Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Анализ предпосылок развития и современного состояния туризма в Ярославской области

ikonowosky2016 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2019
Актуальность темы исследования: Развитие инфраструктуры туризма в настоящее время приобретает важное значение для повышения конкурентоспособности туристских дестинаций, оказывает воздействие на объемы туристских потоков и экономические показатели не только туриндустрии, но и региона в целом, в данном случае Ярославской области. Повышение туристской активности в регионах вызывает необходимость внесения изменений в развитие туристской инфраструктуры, улучшения её качественной составляющей. Целью исследования выпускной квалификационной работы является анализ предпосылок развития и современного состояния туризма в Ярославской области. Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи: Изучить понятие туристской инфраструктуры и методические подходы к её изучению; Ознакомиться с историей развития туризма в Ярославской области; 3. Исследовать туристские ресурсы региона и оценить уровень развития туризма в Ярославской области; 4. Проанализировать состояние транспортной и гостиничной индустрии в Ярославской области; 5. Проанализировать состояние индустрии питания в Ярославской области; 6. Изучить особенности развития основных туристских центров региона; 7. Охарактеризовать работу организаторов туризма в Ярославкой области. Объектом исследования выступает Ярославская область. Предметом исследования является туристская инфраструктура Ярославской области. Для создания выпускной квалификационной работы использовался ряд научных методов исследования. Методы эмпирического исследования: сравнение и описание; теоретического познания - метод восхождения от абстрактного к конкретному; а также общелогические методы и приемы исследования: анализ, синтез, дедукция, обобщение, классификация и проч. Для исследования использовались следующие исходные материалы: литературные, фондовые, периодической печати, картографические, и пр.). Источниками литературы для написания работы послужили пособия различных авторов: Арефьев В.Е, Свиридов К.С., Чудновский А.Д., Квартальнов В.А., статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, статистические данные, справочная литература, прочие актуальные источники информации, ресурсы Интернет, карты и атласы. Структура работы включает: введение, 4 главы, заключение, список использованных источников и приложения. Информационной базой исследования проведенного в выпускной квалификационной работе стали данные, предоставленные Департаментом туризма Ярославской области.
Введение

Наличие туристских ресурсов - важная, но не единственная составляющая индустрии туризма. Второй необходимой составляющей является развитая инфраструктура. Складывается она из имеющихся в регионе средств размещения и обслуживания туристов, наличия и уровня предприятий питания, а также специализированных туристских фирм, обеспечивающих информационное и справочное сопровождение и обслуживание туристов. Благодаря формирующейся инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории. Для Ярославской области развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий всех видов бизнеса, развитых и способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований для привлечения инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристский бизнес стимулирует развитие многих отраслей хозяйства: строительства, сельского хозяйства, торговли, производства товаров народного потребления, связи и т.д.
Содержание

Введение………………………………………………………………………. Глава 1. Методические подходы к изучению туризма……………………. 1.1 Понятие туризма……………………………………………………….. 1.2 Структура современного туризма…………………………………….. 1.3 История развития туризма в Ярославской области………………….. Глава 2. Анализ туристско-рекреационного потенциала Ярославской области…………………………………………………………………………. 2.1 Природно-рекреационные ресурсы ……………………………………. 2.2 Культурно-исторические ресурсы ……………………………………... 2.3 Социально-экономические условия для развития туризма…………… Глава 3. Анализ туристской инфраструктуры Ярославской области …….. 3.1 Анализ транспортной инфраструктуры ……………………………….. 3.2 Анализ гостиничной индустрии………………………………………... 3.3 Анализ предприятий общественного питания………………………… 3.4 Организация туристской отрасли в Ярославской области……………. Глава 4. Роль Ярославской области в системе Российского туризма……... 4.1 Анализ основных видов и направлений туризма……………………… 4.2 Основные туристские центры региона…………………………………. 4.3 Анализ туристского потока……………………………………………... 4.4 Проблемы и перспективы развития туризма в Ярославской области... Заключение …………………………………………………………………… Список литературы…………………………………………………………… Приложение……………………………………………………………………
Список литературы

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 6. 2. Афанасьев О.Е. Туристский рейтинг регионов ЦФО// Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9 №3. С91-98. 3. Боголюбов В.С. Экономика туризма. М.: Академия, 2005. С. 192 4. Вершицкий А.В., Вершицкая Е.Р. Инфраструктурное обеспечение повышения конкурентоспособности туризма. Т.:2010 г.С. 72-80. 5. Дмитриева Е.А. Основы экологии. Учебное пособие для студентов небиологических специальностей педагогических вузов. Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, 2006, с.305 6. Достопримечательности в Ярославле. // [Электронный ресурс]// Трипадвизор.ру [сайт].URL:https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298488-Activities-Yaroslavl_Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html (дата обращения: 01.04.2018). 7. Жолудева В.В., Мельниченко Н.Ф. Обзор деятельности туристской индустрии в Ярославской области //Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9 №3. С91-98. 8. Заповедники, заказники и ООПТ Ярославской области // [Электронный ресурс] //Портал органов государственной власти Ярославской области [сайт]. URL: http://www.yarregion.ru/Pages/priroda_oopt.aspx (дата обращения: 01.04.2018). 9. Золотое кольцо России // [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_кольцо_России (дата обращения: 01.04.2018). 10. История развития туризма в Ярославской области // [Электронный ресурс]// ЯрГид [сайт].URL:https://yargid.ru/blog/old_yaroslavl/412.html (дата обращения: 01.04.2018). 11. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика. 2002, 320 с. 12. Кифяк В.Ф. Организация туристической деятельности на Украине. Киев: Книги-ХХІ, 2003. 300 с. 13. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. М.: КомКнига, 2006. 456 с. 14. Кусков А.С. Основы туризма: учебник. – Москва.; КноРус., 2008, 400 с. 15. Липартелиани Н.Н. Состояние туризма в индустрии гостеприимства в Ярославской области: статистическая оценка // Статистика и математические методы в экономике.2013.№2. с.156-160. 16. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Сов.энцикл., 1971. 463 с. 17. Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями экономики. М., 2004. С. 10. 18. Об административно – территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения [Электронный ресурс]: закон Ярославской области от 07 февраля 2002 года № 12-з. Доступ из электронного фонда правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». 19. Об основных сведениях о Ярославской области // [Электронный ресурс] // Информационный портал Полпред [сайт].URL: https://polpred.com/?cnt=195&fo=1&obl=17&dsc=1 (дата обращения: 01.04.2018). 20. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (с изменениями на 9 июля 2018 года) [Электронный ресурс]: постановление Правительства Ярославской области от 6 марта 2014 года № 188-п. Доступ из электронного фонда правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». 21. Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Ярославской области от 13 августа 2014 года № 797-п. Доступ из электронного фонда правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». 22. Общие сведения о Ярославской области // [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия [сайт].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярославская_область (дата обращения: 01.04.2018). 23. О городе Ярославле [Электронный ресурс] // Бронирование отелей без комиссии Hotels.ru [сайт]. [2018]. URL: https://www.hotels.ru/rus/hotels/russia/yaroslavl/about_city.htm (дата обращения 20.04.18). 24. О департаменте туризма Ярославской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Ярославской области от 07 декабря 2016 года № 1276-п. Доступ из электронного фонда правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». 25. Отели и гостиницы Ярославской области и другие варианты размещения [Электронный ресурс] // Трипадвизор.ру [сайт]. [2018]. URL: https://www.tripadvisor.ru/Hotels-g2323968-Yaroslavl_Oblast_Central_Russia-Hotels.html (дата обращения 28.08.18). 26. Отели Ярославской области [Электронный ресурс] // Booking.com [сайт]. [2018].URL:https://www.booking.com/city/ru/yaroslavl.ru.html/Отели_Ярославской_области 27. О классификации ярославских гостиниц [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ярославского региона [сайт]. [2018]. URL: https://yarreg.ru/articles/trebuyutsya-zvezdochety/(дата обращения 20.04.18). 28. О понятии туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 N 132-ФЗ (с изменениями на 4 июня 2018г). Доступ из электронного фонда правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». 29. О строительстве пятизвездочного отеля в Ярославле [Электронный ресурс] // Портал про гостиничный бизнес Pro.Hotel [сайт]. [2018]. URL: http://prohotel.ru/news-221181/0/ (дата обращения 28.08.18). 30. О структуре департамента туризма Ярославкой области [Электронный ресурс] // Официальный портал города Ярославля [сайт].[2018].URL: http://www.yarregion.ru/depts/tourism/tmpPages/structure.aspx (дата обращения 01.11.18). 31. О турбизнесе в Ярославской области [Электронный ресурс] // Туристический бизнес для профессионалов [сайт]. [2018]. URL: http://www.tourbus.ru/article/2390.html (дата обращения 30.10.18). 32. Писаревский Е.Л.Основы туризма. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384с. 33. Популярные кафе Ярославля [Электронный ресурс] // Тонкости туризма [сайт]. [2018]. URL: https://tonkosti.ru/Кафе_Ярославля (дата обращения: 25.09.18). 34. Предприятия общественного питания Ярославской области Электронный ресурс] // Официальный портал города Ярославля [сайт].[2018].URL:https://city-yaroslavl.ru/business/consumer-market/food-companies/ (дата обращения 01.11.18). 35. Рейтинг российских городов по качеству дорог и парковок // [Электронный ресурс] // Зарулем.РФ [сайт]. [2018]. URL: https://www.zr.ru/content/news/914816-rejting-rossijskikh-gorodov-po/ (дата обращения 30.09.18). 36. Рейтинг турфирм Ярославля Электронный ресурс] // Туризм.ру[сайт].[2018].URL: http://yaroslavl.turizm.ru/firms_rating/ (дата обращения 01.11.18). 37. Рестораны Ярославля [Электронный ресурс] // Трипадвизор.ру [сайт]. [2018]. URL: https://www.tripadvisor.ru/Restaurants-g298488-Yaroslavl_Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html (дата обращения 30.10.18). 38. Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. СПб. 2003. С. 7. 39. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 304 с. 40. Тихомирова И.И., Андреева А.А. Построение рейтинговой оценки регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма (на примере Ярославской области) // [сайт]. Интернет-журнал «Науковедение».Т.8,№2.2016.URL:http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN216.pdf (дата обращения: 02.09.18). 41. Ткаченко Т.И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса. К.: Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2006. 537 с. 42. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. М.: Юркнига, 2005. 448 с. 43. Щенникова Л.В. Гражданско-правовое регулирование туризма в СССР. М., 1983. С. 8. 44. Ярославская область в советской системе въездного и выездного иностранного туризма в 1970-е гг. [Электронный ресурс] // Государственный архив Ярославской области [сайт]. [2018]. URL https://www.yararchive.ru/publications/details/308/ 45. 10 лучших ресторанов Ярославской области [Электронный ресурс] // Трипадвизор.ру [сайт]. [2018]. URL: https://www.tripadvisor.ru/Restaurants-g2323968-Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html (дата обращения: 30.10.18). 46. 10 городов Золотого кольца России, популярных у туристов [Электронный ресурс] // Трэвел.ру [сайт]. [2018]. URL: http://www.travel.ru/news/2017/04/25/258989.html
Отрывок из работы

1.1 Понятие туризма Имея длительную историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и не однозначно трактуется отдельными специалистами. Туристская терминология существенно изменяется вслед за стремительным развитием, как общественных отношений, так и собственно туризма, его отраслей и видов. Часто путают два таких понятия как «путешествие» и «туризм». Несмотря на то, что путешествия и туризм - это два взаимосвязанных между собой понятия, описывающие специфическую деятельность человека, они имеют разные определения и ряд принципиальных различий. Следует также отметить, что, несмотря на простоту этих явлений, дать конкретные определения и указать различия между ними достаточно сложно. Под путешествием понимается любое перемещение людей в пространстве. Человек, совершающий путешествие, независимо от того, какие цели он преследует, в каком направлении перемещается, какие средства передвижения использует и в течение какого времени, называется путешественником. Можно сказать, что туризм - это новая форма путешествия, его частный случай. Он обладает четко выраженными характеристиками и свойствами. Основное отличие туризма от путешествия - это наличие определенной цели. Необходимо понимать, что в любом путешествии (и только при этом условии можно говорить о нем, как о туристическом путешествии) существует одна главная цель. Эта цель является приоритетной для туриста, и достижение (или не достижение) именно ее является основой для принятия решения относительно результативности всего туристического путешествия. Некоторые путешествия, совершавшиеся еще в древние времена, могут быть отнесены к туризму. Рождение туризма в современном его понимании произошло не ранее середины XIX в. Связано оно с именем известного баптистского пастора Томаса Кука. Именно он считается основоположником современного туризма. В 1843 г. Т. Кук организовал первую экскурсию в соседний город для своей паствы. Таким образом, путешествие как способ жизнедеятельности известен с древних времен. Что касается туризма, то приблизительно до начала XIX в. ни в одном языке мира не существовало этого слова. Необходимость научного определения туризма возникла в первой половине XX века и была обуслов¬лена повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц. По мнению итальянского экономиста Франко Палошиа, оно произошло от греко-латинского корня tomos-tomus, что в переводе означает «поездка, прогулка, путешествие». В мае 1904 г. в Италии была открыта первая выставка, посвященная туризму. Именно тогда в итальянском языке было официально закреплено прилагательное «туристический», образованное от слова «туризм» [32]. В словаре иностранных слов можно встретить определение, согласно которому туризм (фр. tourism от фр. tour - «путешествие, поездка») - путешествия, совершаемые с целью отдыха и познания различных областей своей страны или других стран и сочетаемые в ряде случаев с элементами спорта [16]. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму (10 - 14 апреля 1989 г.) охарактеризовала туризм следующим образом: «туризм включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Он представляет форму использования свободного времени и средство межличностных связей политических, экономических и культурных контактов. Является следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе». В настоящее время наиболее распространенным определением туризма, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН . Согласно ему, туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями. Рекомендательный акт "О туризме", принятый Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 г., под туризмом понимает временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [28]. В научной литературе Александрова А.Ю. существующие дефиниции туризма объединяет в две группы. Одни из них, рабочие, носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма [1]. Широко известно определение швейцарского специалиста в области туризма К. Каспара, который рассматривает туризм во взаимодействии общества, экономики, природной среды в виде двух субсистем: собственно потребителей туристских услуг, т.е. субъектов туризма, и объектов туризма, к которым относятся туристские предприятия и организации. Большое распространение в научной среде получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы» [17]. Ученые-юристы также предпринимали попытки дать определение туризма. Щенникова Л.В. в 1983 г. описывала в своих трудах туризм как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе временного перемещения граждан за пределы постоянного места жительства с целью активного отдыха, восстановления физических и душевных сил, познания ценностей материальной и духовной культуры, содержанием которых является предоставление гражданам соответствующими специализированными организациями комплекса услуг [43]. В трудах Свиридова К.С. указано, что туризм представляет собой сферу социально-экономической деятельности, включающую в себя производство и потребление гостиничных, ресторанных, транспортных и иных, в том числе экскурсионных, услуг, услуг по реализации активного отдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания с целью укрепления здоровья, познания окружающего мира, участия в научных, спортивных, деловых и иных, не запрещенных законами страны пребывания, мероприятиях [38]. Туризм, прежде всего, экономическая категория, поскольку он непосредственно связан с продажей услуг туристам, получением от этого доходов, созданием рабочих мест. В настоящее время туризм является одной из лидирующих экспортных отраслей экономики во всем мире. Во многих странах туризм оказывает огромное влияние на формирование валового внутреннего продукта, создает большое число дополнительных рабочих мест, обеспечивает занятость населения. Туризм стал неким катализатором социально-экономического развития, поскольку имеет большое значение для таких экономических отраслей, как связь, транспорт, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и других, потому для ведения статистики во всех странах необходимо было утвердить единое определение туризма. Таким образом, несмотря на отсутствие однозначной дефиниции туризма, в 90% случаев в их основу положены три следующих компонента: временные перемещения (выезд) людей из мест их постоянного проживания в иные места; цели поездки могут быть различны, кроме занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания; период пребывания в стране должен составлять от 24 часов, но не более шести месяцев (закон «Об основах туристской деятельности РФ) или одного года (ВТО). 1.2. Структура современного туризма Быстрые темпы развития туризма, объемы валютных поступлений, оказывающие влияние на вышеуказанные отрасли экономики, приводят к формированию туристской индустрии - взаимосвязанной системы предприятий и предпринимателей, которые обеспечивают туристов всеми необходимыми в процессе туризма услугами, товарами и работами. В статье 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов – проводников [28]. Отождествление понятия «инфраструктуры туризма» и «индустрии туризма» не совсем правомерно: в центре инфраструктуры туризма как системы находится человек, и, следовательно, инфраструктура туризма – это вся совокупность коммерческих и некоммерческих институциональных структур, а также ресурсный потенциал, которые в комплексе создают условия для осуществления туристской деятельности (перемещения туристов) и туристической деятельности (как бизнеса). Ткаченко Т.И. рассматривает рыночную инфраструктуру туризма, которая является понятием более узким и охватывает ту часть учреждений обеспечения туристической деятельности, которая определяется экономическими рыночным отношением (предоставление платных, т.е. коммерческих, услуг, а также производство и реализация товаров). Эта дефиниция близка по значению к термину "туристическая индустрия", которая представляет собой совокупность учреждений, основная деятельность которых относится к характерным видам туристической деятельности. Перечень учреждений по видам деятельности, которые удовлетворяют спрос туристов на коммерческой основе (независимо от источников происхождения и возмещения собственные средства граждан или фонды специального назначения) значительно шире понятия индустрия туризма [41]. Понятие «инфраструктура туризма» является при этом еще более широким. Термин инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение, устройство) обозначает объекты, находящиеся на более низком иерархическом уровне по отношению к вышестоящей функциональной системе. Инфраструктура – это иерархически организованная совокупность организационно обособленных подразделений народного хозяйства, основным назначением которых является не производство новой материально-вещественной продукции, а обеспечение и обслуживание деятельности базисных отраслей материального производства и непроизводственной сферы [13]. В экономической литературе встречаются три основных методологических подхода к определению сущности и содержания инфраструктуры: отраслевой, территориальный и функциональный (рис.1). Рисунок 1 - Научные подходы к исследованию региональной инфраструктуры туризма (составлено автором по: [4]) При отраслевом подходе инфраструктура определяется как совокупность отраслей, обеспечивающих общие условия общественного воспроизводства. Территориальный подход - комплексные исследования туристской инфраструктуры на разных территориальных уровнях: на локальном рассматривается инфраструктурное обустройство определенных мест посещения – отдельных объектов, достопримечательностей; на региональном - инфраструктурное обустройство региона в целом и его частей (муниципальных районов, городов, сельских поселений); на межрегиональном - инфраструктурное обустройство территорий, входящих в состав двух и более регионов; на зональном - обустройство туристско-рекреационных зон разного территориального уровня (внутригородские, региональные, межрегиональные). Данный подход позволяет выявлять территории с разным уровнем развития туристской инфраструктуры и выделять перспективные для развития туристско-рекреационной деятельности. В научном исследовании туристской инфраструктуры оценочным следует считать функциональный подход, который предполагает, в первую очередь, изучение уровня благоприятности условий отдыха и туризма. Функциональные показатели для оценки средств размещения - вместимость, комфортность, количество объектов; объектов питания - количество объектов и посадочных мест; транспорта - транспортная доступность туристско-рекреационной территории разными видами транспорта (км, время в пути); связи - обеспечение мобильной связью (процент покрытия территории). Также, к функциональным показателям относится оценка безопасности организации туристской деятельности, под которой понимается совокупность общих условий с отсутствием риска для здоровья туристов (экскурсантов) на маршрутах и в местах посещения, обеспечение сохранности их имущества и др. Функциональный подход может быть направлен на выявление и оценку роли туристской инфраструктуры в развитии региона. В сочетании эти подходы формируют методологическую основу исследования туристской инфраструктуры территории (региона). Доступность туристского ресурса, комфортность пребывания туриста в месте посещения обеспечивает развитая инфраструктура. На данный момент в научной литературе нет единого и однозначного определения понятия «инфраструктура туризма», помимо него рассматриваются термины «туристическая инфраструктура», «инфраструктура туристической деятельности» и другие. Квартальнов В.А. рассматривает туризм как «диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию» [11]. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые другие авторы, не всегда давая четкое определение, но указывая состав инфраструктуры туризма. Например, Кифяк В.Ф. под «туристской инфраструктурой» определяет отели, мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории, учреждения питания, транспортные средства, учреждения для развлечений, аттракции и др. [12] . Существует и другой узкий подход к определению инфраструктуры. Например, Боголюбов В.С. и Орловская В.П. под «инфраструктурой туризма» понимают «совокупность путей сообщения (дороги, подъездные пути, аэродромы, вокзалы, порты), а также иные объекты и коммуникации (коммуникационные сети и системы), системы связи, учреждения сферы обслуживания (бытового, медицинского, спортивного) и иных систем, объектов, предприятий, необходимых для обеспечения туризма» [3]. Таким образом, инфраструктура туризма – иерархически организованная совокупность взаимосвязанных структур и ресурсный потенциал, которые в комплексе создают условия для туризма и обслуживают туристическую деятельность. При этом в состав инфраструктуры туризма входят как коммерческие, так и некоммерческие институциональные структуры, которые в комплексе создают условия для осуществления туристской деятельности. Инфраструктура субъекта хозяйствования туристической отрасли охватывает комплекс учреждений, которые обеспечивают выполнение туристическими предприятиями их главных производственных функций. То есть, это все контрагенты финансово-хозяйственных операций (банковские учреждения, коммунальные службы, гостиничные и транспортные предприятия, представительства МИД, и др.), центральные и местные органы исполнительной власти и др. [41] (рис.2). Элементы инфраструктуры могут классифицироваться по различным признакам. По критерию пространственной принадлежности выделяют: международную, национальную, региональную, городскую инфраструктуру. По критерию сферы деятельности разграничивают технологическую, управленческую и социальную инфраструктуру. По критерию фактора времени выделяют: синхронную, опережающую, запаздывающую инфраструктуру [42]. Любая из составляющих инфраструктуры имеет собственную внутреннюю структуру, обусловленную спецификой технологии производственной деятельности, видом туристического рынка и другими факторами, которые требует изучения и научной систематизации. * (учреждения и ресурсы, которые обслуживают субъектов туристической деятельности, и доходы которых формируют за счет затрат туристов в связи с удовлетворением потребностей туристов); ** (учреждения и ресурсы, которые обслуживают разные сферы экономической деятельности, и доходы которых не в полной мере зависят от туристской деятельности) Рисунок 2 - Модель инфраструктуры рынка туристических услуг (составлено автором по: [41]) Развитие инфраструктуры туризма в настоящее время приобретает важное значение для повышения конкурентоспособности туристских дестинаций, оказывает воздействие на объемы туристских потоков и экономические показатели не только туриндустрии, но и региона в целом. Повышение туристской активности в регионах вызывает необходимость внесения изменений в развитие туристской инфраструктуры, улучшения её качественной составляющей. Таким образом, общая закономерность зависимости эффективности развития туризма от уровня развития инфраструктуры очевидна: чем выше уровень развития инфраструктуры, тем эффективнее развивается туристическая деятельность. 1.3. История развития туризма в Ярославской области В начале XX века, задолго до появления в русском языке термина «туризм» в Ярославском регионе была создана настоящая индустрия гостеприимства. Как доказательство тому - 100 лет назад именно здесь начал работу «Русский экскурсант» – один из первых в стране журналов о путешествиях [10]. Экскурсии, гиды и путеводители, сеть гостиниц и ресторанов с комплексным обслуживанием существовали в Ярославле более столетия назад. Помимо многочисленных памятников старины здесь работали 7 музеев и первое в Ярославле экскурсионное бюро. В начале XX века отдыхающие прибывали в Ярославль преимущественно поездом или пароходом. Речные круизы уже в то время превратились в популярный вид летнего досуга, а во время стоянок в распоряжении пассажиров всегда оставалось время для осмотра местных достопримечательностей. До центра города возможно было добраться, воспользовавшись общественным транспортом, либо многоместным экипажем – «линейкой». Первыми гидами являлись извозчики, они знали особенности и цены местных гостиниц и ресторанов. Популярными в то время являлись отель Пастухова (в настоящее время здание Главпочтамта) и отель купца Кокуева. На 100 тысяч жителей в Ярославле приходилось 25 отелей, таких как «Англия», «Белград», «Парижские номера». Для местных купцов гостиничный бизнес становился не только доходным делом, но и «саморекламой». Владелец «Балканской звезды» Иван Дунаев вложил средства в гостиницу «Царьград», а купец Градусов открыл «Метрополь» на Большой Московской. К строительству отелей привлекались лучшие зодчие: отель «Европа» возводился академиком Александром Никифоровым, а отель «Бристоль» по проекту Григория Саренко (в настоящее время остается признанным шедевром провинциального модерна). Стоимость номеров в «Бристоле» колебалась от 1 до 5 рублей в сутки, учитывая, что зарплата рабочего составляла 12 – 15 рублей в месяц [10]. Практически при каждой гостинице был ресторан. Для того, чтобы сделать известными свои заведения, ярославские рестораторы заботились о размещении рекламы в путеводителях, публикуя меню недорогих комплексных обедов. К примеру, трактир «Царьград» за 50 копеек предлагал экскурсантам «обед из 2 мясных блюд, чай и кофе с уступкой». Первой «турфирмой» стала Ярославская экскурсионная комиссия, открывшаяся в 1911 году в здании Реального училища (в настоящее время главный корпус ЯГМА). При ее содействии стали издаваться путеводители по городам Ярославской губернии. А с 1914 года в Ярославле стал выходить специализированный журнал о туризме – «Русский экскурсант», на страницах которого публиковались исследования туристического потенциала регионов России, методические разработки маршрутов, рекомендации гидам и фотографии памятников старины. Экскурсионным обслуживанием занималось и ярославское общество «Молодая жизнь», опиравшееся на средства земства и городской управы. Для организации приема иногородних туристов общество «Молодая жизнь» приспособило Вознесенское приходское училище (район Вознесенских казарм). Члены общества сами выступали в роли гидов, сопровождая группы по городу. За год с их помощью принимали до тысячи экскурсантов. Маршрут экскурсий по Ярославлю за последние сто лет сильно не изменился: как и в настоящее время, большинство путеводителей предлагали гостям посетить Стрелку, Спасский монастырь и церковь Ильи Пророка. Среди местных достопримечательностей фигурировали также Казанский бульвар и Демидовский скверик, Городской театр и др. Обязательным в экскурсионной программе выступал краеведческий музей – «Древлехранилище» на Ильинской площади. В дореволюционном Ярославле существовало 7 различных музеев, в том числе Педагогический и Торгово-Промышленный. В каждом путеводителе был отмечен Естественно-исторический музей на Никитской улице. В списке местных достопримечательностей были ярославские промышленные предприятия. Фабриканты устраивали экскурсии для ознакомления с технологией производства. К примеру, на фабрике Дунаева туристы могли увидеть, как из кряжей осины машинным способом изготавливают шведские спички, а на колокольном заводе Оловянишниковых - поучаствовать в отливке колокола. В советские времена массовый характер туризм в Ярославской области приобрел в 1960-1970г.г. В 1960 году на основании постановления президиума Ярославского областного совета профессиональных союзов от 16 января 1960 года было создано Ярославское областное туристско — экскурсионное управление (ТЭУ). ТЭУ стало контролировать все местные туристические маршруты, а также реализовывать путевки для жителей области на различные направления. Постепенно туризм стал важной частью культурно-просветительной работы профсоюзов. Ярославская область вошла в центральный туристический район — один из основных в Советском Союзе. Именно к концу 1960-х гг. также относится и формирование маршрута «Золотое кольцо». Но если в 1960-е годы отмечался всплеск экскурсионной работы среди советских граждан, то в 1970-е годы — также среди иностранных[10]. В 1970-е годы иностранный туризм в области оформился как самостоятельное направление работы. Этому способствовал целый ряд внешних и внутренних факторов, таких как принятие Программы мира в 1971 году, взятие КПСС курса на разрядку и проведение в 1975 году Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Развитие молодежного туризма в Ярославской области стало активным с созданием в 1958 году Отделения бюро «Спутник» при Ярославском обкоме ВЛКСМ. Бюро провело переговоры и заключило договоры о туристическом обмене с представителями молодежных туристических фирм Польши, Венгрии, Германии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии и Финляндии. Таким образом, можно сделать вывод, что история развития туризма в Ярославской области началась в начале XX века. В Ярославской области уже тогда начала формироваться индустрия туризма, что привело к становлению, а в последующем, развитию инфраструктуры туризма как фактора развития туризма в Ярославской области. Ярославль и Ярославская область в 1970-е годы постепенно определили свое место в системе советского выездного и въездного туризма. Этому способствовал целый ряд факторов. Во-первых, Ярославль — древний город с интересным и богатым культурно-историческим наследием, что привлекало и привлекает как иностранных, так и российских туристов. В советские годы большую роль сыграло определенное стечение обстоятельств на международной арене. Именно тогда стали активно разрабатываться и внедряться туристические маршруты для иностранцев, популярные и в настоящее время. И именно в 1970-е гг. были заложены основы международных связей, переросших потом в международное муниципальное сотрудничество и установление побратимских связей между Ярославлем и европейскими городами (Кассель — 1988 г., Коимбра — 1984 г., Эксетер — 1989 г.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg