенова, Э.А. Островский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 4. – С. 23-25. 22. Парфенова, Л.А. Оптимизация процесса адаптивного физического воспитания младших школьников общеобразовательных учреждений, СПб., 2006 23. Парфенова, Л.А. // Актуальные проблемы физиологии, физического воспитания и спорта: сборник материалов конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – С. 114-118. 24. Парфенова, Л.А. Медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий по физической культуре в СМГ Ульяновск, 2007. – С. 259-260. 25. Парфенова, И.Н. Тимошина, О.А. Леонтьева // Материалы I конференции молодых учёных медико-биологической секции Поволжской ассоциации государственных университетов. – Ульяновск, 2007. – С. 175-176. 26. Парфенова, Л.А. Адаптивное физическое воспитание детей, подростков и молодёжи в образовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова // Медико-физиологические проблемы экологии человека материалы Всероссийской конференции с международным участием. – Ульяновск, 2007. – С. 259-260. 27. Парфенова, Л.А. Физическое воспитание младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Р.Ш. Макаева // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта: материалы VIII Всеросс. научно-практ. конференции / под общ. ред. С.В. Богатовой. – Ульяновск: УлГУ, 2014. – С. 100-102. 28. Парфенова, Л.А. Оптимизация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов / Л.А. Парфенова // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Набережные Челны, 2009. – С. 170-172. 29. Пономаренко, В.А. Организация подвижных игр / В.А. Пономаренко // Спорт в школе. – 2015. – № 10. 30. Силантьева, С.В. Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей / С.В. Силантьева. – М.: Литера, 2014. 31. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. «Физиология человека». Москва «Олимпия Пресс», 2015 32. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». Москва «Академия», 2014 33.Студеникин М.Я. «Книга о здоровье детей». Москва «медицина», 2009. 34. Укрепление здоровья детей школьного возраста: план действий по разработке региональных программ в России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2014. -№1,3. 35. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. -- М.: Физкультура и спорт, 2014. -- 176 с. 36. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. –480 с. 37. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта / И. В. Чупаха, Е. З. Путаева. - М., 2001. - 190с. 38. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». Москва «Академия», 2013, 480 с. 39. Шевкунов А.А. Общие тенденции влияния психофизиологических нагрузок учебного процесса на школьную популяцию// Вестник Российского Университета Дружбы Народов: серия экология и безопасность жизнедеятельности. -2007, -№3, -М.- с.61-64 40. Шевкунов А.А. Проблемы адаптации младших школьников к психофизическим нагрузкам учебного процесса// Вестник Российского Университета Дружбы Народов: серия экология и безопасность жизнедеятельности. -2014, -№1, -М.- с.116 41. Щукевич Л.В. Развитие скоростно-силовых качеств у младших школьников // Физическая культура в школе, 2000, № 6 - С. 7-8. 42. ru.wikipedia.org (интернет ресурс 2016) 43. sportvokrug.ru (интернет ресурс 2016)
Отрывок из работы

1.1. Физиологические особенности школьников. Двигательная активность - биологическая потребность ребёнка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. Фомин Н.А., считает, что лучший способ повышения двигательной активности детей - правильное, соответствующее возрасту физическое воспитание [35]. По словам Матвеева Л.П., действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее и тренирующее влияние физических упражнений осуществляется преимущественно через центральную нервную систему. Нет такого органа, функциональные возможности которого не изменялись бы под влиянием постоянных физических упражнений. Средства физической, адаптивной и лечебной физкультуры, оказывают положительное влияние на организм не только здоровых школьников, но и ослабленным состоянием здоровья, а также с ограниченными возможностями организма [13]. По мнению Студенкина М.Я, в младшем школьном возрасте (7—11 лет), организм ребенка продолжает укрепляться, развиваются и крепнут скелет и мускулатура, хотя ребенок растет уже не так интенсивно. В этом возрасте легко могут возникнуть травмы вследствие отсутствия опыта, а также недостатка внимания. Рациональный режим, увеличение навыков самообслуживания и трудовое воспитание, являются обязательными. Физическое развитие младших школьников сильно отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6-11 лет, (отнесенных к группе младшего школьного возраста). По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек практически одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, так же продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется в сравнении с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела продолжает увеличиваться. Рост увеличивается ежегодно на 4-5см, а вес на 2- 2,5 кг. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка и затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию) [33]. В связи с этим, при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с ребятами младшего школьного возраста. В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит для поддержания уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Иными словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеткам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые нужно вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим, за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза больше, чем у взрослого. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста. Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. [33]. У младших школьников снижена способность к работе в анаэробных условиях. Активный образ жизни требует от школьников младших классов значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, энергетические затраты физической активности, связанные с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что детям надо потратить затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому педагогу необходимо уделять большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками [27] . Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма. Мышцы в младшем школьном возрасте все еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны долго поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища также слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка у детей представляет неустойчивой, у них часто возникает асимметричное положение туловища. В связи с этим, у младших школьников часто диагностируют врачи нарушение осанки, а в дальнейшем искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений. Поэтому при занятиях физической культурой нужно уделять больше внимание симметричному развитию мышц туловища и конечностей для профилактики нарушений оси осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к укреплению "мышечного корсета" и предотвращает боковое искривление позвоночника. Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. Занятия физическими упражнениями способствуют формированию правильной осанки у школьников. Если не учитывать психофизические особенности и не заниматься с детьми грамотно физическим воспитанием, то возникает проблема с нарушением осанки (что отрицательно сказывается на функции кровообращения, дыхания), приводит к паталогическим изменениям со стороны костно-мышечной системы [1]. К 8-9 годам у школьников заканчивается анатомо-физиологическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует дальнейшего развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.) [14]. Не требует доказательств тот факт, что рост и развитие ребенка, его отношение к окружающему (включая положительные качества, вредные привычки и другие черты личности) зависят от воспитания. Оценивать физическое развитие ребенка можно не только по массе тела, росту, окружности головы, груди, но и по телосложению, осанке, размеру стопы. Осанка — привычная поза, характеризующаяся способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову. Лучше всего осанку определять, поставив ребенка в профиль. В этом положении хорошо заметны естественные (физиологические) изгибы позвоночника. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов (кривизны) позвоночника свидетельствует о неправильной осанке, что влечет за собой нарушение функции позвоночника. Нередко встречаются следующие недостатки осанки: сутуловатость, круглая спина, плоская спина, седлообразная спина. Боковые искривления позвоночника называются сколиозами. Они вызываются неправильным положением или держанием тела, вошедшим в привычку. Причиной сколиоза является мышечная слабость. Занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют мышцы, связочно-суставной аппарат, содействуют устранению сколиоза. Поэтому неправы родители, «охраняющие» физически ослабленных детей от занятий физическое культурой. Этим они только вредят их здоровью. Большое значение имеет наблюдение за правильной осанкой детей дома — во время еды, проведения игр и занятий [18]. В младшем школьном возрасте отмечается большая подвижность связочного аппарата сустава, что обусловлено большей эластичностью мышц, связок и сухожилий, чем у взрослых. У школьников младших классов мышцы-разгибатели развиты недостаточно и довольно слабы, поэтому школьники часто принимает неправильные позы — опущенная голова, сведенные плечи, сутулая спина, запавшая грудь. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается [31]. Головин О.В., считает, что решение проблемы сохранения и укрепления здоровья ребенка, должно основываться на объективном знании взрослыми возрастных психофизиологических особенностей функционирования детского организма, его резервных возможностях, а также понимании основных закономерностей развития ребенка [7]. В младшем школьном возрасте высшая нервная деятельность характеризуется дальнейшим развитием всех видов внутреннего торможения. В движениях детей отмечается много избыточных элементов. При визуальном наблюдении в структуре движений ребенка они малозаметны. Развитию движений у детей способствуют физические упражнения, проводимые по определенному плану [5]. 1.2. Психологические особенности школьников специальной медицинской группы 9-10 лет. По словам Мухиной В.С., младшее школьное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Школьник испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность школьников, моделирующая жизнь взрослых. Школьное детство- период познания мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно- ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учиться общаться со сверстниками. Школьное детство- период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У младшего школьника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений [14]. Столяренко Л.Д. утверждает, что младшее школьное детство — это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития младшего школьника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов. Младший школьный возраст, по утверждению А.Н. Леонтьева, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развивается тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Отношение ребенка к собственному здоровью является частью его самопознания. [8]. В целом самооценка младшего школьника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа в школе. В тоже время более дифференцированные представления о себе могут быть более верными [4]. М.И. Лисина, проследила развитие самосознания школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения [4]. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно проявляется в начале школьного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности [2]. Мотивы младшего школьника приобретают разную силу и значимость. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность [6]. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто- то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, младшие школьники легче ограничивают свои непосредственные желания, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения, как уже известно, создаются в ролевой игре [12]. Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. Из-за этого и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти. Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал [31]. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова. Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества. Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников, регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами [38]. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность [30]. Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств. Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением. Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях физической культурой широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника [29]. По мнению Шевкунова А.А., жизнь младшего школьника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с осваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастет на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и положительная мотивация. [40]. 1.3. Характеристика младших школьников с ослабленным здоровьем. Особенности организации занятий. Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие разделы: детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности школьника. По полученным результатам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяют три группы здоровья в общеобразовательной школе [9].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg