Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

mark_ken89 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2019
Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского. Ролевое общение – это общение людей как носителей определённых социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента, клиента и банковского служащего и так далее. Это общение строится по чётко определённым правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.
Введение

О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Актуальность исследования заключается в том, что сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования результатов. Цель исследования: на основе изучения теоретико-методологических основ игровой деятельности, отталкиваясь от результатов эмпирического исследования психокоррекционного влияния сюжетно-ролевых игр, в которые вовлечены дошкольники, на преодоление затруднений в общении и установлении дружеских отношений со сверстниками, разработать психокоррекционную Программу сюжетно-ролевых игр для детей, обучающихся в условиях ДОУ, направленную на развитие коммуникативных способностей. Объект исследования: Психолого-коррекционное значение сюжетно-ролевых игр в условиях ДОУ. Предмет исследования: содержание сюжетно-ролевых игр, оказывающее позитивное психокоррекционное влияние на развития коммуникативных способностей детей в детсадовской группе. Задачи исследования: 1. Рассмотреть взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему сюжетно-ролевой игры и ее значение в развитии детей в дошкольный период. 2. Проанализировать возможности дошкольного образовательного учреждения в организации учебно-воспитательной работы и задачи педагогического коллектива ДОУ по обеспечению гармоничного развития личности детей. 3. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в формировании коммуникативных способностей дошкольников. 4. Подобрать экспериментальную базу и, сформировав соответствующие выборки, провести сбор эмпирических данных о влиянии сюжетно-ролевой игры на усвоение детьми способов преодоления разногласий путём достижения согласия и компромиссов. 5. Разработать Программу сюжетно-ролевых игр для детей, обучающихся в условиях ДОУ, направленных на развитие коммуникативных способностей. 6. Апробировать разработанную Программу сюжетно-ролевых игр для детей, обучающихся в условиях ДОУ, направленных на развитие общения и группового взаимодействия и выявить динамику развития коммуникативных способностей дошкольников в сюжетно-ролевой игре. В качестве гипотез выступили научные предположения о том, что: - если в содержании сюжетно-ролевых игр с детьми 4-5 лет делать акцент на бесконфликтности общения и взаимодействия, то это обеспечит усвоение детьми коммуникативных способностей, способствующих преодоления разногласий путём достижения согласия и компромиссов; - психоррекционный эффект будет выше, если сюжетно-ролевая линия бесконфликтности будет повторяться в ходе различных учебных занятий (гимнастике, музыкальных уроках, рисовании, лепке и др.). Методы исследования: а) теоретические - изучение и анализ научной литературы, сравнение, интерпретация; б) эмпирические – беседа, опрос, наблюдение. Для определения уровня сформированности коммуникативных способностей у дошкольников была разработана схема наблюдения, а для выяснения уровня сплоченности групп, и определения симпатий и антипатий детей, нами были выбраны следующие методики: ? Методика «Наблюдение» (в игре) (Анжарова А.И). ? Проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р). Исследовательская эмпирическая база – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 общеразвивающего вида”. В качестве испытуемых выступили психолог и 2 воспитателя средних групп, а также 25 детей средней группы № 1. Методологической основой исследования явились основополагающие научные принципы, разработанные в отечественной психологии, в частности, принцип системности (Ломов Б.Ф.), развития (Выготский Л.С., Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.), единства внешней и внутренней детерминации психической деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.). Кроме того, мы руководствовались некоторыми теоретическими положениями по проблеме регуляции поведения дошкольников, разработанными в трудах С.Л. Рубинштейна, О.А. Конопкина, А.С. Шарова, С.Г. Якобсон и др. Практическая значимость исследования заключается в разработке психокоррекционной Программы сюжетно-ролевых игр для детей, обучающихся в условиях ДОУ, направленных на развитие коммуникативных способностей. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами и психологами в массовой практике работы с дошкольниками, а также воспитателями детского сада. Структура работы включает введение, две главы, по три параграфа каждая, заключение, глоссарий, список литературы и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования игровой деятельности и ее значение в развитии детей в дошкольный период…………………………………...8 1.1 Сюжетно-ролевые игры в зеркале психолого-педагогических исследований: сущность, структура, содержание………………………………………………………8 1.2 Основы организации учебно-воспитательной работы с детьми детского сада и задачи педагогического коллектива ДОУ по обеспечению гармоничного развития личности детей ………………………………………………………………..21 1.3 Психокоррекционные эффекты сюжетно-ролевых игр и их использование в преодолении трудностей развития детей в условиях ДОУ……………………….....33 Глава 2. Практическое исследование работы по обеспечению психокоррекционного влияния сюжетно-ролевых игр на коммуникативные способности детей 4-5-летнего возраста в группах детского сада………………………………………....46 2.1 План практического исследования, характеристика испытуемых и методов Сбора эмпирических данных …………………………….……………………………46 2.2 Эмпирическая оценка результативности применения сюжетно-ролевых игр и линий закрепления бесконфликтного общения детей 4-5 лет в различных формах учебно-воспитательной работы в ДОУ ……………………………………..54 2.3 Психокоррекционная Программа сюжетно-ролевых игр для детей, Обучающихся в условиях ДОУ, направленных на развитие коммуникативных способностей……………………………………………………………………………..59 Заключение……………………………………………………………………………...71 Список литературы………………………………………….…………………………..77 Приложение……………………………………………………………………………..81
Список литературы

1. Авдеева, Н.Н. Воспитание, обучение и психологической развитие: Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет [Текст]./ Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова. - М.: Наука, 2017. – 98 с. 2. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи у детей: учебное пособие [Текст]. / М.М. Алексеева. – М.: Аргумент, 2017. – 192 с. 3. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы [Текст]. / Г.И. Анисимова. - М.: Академия развития, 2016. - 204 c. 4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. / Л.И. Божович. – С.-Пб.: Питер, 2014. – 400 с. 5. Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме [Текст]. / И.А. Быкова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 с. 6. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников [Текст]. / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 160 c. 7. Воронкова, Л. В. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. Кипарис-13 [Текст]. / Л.В. Воронкова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 264 c. 8. Выготский, Л. С. Вопросы детский психологии [Текст]./ Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2016. – 224 с. 9. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]. / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Сфера, 2017. – 128 с. 10. Гербова, В.И. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст]. / В.И. Гербова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 96 с. 11. Гербова, В.И. Занятия по развитию речи во первой младшей группе детского сада [Текст]. / В.И. Гербова. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 96 с. 12. Данилова, Е.А. Раннее развитие ребенка: первый год [Текст]. / М.: Айрис, 2015. – 240 с. 13. Дудакова, Н. В. Истории про Котика и Ежика. Серии сюжетных картинок к ситуативным играм [Текст]. / Н.В. Дудакова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 350 c. 14. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников [Текст]. / О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2016. - 128 c. 15. Ершова, Е. Ю. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников [Текст]. / Е.Ю. Ершова, О.А. Малкина. - М.: Астрель, Сова, ВКТ, 2015. - 430 c. 16. Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных упражнений по развитию речи: младшая группа [Текст]. / Г.Я. Затулина. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 144 с. 17. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст]./ В.В. Зеньковский. – М.: Academia, 2016. – 231 с. 18. Иванова, Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – говорю правильно! [Текст]. / Е.А. Иванова. – М.: Сфера, 2017. – 176 с. 19. Калганов, В.А. Консультации в работе детского практического психолога [Текст]. / В.А. Калганов. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 128 с. 20. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника [Текст]. / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2016. - 176 c. 21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст]. / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2016. – 416 с. 22. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация [Текст]. / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2013. - 160 c. 23. Краткий психологический словарь [Текст]. /Свенцицкий А.П [и др.]. – М.: Проспект, 2017. – 512 с. 24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]. / И.Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2016. – 464 с. 25. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников [Текст]. / Е.В. Куличковская, О.В. Степанова. - М.: Речь, 2015. - 144 c. 26. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова [Текст]. / Н.В. Курдвановская. – М.: Сфера, 2016. – 96 с. 27. Лисина, М.И. Таинство детства [Текст]. / М.И. Лисина. – М.: У-Фактория, 2015 - 448 с. 28. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2016. - 160 c. 29. Миронова, С.И. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]. / С.И. Миронова. – М.: Сфера, 2017. – 192 с. 30. Морозова, И.В. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]. / И.В. Морозова. – М.: Владос, 2016. – 246 с. 31. Немов, Р. С. Психология [Текст]. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 598 с. 32. Образцова, Л.Н. Академия раннего развития: методика Синити Судзуки [Текст]. / Л.Н. Образцова. – М.: АСТ, 2014. – 72 с. 33. Петровский, А.В. Психология [Текст]. / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2017. – 512 с. 34. Рыжова, Н.В. Развитие речи в детском саду [Текст]. / Н.В. Рыжова. – М.: Академия Развития, 2017. – 112 с. 35. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей [Текст]. / Н.А. Седых. – М.: АСТ, 2016. – 279 с. 36. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников [Текст]. / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 221 c. 37. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст]. / О.В. Солнцева. - М.: Речь, Сфера, 2015. - 176 c. 38. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]. / Ф.А. Сохин. – М.: МПСИ, 2015. – 224 с. 39. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]. / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2017. – 256 с. 40. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум [Текст]. / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 704 с. 41. Стробыкина, Т.А. Игры и упражнения для самых маленьких [Текст]. / Т.А. Стробыкина. – М.: Айрис, 2017. – 272 с. 42. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-4 лет [Текст]. / О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 224 с. 43. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]. / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2016. – 144 с. 44. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем [Текст]. / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2017. - 176 c. 45. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст]. / О.Ю. Филимонова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 128 с. 46. Шевцова, Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет [Текст]. / Е.Е. Шевцова. – М.: Сфера, 2017. – 96 с. 47. Шквыря, Ж.Н. Развитие речи [Текст]. / Ж.Н. Шквыря. – М.: Мой мир, 2016. – 256 с. 48. Щербак, Е.А. 30 уроков развития речи [Текст]. / Е.А. Щербак. – М.: Современная школа, 2015. – 32 с. 49. Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры [Текст]. / Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2015. - 286 c. 50. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие [Текст]. / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 384 с. 51. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учебное пособие [Текст]. / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 144 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования игровой деятельности и ее значения в развитии детей в дошкольный период 1.1 Сюжетно-ролевые игры в зеркале психолого-педагогических исследований: сущность, структура, содержание Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. По мнению А. Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности. Игру, как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях, рассматривают и некоторые другие психологи (К. Каффка, К.Левин, Ж. Пиаже). Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. М. Горький, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.) [11]. Игра является первым видом деятельности, который играет особенно важную роль в развитии личности ребенка. В ней формируется внутренняя позиция личности ребенка, приобретаются и приобретаются понятия, переживания, духовные ценности и нормы нравственного поведения, присущие социальному сообществу или группе сверстников, формируется адекватное половое ролевое поведение, а также способы общения с представителями другого пола, принятые в данной культуре [4 ].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg