Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении

mark_ken89 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.05.2019
Магистерская диссертация посвящена изучению темы «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении». Актуальность исследования обусловлена тем, что нарушение в поведении детей в среде образовательного учреждения является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом. Особую актуальность изучение агрессивности приобретает в период старшего дошкольного возраста на стыке дошкольного и младшего школьного возрастов. Важно заниматься изучением проявления и коррекции агрессивного поведения как можно раньше, до того момента, как она стала устойчивой чертой личности.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что агрессивное поведение детей в среде образовательного учреждения является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом. Особую актуальность изучение агрессивности приобретает в период старшего дошкольного возраста на стыке дошкольного и младшего школьного возрастов. Данный период характеризуется трудностями в адаптации, связанными с переходом из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, подготовкой к кризису 7 лет и его преодолению. Трудности, испытываемые специалистами учреждения и родителями в выборе адекватных мер реагирования на агрессивные проявления детей, отсутствие скоординированных усилий дошкольного образовательного учреждения, социума, семьи в вопросах профилактики агрессии дошкольников доказывают целесообразность организации системы психолого-педагогической работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детской агрессии. Современное общество повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессии. Эти проблемы затрудняют мирное сосуществование людей в различных сферах социальной жизни, а последствия их бывают столь деструктивны, что эта проблема давно уже стала одной из центральных в психологии. Многие зарубежные ученые (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, А. Басс, А. Бандура, Р. Уолтерс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, К. Бютнер, К. Лоренц, Г. Паренс) занимались изучением агрессии, в том числе, обращалисьв своих исследованиях и к возрастным особенностям проявления агресивности. В отечественной психологии данную проблему поднимали М.В. Алфимова, В.И. Трубников, Г.М. Бреслав, С.А. Заваржин, Л.Ю. Иванова, Е.П. Ильин, П.В. Ковалев, Е.В. Козырева, Я.Ю. Копейко, Ю.Б. Можгинский, Т.В. Нечепуренко, А.А. Реан, Н.Б. Трофимова, К.В. Сельченок, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов. Несмотря на большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессии и агрессивности, закономерности формирования и проявления устойчивой склонности к агрессивному поведению, проявления и типология агрессии, большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения: до сих пор нет общепризнанной теории агрессии, и, что самое главное, – дискуссионным остается вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) человеческую агрессивность. К настоящему времени в зарубежной и отечественной психологии накоплены многочисленные сведения об особенностях проявления агрессивности в различных возрастных периодах. Однако в психологических исследованиях основное внимание уделяется изучению подростковой агрессии, поэтому можно сказать, что изучение проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте только начинается. Это связано с тем, что сейчас очень остро встает вопрос о разработке различных коррекционных программ, направленных на преодоление агрессии у детей, а создание таких программ возможно только с учетом изучения особенностей агрессии, её проявлений и причин. Поэтому так важно заниматься изучением проявления и коррекции агрессивного поведения как можно раньше, до того момента, как она стала устойчивой чертой личности. Поэтому данную проблему нельзя назвать изученной в полном объеме, а, значит, она является актуальной. Таким образом, можно выделить противоречие между высокой значимостью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и недостаточной методической разработанностью, и технологической оснащенностью данного вопроса в деятельности педагога-психолога. Исходя из противоречия, нами сформулирована проблема исследования: возможности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении. Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: на основании результатов изучения склонности к агрессии и агрессивности у детей дошкольного возраста разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении. Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении. Предмет исследования – процесс психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении. Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета сформулирована гипотеза исследования, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении может стать эффективным, при условии реализации специально разработанной программы работы педагога-психолога, направленной на: снижение агрессивных проявлений; оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработку навыков самоанализа, саморегуляции, осознания своих чувств и контроля над ними; получение опыта, способствующего личностному росту ребенка, формирование умения управлять своими эмоциями; развитию эмоциональной сферы; расширение поведенческого репертуара детей, через развитие коммуникативных умений. На основе цели, объекта и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить понятие «агрессии» и «агрессивности» в психолого-педагогической литературе; 2. Раскрыть факторы, влияющие на нарушение поведения в дошкольном возрасте; 3. Изучить склонность к нарушению в поведении у детей дошкольного возраста; 4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и проследить динамику её результативности. Методологическую основу исследования составили принципиальные положения отечественной психологии о деятельно-личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменах личности (Б.Г. Ананьев, А.М. Леонтьев), идеи отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которым личность понимается как биосоциальное образование, формирующееся и развивающееся в деятельности и представляющее собой субъект деятельности (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), дифференцированный подход к детям внутри возвратного этапа (Л.Ф. Обухова, А. В. Петровский); деятельностный подход о том, что психика ребенка детерминирована как социальными, так и наследственными факторами (Л.С. Выготский, И.С. Кон). Теоретические основы исследования составили труды А. Басса, А. Дарки, С.Н. Ениколопова, Е.П. Ильина, В. Клайна, Р.С. Немова, Т.Г. Румянцевой, Э. Фромма, И.А. Фурманова и др., изучающих проблему «агрессии» и «агрессивности»; работы И.Е. Валитовой, Т.В. Лаврентьевой, Й. Лангмейер, В.В. Лебединского, М.И. Лисиной, Т.Д. Марцинковской, З. Матейчека, Л.Ф. Обуховой, В.Э. Пахальян, А.А. Спиваковской и др., рассматривающих факторы, влияющие на проявление агрессивности в дошкольном возрасте; работы А.К. Болотовой, Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А. Лоуэна, Е.К. Лютовой, И.В. Макаровой, Г.Б. Мониной, Е.И. Рогова, Е.О. Смирновой, М.И. Чистяковой, Г.А. Широковой и др., раскрывающих психолого-педагогическое сопровождение нарушения в поведении детей дошкольного возраста. В работе нами были использованы следующие методы исследования: ? теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); ? эмпирические: беседа; тестирование, анкетирование (анкета для родителей «Исследование уровня агрессивности детей 3-7 лет» М. Алворда, П.Бейкера; проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой; тест «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)); ? методы количественной и качественной обработки полученных результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад №47 – г. Арзамас Нижегородской области. В исследовании принимали участие воспитанники старшей и подготовительной к школе групп данного учреждения в количестве 40 человек. Среди них 22 девочки и 18 мальчиков. Возраст испытуемых – 5-7 лет. Из них сформированы экспериментальная группа, включающая в себя 20 человек, и контрольная, также из 20 человек. Положения, выносимые на защиту: 1. Нарушения поведения у дошкольников – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию. Данная форма поведения представляет собой процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта как образцов поведения и взаимодействия в различных социальных и социально-психологических ролях с учетом возрастных задач развития, особенностей факторов, механизмов и ведущих агентов социализации на актуальном этапе развития. 2. Возможности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения заключаются в том, что воспитание и развитие детей дошкольного возраста должно быть реализовано с учетом требований ФГОС, предусматривающих формирование нравственного уклада жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития и включающего воспитательную, совместную социально-психологическую деятельности образовательного учреждения, семьи и других субъектов общественной жизни. 3. Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении является важным элементом в системе работы дошкольного образовательного учреждения. И предполагает комплексную работу, включающую в себя профилактические мероприятия и мероприятия коррекционной направленности по преодолению нарушений в поведении, путем создания условий для знакомства детей с собственными эмоциональными переживаниями, с проблемами, поступками, эмоциональными состояниями других людей, а также преодоление различных проявлений агрессии в поведении. 4. К основным условиями психолого-педагогическогое сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, можно отнести такие направления деятельности, как: своевременное диагностирование нарушений поведения, которое может проводится с помощью наблюдений и бесед, а также специализированных диагностических методик; стимулирование позитивного поведения является важным условием социального воспитания, так как с помощью методов педагогического воздействия педагог добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка; коррекция поведения происходит в совместной деятельности взрослых и детей. В совместной деятельности ребенок усваивает не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - Уточнен смысл понятия психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении. - Раскрыты факторы, влияющие на нарушение поведения в дошкольном возрасте; - На основе характеристики нарушений поведения дошкольников социализации рассмотрены возможности ее обеспечения в условиях современной школы. - Разработана программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении. - Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе изучена проблема «агрессии» и «агрессивности» в психолого-педагогической литературе, рассмотрены факторы, влияющие на проявление агрессивности в дошкольном возрасте, раскрыто психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении в условиях дошкольного образовательного учреждения. Практическая значимость исследования состоит в том, что изучена склонность к агрессии и агрессивности у детей дошкольного возраста, разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, проведено повторное диагностическое исследование, с целью доказательства эффективности программы. Полученные результаты могут быть использованы в работе педагога-психолога ДОУ. Данные эмпирического исследования могут быть использованы при разработке курсов общей, возрастной, социальной психологии, спецкурсов по психологии для студентов педагогических и психологических специальностей ВУЗов. Также результаты работы могут быть использованы при организации консультативной, коррекционной и психопрофилактической работы по психолого-педагогическому сопровождению детей в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; значимостью экспериментальных данных. Апробация и внедрение полученных результатов: основные положения и результаты исследования и материалы, полученные в ходе изучения, докладывались и обсуждались на научном семинаре магистрантов, научно-практических конференциях разного уровня психолого-педагогических советах МБДОУ д/с№47, заседаниях кафедры психологии развития Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Результаты исследования нашли свое отражение в 2 публикациях: 1. Кондакова О. И. Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №41. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/archive/227/53087/ (дата обращения: 01.12.2018). 2. Кондакова О. И., Смирнова Т. С. Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №6. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/103/3680/ (дата обращения: 01.12.2018). Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении в психолого-педагогических исследованиях…………………….11 1.1. Понятие «агрессии» и «агрессивности» как одной из форм нарушения в поведении…………………………………………………………………………..11 1.2. Факторы, влияющие на нарушение поведения в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………...19 1.3. Возможности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения………………………………………………………………………….26 Выводы по главе 1…………………………………………………………………39 Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении……………………………………………41 2.1. Изучение особенностей нарушений в поведении у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………41 2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении……………………………………………52 2.3. Условия психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении……………………………………………67 Выводы по главе 2………………………………………………………………….77 Заключение………………………………………………………………………….80 Литература…………………………………………………………………………..87 Приложения…………………………………………………………………………91
Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2012. - 336 с. 2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2013. - №6. - С. 112-128. 3. Басс А.Х. Психология агрессии // Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 60-67. 4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Гаудеамус, 2015. – 269 с. 5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. - 510 с. 6. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2014. – 383 с. 7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с. 8. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Минск: Высшая школа, 2008. – 124 с. 9. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: Академия, 2013. – 452 с. 10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2011. – 509 с. 11. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2014. – 268 с. 12. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.: Сфера, 2015. – 64 с. 13. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Просвещение, 1999. – 398 с. 14. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1998. – 246 с. 15. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2015. – №1. – С. 60-71. 16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2014. -752 с. 17. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 500 с. 18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера, 2015. – 464 с. 19. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. –Прага: Нова света, 1999. – 178 с. 20. Лисина М.И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1994. – №3. – С. 23-26. 21. Лоренц К. Агрессия. – М.: Смысл, 2011. – 349 с. 22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2014. – 136 с. 23. Мещеряков Б.П., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Олма-пресс, 2013. – 672 с. 24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2012. – 431 с. 25. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос, 2015. – 608 с. 26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с. 27. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 2013. – 160 с. 28. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2015. – 294 с. 29. Психолог в ДДУ: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Аркти, 2014. – 198 с. 30. Психология чаловеческой агрессивности: хрестоматия / Под ред. К.В. Сельченка. – Мн.: Харвест, 2012. – 656 с. 31. Раттер М. Помощь трудным детям. – СПб.: Питер, 1999. – 452 с. 32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 3-18. 33. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Союз, 1999. – 340 с. 34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2016. – 425 с. 35. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2012. – №1. – С. 51-64. 36. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2015. – 356 с. 37. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2013. – 278 с. 38. Спиваковская А.А. Профилактика детских неврозов. – М.: Просвещение, 1988. – 284 с. 39. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2014. – 840 с. 40. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Союз, 2012. – С. 150-172. 41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 460 с. 42. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Наука, 1992. – 296 с. 43. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Сфера, 1994. – 242 с. 44. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Харвест, 1996. – 192 с. 45. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с. 46. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1999. – 192 с. 47. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1999. – 328с. 48. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О.С. Никольская, и др. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 274с. 49. Якобсон П.М. Психология чувств. – М.: Просвещение, 1999. – 241с. 50. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1998. – 275 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении в психолого-педагогических исследованиях 1.1. Понятие «агрессии» и «агрессивности» как одной из форм нарушения в поведении В психолого-педагогической литературе отмечается, что слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать» [2]. Значение этому слову придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии. Близкими к понятию агрессии являются понятия агрессивности, агрессивного поведения и агрессивного действия. Часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл, но между ними существуют и различия [2]. Рассмотрим наиболее подробно, что же означают вышеперечисленные понятия. Вначале дадим определение понятию агрессия. Российские и зарубежные психологи дают следующие определения агрессии. Т.Г. Румянцева рассматривает агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [35]. С.Н. Ениколопов определяет агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, которое противоречит всем нормам человеческого существования и наносит вред, а зачастую физический ущерб, психический стресс (переживание, состояние страха, угнетенности и т. д.) объектам нападения [15]. В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (З. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Дж. Доллард, А. Бандура и др.) [33]. А. Басс дает следующее определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [3]. Н. Зильманн ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [7]. Р. Кратчфилд и Н. Нилсон определяют агрессию как вид поведения, наносящий вред другому [27].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg