Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогические особенности отклоняющегося поведения подростков

mark_ken89 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2019
Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в раз-личных областях научного знания. 1. Как в зарубежной, так и в отечественной литературе под девиантным поведением понимается - система поступков с отклонениями от норм морали, принятыми в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития.
Введение

Актуальность исследования. Современное российское общество в ус-ловиях структурной трансформации, изменения социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на личность, что ведет к радикальным изменениям прежнего уклада общественной жизни, смене отношений, размытости идеалов и образцов для подражания, неопределенности жизненных перспектив. В связи с этим в обществе возникает напряженность, отмечается «рост девиантного поведения, особенно среди несовершеннолетних» (Я.И.Гилинский) . Исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение в той или иной форме присуще пятидесяти процентам учащихся начальной школы, наблюдается резкий рост бродяжничества, алкоголизации, наркомании, преступности среди подростков. Поскольку в настоящий момент личность подростка находится под воздействием провоцирующих и углубляющих её деформацию явлений (В.Д.Менделевич) , всё острее возникает проблема осознания природы девиаций. Для продуктивного влияния на подростка с девиантным поведением путём профилактики и преодоления социально-негативного поведения через оказания ему психологической помощи в со-временных условиях, а также для создания и внедрения специальных про-грамм обучения актуально определить, какие же психологические предпосылки играют решающую роль в возникновении девиаций среди подростков. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распо-знавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении. Попытки практического решения данной проблемы побудили заняться поиском психологических предпосылок девиантного поведения. В современной психологической науке исследованиям проблем девиантного поведения детей посвящены работы А.А.Александрова, В.В.Королева, А.Е.Личко, В.Д.Менделевич, И.А.Невского, Ф.В.Сафина, В.Г.Степанова, Р.Фаррингтон, В.Вест. В этих работах рассматривались различные формы девиаций, но не было предпринято изучения системы психологических предпосылок девиаций у детей подросткового возраста. Кроме того, теоретическое исследование подходов показало, что в современной системе образования не существует мероприятий обучающего и воспитывающего характера, специально разработанных для девиантных подростков, поэтому подростки с нормативным и отклоняющимся поведением включены в единый образовательный процесс. Таким образом, актуальность исследования определена необходимостью решения основных проблем подростковой девиантности - наличием противоречий: 1) между «нормальностью» особенностей подросткового возраста и опасностью фиксации девиантных форм поведения и переноса их в последующие возраста, 2) между необходимостью учитывать в профилактической работе с девиантными подростками все детерминанты, включая психолого-педагогические особенности, и отсутствием достаточной исследованности этих особенностей. Объект исследования: отклоняющееся поведение детей подросткового возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические особенности подростков с отклоняющимся поведением. Цель настоящей работы состоит в выявлении психолого-педагогических особенностей отклоняющегося поведения детей подросткового возраста. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа научной литературы уточнить сущность, критерии и показатели отклоняющегося поведения детей подро-сткового возраста, выявить психолого-педагогические особенности его возникновения. 2. Эмпирическим путем изучить психолого-педагогические особен-ности возникновения отклоняющегося поведения подростков. Гипотеза исследования. Если подростки демонстрируют откло-няющееся поведение, то существуют социально-формируемые психолого-педагогические характеристики, которые определяют возникновение такого поведения. В работе были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение психологических исследова-ний по проблемам отклоняющегося поведения; 2. Экспертный опрос педагогического состава школы; 3. Проективная методика «Пиктограммы», выявляющая наиболее общие черты личности, изучающая субъективные представления испытуемых об окружающей действительности; 4. Тест Г.Айзенка (EPI), направленный на изучение экстраверсии-интроверсии, нейротизма; 5. Опросник К.Леонгарда-Г.Шмишека «Акцентуации характера»; 6. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (12-факторный детский вариант SPQ), рассматривающий комплексы коррелирующих между собой черт; 7. Методы обработки данных. Анализ экспериментальных данных проводился при помощи Microsoft Excel.Для обработки данных применялись методы математической стати-стики: t-критерий Стьюдента. Выборка исследования. Исследование проводилось в МОУ СОШ "Семеновская средняя общеобразовательная школа" (Можайский р-н). В исследовании приняли участие учащиеся 5-6-тых классов: 42 подростка 11-13 лет (28мальчиков и 14 девочек).
Содержание

Введение ..3 Глава 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением ……………………………….6 1.1.Анализ подходов к пониманию сущности и предпосылок отклоняющегося поведения …………………………………………………………...…..………6 1.2. Возрастные психологические особенности, способствующие развитию отклоняющегося поведения в подростковом возрасте..…………………… 13 Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением 26 2.1. Организация и методика эмпирического исследования психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведени-ем...................................26 2.2. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведени-ем…….………………………………32 Заключение ……………………………………………………………………......48 Список литературы…………………………………………………………..….…51 Приложение………………………………………………………………………54
Список литературы

1. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. – М.: Социальное здоровье, 2004. 2. Великова С.А. Девиантное поведение. Социально-психологическое формирование подростка. – М.: Мысль, 2017. 3. Выготский Л.С. Педология подростка, Собр.соч.: в 6т. - М., 1982. т.5 Трудное детство. 4. Гилинский Я.И. Девиантология, социология преступности. – М.: Поли-тика и право, 2012. 5. Губина Н.В. Девиантология. – Казань: КГУ, 2003. 6. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: «Флинта», 2016. 7. Ермохина Н.Г. Педагогические направления деятельности социального работника с лицами девиантного поведения. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. 8. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведе-ния. - М.: Академия, 2004. 9. Заруба Н.А Психолого-педагогическая поддержка детей и молодежи группы риска. – Красноярск: КРИПК и ПРО, 2013. 10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.-Р/н.-Д.: Феникс, 2014. 11. Казанская К.О. Возрастная психология.- М.: Юнити, 2017. 12. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск: Аверсэв, 2014. 13. Краткий словарь – справочник по психологии. - М.: Мысль, 2010. 14. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2017. 15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: МПСИ, 1998. 16. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.: Питер, 1999. 17. Личко А.Е., Н.Я Иванов Диагностика характера подростков ПДО. – СПб: Речь, 2001. 18. Личностный опросник Р.Кеттелла под ред. Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой для детей 8-12 лет. - СПб.: ГП Иматон, 2016. 19. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. - М.: Аспект-пресс, 2012. 20. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2015. 21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Академия, 2016. 22. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ,1998. 23. Нравственность, агрессия, справедливость. Школьный психолог. – М.: Смысл, 2007. 24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое общество, 2004. 25. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков/ Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Академия, 2013. 26. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Становление личности. - М.: Мир, 2010. 27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Владос – Пресс, 2006. 28. Рожков М.И. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2003. 29. Рудакова И.А. Девиантное поведение.- М.: МПСИ,2015. 30. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи.- Р/н.-Д.: Феникс, 2006. 31. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их коррекции. - Уфа, 2014. 32. Сидоренко Е.В. Математические методы в психологии. – СПб.: Питер, 2010. 33. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия коррекции.- М.: МПСС, 2005. 34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Р/н.-Д.: Феникс, 2013. 35. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Юнита, 2013. 36. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. - С-Пб.: Питер, 2006. 37. Фомина А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2003. 38. Чернобай В.А. Социальная психология. – Р н/Д.: Феникс, 2004. 39. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект, 2015. 40. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2014.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогических осо-бенностей подростков с отклоняющимся поведением 1.1.Анализ подходов к пониманию сущности и предпосылок отклоняющегося поведения Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение». Девиантным можно назвать того подростка, который не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение, носящее социально - негативный характер. В отечественной литературе под девиантным поведением понимается: • поступок или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе, коллективе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» (Гилинский Я.И., Кон И.С., Степанов В.Г., Фролов Ю. и др.); • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактиче-ски сложившимся в конкретный период времени в данном обществе нормам. В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во вто-ром значении - предметом социологии и социальной психологии. Следует подчеркнуть точку зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева о том, что девиации (Коржинский С.И.) являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта, возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития. Поэтому, в широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе разделяют позитивную или конструктивную функцию девиаций. Позитивная функция - девиации должны носить социально-творческий характер: различные виды научно-технического и художественного творчества. Негативная или социально-негативный характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в социально-психологической литературе (Платонов К.К., Клейберг Ю.А.) .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 73 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Психология, 98 страниц
3500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg