Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Искусство дизайна как средство художественно-эстетического развития старших дошкольников

mark_ken89 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2019
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
Введение

На современном этапе развития России, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно–образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно–эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [23, с.52]. Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Художественно–эстетическое развитие – процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного [16, с.13]. Художественно–эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно–модельной, музыкальной и др.) [37]. Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно–эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно–нравственного, культурного развития личности [24]. В законе «Об образовании» сказано, что одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (ДОО) является формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, эстетических, личностных, физических и нравственных качеств [37]. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни ? эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей» [25]. ФГОС ДО одной из образовательных областей выделяет художественно–эстетическое развитие, которое предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно–модельной, музыкальной и др.), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора [46]. Данная проблематика освещалась в исследованиях отечественных психологов в области психического развития детей, указывающие на особую роль эстетического восприятия в освоении действительности, формировании художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик–Пашаев, Б.М. Теплов, и др.). в положениях о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев), о понимании дошкольного детства как периода накопления опыта эстетического отношения к миру (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, и др.); во взглядах на сущность и специфику методов приобщения детей дошкольного возраста к миру искусства, культуры (Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева). Основные содержательные условия художественно–эстетического развития детей дошкольного возраста в педагогике рассматривались многими исследователями (Е.В. Бондаренко, А.М. Вербенец, В.И. Волынкин, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Лыкова, О.В. Солнцева и др.). Как отмечают многие педагоги–исследователи Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, формировать личность и художественно–эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, ведь поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Воспитание дошкольников средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно–речевой, игре–драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. Одним из многочисленных средств приобщения детей к прекрасному является искусство дизайна. В практической работе дошкольных учреждений этот вид творческой деятельности детей и взрослых играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников. На сегодняшний день активно обращается внимание на это новое направление художественно–эстетического воспитания детей дошкольного возраста, который даёт широкий простор детскому творчеству. Дизайнерская деятельность может использоваться в качестве основы для формирования системы управления качеством реализации образовательных стратегий в области социально–эмоционального, познавательного и художественно–эстетического развития воспитанников детского сада [2, с.15]. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности, поэтому тема исследования «Искусство дизайна как средство художественно–эстетического развития старших дошкольников» является актуальной. Изучением детского дизайна в нашей стране и внедрением его в практику работы дошкольных образовательных организаций занимаются сегодня отдельные педагоги, исследователи такие как Г.Н. Пантелеев, А. Ярыгина, О.В. Кузнецова, Г. Н. Давыдова, Широкова С., Микляева Н.В. Дизайнерская деятельность интегрирует научно–технические и гуманитарные знания, обеспечивает оптимальные условия для перекреста задач и содержания художественно–эстетического, математического и познавательно–речевого развития детей на основе формирования сенсорной и проектной культуры, преобразования окружающей среды. В дизайнерской деятельности большое значение имеют сенсомоторные действия, целостность видения воображаемого объекта, зрительная и кинестетическая память, эмоционально–образное восприятие действительности, образное и пространственное мышление, художественные способности и др. Кроме того, исследователи отмечают связь дизайнерской деятельности с социально–эмоциональным развитием детей и самоутверждением личности каждого ребенка [26, с.12]. Проблема исследования: как искусство дизайна влияет на художественно–эстетическое развитие старших дошкольников? Объект исследования: процесс художественно–эстетического развития старших дошкольников. Предмет исследования: искусство дизайна как средство художественно–эстетического развития старших дошкольников. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике использование искусства дизайна в процессе художественно–эстетического развития старших дошкольников. Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если: ? познакомить детей с искусством дизайна; ? создать условия для развития творческой деятельности детей в дизайнерской деятельности: изготовление натюрмортов, оформление игр, моделирование одежды для кукол, составление композиций цветов и рисунков для украшения интерьера группы к праздникам и т.д. ? составить план использования дизайна в процессе художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и диагностически проверить его эффективность. В соответствии с обозначенной целью исследования и сформулированной гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «художественно–эстетическое развитие дошкольников» и его компоненты; 2. Охарактеризовать дизайн и его виды; 3. Изучить пути и средства использования искусства дизайна как средства художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста; 4. Выявить исходный уровень художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста; 5. Разработать план использования искусства дизайна в процессе художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и определить его эффективность; Методы исследования: ? теоретические: анализ и синтез психолого–педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта; ? эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка– детский сад №79» г. Чита, 30 детей. Новизна исследования заключается в практическом обосновании необходимости использования искусства дизайна в процессе художественно–эстетического развития старших дошкольников. Теоретическая значимость состоит в обобщении и систематизации материала по теме исследования, что позволяет выявить пути и средства художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и определить роль искусства дизайна в этом процессе. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и апробированный план по знакомству детей с искусством дизайна, направленный на художественно–эстетическое развитие, может быть рекомендован к использованию в практике работы дошкольной образовательной организации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Общий объём работы составляет 85 страниц.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы исследования дизайна как средства художественно–эстетического развития ……………………………………..9 1.1 Сущность понятия «художественно–эстетическое развитие дошкольников» и его компоненты…………………………………………….9 1.2. Дизайн, его виды и характеристика ……………………………………..16 1.3 Пути и средства использования дизайна как средства художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста …………...23 Выводы по первой главе………………………………………………………32 Глава 2. Прикладные аспекты художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством дизайна………….33 2.1. Выявление исходного уровня художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………33 2.2. Апробация дизайна в процессе художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………39 2.3. Определение эффективности процесса художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством дизайна……………………………………………………………………………46 Выводы по второй главе………………………………………………………51 Заключение……………………………………………………………………….52 Список используемой литературы……………………………………………...54
Список литературы

1. Ашиков В. Воспитание культурой и красотой // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. – С. 9 2. Бережная Н.В. Научно–теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2017. – С. 15–17. 3. Бутенко, Н.В. Теоретико–методологический регулятив художественно–эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико–методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 410 с. 4. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С.57–67. 5. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Особенности и условия развития дизайн–деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2014. №10. – С.50–70 6. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки. – М., 2003. – 572 с. 7. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Искусство, 2001. –573 с. 8. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ. Сфера, 2005. – 192 с. 9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344 с. 10. Давыдова Г.Н. Детский дизайн Пластилинография. – М.: Скрипторий, 2015. – 79 с. 11. Дорожин Ю. Первые уроки Дизайна. М.: Мозаика– Синтез, 2009. –167 с. 12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.– Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. CПб.: Питер, 2013. – 464 с. 13. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок художник. – М.: Ювента, 2002. –200 с. 14. Егорова Е. Н., Костина Т. И. Способы поддержки детской инициативы в художественно–эстетическом развитии детей // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – С. 63–66. 15. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка: психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – 384 с. 16. Кабанова Н.Н. Художественно–эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №2. – С. 13–16. 17. Кайсаканова Т. А., Зуйкова Г. В., Бернацкая А. А. Художественно–эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. – 2018. – №47. – С. 357–358. 18. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. [Электронный ресурс] Режим доступа http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196 (Дата обращения 18.11.2018) 19. Климова Е.П. Художественно–эстетическое развитие дошкольников: интегрированные занятия. – Волгоград: Учитель, 2015. – 78 с. 20. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ.учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2016. – 416 с. 21. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: Мозаика–синтез, 2014. –144с. 22. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно–образовательной работы детского сада. – М., 2010. – 130 с. 23. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно–эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 52–54. 24. Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. https://gigabaza.ru/doc/75723.html 25. Концепция дошкольного воспитания – одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 №7/1 [Электронный ресурс] Режим доступа –http://d11112.edu35.ru/attachments/article/76/Концепция%20дошкольного%20воспитания.pdf 26. Лерх Лариса. Дизайн премьера. – Обруч. – 2008. – №6. С. 12–19 27. Логунова Т. Первые уроки дизайна. Учебное издание. – М.: Мозаика Синтез, 2002. – 200 с. 28. Лыкова И.А. Дизайн–деятельность в современном мире и дошкольном образовании // Детский сад: теория и практика. – 2014. –№10. – С. 6–25 29. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно–эстетического развития детей 2–7 в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: Цветной мир ,2016. – 144с. 30. Лялина Л.А. Дизайн и дети. Методические рекомендации // Авт. Сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с. 31. Малахова Н.Е. Творчество как показатель развития культуры в обществе. Управление ДОУ. – 2005. №3. С. 38–42. 32. Махотина Е.Н. Представления старших дошкольников о дизайне, профессии Дизайнера // Детский сад: теория и практика. – 2014. – №10. – С.70–74 33. Микляева Н.В, Синькевич Н.А. Дизайн в детском саду. – М.: Перспектива, 2016. – 186 с. 34. Милева Е.К. Детский дизайн в контексте специфики дизайна как вида искусства и истории его развития // Детский сад: теория и практика. – 2014. –№10. – С. 26–41 35. Минкевич Л. Это веселая плитка // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – С. 40–42 36. Монастырева Г. Красота – это то, что создает человек. // Дошкольное воспитание. – 2003. –№12. – С.–63–66 37. Мороз В.В. Реализация художественно–эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy–sad/raznoe/2016/12/06/hudozhestvenno–esteticheskaya–deyatelnost–doshkolnikov (Дата обращения 21.10.2018) 38. Никифорова Н., Рототаева И. Лестничная педагогика // Обруч. –2003. – №6. – С. 56–59 39. Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие». Учебно–методическое пособие/ науч.ред. А. Г. Гогоберидзе. – Издательство «Детство – пресс», 2016. 40. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: Карапуз–дидактика, 2006. – 182 с. 41. Савенкова Л.Г. Дизайн – новейшее искусство // Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. –2009. – №6. – С. 3–5. 42. Сибиркина Е.Н. Многообразие художественных материалов в детской дизайнерской деятельности // Детский сад: теория и практика. – 2014. –№10. –С. 108–112 43. Скопина М.А. Художественно–эстетическое развитие дошкольников в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://melkie.net/rannee–razvitie/hudozhestvenno–esteticheskoe–razvitie–doshkolnikov–po–fgos.html (Дата обращения 21.10.2018) 44. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Под ред. Т. Г. Казаковой.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006.– 255с. 45. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей М.: ТЦ Сфера, 2008. – 312 с. 46. Федеральный антонов Государственный мешают образовательный стандарт рожицы дошкольного образования. [бега Электронный наступлении ресурс] – Режим помощью доступа http:// минобрнауки.рф.pdf 47. Филатова Л. Дизайн вокруг нас // Обруч. –2003. – №6. – С. 34–38 48. Фоминых Н.М. Художественно–эстетическое развитие дошкольников по ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/hudozhestvenno–esteticheskoe–razvitie–doshkolnikov–po–fgos.html (Дата обращения 21.10.2018) 49. Ческидова И.Б. Приобщение дошкольников к дизайнерской деятельности в процессе ознакомления с народным декоративно–прикладным // Детский сад: теория и практика. – 2014. №10. – С. 74–81 50. Шалаева Е.П. Хочу стать дизайнером. – М.: АСТ, 2010. – 128 с. 51. Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до 7 лет. М.: Учпедгиз, 1960. – 328с. 52. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов.// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – 65–71 с
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования дизайна как средства художественно–эстетического развития старших дошкольников 1.1 Сущность понятия «художественно–эстетическое развитие дошкольников» и его компоненты В наше время проблема художественно–эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности. Педагогика определяет художественно–эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное развитие часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности [3, с.12]. Художественное развитие есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же развитие гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное развитие, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Искусство, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Искусство, 41 страница
1025 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg