Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности психологической готовности к школе у детей с нарушением речи

mark_ken89 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2019
Таким образом, теоретический анализ по проблеме исследования и экспериментальное исследование выявило ряд особенностей: 1. Психологическая готовность к школе, необходимое условие успешного обучения первоклассника, – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет. 2. Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.
Введение

Проблема психологической готовности к школе имеет многолетнюю историю, рассмотрение психологических характеристик детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является актуальным в свете увеличения числа детей с подобными проблемами. Один из самых ответственных и запоминающихся на всю жизнь этапов развития человека это обучение в школе. В самом школьном периоде существует немало сложных и переломных моментов, но один из них это – подготовка к школе. Подготовка к школе неразрывно связана с таким центральным понятием, как психологическая готовность к школьному обучению. Отечественный психолог О.А. Карабанова отмечает, что психологическая готовность к школе, необходимое условие успешного обучения первоклассника, – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет.[13] Вслед за представителями отечественно детской психологии, мы предполагаем, что именно в условиях системы дошкольного образования и воспитания у детей старшего дошкольного возраста успешно формируется психологическая готовность к школе, аспекты которой представлены в теоретических и прикладных исследованиях М.М. Безруких, Л.И. Божович, Н.Е. Вераксы, Н.Ф. Виноградовой, JI.C. Выготского, В.А. Губина, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, Е.С. Ермаковой, Л. Е. Захаровой. Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской, B.C. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, Р.В. Овчаровой, У.В. Ульенковой, B.C. Цеханской, Д.Б. Эльконина и многих других отечественных и зарубежных исследователей. Наличие сформированной психологической готовности детей к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, обеспечивает успешное обучение в начальной школе. Как известно из курса возрастной психологии, дошкольный возраст имеет свои особенности. Многие авторы его называют «периодом интенсивного психического развития».[13] Дошкольный возраст характеризуется изменениями во всех сферах жизни ребёнка, которые проявляются тем, что идёт процесс совершенствования психофизиологических функций, возникают специфические новообразований личности. Исходя из этого, для динамичного развития старших дошкольников необходимо комплексное воздействие на все сферы личности ребёнка. Если развитие одного компонента отстаёт от развития нескольких компонентов, то оно может привести к искажению в развитии личности в целом. Поэтому важно как можно раньше диагностировать нарушения в любой из составляющих. Принято считать, что психологическая готовность к школе имеет следующую структуру, а именно: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.[13] Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский одним из первых сделал акцент на проблеме психологической готовности к школе. Ведь именно он утверждал, что «…слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой выговор слов» препятствуют школьному обучению.[39] В нашей работе, мы уделяем более пристальное внимание умственной зрелости, которая включает в себя речевую готовность. Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматическй, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обощающей, планирующей и регулирующей функции речи; диалогической и начальных форм контекстной речи. Из этого следует, что нормальное развитие речи важнейшее звено успешной подготовки к школе, благополучному школьному обучению в дальнейшем. Отечественные исследователи отмечают, что «в большей степени, речевых нарушения проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом для развития речи». Поэтому, именно в этом возрасте необходимо наиболее тщательно рассматривать все особенности речевого развития ребёнка. Ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений будет помогать специалистам более быстро их устранять, а так же более эффективно работать над проблемой формирования психологической готовности. Это связано с тем, что наличие у ребёнка речевых расстройств отрицательно влияют на формирование личности и на психическое развитие ребенка в целом. В связи с этим, особенно актуальным является вопрос коррекции неорганических логопедических проблем в процессе подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. Работа по обучению, развитию, воспитанию и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляется специалистами (воспитателями, логопедами и психологами) в комплексе и при непосредственном участии родителей. Исходя из этого, возникает необходимость в координации усилий воспитателя, логопеда и психолога для более эффективной подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с недостатками в речевом развитии. Современная наука располагает обширным методологическим и методическим инструментарием для определения уровня психологической готовности детей к школьному обучению, а также для коррекции речевых нарушений дошкольников. Изучение речевых нарушения связано с такой наукой, как логопедия. Можно отметить, что в нашей стране это научное направление связано с именами Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской, О. П. Правдиной, Р. Е. Левиной и других. Диагностические материалы для исследования уровня готовности детей 6 – 7 лет к школе предложили Гуткина Н. И., Д. Стотт, Л. А. Венгер и другие. В настоящей дипломной работе для диагностики готовности к школьному обучению была использована «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархотовой, П.В. Дятко, Е.В.Сазоновой. К использованию игры в качестве психокоррекционной методики для детей дошкольников обращались Л. Абрамян, А. Варга, И. Выгодская, А. Захаров, А. Спиваковская и другие отечественные исследователи – практики. Арттерапия и проективные методы так же с успехом применяются в коррекционной работе психологами ДОУ на занятиях с детьми, имеющими психологические проблемы, возникшие на основе логопедического нарушения. В современных дошкольных образовательных учреждениях существуют группы дошкольников, которые имеют речевые нарушения. Это становится распространённым явлением. Исследователи практики отмечают, что у детей, которые имеют речевые нарушения, возрастает психологическая нагрузка. Известно, что существуют разные составляющие психологической готовности к школе, можно предполагать, что они будут иметь специфику у детей с речевыми трудностями. Отсюда тема нашей дипломной работы – «Особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями речи». Основная цель настоящей дипломной работы – определить особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями речи. Особо хотелось бы отметить, что распространённым явлением в современных дошкольных образовательных учреждениях является автономность каждого специалиста (воспитателя, психолога, логопеда) на занятиях с детьми. При такой несогласованности возрастает психологическая и часто физическая нагрузка на детей, особенно с речевыми трудностями. Эффективность занятий при этом снижается. Можно предположить, что при координированной деятельности специалистов в ДОУ и родителей, а также при учёте индивидуальных и гендерных психофизиологических особенностей детей – логопатов старшего дошкольного возраста можно увеличить эффективность применения корректирующих методик. Подготовка может осуществлять более успешно, если применить методы и средства, координирующие усилия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. Помимо этого, мы предполагаем, что существует специфика и в самом процессе формирования психологической готовности у детей – логопатов старшего дошкольного возраста. Исследователи в области детской логопсихологии определяют, что в большинстве случаев у детей с речевыми нарушениями страдает такой показатель психологической готовности, как умственная зрелость.[35] Однако, исследований касающихся более детального рассмотрения данного вопроса, практически не встречается. В связи с этим возникает гипотеза о том, что у детей с речевыми нарушениями в большей степени будет выражено отставание в уровне психологической готовности. Отставание в большей степени будет проявляться в таком структурном компоненте психологической готовности, как умственная зрелость, а именно: показатели наглядно – образного и логического мышления. Предметом исследования являются особенности психологической готовности старших дошкольников с речевыми проблемами к школьному обучению. Объектом исследования является процесс подготовки к школьному обучению детей 6 – 7 лет с логопедическими проблемами. В процессе эксперимента были поставлены и последовательно решались следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению; 2. Изучить особенности психического развития детей с нарушением речи; 3. Подобрать методы и средства подготовки детей – логопатов к школьному обучению; 4. Организовать и провести психолого-педагогическое исследование по выявлению уровня готовности к школьному обучению по методике «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К.Вархотовой, П.В.Дятко, Е.В.Сазоновой. 5. Экспериментальным путём выявить особенности формирования психологической готовности. 6. Проследить процесс формирования у детей – логопатов готовности к школьному обучению в условиях комплексного подхода; 7. Обработать полученные данные с помощью методов математической статистики. Исходя из задач, в эксперименте были использованы методы исследования: 1. Анализ научной психолого-педагогической литературы. 2. «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархотовой, П.В. Дятко, Е.В.Сазоновой; 3. Лонгитюдное наблюдение за формирование у детей – логопатов готовности к школьному обучению в условиях комплексного подхода; 4. Статистический метод обработки данных, по критерию ?2. Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что на основе полученных данных можно выявить особенности психологической готовности детей с речевыми нарушениями. Практическая значимость внедрение и усовершенствование элементов программы комплексной коррекции психологических и психофизиологических нарушений неорганического характера у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школьному обучению. Методологической базой для написания работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области педагогики, возрастной психологии, физиологии, логопедии. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение………………………………………………………………….3 Глава 1. Психолого-педагогические основы подготовки детей-логопатов к школьному обучению. 1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………..9 1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи и с нормальным развитием………………...13 1.3. Влияние речевых нарушений на уровень готовности к школьному обучению……………………………………….......19 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. 2.1. Содержание и логика констатирующего экспериментального исследования……………………………………………………………18 2.2. Экспериментальное исследование готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста…………………… 2.3. Особенности формирования готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями………………………………………… Заключение……………………………………………………………..44 Список литературы…………………………………………………….. Приложение ……………………………………………………………..
Список литературы

1. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению. М.: Вентана-Граф, 2010. — 40 с. 2. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. «Психофизиология ребёнка» - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. 3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997. 4. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. №1. 5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. (ред.). Логопедия 3-е изд. — М.: Владос, 2012. — 364 c. 6. Волкова Г. А. «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» С-Пб., 2005. – 105 с. 7. Вдовиченко А.В., Гилева А.В. Готовность детей старшего дошкольного возраста к школе как условие успешного обучения в начальной школе. В сборнике: Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 14-17. 8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии/Под ред.Т.А.Власовой.- М.: Педагогика, 1983.–368 с. 9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Астрель, 2008. - С. 399. 10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием. Психологическая наука и образование, 2010, № 3 С. 106-115 11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - С. 17. 12. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии, Уч. - М.: Юрайт, 2013- 336 с 13. Захарова Л. Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования. автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Захарова Людмила Евгеньевна. — СПб.:2013 18 с. 14. Каменсков М.Ю. «Физиологические и биохимические аспекты функциональной асимметрии» - www.coob.ru 15. Карабанова О. А. «Возрастная психология: Конспект лекций. – М.; Айрис-пресс.2005. – 240 с. 16. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 224 с. 17. Короленя В.В. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению на этапе поступления в школу. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. Т. 11. № 2. С. 40-42. 18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2018. — 420 с. 19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина // — М.; 1997 20. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 462 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 21. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. - 2012. - № 4. - С. 26. 22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. учебник, - М.: ИЦ Академия, 2012—256с. 23. Нижегородцева H.B. Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. —М.: Изд-во Владос, 2010. —256с. 24. Психологический словарь / Под ред. Гуревича П. С. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 25. Обухова, J1. Ф. Возрастная психология/ М.: Издательство Юрайт. - 2013. — 460 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы подготовки детей – логопатов к школьному обучению 1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению Если мы обратимся к истории вопроса психологической готовности, то можно утверждать, что именно известный педагог К. Д. Ушинский одним из первых сделал акцент на проблеме психологической готовности к школе. Ведь именно он утверждал, что «…слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой выговор слов» препятствуют школьному обучению.[12] В отечественной психологии существует множество определений психологической готовности к школе, а именно: некоторые авторы рассматривают как необходимый уровень психического развития дошкольника, другие как результат развития дошкольника, необходимый для освоения школьной программы в коллективе сверстников. Можно утверждать, что на данный момент как в отечественной так и в зарубежной психологии нет единой и общепринятой точки зрения на вопрос, который касается определения и структуры самого понятия «психологической готовности» детей к обучению в школе. Исследователи данной проблемы утверждают, что имеется множество подходов к определению понятия, сущности и структуры данного психологического феномена. Однако можно обобщить все подходы и выделить стратегические линии изучения данного феномена. Рассмотрим это в нашей работе, дальше. Большой вклад в изучение данной проблемы был обусловлен наследием Л.С. Выготского. Исходя из его культурно-исторической концепции и рассматривая понятие «зоны ближайшего развития» очень важным, на наш взгляд, является тот момент, что «недостаточно определить уровень актуального (имеющегося) развития детей, надо учитывать еще и созревающие функции, развивающиеся посредством обучения». Главную роль в процессе обучения Л.С. Выготский отводит понятию «зона ближайшего развития» ребенка. Она определяется как «…расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами»[9]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 73 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Психология, 98 страниц
3500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg