Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Методика формирования правосознания обучающихся средствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений (на примере муниципального образовательное учреждение средней общеообразовательной школы №9 г. Усть-Кута)

ikonowosky2016 3180 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2019
Целью данной квалификационной работы является исследования методики формирования правосознания обучающихся средствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений (на примере муниципального образовательное учреждение средней общеообразовательной школы №9 г. Усть-Кута), разработка рекомендаций по реализации задач профилактики, безнадзорности несовершеннолетних. Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования: - анализ причин возникновения безнадзорности в современных условиях; -изучение нормативно-правовой базы в организации социальной и профилактической работы с безнадзорными детьми; - анализ проблему беспризорности и безнадзорности в России; - формулировка и анализ определений понятий «беспризорность» и «безнадзорность»; - выявление истоков вопроса беспризорности и безнадзорности в России, причин возникновения беспризорности и безнадзорности; - анализ особенностей и специфики профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними на примере муниципального общеобразовательного учреждение средней общеобразовательной школы № 9 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области (далее МОУ СОШ№9 г. Усть-Кута); - изучение организаций работающими с семьями, находящимися в социально опасном положении. В соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы исследования: 1) теоретический анализ нормативной и научно-методической литературы. С помощью данного метода нами была изучена необходимая для написания выпускной квалификационной работы литература, включающая нормативные акты, учебники и методические пособия, периодические издания; 2)эмпирические: беседы с подростками, родителями, педагогами, наблюдение, выявление, диагностика, стандартные и адаптированные методики и тесты, метод количественного и качественного анализа полученных данных на основе методов, обобщение результатов. 3) метод анализа применялся при исследовании нормативных актов разного уровня, обеспечивающих функционирование систем профилактического учета несовершеннолетних Объектом данной выпускной квалификационной работы выступают педагогические связи и отношения, возникающие в деятельности социального педагога по профилактики беспризорности безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Предметом исследования являются особенности методики формирования правосознания обучающихся в условиях взаимодействия субъектов системы профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних. Практическая значимость данной работы состоит в выявлении актуальных проблем подростковой беспризорности, безнадзорности, а так же систем комплексной профилактической работы различных профилактический организаций, которые приносят результат, положительную динамику. Гипотеза: Автор выпускной квалификационной работы по теме: Методика формирования правосознания обучающихся средствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений (на примере муниципального образовательное учреждение средней общео образовательной школы №9 г. Усть-Кута) предполагает ,что плановые координированные действия всех субъектов системы профилактики, с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, будут способствовать формированию правосознанию обучающихся и профилактике асоциального поведения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. В первой главе представлены исторические аспекты беспризорности и безнадзорности. Разобраны субъекты осуществляющие профилактическую работу с несовершеннолетними. Так же рассмотрены социально-демографические аспекты правонарушений несовершеннолетними, на примере молодежной субкультуры аморальной направленности. Во второй главе «Безнадзорность и беспризорность как социальное явление» методологической основой исследования являются положения о сущности и роли социальной среды, ее влиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе социального формирования подростка; о социально-культурной воспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей и подростков; об основных направлениях социальной политики и др. В третьей главе «Комплексная методика работы социального педагога по профилактике правонарушений и безнадзорности учащихся на примере муниципального общеобразовательного учреждение средней общеобразовательной школы № 9 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области» представлен анализ работы социального педагога, рассматриваются формы работы и методики воздействия с учащимися состоящими на различных видах учета; причины постановок на учет, привлечение организация для профилактической работы. Приложения содержат таблицы; «Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в общем числе зарегистрированных преступлений», «Характеристика совершения преступлений несовершеннолетними в составе группы». Кроме того, в приложении содержатся «План мероприятий по программам профилактики безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних за 2017-2018 учебный год», «Статистические данные об обучающихся, находящихся на профилактическом учете МОУ Средняя общеобразовательная школа № 9 УКМО Иркутской области, города Усть-Кута за 2015-2018учебный год». Автором проанализирована «Динамика числа несовершеннолетних подростков, состоящих на внутришкольном учете МОУ СОШ № 9 УКМО Иркутской области, города Усть-Кута» . диаграммы; «Диаграмма "Характер обращений к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка за 2015 год», диаграмма «Причины детской беспризорности, правонарушений».
Введение

Одними из наиболее значимых социально-опасных проблем современности, угрожающими социальной безопасности государства и общества, являются детская беспризорность и безнадзорность. Инструментом решения указанной задачи выступает социальная защита населения, в рамках которой реализуются меры, направленные на оказание помощи и реабилитации выявленных безнадзорных и беспризорных детей, наряду с мерами, ограждающими детей и семьи от воздействия факторов, способствующих возникновению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних- мерами профилактики. В современных условиях на федеральные и региональные органы власти возлагается основная нагрузка по преодолению и профилактике безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Профилактика правонарушений- система социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой. Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи. Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей. Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей. Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев. Таким образом, необходимость решения проблемы профилактической работы среди школьной молодежи очевидна. При написании выпускной квалификационной работы нами были изучены нормативные документы, регламентирующих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В первую очередь, необходимо выделить акты федерального уровня, а именно: Федеральный закон от 24.06.1999№ 120«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Также, в процессе написания настоящей работы использовались учебные и методические пособия. Особое внимание по теме нашего исследования привлекает работа Ветошкина С.А. «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая включает в себя криминологические и юридические, а также педагогические, социальные и философские аспекты деятельности по предотвращению и устранению наиболее негативных социальных причин, вызывающих рост правонарушений несовершеннолетних, подростковой преступности, перерастающей со временем в преступность взрослых. Кошкина В.С., в своей работе рассматривает «Безнадзорность как социальное явление» как социально- педагогические явления формируют связь с отсутствием или недостаточностью контроля, за поведением и занятиями детей и подростков , воспитательного влияния на подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Особый интерес вызывают работа таких авторов как, Агапов П. В., Антонов-Романовский Г.В., Артеменков В. К., Бажанов С. В., Боголюбова Т. А., Борисов С. В., Васькина И. А., Винокуров С. И., Воеводина Т. Г., Воронцов А. А., Диканова Т. А. и др.«Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества» данная монография посвящена концептуальным проблемам предупреждения преступности на современном этапе развития Российской Федерации. Авторами рассмотрены подобные вопросы, как понятие предупреждения преступности, индивидуальности формирования и становления современной системы предупредительной работы, влияние общих и особенных мер предупреждения преступности и отдельных видов преступлений на динамику, качественные и количественные характеристики преступности в Российской Федерации. Так же при написании выпускной квалификационной работы были использованы работы многих других авторов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ИСТОРИКО- ПРАВОВОЙ АСПЕКТ................. 1.1 Истоки, причины и тенденции правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних....................................................................................... 1.2 Субъекты, осуществляющие профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.................................................... 1.3 Социально-демографический характер правонарушений несовершеннолетними (на примере молодежной субкультуры антисоциальной направленности).......................................................................... 2. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.......................................................................................................... 2.1 Понятие, причины безнадзорности и беспризорности в семье............ 2.2 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье................................................................................................................. 2.3 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)........................... 3.КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ обучающихся (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 9 УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)............ 3.1. Анализ базы данных несовершеннолетних состоящих на различных видах учета, причины постановки, динамика................................................. 3.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями, значимые составляющие индивидуального профилактического воздействия........................................................................................................ ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ............. ПРИЛОЖЕНИЕ А ТАБЛИЦА 1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И ПРИ ИХ СОУЧАСТИИ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ................................................. ПРИЛОЖЕНИЕ Б ТАБЛИЦА 3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.............
Список литературы

1.Ветошкин, С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних //Учебно-методический комплекс / С. А. Ветошкин ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. -С.15 2.Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. - С.426. 3.Агапов П. В., Антонов-Романовский Г.В., Артеменков В. К., Бажанов С. В., Боголюбова Т. А., Борисов С. В., Васькина И. А., Винокуров С. И., Воеводина Т. Г., Воронцов А. А., Диканова Т. А. и др. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: монография. -Москва, 2016.-С.65. 4.Скретнева Н.В. Насильственная преступность несовершеннолетних/ Н.В. Скретнева// Сибирский юридический вестник. 2005. № 1. - С. 60. 6.Волкова, Т. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях// Уголовное право. 2008. № 3. - С. 99. 7.Волкова, Т. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях// Уголовное право. 2008. № 3. - С. 100. 9.Корнилов А.В. Современные криминологические тенденции развития преступности несовершеннолетних// Правовые проблемы российской государственности: сб. ст. / С.А. Елисеев. 2002. Ч.9. - С. 117. 10. Криминология: учебник/ под ред. В.Д. Малкова, М., 2008. - С. 354. 11.Министерство внутренних дел РФ: база данных содержит сведения о состоянии преступности в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports. 12.Минина С. П. Преступность несовершеннолетних. Серия «современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе»/ Науч. ред. проф. Б. В. Волженкин. СПб., 2008. - С. 13.Криминология: учебник/ Под общ.ред. А. И. Долговой.3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. - С. 559. Горьковая И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков: Дисс. д-ра психол. наук. СПб., 2008.-С.154. 14.Комплексное исследование факторов, влияющих на изменение преступности. М., 2006; Гуськов Н.М., Ермаков В.Д., Савинкова Е.Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 2008; Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 2011; Трудные судьбы подростков – кто виноват? М., 2010 и др. - С. 12. 15.Шестаков Д.А. Криминология: Преступность как свойство общества: Краткий курс. СПб: Лань, 2001. - С. 108. 16.Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2009. - С. 130. 17.Причинная связь в уголовном праве/ Малинин В.Б. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000. - С. 116. 18.Зиядова Д. З. Неблагополучная семья - криминогенный фактор подростковой преступности // Следователь. 2002. № 9. - С. 37. 19.Зиядова Д. З. Указ.соч.2007. - С.36. 20.См.: Забрянский Г.И. Объяснение преступности несовершеннолетних (взгляд сквозь призму социологии)/ Г.И. Забрянский// Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2009. № 3. - С. 83 – 93. См.:Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2000. - С. 579. 20.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» №?120 -ФЗ от 24. 06. 1999. 21. Плоткин М. М., Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России.2007.-С. 90. 22.Челышева, Ю.В. Основные направления социально-педагогической работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних [Текст] / Ю.В. Челышева // Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития. Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе специальной школы № 5 «Доверие». - М., 2006. - С.117. 23.Челышева, Ю.В. Основные направления социально-педагогической работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних [Текст] / Ю.В. Челышева // Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития. Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе специальной школы № 5 «Доверие». - М., 2006. - С.204. 24.Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 1 (39). -С. 119. 25.Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № (39). -С.204. 26.Теория и методика социальной работы (учебное пособие)/Под ред. Жукова, Зайнышева, — М, 2005.-С. 601. 27.Теория и методика социальной работы (учебное пособие)/Под ред. Жукова, Зайнышева, — М, 2005.-С. 602. 28.Миньковский Г.М. Причины преступности несовершеннолетних и меры ее предупреждения.//Гос-во и право. 2006. № 5.- С. 86. 29.Миньковский Г.М. Причины преступности несовершеннолетних и меры ее предупреждения.//Гос-во и право. 2006. № 5. С. 91. 30.Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.-С 480. 31.Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" 32.Аминов Д.И. Особенности криминогенной детерминации преступлений, совершаемых подростками из маргинальной среды // Российский следователь. - 2003 - №3.-С.16. 33.Методические рекомендации по профилактике распространения криминальных субкультур в образовательных организациях Российской Федерации /для руководителей образовательных организаций// Главный редактор: Мигай Д.А. 2018.- С 27. 34.Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное обслуживание. 2011,№12-,С.31. 35.Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 2000.-С.90. 36.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва.2009.-С.60. 37.Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998.-С. 88. 38.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва.2009.- С.36 39.Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. Москва. 1998.- С.28. 40.Социальный приют для детей и подростков. Содержание и организация деятельности. 2007, С.- 205. 41.Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 2010.- С.41. 42.Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 2011, №1.-С.78. 43.Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 2009, №1.-С.16. 44.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» №?120 -ФЗ от 24. 06. 1999. 45.Герасимова О.И. Особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях // Российский следователь. – 2005. - №4.- С.38.
Отрывок из работы

1.1Истоки, причины и тенденции правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних В России забота о беспризорных детях на протяжении веков являлась нормой общественной жизни и в зависимости от конкретных исторических личностей и периодов получала свое распространение как в государственных делах, так и в народных традициях. Князь Ярослав Владимирович в ХI в. учредил сиротское училище, в котором на собственные средства обучал 300 юношей. В системе монастырей, созданных русской церковью, обучались, лечились и находили приют больные и обездоленные. При скудельницах (общих могилах) сооружались сторожки, в которых на средства простых людей содержались и воспитывались брошенные и оставшиеся без попечения дети. В ХVI в. во время правления Ивана Грозного забота о нуждающихся включается в государственную деятельность, в городах строятся богадельни и больницы. Указом царя Федора Алексеевича в 1682 г. признано необходимым обучение детей грамоте и ремеслам При Петре I детство и сиротство становятся объектом государственного попечения наряду с частной благотворительной деятельностью. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», т.е. незаконнорожденных детей, которые содержались за счет государства, а когда подрастали, их передавали в богадельни или приемным родителям . При Екатерине Великой в Москве, а затем в Петербурге открываются императорские воспитательные дома для «зазорных младенцев», создается государственнофилантропическое «Воспитательное общество». Большой вклад в дело призрения сирот внесла жена Павла I Мария Федоровна. При ней было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях. При Александре I получает свое развитие социальная политика призрения детей, нуждающихся в помощи, открываются школы для слепых детей, а в 1807 г. первый институт слепых. Со второй половины ХIХ в. до начала ХХ в. происходит переход от государственных форм благотворительности и попечительства по отношению к детям к частным формам общественных организаций. В качестве примера можно привести «Императорское человеколюбивое общество». Общественные организации занимались организацией приютов для детей с различными социальными проблемами (бродяжничество, сиротство, беспризорность, проституция, алкоголизм, дефекты развития и т.п.). В приютах детей образовывали и обучали различным ремеслам. В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», в котором в 1893 г. появилось отделение защиты детей от жестокого обращения с убежищем, общежитием и мастерскими. В начале ХХ в. забота о неблагополучных детях становится объектом профессиональной деятельности, появляются специалисты, подготовленные на кафедре общественного призрения, созданной в 1911 г. на юридическом факультете Психоневрологического института. Трудности организации системы воспитательно-исправительных учреждений для беспризорных детей и просветительская деятельность по отношению к несовершеннолетним правонарушителям становятся в этот период одним из важных направлений деятельности ученых, практиков и благотворительных обществ . В 20-е годы ХХ в. проявились результаты первой мировой войны, революций и гражданской войны – это сиротство, беспризорность, всплеск правонарушений среди несовершеннолетних. Государство было поставлено перед проблемой социальной защиты молодого поколения. Отделы социального воспитания, созданные при органах власти различных уровней занимались вопросами социальной защиты, образования и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и совершающих правонарушения. Острая необходимость решения задач по воспитанию и социальной защите детей способствовала появлению целого ряда талантливых педагогов и психологов, внесших значительный вклад как в науку, так и в практическую деятельность А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, В.С. Сорока-Росинский, М.М. Пистрак, Л.В. Занков и др. В 1920 г. А.С. Макаренко организовал Полтавскую трудовую колонию имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, где с успехом занимался исправитель Шацкий, высказывая идею о том, что педагогика – это синтез науки и искусства, последовательно проводил её в жизнь, делая ставку на самоуправление и воспитание организаторских способностей у учеников. В 1920-е годя М.М. Пистрак возглавил Московскую опытно показательную школу имени Лепешинского (далее МОПШК), в которой не существовало отдельных коллективов учащихся и учителей, а был единый коллектив, объединенный целью, интересами и самоуправлением . В это время наряду с развитием педагогической мысли и деятельности происходит усиление юридической ответственности несовершеннолетних в связи с повышением уровня преступности. В 1922 году был принят УК РСФСР, который усиливал репрессивную уголовную политику в отношении несовершеннолетних, так согласно ст. 18 УК РСФСР к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться те же виды наказаний, что и к взрослым, вплоть до смертной казни. Вскоре в статью 33 УК РСФСР было внесено примечание, согласно которому смертная казнь к лицам в возрасте до 18 лет (на момент совершения преступления) не применяется. В 30-е годы ХХ в. системе воспитания трудных подростков был нанесен сокрушительный удар постановлением 1936 г. В 30-40-е годы ХХ в. массовые политические репрессии и нарушения прав человека в нашей стране не обошли стороной и несовершеннолетних, усилились карательный функции по отношению к несовершеннолетним- постановлением ЦИК и СНК СССР от 7.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» был снижен возраст уголовной ответственности до 12 лет, по значительной части составов преступлений, восстанавливался принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, отменялась ст.8 основных начал уголовного законодательства СССР об обязательном применении к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера и о преимущественном их применении к несовершеннолетним . События, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), значительно увеличили количество беспризорных детей в стране. Эта проблема решается на государственном уровне путем создания школинтернатов и расширения сети детских домов для детей, оставшихся без попечения родителей. Основы Уголовного законодательства СССР и Союзных республик 1958 г. установили уголовную ответственность несовершеннолетних с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Это положение было закреплено сначала в ст. 10 УК РСФСР 1960 г., а затем в ст.20 УК РФ 1996 г. Уголовное законодательство 1958 – 1961 гг. предусматривало широкое привлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей и предупреждению совершения ими преступлений. В 60 – 70 гг. педагогическая наука и практика возрождает исследования в области педагогики среды и воспитательного воздействия на несовершеннолетних с правонарушающим поведением, данному процессу мешают социальные потрясения 80 – 90 гг., связанные с развалом СССР, кризисным состоянием экономики и ухудшением на этом фоне условий жизни и воспитания детей . В 1990 г. СССР ратифицирует Конвенцию ООН о правах ребенка, а на протяжении данного десятилетия принимаются многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разрабатываются и реализуются государственные социальные программы «Дети России», «Дети Чернобыля» и др. Несмотря на правовое регулирование защиты детства в эти годы резко увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей, численность которых в настоящее время по самым скромным подсчетам составляет около 1 млн., растет преступность среди подростков, социальными проблемами становятся детский алкоголизм, детская наркомания, детская проституция, отклонения в физическом и психическом развитии детей. Количество детей погибающих в результате семейного насилия составляет около трех тысяч в год, а количество сексуальных насилий над детьми в семье только по официальным данным составляет около пяти тысяч. Исходя из данных общее количество преступлений за последние годы с 2003 года по 2016 год, совершаемых несовершеннолетними падает. Однако если посмотреть общую динамику преступности несовершеннолетних за больший период времени, то можно проследить следующую тенденцию: с 1990-2001 гг. в России число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних возросло с 162718 до 208313 тысяч, 1999-2002 гг. – снижение с 208313 до 139681 тысячи, 2003-2004 гг. – возрастание с 145368 до 154414 тысяч, 2003-2016 гг. – стабильное снижение в среднем на 13005 преступлений в год .(см. Приложение Б, таблица 2.) В конце 1990-х страна сталкивается с чрезвычайным всплеском преступности, в том числе и с увеличением показателей преступности несовершеннолетних (1997 г. – 182 798; 1998 г. – 189 293; 1999 г. – 208 313). Всего за три года общее количество зарегистрированных преступлений в стране в 1999 г. по сравнению с 1997 г. увеличилось более чем на 604 000, а число преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами и при их соучастии возросло более чем 255 000. Такой небывалый рост преступности был обусловлен, во-первых, экономическим кризисом, вследствие которого происходило резкое обнищание населения. Во-вторых, ростом количества безработных, распространением алкоголизма и наркомании, разрушением советской идеологической системы, в том числе и в сфере образования и воспитания подрастающего поколения . В-третьих, влиянием западной массовой культуры в ее худших проявлениях. Таким образом, данный период, вошедший в историю страны как «лихие девяностые» стал периодом массовой криминализации российского общества, а также периодом начала активных действий по борьбе и снижению уровня преступности в целом . Проблема преступности несовершеннолетних по-прежнему остается актуальной. Криминализация несовершеннолетних является угрозой молодому поколению, а вместе с тем и угрозой перспективам нормального развития гражданского общества и национальной безопасности . Несовершеннолетние в силу возрастных, психологических и иных личностных особенностей стремятся к объединению, удовлетворяя при этом свою повышенную потребность в общении, самоутверждении, проявлении лидерства . Это особенность и норма их поведения, отсюда и в основном групповой характер преступности несовершеннолетних, который во многом обуславливает её повышенную общественную опасность. Преобладают устойчивые, намного реже – организованные группы в основном несовершеннолетних с небольшой разницей в возрасте, при некотором сокращении числа групп с участием взрослых лиц. Таким группам свойственна сплоченность, распределение ролей и обязанностей, действий каждого участника, в них поощряется криминальная активность младших, и отмечается также «омоложение» участников групп. Им покровительствуют лидеры и старшие авторитеты. Этим и другими факторами обеспечивается преемственность опыта и самой преступной деятельности . Изучение возрастных особенностей личности несовершеннолетних преступников позволяет сделать вывод о том, что среди них доминируют лица старшего возраста 16–17 лет. При этом криминальная активность несовершеннолетних увеличивается прямо пропорционально возрасту. Однако этот факт не означает, что необходимо сосредоточить профилактические усилия исключительно на несовершеннолетних «старшей» группы, поскольку асоциальные установки формируются у подростков в более раннем возрасте . Тревожным является то, что значительное количество несовершеннолетних совершают преступления повторно. Так в 2012 году количество таких лиц составило около 22% от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления за данный период. И этот факт должен представлять повышенный интерес для государства и общества, поскольку существование повторной преступности несовершеннолетних свидетельствует о недостатках воспитания, «исправительных» методик, а также об отсутствии условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Заметна тревожная тенденция все большего участия несовершеннолетних в преступной деятельности совместно со взрослыми, также имеет место вовлечение несовершеннолетнего в совершения преступлений и антиобщественных действий. Вызывает тревогу также тот факт, что большое число несовершеннолетних преступников воспитывались в неполной семье или вне семьи. Возрастают групповые преступления с немотивированной агрессией, а также из-за нищеты и бедности появились мотивы, отнесенные к биологическим, обеспечивающие физиологическое выживание организма . Подростки совершают преступления, чтобы содержать родительскую семью: младших братьев и сестер, родителей, не имеющих постоянного заработка, или безработных, нередко алкоголиков. Анализ мотивационной стороны преступности несовершеннолетних показывает, что мотивы совершения преступлений у несовершеннолетних различны, схожи с мотивами у взрослых, а также имеют особенности с учетом несформировавшейся личности несовершеннолетних. Все эти факторы, процессы и явления, влияющие на преступность несовершеннолетних в криминологии исследованы довольно полно. К числу таких факторов, в разные годы относили, например: «значительную социальную дифференциацию несовершеннолетних по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу (в том числе и по происхождению); нарушение принципов оплаты труда, потребления денежных и иных материальных благ (жизнь не по средствам в родительской семье, низкая или уравнительная оплата труда воспитателей и педагогов и др.); различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу; процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков; противоречие между субъективным стремлением детей и подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и др.); противоречие между духовными и особенно материальными потребностями детей и подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения; низкий уровень правовой культуры, значительную деформацию нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей, иных лиц, занимающихся их воспитанием; недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков и многие др. Особенность влияния перечисленных, как и других социальных, факторов на поведение детей и подростков по сравнению со взрослыми, выражается в том, что несовершеннолетние находятся в большей зависимости от своего ближнего окружения, которое оказывает на них гораздо большее воздействие, чем на взрослых. Зачастую именно ближайшее окружение, ослабляя, нейтрализуя или даже преобразуя негативные последствия этих социальных процессов, как правило, придает им иное, в основном благоприятное формирующее значение, защищает несовершеннолетних от жизненных трудностей и невзгод. Подобная изоляция ребенка от условий реальной жизни может сыграть и негативную роль в становлении личности несовершеннолетнего: положительные стороны социальных процессов и явлений оказывают гораздо меньшее влияние, чем это необходимо для гармоничного развития личности . Исследования показали, что для формирования личности большое значение имеет первичная социализация: бессознательное усвоение ребенком образца и манеры поведения взрослых, поступки старших в различных проблемных ситуациях . Дефекты воспитания в совокупности с психологическими особенностями личности имеют криминогенное значение, с момента формирования личности «запускается криминогенный механизм». В условиях современной действительности у родителей практически нет времени, возможности или желания заниматься воспитанием детей, и подрастающее поколение, в основном, предоставлено само себе. А равнодушное отношение окружающих позволяет малолетнему правонарушителю превратиться в несовершеннолетнего преступника. «Социально-экономические условия жизни, криминогенность общества прямо и непосредственно определяют психическое и нравственное развитие. В одних и тех же жизненных условиях могут формироваться разные направления, особенности личности, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях с социальной средой находился молодой человек, какими психологическими характеристиками он обладает. Общество действует на молодого человека в настоящее время в основном отрицательно; это связано со значительным расслоением по уровню материальной обеспеченности, объемом и качеством получаемых социальных услуг, социальной напряженностью между людьми, утратой жизненных ориентиров и идеологических ценностей, ослаблением родственных связей» . Ослабление семейных связей и противопоставление подростка обществу закладывает в нем вероятность непризнания моральных ценностей и непринятия социальных институтов. И это позволяет в дальнейшем объединяться подросткам в неформальные группы, в которых, не встречая никакого противодействия извне (порицания, наказания), и формируются асоциальные воззрения, оказывающие сильное влияние на развитие личности. Такое неформальное объединение имеет большое значение для подростка. Поскольку участники группы находятся в тесном контакте, общаясь изо дня в день, между ними возникают отношения, регулируемые существующими в этой группе нормами, которые в большинстве случаев оказываются весомее общественных . И как следствие – устойчивое негативное влияние на развитие личности со стороны макро- и микросреды, которая влияет как на чувства и эмоции подростка, так и на его умственные и волевые качества. Все это позволяет сделать следующие выводы: 1.Принимая во внимание мировоззрение и интересы человека, определяющим для его развития и становления как личности является социальная среда, поскольку мы так или иначе постоянно находимся во взаимодействии с ней, подпадая вод ее влияние. 2.В основе индивидуального преступления причинно проявляются как ситуация, так и негативные психологические деформации, принявшие форму общественно опасной установки личности» . 3.Из анализа жизни преступников следует, что «упорное и беззастенчивое стремление к повышению незаконным путем своего социального статуса и улучшения материального положения происходит во время кризисных моментов для общества» . Д.З. Зиядова выделяет четыре основных типа асоциальных семей: - неблагополучные семьи; - девиантные семьи; - деликвентные семьи (семьи с криминальной направленностью); - насильственные (наличие физического и психического насилия) семьи . В наиболее сложном положении в настоящее время находятся дети и подростки из неблагополучных семей, где несовершеннолетние получают пример безнравственного стиля жизни, получают негативные личностные качества, усваивая нормы поведения старших членов семьи.. Это, так называемые, девиантные семьи – семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. При этом типичная характеристика семьи несовершеннолетнего, совершающего правонарушения преступного характера – это «пониженный, против среднего, для соответствующего региона страны образовательно-культурный уровень и профессиональный статус, что существенно ограничивает сферу позитивного общения семьи с детьми, правильного формирования у них духовных интересов и потребностей» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg