Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Формирование активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением.

ikonowosky2016 2760 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2019
Цель данного исследования заключается в изучении особенностей формирования активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением. Объектом исследования являются особенности формирования активного словаря у детей дошкольного возраста. Предмет нашего исследования: особенности формирования активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением Гипотезой исследования являлось предположение о том, что у дошкольников с ослабленным зрением наряду с малым объемом словаря, неточностью употребления и понимания слов имеют место недоразвитие семантической структуры значения слов, несовершенство процесса поиска слова. Специально организованная логопедическая работа обеспечивает формирование активного словаря у данной категории детей, опираясь на процесс по развитию правильного звукопроизношения: автоматизация, дифференциация звуков. В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены задачи: 1. Обобщить теоретические исследования по проблеме формирования активного словаря у детей дошкольного возраста с ослабленным зрением. 2. Раскрыть методические аспекты формирования активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением. 3. Разработать и реализовать коррекционную программу по формированию активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением 4. Выявить эффективность применения коррекционной программы по формированию активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением в эмпирическом исследовании. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, высокоформализованный метод психодиагностики – тестирование, беседу, качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования. Эмпирической базой исследования является Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 6 г. Назрань. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении концептуальных положений психологии развития устной речи, активного словаря, обработки языкового материала, накопления звуковых и морфологических обобщений детей дошкольного возраста с ослабленным зрением; раскрытии механизмов преодоления нарушений таких компонентов речи, как лексика, грамматика, фонетика. Практическая значимость: результаты теоретического исследования могут использовать в своей работе логопеды, психологи, учителя - предметники, и все, заинтересованные в решении этой проблемы специалисты смежных профессий. На основе результатов исследования разработана система логопедического воздействия, реализуемая в учебно-воспитательном комплексе ГБДОУ «Детский сад» № 6 г. Назрань. Внедрение методических рекомендаций повышает успешность процесса формирования лексики у детей с ослабленным зрением. Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Список использованной литературы содержит 50 наименований.
Введение

Разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря; разнообразие используемых морфологических форм; разнообразие используемых синтаксических конструкций – составляет богатство речи. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи, являющейся средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Развитие и обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Изучение детей с нарушениями таких функций как зрение, его ослабленности, накопленный опыт воспитания и обучения убеждают в возможности успешной работы и в необходимости дальнейшего изучения и детализации специальных форм, методов и методик, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированной лексической системы языка: определенного объема активного словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова. Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович. Разработка психолингвистического аспекта формирования активного словаря, позволяющего проанализировать особенности структуры и характер функциональных изменений в области семантической структуры слова, обусловлена необходимостью поиска путей повышения эффективности воздействия на развитие речи ребенка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ……………………………………………………………………….8 1.1. Формирование активного словаря в онтогегене………………. . 1.2. Анализ методик коррекции активного словаря у детей дошкольного возраста ……. 1.3. Методические аспекты логопедической работы с детьми, имеющимиослабленное ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯСАМООЦЕНКИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 2.1. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением. 2.2. Программа работы по формированию активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением 2.3. Выявление эффективности игровых упражнений для формирования активного словаря у дошкольников с ослабленным зрением. Ошибка! Закладка не определена. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы

1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 2016. 234 с 2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ, 2008. 345 с. 3. Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей //Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2009. 129 с. 4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 2011. 367 с. 5. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. М., 2002. 411 с. 6. Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. М., 2006. Ч.1. С. 51-78. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. М., 2017. 451 с. 8. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Центр гуманитарной литературы «Рон», 2012. 189 с. 9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: 2011, 189 с. 10. Гончарова В.А., Поварова И.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. Спб., 2008. 389 с. 11. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия №4, 2006. С.22-25. 12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР (Кн. для логопеда - 2-е изд.). М., 2015. С.55-78. 13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. Учеб-метод. пособие. М: Соц-полит. журн., 1994 , 362 с. 14. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод. пособие. М: Соц-полит. журн., 2014. 244 с. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2010. 456 с. 16. Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста. М., 2015. 329 с. 17. Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста. М., 2016. 437 с. 18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2015. 241 с. 19. Корнев А.Н. Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума 16 - 21 октября 2015 г. М., 2015. С.104 - 106 20. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005. 187 с. 21. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. СПб., 2015. 376 с. 22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. — СПб, 2009. 365 с. 23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. СПб, 2003. 277 с. 24. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб., 2004. 267 с. 25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 2008. 316 с. 26. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. СПб., 2011. 234 с. 27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, «Союз», 2011. 248 с. 28. Логинова В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 2014. 277 с. 29. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. СПб.: КАРО, 2004. 402 с. 30. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. 311 с. 31. Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В. Изучение и коррекция речевых расстройств. Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 2006. 267с. 32. Понятийно - терминологический словарь логопеда. Под ред. Селиверстова В.И. М., 2007. 231 с. 33. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М., 2006. 376 с. 34. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М., 2016. 289 с. 35. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического и грамматического строя речи // Методы обследования нарушений речи у детей. М., 2012. 345 с. 36. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников/ Под ред.О.С. Ушаковой. М., 1995. С.21-25. 37. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 2011, 367 с. 38. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 261 с. 39. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. 2004. №5. С.7-14. 40. Ушакова О.С. Придумай слово. М.: ТЦ Сфера, 2009. 354 с. 41. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 209 с. 42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М., 2000. 286 с. 43. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов. Том 5. М., 2003. 345 с. 44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР. // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. М., 2015. 234 с. 45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993. 216 с. 46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология №4, 1985. С.12-15. 47. Флерина Е.А., Шабад Е.Ю. Живое слово в дошкольном учреждении. М., 367 с. 48. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2006, №11, С.65 -75. 49. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2014. 209 с. 50. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М., Айрис-пресс, 2016.
Отрывок из работы

1.1. Формирование активного словаря в онтогенезе Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [24] считают, что развитие активного словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера. Развитие лексики, по свидетельству Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [23], в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [24] подчеркивают, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. В связи с этим, развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социального уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [24] отмечают, что в конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. В начальной стадии реакция на него проявляется в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на его основе формируется рефлекс второго порядка - у ребенка развивается подражательность, многократные повторения слова. В этот период развития речи ребенка появляются лепетные слова. Данный этап развития детской речи называется стадией «слово - предложение». На этой стадии слова выражают либо повеление, либо указание, либо называют предмет или действие. В возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации. В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи. Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. Л.С. Выготский [7], анализируя развитие значения слова в онтогенезе, писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения». Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом. Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его. Так, в возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов: «что это?», " как это называется?". К 3,5 - 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, продолжается процесс формирования предметной отнесенности слова. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение. Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова. Слово приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста и в зависимости от интонации. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной. Ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе. На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение. Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе. На начальном этапе овладения знаками языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета. На этом этапе значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления о данном предмете. На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов. В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 года, отмечаются явления сдвинутой референции, или растяжения значений слов, сверхгенерализации. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества), а также общее функциональное назначение предметов. По мере развития словаря растяжение значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых. Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка. Л.С. Выготский [6] подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие, значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в, которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания (Макарова Н.В.) [29]. По данным Е.А. Аркина [1], рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год - 9 слов, 1 год 6 мес. - 39 слов, 2 года - 300 слов, 3 года 6 мес. - 1110 слов, 4 года - 1926 слов. Словарь ребенка дошкольного возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной каркас не изменяется (Гвоздев А.Н.) [9]. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова [16] выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных. Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей Захарова выделяет прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький - большой), оценки (хороший - плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год). Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как такой (108), который (47), этот (44), свои (27), всякий (22), наш (10), весь, каждый (17), мой, самый (16). При анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета. Прилагательные этой группы в речи детей оказались более распространенными, чем в речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные черный, красный, белый, синий. При анализе словаря детей этого возраста отмечается также преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных (Ефименкова Л.Н.) [12]. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей. В связи с этим актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе. По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками (Гвоздев А. Н.) [9]. А.И. Лаврентьева [21], наблюдая становление лексико-семантической системы у детей от 1 года 4мес. до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным. В начале второго этапа словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребенка о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов этой группы. А.И. Лаврентьева [21] определяет этот этап как ситуационный, а группы слов - ситуационные поля. В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется как тематический этап. Особенностью четвертого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых (Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н.) [4]. Таким образом, анализ теоретических работ отечественных исследователей позволяет сделать вывод, что в процессе онтогенеза значение слова развивается. Всякое значение слова представляет собой обобщение. Но и значение слов подлежит развитию. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово - развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. 1.2. Анализ методик коррекции активного словаря у детей дошкольного возраста В современной методологии логопедии словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения (Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И. А.) [49]. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Разрабатывая различные аспекты работы по формированию словаря дошкольников, исследователи большое внимание уделяли обозначению словами предметов и явлений окружающий действительности на основе их наглядного целостного восприятия (Е.А. Флерина [47], И. О, Соловьева [34], М.М. Конина [17], А.М. Леушина [26]). Содержание и методика словарной работы с дошкольниками разрабатывались, также О.С. Соловьевой [34], которая считала, что прежде всего «нужно заботиться о том, чтобы дети знали названия всего того, с чем им приходится иметь дело в повседневной жизни» [34]. Поэтому автором были выделены группы слов, которыми должны овладеть дошкольники. Кроме того, О.И. Соловьева [34] отмечала, что важен не только количественный рост словаря, но и его качественное обогащение, под которым понималось изменение значений слов в зависимости от контекста и места в лексической системе. Другое направление словарной работы связано с подходом к освоению дошкольниками содержательной стороны слова в единстве и взаимосвязи с развитием элементов понятийного мышления (школа В.А. Логиновой [28]): формирование словаря неотделимо от развития у детей умения выделять признаки предметов и явлений, необходимые для обобщения. Необходимо постоянное углубление знаний, представлений дошкольников о предметах и явлениях объективной реальности. Поэтому В.И. Логинова [28] предлагает в ходе формирования словаря детей опираться, прежде всего, на их познавательную деятельность. Е.И. Тихеевой [37] были разработаны упражнения, обеспечивающие обогащения словаря и содержательной стороны отдельных слов: составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста. Е.М. Струнина [36] предложила методику, развивающую у старших дошкольников элементарное осознание содержательной стороны слова. По мнению автора, раскрытие семантических связей между словами должно помогать уточнению понимания семантики отдельных слов, что способствует сформированности умения отбирать выразительные и точные языковые средства в зависимости от условий речевой ситуации. При проведении логопедической работы по развитию лексики дошкольников необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуру значения слова, закономерности лексики в онтогенезе. Таким образом, словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняет развитие его познавательной деятельности, снижает продуктивность запоминания, нарушает проявления логической и смысловой памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей ведущее значение в психическом развитии ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. 1.3. Методические аспекты логопедической работы с детьми, имеющими ослабленное зрение В силу ослабления деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития. Имеющиеся в логопедии исследования, в основном посвящались нарушению звукопроизношения (М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, А.Д. Шипило, СВ. Яхонтова) у детей с дефектами зрительной деятельности. В 60-70 годах в связи с развитием в логопедии системного направления по изучению речевых расстройств (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская) появляются исследования, касающиеся выявления у слабовидящих детей не только нарушения звукопроизношения, но и недоразвития речи. Это работы специалистов как в области методики обучения родному языку, так и логопедов (О.Л. Жильцова, С.Л. Коробко, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Т.П. Свиридюк). Так С.Л. Коробко выделила значительную группу детей с ослабленным зрением, у которых было общее недоразвитие речи. Теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где по определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Зрительные аномалии способствуют нарушению формирования и других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи. Речевые нарушения у детей с нарушения зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих. Исследования позволили выделить 4 уровня сформированности речи у этой категории детей: 1 уровень - отмечаются единичные нарушения звукопроизношения; 2 уровень - активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциацией звуков и фонематичесих представлений. 3 уровень - экспрессивная речь отличается бедностью активного словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения деятельности. Неотъемлемым должно быть совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений и реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Учитывая особенности слабовидящих детей этих групп основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматическою строя и связной речи. В основу работы положено формирование речевых стереотипов, накопление словарного запаса, практическое владение грамматическим строем, все это обеспечивает переход к составлению предложений по картинкам, по опорным словам, по представлениям. В системе логопедических занятий отрабатываются наиболее слабые звенья речевой деятельности детей. Совместная работа логопеда, воспитателя, тифлопедагога создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения. На сформированной речевой основе логопеды переходят к работе (3-4 уровень) по воспитанию навыков правильного звукопроизношения и обучения операциям фонематического анализа и синтеза.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg