Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО (АКТУАЛЬНОГО) ИСКУССТВА В МУЗЕЕ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА)

mark_ken89 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2019
Институциональная и выставочная практика репрезентации, отраженная в настоящем исследовании как на примере зарубежной линии показа, так и на опыте ГМИИ им. Пушкина, имеет в своих лучших образцах две кураторские модели. Одна из них демонстрирует такой характер репрезентации современного искусства, который становится метафорой самого искусства. Другая, - представляет более структурированный вариант показа, где предмет актуального в искусстве проявляется в последовательной смене тематических, концептуальных блоков. Обе эти модели сегодня органично сосуществуют, дополняя друг друга и обретая новые смыслы.
Введение

Искусство конца ХХ и начала ХXI характеризуется не только своими наиболее яркими художественными новациями, но изменениями, происходящими с процессами музейной репрезентации. Термин репрезентация вошел в лексикон российского искусства в начале 1990-х. И это не случайно. Это время либеральных реформ, и новый термин призван был описать закономерности и специфику публичного показа искусства в тогда еще непривычных рыночных условиях. В последние годы современное искусство стало не только широко востребовано, его приятие является чем-то уже почти нормативным. Современное искусство воспринимается теперь как неотъемлемая часть «молодой культуры». Причем часто «актуальное» понимается не как протестное, а напротив, как модное, гламурное. Факт всевозрастающей скорости искусства, а так же быстрого развития разнообразных артистических практик, формирует новый взгляд на художественное пространство музея, на то, какие качества должен приобрести, в частности, классический музей в современную эпоху. Определяющим фактором становится актуальность художественного взгляда на предмет искусства, на способы его показа. Для художественного музея он связан, прежде всего, с выбором стратегий репрезентации, поскольку традиционные приемы показа уже не всегда отражают суть актуального искусства. Художественные музеи аккумулируют общехудожественные установки эпохи, образно воспроизводят доминанты художественного сознания, оказывают влияние на особенности функционирования искусства в системе культуры. Являясь исторически сложившимся социально-культурным институтом, современный художественный музей активно встраивается в динамичные глобализационные процессы и вместе с тем моделирует, делает зримыми тенденции их дальнейшей эволюции. Музей в данных условиях может стать местом, где осуществляется подобная репрезентация, где происходит «превращение» артефакта, объекта в произведение искусства, где формируются варианты «рассказа» о художественном процессе и складывается многоуровневая система его интерпретации. Актуальность темы репрезентации современного искусства в классическом музее очевидна, поскольку традиция такого исследования еще не сформирована, а само искусство - живой развивающийся процесс. В отечественном искусствознании проблематика новейшего искусства, до недавнего времени в основном разрабатывалась в преемственности к историческому контексту, при этом аспекты репрезентации оставались в стороне. Практическая сторона, соединяющая одно с другим, представляется несомненно важной в будущей работе над определением места и роли современного художественного процесса, как части большого «рассказа» - экспозиции об искусстве двадцать первого века. Доминировавшая ещё полвека назад концепция классического музея как «гранд-показа», или рассказа об истории шедевров, сегодня, кажется устаревшей, и постепенно начинает подменяться принципом «документальности» (термин Н. Буррио) или идеологией аутентичности момента. В этом контексте классические музеи начинают испытывать потребность реактуализации материала, который теперь они стремятся преподнеси зрителю не столько как «сакральное прошлое» (концепция музея как храма), но, прежде всего, как нечто живое и не утратившее своей актуальности, как «вечные ценности», позволяющие музейной экспозиции добиться «космического видения», о котором писал Чарльз Дженкс. В то же время появление современного искусства в «классическом антураже» оказывается важным не только для самого музея, подчеркивающего тем самым свою современность, но и для зрителя, позволяя ему «сменить оптику» - прочувствовать и оценить изменения, произошедшие в самой системе видения и восприятия искусства. Именно в пространстве «классического музея» все аспекты выставочной практики начинают взаимодействовать между собой, требуя действительно пересмотра выставочных стратегий и способов экспонирования. В работе мы рассматриваем различные формы репрезентации современного искусства, обусловленные, в том числе, типологией музеев, дающих выразительный материал для сравнения. В своей работе мы привлекаем к рассмотрению, крупнейшие зарубежные музеи такие как: Musee du Louvre, Parc et chateau de Versailles, The Metropolitan Museum of Art, и отечественные музеи: Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Эти музеи включают множество самых различных исторических коллекций, способных показать эволюцию искусства целого столетия. Интересен для анализа опыт репрезентации современного (актуального) искусства ГМИИ им А.С. Пушкина, При создании новейшего художественного проекта у музея традиционного есть преимущество в выстраивании определенных иерархий по отношению к коллекциям предшествующих эпох. Помимо этого, выставочные проекты музея дают возможность проследить различные аспекты интеграции отечественного искусства в интернациональный контекст. Вариативность системы показа позволяет создать концепции, соответствующие адекватные современному ощущению предмета искусства, Опыт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина показывает, насколько разнообразно могут артикулироваться процессы современного искусства в пространстве традиционного музея. Программа репрезентации современного искусства в ГМИИ позволила сопоставить принципиальные аспекты отечественной и зарубежной художественной практики. В ней отчетливо расставлены основные акценты, выявляющие сам предмет актуального искусства. Объектом исследования в данной работе выступает репрезентация актуального искусства в музе классического искусства Предметом - кураторские практики репрезентации актуального искусства в музее классического искусства. Цель данной работы Анализ особенностей репрезентации кураторских практик актуального искусства в музее классического искусства на примере опыта в ГМИИ им. Пушкина. Основной задачей данной работы является исследование доминирующих на современной арт-сцене общих стратегий и конкретных практик музейной репрезентации, представление, и анализ существующих способов «прочтения» актуального искусства в классическом музее. Основные задачи работы: • Выявить аксиологическую направленность понятия «репрезентация». • Проанализировать современные кураторские стратегии репрезентации актуального искусства, реализуемые в классических мировых и отечественных музеях; • Рассмотрение особенностей репрезентации современного искусства в ГМИИ им. А.С. Пушкина Теоретико-методологическим основанием данного исследования являются научные труды по истории и теории искусства, истории и теории художественного современного кураторства, эстетике, философии искусства, маркетингу и менеджменту в сфере культуры и искусства, а также фактические материалы, касающиеся репрезентации актуального искусства в классических музеях. В работе используется комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных стратегий репрезентации актуального искусства. 1) культурно-исторический метод; 2) аналитический метод исследования деятельности художественных институций; 3) метод сравнительного анализа с целью выявления отличительных особенностей и общих точек соприкосновения деятельности указанных институций; 4) типологический метод с целью систематизации и распределения основных форм репрезентации современного искусства. Информационная база исследования: для написания работы использовались учебные материалы и пособия последних лет, статьи, научные журналы, электронные библиотеки, источники в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. А так же законодательные и нормативные материалы федерального, регионального и местного уровня управления, данные по зарубежному и российскому арт-рынку, публикуемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, так же информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, инструктивные и методические материалы. В данной работе, мы движемся от специфики классического музея, тех моделей репрезентации, которые вырабатывает музей в своем стремлении адекватно отразить новую художественную реальность, к самому искусству, присущим ему новых форм представления образа. В данной работе проанализирована практика работы музея классического искусства с такими видами творчества, как абстракция, инсталляция, преформанс, видео-арт; раскрыта методология общения музея с базовыми для новейшего искусства идеями и технологиями. Научным результатом настоящей работы можно считать выявление взаимообусловленности развития художественных и музейных процессов, обоснование наиболее ярких и перспективных стратегий репрезентации актуального искусства, которые окажутся приоритетными и плодотворными для реализации в классическом музее XXI века.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. 8 1.1. ПОНЯТИЕ «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 8 1.2. ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА АКТУАЛЬНОЙ АРТ-СЦЕНЫ 11 1.3. АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ. 21 Глава II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЕЯ. 26 2.1 ОПЫТ РЕПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ ПРАКТИК МУЗЕЕВ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. 26 2.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ГМИИ ИМ. ПУШКИНА В ПОКАЗЕ НОВЕЙШЕГО ИСКУССТВА. АНАЛИЗ КУРАТОРСКИХ ПРАКТИК. 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 63
Список литературы

1. Boris Groys. On the Curatorship. // Art Power. Te MIT Press, Cambridge, Massachusetts, London. Cc. 43-53. 2. Fabrice Larceneux, Florence Caro, Anne Krebs. The reaction of visitors to contemporary art in a classical art institution : a Louvre museum case study – International journal of arts management.- Montreal : Ecole, 3. Jenks, Charles The spectacular museum. The Museum between Cathedral and Shopping Center, Facing the contradictions. 4. Jenks, Charles The spectacular museum. The Museum between Cathedral and Shopping Center, Facing the contradictions. 5. Kob E. The Voice of the Artist / Museum Architecture. Text and Projects by Artists. - Cologne, Verlag der Buchhandlung Walther Konig, 2000 - P.7 6. Lupertz M. The Art and Architecture / Museum Architecture. Text and Projects by Artists. - Cologne, Verlag der Buchhandlung Walther Konig, 2000 - P.60-62 7. Marinkola P. What Makes a Great Exhibition?, Philadelphia Exhibition Initiative, 2006 - 184 P. 8. Milner A., Browitt J. Contemporary Cultural Theory. An Introduction. - New York, Routledge, 2002 - 280 P. 9. Serota N. Experience of Interpretation. The Dilemma of Museums of Modern Art. - London, Thames and Hudson, 2000 - 63 P. 10. Serra R. In conversation with Alan Colquhoun, Lynne Cooke and Mark Francis / Museum Architecture. Text and Projects by Artists. - Cologne, Verlag der Buchhandlung Walther Konig, 2000 - P.85-97 11. Taylor B. The Art of Today. - The Everyman Art Library, 1995 - 176 P. 12. The Museum as Muse. Artists Reflect. The Museum of Modern Art, New York, 1999 - 296 P. 13. WarburtonN. The Art Question. - London, Routledge, 2003 - 147 P. 14. Андреева Е. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины двадцатого века. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004 - 512 с. 15. Андреева Е. Желание картины // Назад к фотографии. - М.: Ganymed Publishers, 1996 - С.51-58. 16. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - 485 с. 17. Ахунов В.М. Художественный музей в контексте адаптации к новым экономическим условиям // Современный художественный рынок России: вопросы становления и развития: Материалы второй Международной научно-практической конференции, 31 января 2006. – СПб.: Издательство СПбГУП, 2006. – С.124-131. 18. Бакштейн И. Итоги модернизма // Искусство XX века. Итоги столетия. - СПб.: Изд-во ГЭ, 1999 - С.99-101. 19. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости. Избранные эссе / Пред., составл., перевод и примеч. С. А.Ромашко, - М.: Медиум, 1996 - 240 с. 20. Бессонова М. Классический музей и современное искусство // Декоративное искусство - 1993 - №1-2 - С.52 - 54. 21. Бобринская Е. Концептуализм. - М.: Галарт, 1994 - 216 с. 22. Боровский А. Силуэты современных художников. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003 - 376 с. 23. Боровский А. Современное искусство и музей // Искусство XX века. Итоги столетия. Избранные материалы научной конференции 1999. - СПб.: Изд-во ГЭ, 2003 - С.37-40. 24. Бохоров К. Биеннале как она есть. // Художественный журнал - М.: 1997-№17- С.42-46. 25. Бохоров К. В пользу пространства // Терра-инкогнита - М.: - К.: 2001 - №9- С. 28-32. 26. Брайнен-Пассек В. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике // Новый мир искусства - СПб.: 2002 - №5 - С.52 - 54. 27. Булатов В. Картина жива своим пространством // Георгий Пузенков., Фонд - Урсула - Бликле, 1995 - С.38-51. 28. Буррио Н. Современное искусство и репрезентация // Художественный журнал - М.: 1997 - №17 - С.34 - 36. 29. Ваттимо Д. Музей и восприятие искусства в эпоху постмодерна // Художественный журнал - М.: 1999 - №23 - С.26-28. 30. Гройс Б. Искусство как авангард экономики // Максимка, 1999 - №4 - С.46-48. 31. Гройс Б. Медиаискусство в музее // Художественный журнал - М.: 2002 - №40 - С.50-52. 32. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал - М.: 1999 - №23 - С.31-35. 33. Гройс Б. Скорость искусства // Мир Дизайна - СПб.: 1999 - №3 - С.19-21 34. Гройс Б. Утопия и обмен. - М.: Знак, 1993 - 328 с. 35. Гройс Б. Что такое современное искусство. Лекция // Митин журнал, 1997 - №54 - С.25-28. 36. Гудроу Д.А. Живопись пространства // Георгий Пузенков., Фонд - Урсула - Бликле, 1995 - С. 12-16. 37. Деготь Е. Русское искусство двадцатого века. - М.: Трилистник, 2000 - 223 с. 38. Деготь Е. Тотальная фигуративность или критика модернизма // Искусство XX века. Итоги столетия. - СПб.: Изд-во ГЭ, 1999 - С.14-16. 39. Ж. - Ф. Лиотар. Состояние постмодерна // Пер. с фр. Н.А.Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; - СПб.: Алтейя, 1998 — 160 с. 40. Искусство против географии. К 10-летию галереи Марата Гельмана / Каталог, - М. - Cn6.:GIF, 2000 - 224 с. 41. Калугина Т. Художественный музей как феномен культуры - СПб.: Петрополис, 2001 - 222 с. 42. Костриц Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее – СПБ- 43. Лазарева Е. Авангард vs. Репрезентация //Художественный журнал - М.: 2009 -№73-74- С.17-20. 44. Лучо Фонтана. Мастер европейского искусства. Поэтика пространства. Между замыслом и изображением / Каталог - СПб.: Palace Editions, 2006 - 120 с. 45. Мизиано В. «Другой» и разные - М.: Новое литературное обозрение, 2004 - 304 с. 46. Мизиано В. Проект «Возвращение художника» // статья на сайте Государственного музейно-выставочного цента РОСИЗО 47. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве - М.: Garagepro- 2015 48. Мизиано В. Фоменко А. Произведение искусства в эпоху микросообществ //Мир Дизайна - СПб.: 1999 - №4 - С. 10-12. 49. Молок Н. Русский реванш в Дюссельдорфе // Артхроника - М.: 2003 50. Немецкий неоэкспрессионизм. Райнер Феттинг и современники / Каталог - СПб.: Palace Editions, 1995 - 142 с. 51. Неоакадемизм около 1990 года - СПб.: Московский институт современного искусства, 1993 - 12 с. 52. Нильссон Ф. Многозначное пространство // Мир Дизайна 1999 - №1 - С.2-6. 53. Пыркина Д. Кураторские стратегии и практики конца нулевых: о понятии истории. // АРТУЗУЛ - М.: 2014 54. Р.Барт. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Пер. с фр., комментарии и послесловие М.Рыклина - М.: Ad Marginem, 1997 - 224 с. 55. Райскин М. Музей в XXI веке: идеи, проекты, здания // Артхроника 2006- №4- С.68 56. Рестани П. Европейский дух и обратная сторона искусства // Терра- инкогнита - К.: 1997 - №6 - С. 4-11. 57. Савицкий С. О самом — самом // Новый мир искусства - СПб.: 2003 - №6- С.20 58. Сосна Н. Розалинд Краусс: критическое письмо и его объекты // Художественный журнал - М.: 2003 - №53 — С.23-26. 59. Сюзанна Бауманн. Малая всемирная выставка / Каталог - СПб.: Palace Editions, 2003 -216 с. 60. Территория искусства. «Le Territoirre de l'Art» / Каталог, Institute des hautes etudes en arts plastiques, Paris/ Musee Russe, Leningrad, 1990 - 64 c. 61. Территория искусства. Лаборатория. «Le Territoirre de l'Art» / Каталог, Institute des hautes etudes en arts plastiques, Paris/ Musee Russe, Leningrad, 1990-44 c. 62. Тупицын В. Музеологическое бессознательное // Художественный журнал - М.: 1999 - №23 - С.48-52. 63. Туркина О. Современное искусство в поисках идентичности / Страницы истории отечественного искусства. Конец XIX — XX век. Выпуск VI. ГРМ, - СПб.: Palace Editions, 1999 - С.84-94. 64. Туркина О., Мазин В. История и критика // Художественный журнал - М.: 2003 - №48-49 - С.23-26. 65. Фоменко А. Медиаживопись - фотография как «поэзия современной жизни» // Искусство кино 2006 - №2 - С.22-25. 66. Фоменко А. Тимур Новиков: генеалогия неоакадемизма // Мир дизайна - 1998 - №1 - С.60-65 67. Электроземля / Каталог, Британский Совет, 2003 - 87 С. 68. Хито Ш. Является ли музей фабрикой? //Художественный журнал - М.: 2010-№79/80 - С.42-46.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. 1.1. ПОНЯТИЕ «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Репрезентация, понимаемая не столько как представление окружающего мира в изобразительном искусстве, а скорее в политическом смысле – как представление художественной практики в том или ином публичном пространстве, – неотъемлемая часть системы современного искусства. Художественное видение и мышление современности, значительно корректирует, так называемую демонстрацию, «показ» музейной коллекции. Формирование репрезентации как понятия сложилось только в конце прошлого века. Основой этому послужил феномен приближения предмета искусства и его исследования, критических оценок и систем описания, различных его интерпретаций. В использовании столь этого многозначного, философского термина - репрезентация, в данной работе мы будем придерживаться идеи Екатерины Андреевой, которую она описывает в своем исследовании «Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века» (2007). Андреева размышляет об, искусстве двадцатого века, как о явлении, постепенно уходящем на второй план: «...в начале этого века изучение проблемы репрезентации, или представления образа средствами изобразительного искусства, еще предполагало поиск ответов на вопросы, что изображено, как (какими средствами) сделано изображение, является ли это изображение оригиналом или копией (вариацией) и как оно соотносится с кругом аналогов, какому стилю или манере оно принадлежит. И только актуальное искусство XX века осознает как проблему не отдельно взятые сюжет, технику или стиль, а само явление репрезентации, сам способ существования образа в некоем представлении, отличающемся условностью и зависящем каждый раз от новых установлений. Оно превращает в проблему самопонимание репрезентации как подражание какому-то образцу, создания подобий (достоверных или нет)». [16]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Искусство, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Искусство, 41 страница
1025 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg