Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогическое сопровождение процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

mark_ken89 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2019
В настоящее время, когда Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены, дошкольные образовательные учреждения перестраивают воспитательно-образовательный процесс в соответствии с этими требованиями.
Введение

Процесс социализации занимает в социально – реабилитационном центре особенно важное место, так как в это время идет интенсивное формирование личности. Семья занимает важнейшее место в этом процессе, прививая ребенку необходимый социальный опыт. Очевидно, что процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в учреждении будет протекать со своими особенностями. Несмотря на то, что федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку, по-прежнему остается актуальной проблема педагогического сопровождения адаптации таких детей в условиях социального - реабилитационного центра для несовершеннолетних. Практика показывает, что сложности социальной адаптации детей, лишенных попечения родителей, определяются, прежде всего, специфическими условиями жизни воспитанников в специальном учреждении и их социально-психологическим статусом. В настоящее время приходится констатировать, что психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей в условиях учреждения, отличается от сверстников, растущих в семье: темп развития замедлен, развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, наличие которых чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Поступив в учреждение, дети попадают в непривычную для себя среду, испытывают страх, отчуждение и недостаток родительского (особенно материнского) внимания и заботы. В условиях социально-реабилитационных центров предпринимаются определённые действия для минимизации этих явлений. Однако, как показывает практика и научные исследования, этих усилий явно недостаточно. Именно поэтому государством приняты меры по устройству детей в приёмные семьи. Но это не означает, что отпала необходимость в функционировании центров временного пребывания детей оставшихся без попечения родителей. Поэтому, по-прежнему остаётся актуальным совершенствование процесса педагогического сопровождения социализации детей старшего дошкольного возраста, лишенных родительского попечения в условиях социально-реабилитационного центра. Все это послужило основой для определения проблемы и выбора темы нашего исследования: «Педагогическое сопровождение процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра». Цель исследования – определить педагогические условия педагогического сопровождения процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних. Объект исследования – процесс социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних. Предмет исследования – педагогические условия педагогического сопровождения социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра. Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий, если: - развивать умение детей умения воспринимать другого человека (объединение, эмоциональное сближение детей, развитие эмоциональной восприимчивости, эмпатии, формирование навыков сотрудничества); - создать благоприятный психологический климат в группе старших дошкольников (положительный эмоциональный фон, дружеские отношения между детьми, обогащение жизненного опыта); - обогатить предметно-пространственную среду через создание в группе разделения на определенные зоны или центры: (учебный центр, центр театра, центр сюжетно-ролевой игры, центр искусства, центр природы, уголок уединения, музыкальный центр) Для подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы педагогического сопровождения социализации старших дошкольников в условиях реабилитационного центра; 2. Проанализировать особенности педагогического сопровождения социализации старших дошкольников в условиях социально - реабилитационного центра. 3. Провести экспериментальное исследование педагогического сопровождения социализации старших дошкольников в условиях реабилитационного центра; 4. Разработать серию сюжетно-ролевых игр, способствующих успешному педагогическому сопровождению социализации старших дошкольников в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних. Теоретико-методологическую базу исследования составили: - социализация воспитанников социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних Т.А. Аксёненко, А.А. Архипова, Л.В. Байбородова, О.В. Бережная, В.И. Каверина, Б.А. Куган, Ю.Д. Сергин, Л.С. Чурилова и др.; - теории ? содержании и педагогических условиях социализации человека (А.В. Мудрик, Н.Ф. Голованова и др.); гармонизации, взаимодействии, взаимосвязи социализации и индивидуализации (С.А. Быков, О.С. Газман, А.А. Деркач, И.В. Сушкова, А.Н. Хузиахметов и др.); педагогических условиях развития ребёнка в дошкольном возрасте ( Е.Н. Герасимова, М.В. Корепанова, М.В. Крулехт, В.Я. Лыкова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); - педагогическое сопровождение и адаптации детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних (О.В. Бережная, О.В. Брекина, М.А. Егорова, Н.А. Котосонова, Л.С. Кочкина, Ю.Д. Сергин, Р.В. Солнышкина, А.Ш. Шахманова и др.). В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования: -теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа. База исследования: ГУСО «Верхнецасучейский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка» Забайкальского района». Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогического сопровождения процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра………………………. 7 1.1.Понятие сущности социализации детей старшего дошкольного возраста…..……………….……………………………………………… 7 1.2.Особенности социализации старших дошкольников в условиях реабилитационного центра………………………………………………….. 16 Глава 2. Экспериментальное исследование педагогического сопровождения процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра………………………… 27 2.1. Количественная – качественная интерпретация уровня социализации старших дошкольников…………………………………… 27 2.2.Педагогическое сопровождение процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра. 37 Заключение…………………………………………………………………… 52 Список литературы…………………………………………………………. 54 Приложения
Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 431 с. 2. Акулова, О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Солнцева О.В. // науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с. 3. Алпатова, К.А. Социализация как процесс и результат взаимодействия «Я» и «Другого»: социально-философский аспект / К.А. Алпатова. - Пятигорск, 2010. - 180 с. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 276-392. 5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии./ С.А. Беличева. – М., 1993. –С.18-33. 6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - М: Педагогика-Пресс, 1996. 7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка:учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 8. Горлова, Е.А. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития / Е.А. Горлова // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей. – М. –Красноярск, 2006. –С.4-18. 9. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. –2002. -№1-2. –С.22-33. 10. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения:2-е изд., доп. и перераб. / Р.Р. Калинина.– СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 160 с. 11. Клековкина, Т.П. Социальное развитие дошкольников в аспекте ФГТ / Т.П. Клековкина // Воспитатель ДОУ. – 2012. - №8 12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 4-е изд., стер. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с. 13. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. - М., 2004. 14. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. –1997. -№7, 10, 12; 1998. -№1,4,5-10-11; 2009. -№3,12. 15. Лисина, М.И. Общение и психика ребенка / М.И. Лисина // Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во Инст-т практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 2007. –384 с. 16. Малышева, О.А. Социальное развитие дошкольников / О.А. Малышева, И.А. Килина // Дошкольная педагогика. – 2012. - №8. – С.28 17. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте: дошкольник-младший школьник / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М.: Прометей, 2000. – 219 с. 18. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник младший школьник) / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М.: Прометей, 2012. - 219 с. 19. Миняева, С. Подвижные игры дома и на улице от 2 до 14 лет / С. Миняева. – 3-е изд. - М.: Айрес-пресс, 2008. – 208с. 20. Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). – СПб: ГП Иматон, 1996. – 53 с. 21. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал, - 1995. -№1. -С.22-39. 22. Мудрик, А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: учеб.пособие / А. В. Мудрик: - М.: Академия, 2004. - 240 с. 23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика:учебник для студентов вузов / А.В. Мудрик //под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. -С.176-194. 24. Мудрых А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов // М., Издательский центр «Академия», 2009, 184 с. 25. Мухина В.С. Возрастная психология: Реноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов, 7-е изд., М., Издательский центр «Академия», 2002, 456 с. 26. Невелев, А. Б. Социальное становление индивидуального человека / А. Б. Невелев, В. С. Певелева. - Челябинск: ЧИПКРО, 1991. - 163 с. 27. Недвецкая, Т.М. Методика исследования социального интеллекта детей дошкольного возраста: процесс и процедура адаптации /Т.М. Недвецкая//Вестник Магилевского державного университета им. А.А. Куляшова.– 2011.– №1 (37). – С. 34–41. 28. Немов Г.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, 4-е изд., М., Издательский центр ВЛАДОС, 2001. 608 с. 29. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений. В 3 т.-Т.1 / Р.С. Немов.- М.: Просвещение, 1994.- Гл.14. – С.315-328. 30. Павленко Т. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, стр. 72-77. 31. Пак Л.Г. Социализация младших школьников в деятельности: Учебно-методическое пособие к спецкурсу, Оренбург, Издательство ОГПУ, 2004, 100 c. 32. Парыгин, Б.Г. Научно-технический прогресс и проблема самореализаци личности / Б.Г. Парыгин // Психология личности и образ жизни. 1998. -№4. –С.21-26. 33. Парыгин, Б.Г. Социальная психология как наука/ Б.Г. Парыгин. – Л.: Лениздат, 2007. –С. 124. 34. Поддьяков, А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия в современном обществе / А.Н. Поддъяков. – М.: Ин-т психологии РАН, 1996. –С.126-135 35. Психология дошкольника/ Под ред.Л.В. Венгера. _ М.: Просвещение, 1975. 36. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов детских учреждений, М., Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2002, 224 с. 37. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев:– М.: Школа-пресс, 1995. –384 с. 38. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 128 с. 5. Фельдштейн, Д.И. 39. Соснин В.П. Социальная психология: учебник, М., Форум ИНФРА, 2004, 336 с. 40. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2014. - №1.- 510 с. 41. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. 42. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – Ч.1.- М.: Генезис, 1998. 43. Фримлан М.И. Методика работы педагога дошкольного образования: Учебное пособие для пед. вузов, М., Издательский центр «Академия». 2001, 160 с. 44. Хухлаева О.В. Лесенка радости . – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 45. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2008. 46. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких. – М.: Педагогика-прессс, 2003. 47. Юдина Е. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., Просвещение, 2002, 144 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогического сопровождения процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра 1.1.Понятие сущности социализации детей старшего дошкольного возраста Сейчас с понятием «социализация» в педагогике происходят разительные перемены. Еще десятилетие назад им оперировали только специалисты в области социологии и социальной психологии, а официальная педагогика все механизмы становления личности описывала через категорию «воспитание». Сейчас в многочисленных педагогических работах все обставляется с «точностью до наоборот»: одни авторы с энтузиазмом первопроходцев просто упраздняют воспитание и все, что прежде имело к нему отношение, объявляют социализацией, будто в угоду некой моде, теснят привычные и понятные определения в педагогике, не добавляя нового научного смысла; другие считают социализацией нравственное и гражданское воспитание и сложнейшую проблему смены в нашем обществе жизненных ценностей и нравственных императивов пытаются решать средствами социализации; третьи называют социализацией все стихийные, педагогически не оснащенные влияния на ребенка и тем самым выводят ее за пределы предмета педагогики. Неофрейдисты рассматривают социализацию как процесс адаптации в социуме, сопряжения природных импульсов, инстинктов и требований социальной среды, где эти инстинкты реально могут быть удовлетворены, в результате которых вырабатываются социально приемлемые способы их реализации. Представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк, В. Уолтерс и др.) трактуют социализацию как процесс социального научения, стимулом к которому также является необходимость адаптации к социуму.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg