Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретические и нормативно-правовые основы использования информационно-коммуникационных образовательных технологий .

ikonowosky2016 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2019
Объектом данной выпускной квалификационной работы выступают педагогические отношения обучающихся и педагогов, возникающие в процессе использования информационно-коммуникационных образовательных технологий. Предметом исследования являются методические особенности использования информационно-коммуникационных образовательных технологий. Практическая значимость данной работы состоит в выявлении актуальных проблем использования информационно-коммуникационных образовательных технологий и разработке рекомендаций по их устранению, которые могут помочь педагогам в процессе осуществления педагогической деятельности. В процессе написания выпускной квалификационной работы автором была предпринята попытка проанализировать и систематизировать имеющийся педагогический опыт использования информационно-коммуникационных образовательных технологий, а также предположить собственные подходы к организации образовательного процесса. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, за-ключения, списка источников и литературы, приложений. В первой главе «Теоретические и нормативно-правовые основы исполь-зования дистанционных образовательных технологий» представлена характе-ристика понятия и сущности информационных технологий, раскрыты норма-тивно – правовые основы обеспечения использования дистанционных образо-вательных технологий. Во второй главе «Характеристика информационно-коммуникационных технологий в активизации познавательной деятельности обучающихся» по-дробно описаны применяемые в практике работы образовательных учреждений и педагогов различные методы познавательной деятельности обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. В третьей главе «Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования» рассмотрено оснащение образовательных учреждений Иркутской области аппаратно-программными средствами и использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, проведен мониторинг использования информационно-коммуникационных и видео технологий на примере «Братского педагогического колледжа». Приложения содержат результаты исследований, представленные в виде диаграмм – «Обеспеченность персональными компьютерами в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области Братский педагогический колледж», «Доступность информационно-коммуникационных технологий для обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения иркутской области братский педагогический колледж Иркутской области Братский педагогический колледж», «Скорость подключения локальной сети интернет в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области Братский педагогический колледж», «Аудитории оборудованные мультимедийными технологиями в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области Братский педагогический колледж», «Мониторинг использования информационно-коммуникационных и видео технологий государственном бюджетном профессиональном образова-тельном учреждении Иркутской области Братский педагогический колледж».
Введение

За последние двадцать лет компьютерные технологии активно развива-ются в современном мире, и наука в этом вопросе продвинулась далеко вперед. На сегодняшний день персональные компьютеры используются практически во всех сферах деятельности человека, в том числе и в системе образования. Внедрение в процесс образования компьютерных технологий дало начало изменениям в системе образования и повлекло за собой разработку новых методик преподавания основанных на использовании персональных компьютеров. Для будущих специалистов в процессе обучения имеет большое значение оказание помощи в разработке своей индивидуальной стратегии обучения с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. В связи с этим появляется потребность в самообразовании, повышения уровня профессионализма педагога. Такой подход способствует развитию творческой активности обучающихся, происходит интеграция учебной и организационной деятельности преподавателя и обучающегося Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной ра-боты обуславливается необходимостью исследования применения информаци-онно-коммуникационных технологий в системе образования, и выявлении проблем, с которыми могут столкнуться все участники образовательного процесса. При написании выпускной квалификационной работы нами были изуче-ны нормативные акты различного уровня, регламентирующие использование дистанционных образовательных технологий. В первую очередь, необходимо выделить акты федерального уровня, а именно: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Федераль-ный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ,Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 , Профессиональный стандарт (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) . Равным образом важное значение имеет и локальный нормативный акт образовательной организации государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Братского педагогического колледжа». В частности, Положение №068 от 21.06.2018. О доступе педагогических работников и студентов колледжа и филиала к информационно-коммуникационным технологиям . Также в процессе написания настоящей работы использовались учебные и методические пособия. Особое внимание по теме нашего исследования при-влекает работа Г. М. Киселева, Р. В. Бочковой «Информационные технологии в педагогическом образовании» , в которой детально описаны развитие информационных технологий обучения, дидактические аспекты использования возможностей информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, проблемы подготовки педагогических кадров, цели и задачи использования информационных технологий в образовании, информационные технологии в активизации познавательной деятельности обучающихся. Цели и задачи использования информационных технологий в образовании, информационные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся посвящена работа А.В. Тараканов, К.В. Садова, Е.А. Крайнова «Методика обучения ин-формационным технологиям» . Необходимо отметить работу И. Г. Захарова «Информационные технологии в образовании» в которой раскрыта роль си-стемы оценивания в современном образовательном процессе В выпускной квалификационной работе ставится цель изучение особен-ностей применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на уроках обществознания и права на предмет выявления существующих проблем. Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследова-ния: 1. Изучить нормативную базу и научно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы. 2. Исследовать теоретические и нормативно-правовые основы примене-ния информационно-коммуникационных технологий в образовании. 3. Дать понятие информатизации образования и информационным технологиям. 4. Обозначить методы использования информационных и коммуникаци-онных технологий в активизации познавательной деятельности обучающихся. 5. Провести анализ использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. 6. Разработать рекомендации по устранению выявленных в ходе исследования проблем и совершенствованию информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. В соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы исследования: 1) теоретический анализ нормативной и научно-методической литерату-ры. С помощью данного метода нами была изучена необходимая для написания выпускной квалификационной работы литература, включающая нормативные акты, учебники и методические пособия, периодические издания; 2) метод анализа применялся при исследовании нормативных актов раз-ного уровня, обеспечивающих функционирование системы учета и оценки учебных достижений обучающихся; 3) метод обработки и интерпретации данных применялся при исследова-нии использования информационно-коммуникационных и видео технологий; 4) индуктивный метод позволил нам в результате изучения материала, прийти к общему представлению о существующей в данный момент системе использования информационно-коммуникационных технологий, выявить до-стоинства и недостатки. В выпускной квалификационной работе предполагается, что если использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках обществознания и права, то это будет способствовать более прочному и качественному усвоению знаний, создаст условия для формирования информационных компетенций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...... 1. теоретические и нормативно-правовые основы использования информационно-коммуникационных образовательных технологий ……….......................................................................... 1.1. Генезис развития информационных технологий обучения …….. 1.2. Понятие информационных технологий .………………………..… 1.3. Цели и задачи информатизации и использования информационных технологий в образовании…………………..….. 1.4. Нормативно-правовая основа использования дистанционных образовательных технологий……………………………………….. 1.5. Требования профессионального стандарта к современному педагогу…………………………………………………………..…. 1.6. Перечень технологических компетенций педагога………….…… 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИХ РОЛЬ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ …………………………………………………… 2.1. Психолого-педагогические особенности активизации познавательной деятельности обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий ............................ 2.2. Организация познавательной деятельности обучающихся с использованием мультимедиатехнологий……………………….. 2.3. Использование интернет-ресурсов в активизации познавательной деятельности обучающихся…………………………………………. 2.4. Активизация познавательной деятельности обучающихся в игровой среде с использованием информационно-коммуникационных технологий……………………………………. 3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………. 3.1 Оснащение образовательных организаций Иркутской области аппаратно-программными средствами и использование информационно-коммуникационных технологий в образовании 3.2 Мониторинг использования информационно-коммуникационных и видео технологий на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Братский педагогический колледж» ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ….. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДИАГРАММА «ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ КОМПЬЮТЕРАМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ БРАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ДИАГРАММА «ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ БРАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ БРАТСКИЙ
Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.11.2018). 2. Об информации, информационных технологиях и о защите информа-ции [Электронный ресурс]:Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (по-следняя редакция) // Доступ из СПС Консультант Плюс (дата обращения: 30.11.2018). 3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) // Доступ из СПС Консультант Плюс (дата обращения: 30.11.2018) 4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педаго-гическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536) // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 30.11.2018). 5. Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогиче-ская деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)//Доступ из СПС Консультант Плюс (дата обращения: 06.11.2018) 6. О внесении изменений в Классификацию основных средств, включае-мых в амортизацион-ные группы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2006 N 697 // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.11.2018) 7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1353 8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. При-каз Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351 9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998 10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1355 11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа. Приказ Ми-нистерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 № 506 12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 805 13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное обра-зование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1354 14. О доступе педагогических работников и студентов колледжа и филиала к информационно-коммуникационным технологиям ГБПОУ Иркутской области «Братский педагогический колледж» [Электронный ресурс] Положение №068 от 21.06.2018. URL: http://spobpk.ru/ 15. Бочкова Р. В., Лунина Т. П., Сафонов В. И. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности работника образования: Учеб. пособие. — Саранск, 2008. 197с. 16. Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю. Педагогическое применение мульти-медийных средств Часть 1 Учебное пособие Красноярск 2008. 145с. 17. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Моло-дой ученый. — 2012. — №3. — 502с. — URL https://moluch.ru/archive/38/4465/ (дата обращения: 30.11.2018). 18. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования— 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. 208с. (Сер. Бакалавриат). 19. Качанова Н.Т. Молодые педагоги и профессиональный стандарт 2016[Электронный ресурс]: https://infourok.ru/statya-molodie-pedagogi-i-professionalniy-standart-1085979.html(дата обращения 06.11.2018). 20. Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педаго-гическом образовании: Учебник /— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель-скоторговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 304 с. 21. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. — М.: ИЦ “Академия”, 2001. 158с. 22. Рась В.В. статья Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания 2014[Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/01/12 /ispolzovanie-informatsionnykh-tekhnologiy-na-urokakh-istorii-i (дата обращения 18.11.2018). 23. Тараканов А.В., Садова К.В., Е.А.. Крайнова Методика обучения ин-формационным технологиям: учеб. пособие /– Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016. 71 с.: ил. 24. Всё о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: что это такое и как происходит? Ваш персональный юридический эксперт по любым вопросам, [Электронный ресурс]:https: //pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-lichnosti/protiv-zhizni-i-zdorovya/prichinenie-vreda/rebenku-po-uk-rf/zashhita-ot-informatsii-prichinyayushhej-v.html pravovoi.center (дата обращения: 30.11.2018) 25. Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R от 12 декабря 2003 года// [Элек-тронный ресурс]// un.org›ru/ events/pastevents /pdf/dec_wsis. рdf (дата обращения 30.11.2018). 26. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности / Издано Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании /2012г [Элек-тронный ресурс]. URL: www.iite.unesco.org (дата обращения: 26.11.2018). 27. Право на информацию. Портал юридической помощи «JuristOFF.com» [Электронный ре-сурс]: / https:/ /juristoff. com/ (дата обращения: 28.11.2018) 28. Профстандарт педагога (проект).pdf/ Министерства образования и науки Российской Фе-дерации 2015 [Электронный ресурс]: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/(дата обращения 06.11.2018). 29. Характеристика современного состояния информатизации системы образования Иркутской области, направления развития /Доклад Троиц-кая.doc/files edu38.ru (дата обращения 26.11.2018).
Отрывок из работы

1.1. Генезис развития информационных технологий обучения Информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в докомпьютерную эпоху, так как обучение является информационным процессом. Однако только с внедрением Электронно-вычислительных машин (далее ЭВМ) в образовательный процесс термин «информационные технологии» стал ассоциироваться с применением персональных компьютеров. Достаточно долго под технологией обучения подразумевалось простое использование технических средств обучения. Первые представления об использовании ЭВМ в процессе обучения воз-никли в середине ХХ в. и были связаны с идеями технического перевооружения педагога, автоматизации его труда. Общая логика применения ЭВМ сводилась к следующему: ЭВМ предлагает учащимся порции учебного материала и уснавливает их последовательность, исходя из ответов обучаемого на контрольные вопросы, предлагаемые в заключение каждой порции. Этот подход исходил из упрощенных механистических представлений о процессе обучения, использовал идеи программированного обучения и бихевиористскую модель человеческой психики. Что касается программированного обучения, то оно предполагало управление познавательной деятельностью по линейному или по разветвленному алгоритму. Существенный вклад в формирование и развитие теории программированного обучения внесли Б. Скиннер (разбиение учебного материала на порции, основа — линейное программирование, по мере приближения к цели — поощрение), Н. Краудер (разветвленное программирование), П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (поэтапное формирование умственных действий). Именно технические средства и методы программированного обучения в 1960–1980 гг. создали необходимые предпосылки перехода к компьютерной технологии обучения, т. е. обучения в условиях широкого использования средств компьютерной техники. Опыт программированного обучения с использованием вычислительной техники до сих пор сохраняет научное и практическое значение. Однако необ-ходимо иметь в виду, что оно возникло на основе теоретических установок бихевиоризма, ограниченно представлявшего процесс обучения, не раскрывавшего подлинного содержания и структуры учебной деятельности и не сумевшего определить настоящее место в ней компьютерных систем. Концептуально новые пути использования ЭВМ в учебном процессе от-крылись в связи с развитием в 1980-е гг. «компьютерной педагогики», где электронно-вычислительная техника рассматривалась не только как универсальное средство обработки данных, но и как эффективное средство воздействия на психику человека. Это отражало позицию ведущих отечественных психологов и педагогов (Б. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов, О. Н. Тихомиров). По их мнению, вопросы организации учебного процесса, повышение эффективности применяемых средств, методов и организационных форм обучения и само совершенствование их возможно лишь на основе разработки и осмысления теории обучения с позиции новых требований, предъявляемых к образовательным учреждениям. Интенсивное проникновение вычислительной техники в сферу образова-ния и педагогическую науку определяется многими факторами. Один из них связан с внутренними потребностями самой системы образования, определяет-ся логикой развития педагогической науки — необходимостью существенного повышения качества учебно-воспитательного процесса, оптимизации управле-ния в сфере образования, совершенствования научно-педагогических исследо-ваний, усиления влияния их результатов на педагогическую практику. Компьютер, как отмечают многие ученые (Б. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов, Н. Ф. Талызина и др.), правомерно рассматривать шире, чем просто новое техническое средство. Он выполняет триединую функцию, выступая одновременно как средство обучения, как предмет изучения и как средство управления деятельностью учебного заведения. Проблемам компьютеризации образования были посвящены фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых: А. И. Берга, А. Борка, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной, Дж. Хартли и др. Достаточно полно освещены в литературе вопросы использования компьютеров в управлении учебным процессом (В. М. Глушков, Н. В. Жуков, Р. Ф. Магометов). В работах И. Н. Антипова, А. П. Ершова, М. П. Лапчика об-стоятельно рассмотрены проблемы изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» в учебных заведениях разного типа, когда компью-тер выступает в качестве объекта изучения. Проблемы методологии и теории компьютеризации в сфере образования рассматривались Б. С. Гершунским, А. П. Ершовым, О. К. Тихомировым, Н. Ф. Талызиной и др.; педагогические условия компьютеризации учебного процесса — В. П. Пустовойтовым, О. П. Таркаевой. Выделяют три основных подхода к изучению проблемы использования информационных технологий в учебном процессе: Первый подход, технологический, наиболее часто встречается в литера-туре. Его представители (В. Н. Арефьев, М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов и др.) опираются на техническую составляющую информационных технологий и считают, что в их основе находятся программно-технические средства. Данные исследователи изучают информационные технологии на технологическом уровне, а основные понятия темы (информация, технология, новые информационные технологии, информационные, компьютерные, образовательные и педагогические технологии) рассматривают, опираясь на техническую составляющую ИТ. Второй подход, социологический, отрицает, что основой информацион-ных технологий являются технические средства. Его представители (Н. Абер-кромби, С. Брайан, М. В. Кларин, Т. Сакамото и др.) считают, что информационные технологии являются следствием принятия человеком определенных решений и формируют отношения людей в обществе. С точки зрения третьего, гуманитарного подхода (О. С. Гребенюк, С. Ю. Жидко, М. Г. Николаева, П. И. Пидкасистый, Г. К. Селевко, С. А. Смирнов, О. Б. Тыщенко) информационные технологии помогают педагогу практически осуществить теоретические построения в образовательном процессе. 1.2. Понятие информационных технологий Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной педагогике. Его употребляют, часто не заботясь о точных определениях, в лучшем случае поясняя, что следует понимать под технологией в самых общих чертах. Поэтому существует множество различных толкований этого термина — от технологии как объекта материальной культуры до технологии как области прикладных научных знаний. Технология (от греч. techne — мастерство, искусство и logos —понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осу-ществления процессов, при которых происходит качественное изменение объ-екта. В информационных технологиях различают универсальные и специали-зированные технологии. Универсальные технологии основаны на обработке и использовании информации с помощью ЭВМ. К ним относятся информацион-ные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области на основе вычислительной техники. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой их ранением информации, методы взаимодействия людей с вы-числительной техникой и производственным оборудованием, их практические приложения, а также социальные, экономические и культурные аспекты данной проблемы. Под информационной технологией также понимается совокупность методов, аппаратных и программных средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, позволяющих расширить знания людей, повысить надежность и оперативность управления техническими и социальными процессами, снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов. Термин «информационные технологии» часто используют как синоним термина «компьютерные технологии», однако компьютерные технологии яв-ляются лишь одной из составляющих частей информационных технологий. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, составляют термин «современные информационные и коммуникационные технологии» . Информационные технологии можно классифицировать по ряду призна-ков. По области применения различают информационные технологии, используемые в науке, образовании, культуре, экономике, производстве, военном деле и др. По степени использования компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В рамках технологического подхода, в основе которого лежит функцио-нальная роль информационных технологий, различают базовые, первичные и вторичные информационные технологии. Технико-технологическая классификация информационных технологий (для любой предметной области) предполагает разделение: – по видам обрабатываемой информации, включающее информационные технологии, ориентированные на обработку данных (системы управления базами данных, алгоритмические языки, табличные процессоры), текстов (текстовые и гипертекстовые процессоры), знаний (экспертные системы), образов объектов реального мира (средства мультимедиа, гипермедиа и др.); – по типу пользовательского интерфейса, включающее информационные технологии с командным, графическим (WIMP: Windows — экранное окно, Image — пиктограмма на экране, Menu — экранное меню, Pointer — курсор мыши), интеллектуальным (SILK: Speech — речь, Image — сложные экранные изображения, Language — формализованный или естественный язык общения, Knowledge — знания) интерфейсами. К специализированной информационной технологии можно отнести ин-формационную технологию обучения, под которой, с одной стороны, понимают совокупность принципов, методов и средств представления, обработки и использования учебной информации, с другой — науку о наиболее рациональных путях обучения, о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств. Информационная технология обучения является одной из педагогических технологий. Если говорить о конкретной дисциплине, то информационную технологию обучения можно определить как объединение педагогической техники преподавателя, методик изучения тем и технологии педагогических измерений, обеспечивающее воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в предметной области и однозначное отслеживание результативности обучения на всех этапах. Приведем ряд определений информационных технологий обучения, сформулированных ведущими исследователями в этой области. Е. И. Машбиц определяет понятие технологии обучения как систему ма-териальных и идеальных (знания) средств, используемых в обучении, а также способы функционирования этой системы. Исходя из данного определения, Е. И. Машбиц рассматривает информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. В. Ф. Шолохович предлагает определять информационную технологию обучения с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования. Таким образом, информационная технология обучения является подси-стемой технологии обучения, представляющей собой, с одной стороны, набор технических средств, в качестве которых взяты информационные и коммуникационные технологии, а с другой — область знаний, связанную с закономерностями, принципами и организацией учебного процесса в целях его эффективного построения. В этом случае традиционные педагогические технологии преобразуются в педагогические информационные технологии — системы материальных, технологических и информационно-содержательных средств и ресурсов, используемых во всех формах образовательной деятельности для хранения, обработки и передачи информации. 1.3. Цели и задачи информатизации и использования информационных технологий в образовании Основной целью информатизации российского образования является глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующих требованиям информационного общества. Кроме основной цели перед образованием ставятся следующие подцели: повышение качества образования; –увеличение степени доступности образования; –интеграция информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образование; –обоснованное использование потенциала ИКТ для обучения, воспитания и развития обучающихся; –рациональное использование ИКТ для формирования профессиональ-ных компетенций; –повышение квалификации педагога, руководителя, специалиста службы сопровождения; –интеграция российской системы образования в научную, производ-ственную, социально-общественную и культурную информационную инфра-структуру мирового сообщества. Для достижения перечисленных целей необходимо решить задачи, кото-рые условно можно разделить на экономические, социальные, учебные, воспитательные и управленческие. Экономические задачи: –развитие и модернизация технико-технологической базы информатиза-ции; –обеспечение образовательных учреждений коммуникационными техно-логиями передачи информации и массового доступа к единым мировым ин-формационным ресурсам. Социальные задачи: –подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями; –формирование в обществе новой информационной культуры; –фундаментализация образования за счет его существенно большей ин-формационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики; –формирование у людей нового информационного мировоззрения. Учебные задачи: –формирование информационной культуры всех членов информационного общества; –повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий; –применение активных методов обучения, повышение творческой и ин-теллектуальной составляющих учебной деятельности; –интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т. д.); –адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; –разработка новых информационных технологий обучения, способству-ющих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики; –обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; –разработка информационных технологий дистанционного обучения; –совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса; –внедрение информационных технологий обучения в процесс специаль-ной профессиональной подготовки специалистов различного профиля. Воспитательные задачи: –внедрение новых моделей структуры и характера использования сво-бодного времени обучаемых, соответствующих требованиям современных со-циально-педагогических задач; –внедрение новых схем, технологий и методик воспитательной работы с использованием информационных технологий; –использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга обучаемых. Управленческие задачи: –создание информационной базы образовательных учреждений; –создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; –использование средств современных информационных технологий для управления учебными заведениями на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, страны. В рамках информатизации образования использование информационно-коммуникационных технологий требует решения соответствующих целей и задач. Педагогические цели использования ИКТ заключаются: –в выполнении социального заказа общества по подготовке специалистов, способных использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; –совершенствовании механизмов функционирования системы професси-ональной подготовки специалистов на основе ИКТ; –совершенствовании стратегии структуризации и отбора содержания, методов, организационных форм и средств обучения, соответствующих задачам подготовки компетентного специалиста; –создании методических систем обучения, ориентированных на развитие потенциала обучаемого, на формирование его профессиональной компетентности; –разработке диагностирующих методик контроля и оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста. Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач: –формирование информационно-коммуникационных компетенций специалистов разных профилей; –развитие личности, организация на новом уровне культуры умственного труда на основе ИКТ; –интенсификация учебно-воспитательного процесса за счёт повышения эффективности и качества обучения, усиления мотивации познавательной дея-тельности, углубления межпредметных связей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Отчёт по практике, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
10 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg