Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Сберегательные банки в России.

ikonowosky2016 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2019
Объект исследования данной курсовой работы - Сберегательный Банк Российской Федерации. Цель исследования – рассмотреть место и роль Сберегательного Банка в экономике России. Из сформулированной цели вытекают следующие задачи: 4. Определить основные функции Сбербанка России. 5. Рассмотреть пассивные и активные операции Сбербанка. 6. Сделать вывод о роли Сберегательного банка РФ в банковской системе России. Цели и задачи исследования будут достигнуты в ходе анализа новейшей экономической литературы и последних статистических данных.
Введение

Сберегательный банк Российской Федерации ведет свою историю от сберегательных касс, первые из которых были учреждены по Указу императора Николая I от 30 октября 1841 г. "по уважению пользы, какую могут приносить сберегательные кассы как в хозяйственном, так и в нравственном отношении". Сберегательные учреждения открывались с целью "доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом малых остатков от их расходов в запас на будущие надобности". В 1895 г. был принят новый Устав сберегательных касс. Сберегательные кассы стали называться государственными, что обуславливало ответственность государства за целостность денег, вверяемых кассам. Если рассмотреть расцвет банковской системы и банковских реформ то перенесемся в 90-е годы ХХ столетия. Во второй половине 80-х гг. страна претерпевала очередной социально - экономический кризис, что существенно влияло на деятельность сберегательных касс. Государственный внутренний долг с 1984 по1989 гг. вырос более чем в два раза и к 1990 г. составил 400 млрд. руб., из них 360 млрд. руб. были покрыты ресурсами банковской системы, преимущественно бесплатно и бессрочно. Важным методом оздоровления экономики должна была стать кредитная реформа, направленная на реорганизацию государственных банковских структур в акционерные коммерческие банки, ликвидацию искусственной монополии государства на использование сбережений населения. Банковская реформа, проводимая в России в конце 80-х гг., предусматривала переход к двухуровневой банковской системе: центральные банки - специализированные банки. Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц. Следующим шагом к обретению независимости стало принятое в июле 1990 г. Постановление Верховного Совета РСФСР, в соответствии с которым Российский Республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в декабре 1990 г. Сберегательный банк РСФСР преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически утвержденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 г. и зарегистрировавший свой Устав в Центральном банке РСФСР 20 июня 1991 г. Рассматривая тему настоящей курсовой работы, можно сказать о том, что банки называют кровеносной системой, пронизывающей все народное хозяйство. Если быть совсем точным, такой системой являются денежные расчеты. В процессе расчетов деньги текут во всех направлениях, проникают во все поры хозяйственного организма. При этом происходит обмен товарами на деньги, являющийся важнейшим фактором рыночного хозяйства. Поэтому актуальность и практическая значимость операций, проводимых Сбербанком бесценна в жизни экономики страны. На данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные акты в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране. Основной частью денежного оборота (80-90 %) является безналичный платежный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований. Участниками отношений являются объединения, предприятия, организации, банковские и финансовые органы, и население. Безналичный платежный оборот полностью проходит через банковские учреждения, в которых ведутся счета предприятий и организаций.
Содержание

1. Введение 2. Этапы становления и развития сберегательного дела в России. 3. Организационная структура Сбербанка. 4. Пассивные и активные операции Сбербанка. 5. Проблемы и пути совершенствования деятельности СБ РФ. 6. Практическая часть 7. Заключение 8. Список литературы 9. Содержание 10. Приложения
Список литературы

1. ЭБС Университетская библиотека ONLINE: а) Алиев, А.Т. Деньги. Кредит. Банки : учебное пособие – М.: Флинта, 2017. - 293 с. 2. б) Малахова Н.Г. Деньги, кредит, банки. Конспект лекций. Учебное пособие. – М.: А-Приор, 2014. – 126 с. 3. Алиев, Б. Х. Деньги, кредит, банки: учебное пособие /Б.Х Алиев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 288 с. 4. Полотницкий, М. И. Курс экономической теории: учебное пособие / М.И. Полотницкий. – М.: Интерпрессервис, Лисанта, 2013. – 496с. 5. Поляк, Б. И. Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б. И. Поляк. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 с. 6. Райзберг,Б. А. Курс экономики /Б.А. Райзюберг. – М.: Инфра – М, 2013. – 672с. 7. Сенчагов, В. К. Финансы, денежное обращение и кредит / В.К. Сенчагов. – М.: Проспект, 2014. – 720с. 8. Деньги. Кредит. Банки: учебник для студентов вузов по экон. специальностям / под ред. О. И. Лаврушина; Финансовая акад. при Правительстве РФ . – 7-е изд., пер. – М.: КНОРУС, 2008. – 560 с. 9. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие для студентов вузов экон. специальностей / Т.Г. Гурнович [и др.] ; СтГАУ. – Ставрополь : Ставролит, 2011. – 160 с. 10. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие для студентов вузов экон. специальностей / под общ. ред. Ю. М. Скляровой ;СтГАУ. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика ; Ставрополь : АГРУС, 2011. – 352 с. 11. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г., ред. от 22.07.2008 г., от 09.02.2009 № 7-ФЗ); часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95 г., ред. от 30.12.2008 г. № 308-ФЗ); часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001 г., ред. от 30.06.2008 г. № 105-ФЗ); часть четвертая от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006 г., ред. от 08.11.2008 г. №2 01-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс : Высшая школа. 12. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 03.11.2010 г. № 245-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс : Высшая школа. 13. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 27.07.2010 г., с изм. 07.02.2011) // СПС КонсультантПлюс : Высшая школа. 14. Российская Федерация. Правительство. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2-П) (ред. от 22.01.2008) // СПС КонсультантПлюс : Высшая школа. 15. Российская Федерация. Правительство. Положение о правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П) (ред. от 31.10.2002) // СПС КонсультантПлюс : Высшая школа. 16. Владимирова, М. П. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / М. П. Владимирова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КноРус, 2007. 17. Воронин, В.П. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. / В.П. Воронин, С.П. Федосова. – М.: Юрайт-Издат, 2008. 18. Денежное обращение и банки: учеб. пособие / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М. : Финансы и статистика, 2007. 19. Деньги, кредит, банки : учебник / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2008. 20. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги: практикум, 2-е изд. / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 431 с. 21. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для ВУЗов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева. – М.: ЮНИТИ. – 2007. – 479 с. 22. Жуков, Е.Ф. и др. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов. / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Зеленкова; под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 783 с. 23. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В. П. Климович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 24. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие. / Г.М. Колпакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 496 с. 25. Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 26. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: экспресс-курс. / О.И.Лаврушин – М.: КноРус, 2009. 27. Романовский, М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. / М.В. Романовский, О.В. Врублевская – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.
Отрывок из работы

1 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ Современное сберегательное дело в России, как и в других зарубежных странах, имеет определённую историю своего становления, а исторические корни могут помочь в исследовании и в оценке перспектив развития. Несмотря на трудности, которые складываются в результате политической и экономической обстановки в стране и в мире сберегательное дело в России, не просто продолжает функционировать, но и успешно развивает свою деятельность, стараясь обеспечить защиту финансовых интересов своих клиентов. Совершенствование организации сберегательного дела в условиях рыночных преобразований стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России. Первый этап: конец XVII века – 1861гг. Первый этап связан, во-первых, с принятием ряда государственных законопроектов, на основании которых намечалась будущая работа сберегательных учреждений и, непосредственно, с образованием в России первых сберегательных институтов – сберегательных касс. Во-вторых, с определением основного функционального назначения сберегательных касс в Российской империи – «прием небольших сумм на сохранение для приращения процентов» от мелких вкладчиков – населения. Известно, что в России первая инициатива организации сберегательного дела принадлежит государству. Если на Западе сберегательные учреждения возникали, в основной своей массе, по решению общественных организаций и лишь со временем «удостаивались» законодательного регулирования, то в императорской России, где роль государства по традиции была доминирующей, именно правительство стало инициатором появления и развития сберегательных учреждений. Считается, что первый подобный проект относится еще ко времени правления Екатерины II. Уже позднее, в 1826 г. Николай I поставил вопрос о разработке проекта общеимперской организации сберегательных касс при Приказах общественного призрения. Исходя из опыта работы сберегательных касс в Германии и некоторых других европейских странах, рассмотревший данный вопрос Государственный совет Российской империи признал необходимость их организации в России. Но в результате того, что по оценкам большинства руководителей местных Приказов (заключавшим в себе статистические данные об очень низком уровне жизни бедного класса) Совет вынес решение о невозможности в этот период создания широкой сети сберегательных институтов. В итоге данный проект был отложен до середины 1830-х гг. В этот же период член Совета Министр финансов граф А.Г. Кушелев-Безбородко предлагает новый проект организации сберегательных касс во всех уездных городах Российской империи. В последствие данный проект стал основой функционирования созданных уже позднее сберегательных касс в Российской империи, но в данный период не был реализован из-за своей масштабности и грандиозности – необходимо было организовывать несколько сот сберегательных касс сразу, реально же, государство не имело такой возможности. Родоначальником сберегательного дела в России считается Е.Ф. Канкарин, возглавляющий Министерство финансов в 1824-1844 гг. Он способствовал разработке и подписанию в октябре 1841 г. Николаем I первого Устава сберегательных касс и учреждению первых сберегательных касс: сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве, а несколько позже и в Одессе. Первые два десятилетия существования этих сберегательных институтов не стали периодом значительного их развития (при этом деятельность уставных сберкасс оставалась незначительной и малопривлекательной не только в силу организационных недочетов – малой распространенности и бюрократизации, но и конкуренции собственно банков, среди которых Заемный банк и сами Приказы общественного призрения также могли наравне со сберкассами принимать и самые мелкие суммы). Процесс распространения этих учреждений после 1849 г. был прекращен, а сумма вложенных вкладчиками денег увеличивалась очень медленно. Положение стало постепенно меняться лишь после ликвидации крепостного права и с принятием первого варианта нового Устава в 1862 г. – с этого момента, на мой взгляд, начинается второй этап в развитии сберегательного дела в России. Второй этап: 1862-1895гг. Выделение данного этапа в развитии российского сберегательного дела предопределили радикальные преобразования эпохи «великих реформ» 1860-х гг., коренным образом изменивших облик России, одним из которых явилась и «реорганизация кредитной системы страны». Период с 1862-1864 гг. стал временем реформы Устава сберкасс, который был утверждён и подписан Александром II 16 октября 1862 г. и, одновременно, временем принятия Положения о городских (муниципальных) банках, при которых с 1864 г. разрешалось открывать и сберегательные учреждения. По Уставу, сберкассы были переданы в полное ведение Министерства финансов, при этом управление кассами было возложено на Государственный банк под наблюдением Министерства финансов. С введением в действие нового Устава в 1862 г., обе столичные кассы – Санкт-Петербургская и Московская кассы – сохранялись (с остатком денежных средств на сумму 8,5 млн. руб.) и переходили в подчинение Государственного банка. Причем все губернские сберегательные учреждения (городские (муниципальные) сберегательные учреждения) подлежали ликвидации, а взносы вкладчиков – возврату. Самым сложным временем для сберкасс и, соответственно, для развития сберегательного дела, в этот период оказались первые два десятилетия пореформенного периода, когда общая сумма вкладов не только не возрастала, но неуклонно сокращалась. Последующее десятилетие стало для отечественных сберегательных учреждений переломным, так в 1880-е и 1890-е годы коренным образом изменилось место и значение касс в жизни государства. Развитие сберкасс в этот период было основано на предоставлении клиентам различного рода новых услуг: кассы стали принимать вклады на имя детей, выдавать сбережения умерших клиентов их наследникам, переводить средства их одной кассы в другую. В 1888 г. кассы впервые начинают работать с юридическими лицами, в частности, был разрешен прием средств на сумму свыше 1 тыс. руб. от церквей и монастырей и за счет штрафных капиталов предприятий, которые по закону 1887 г. должны были расходоваться на нужды самих рабочих. Общее количество юридических лиц, имевших счета в сберкассах за период с 1888-1895 гг., не превышало более 8% всего состава вкладчиков. При Александре III наметилось реальное стремление правительства к расширению сберегательного дела и развитию российской сберегательной системы. В частности, в 1881 г. это привело к повышению процента в сберкассах (с 3% до 4%), а с 1884 г. сберкассы стали учреждать при всех губернских и уездных казначействах и в важных торгово-промышленных центрах страны. При этом государственная политика в организации сбережений сводилась «к мобилизации средств, накопленных в сберегательных кассах, которые в дальнейшем использовались государством с целью облегчения конверсий внутренних государственных займов в 1891 г. и 1894 г., а также для реализации железнодорожных займов». Вкладчиками сберкасс в этот период стали миллионы жителей России. Что касается распределения вкладов частных лиц, то при оценке сберегательных операций, характерных для этого этапа, в распределении вкладов наблюдалось увеличение количества мелких взносов частных вкладчиков и изменения в профессиональном составе основных вкладчиков сберкасс. На начало 1860-х гг. структура вкладов (по суммам вкладов) имела следующий вид: более половины всего остатка денежных сбережений приходилось на вклады свыше 500 руб., около 2/5 взносов – на вклады от 100 до 500 руб. и более 1/9 части приходилось на мелкие вклады до 100 руб., причем самые мелкие взносы – до 25 руб. составляли около 2% всей суммы вложенных денег. Так, по данным Государственного банка по городским сберегательных кассам за 1963 г., известно, что взносы в этот период осуществлялись преимущественно максимально допустимыми суммами, т.е. 85% внесенных денег относились к вкладам от 21 до 25 руб., что соответствовало предельной норме, допускавшейся при единовременном взносе. Несколько другая картина наблюдается на конец рассматриваемого периода. Так, взносы размером от 25 до 100 руб. в 1895 г. составляли около 1/4 их общего количества, и в совокупности с первой категорией (до 25 руб.) число мелких вкладов достигло 60,1%, т.е. 3/5 всего числа вкладов. В этот же период вклады от 100 до 500 руб. составляли 27%, т.е. не более 1/4 общего числа вкладов, а взносы свыше 500 руб. – около 12,9% или 1/8 всего числа внесенных денежных средств. Одновременно с этим численность действовавших касс достигла четырехзначной цифры. Число сберегательных учреждений при казначействах возросло с 42 в 1884 г. до 614 в 1895 г., а при отделениях Государственного банка с 58 в 1882 г. до 125 в 1895 г.. Значительное увеличение количества сберкасс произошло после их учреждения при таможнях, фабриках и заводах и особенно при почтово-телеграфных конторах. Общее развитие сберегательной системы в России в рассматриваемый период достигло достаточно высокого уровня. Этот этап развития сберегательной системы характеризуется тем, что в это время сберегательные учреждения начинают воплощать в жизнь, выработанную Министерством финансов (совместно с Государственным банком) общегосударственную сберегательную политику, не только с точки зрения привлечения средств вкладчиков, но и с учетом дальнейшего размещения сберегательного фонда (осуществления инвестиционной деятельности). Так, по принятому Уставу в 1862 г., свободные суммы сберкасс могли направляться на следующие основные цели: вложения в банковские билеты различных выпусков и другие правительственные ценные бумаги, в том числе процентные облигации внутреннего займа, процентные конвертированные бумаги; покупка консолидированных облигаций российских железных дорог, гарантированных государством; вложение в выпуски свидетельств Крестьянского поземельного банка и в выпуски закладных листов Дворянского земельного банка. Так, в этот же период (в 1865 г.) в Рождественской волости Костромской губернии возникло первое ссудо-сберегательное товарищество – специализированное сберегательное учреждение. Согласно уставу, задачи ссудо-сберегательного товарищества состояли в создании оборотного капитала для занятий его членов земледелием и промыслами. Вносимый пай составлял 50 руб. с правом на кредит в полуторном размере. Срочные вклады обеспечивались круговой ответственностью членов товарищества (уже к 1.01.1881 г. в России имелось уже 729 товариществ с числом членов более 183 тыс. человек с паевым и запасным капиталом в 5 млн. руб., вкладами в 3,1 млн. руб., займом в 3,4 млн. и ссудами – 11,2 млн. руб.). Таким образом, с гигантским ростом сберегательных учреждений на рубеже 1880-1890-х гг. явственно обозначилась необходимость реформы Устава 1862 г. В подготовленном в 1893 г. проекте нового Устава высказывалась мысль о дополнительном расширении круга совершаемых операций сберкассами, о гарантиях сохранности привлеченных средств и хранении тайны вкладов, о прядке прохождения процесса открытия новых касс и т.д. Одновременно, стало очевидным, что по мере развития сберегательного дела в России денежные накопления населения, хранившиеся в сберкассах, все активнее стали вовлекаться в развитие народного хозяйства (привлеченные средства населения инвестировались в железнодорожное строительство, в операции государственного земельного кредита и т.п.). Всем этим в совокупности, на мой взгляд, и ознаменовался новый этап развития российской сберегательной системы. Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.) Третий этап развития российского сберегательного дела (его временные границы - с 1896 г. по 1916 г.) можно определить как новый этап становления сберегательной системы, период реформирования сберегательного дела. Казенные сберкассы становятся основными аккумуляторами народных сбережений в Российской империи, обеспечивая доступ к сберегательным операциям самому широкому кругу населения. Прежде всего, данный этап характеризуется принятием нового Устава сберегательных учреждений. Новый Устав сберегательных касс был одобрен Государственным советом и 1.06.1895 г. утвержден Николаем II. По Уставу в основе деятельности сберкасс была заложена несколько скорректированная «французская сберегательная модель». При этом за сберегательными кассами официально закреплялся статус «финансового подспорья» правительства. При разработке нового Устава министром финансов С.Ю. Витте был всесторонне изучен опыт развития некоторых европейских сберегательных систем с целью нахождения наиболее благоприятного варианта для российской экономики и базы развития российского сберегательного дела. Приемлемыми оказались системы пяти стран: Великобритании, Франции, Австрии, Италии, Германии (в этих странах эволюция сберегательного дела шла, по пути усиления роли государства на всех отрезках организации сберегательного процесса). Так, в Англии, Франции, Австрии и Италии существовало два самостоятельных типа сберегательных касс: частные (общественные) и государственные. В Англии к первому типу относились так называемые «доверительные» кассы, второй был представлен введенными в 1861 году государственными почтовыми кассами. К 1900 г. в Великобритании действовало 1625 почтовых касс с привлеченными ресурсами в сумме 135 млн. фунтов стерлингов и 230 частных касс с привлеченными ресурсами в сумме 56 млн. фунтов стерлингов. Во Франции подобным образом действовали как частные, так и введенные в 1881 году по примеру Англии, государственные почтовые кассы. К 1914 году в государственных кассах было сосредоточено около 1,8 млрд. франков, в неправительственных – 4,0 млрд. франков. Кассы в законодательном порядке обязаны были помещать собранные средства в государственную ренту, государственные ценные бумаги. В Германии практически все кассы сохранили общественный характер управления и инвестирования капиталов, обладая правом вести активные операции, в том числе предоставляя различные виды кредитов. К 1900 году в Германии насчитывалось 2685 сберегательных касс с 8,6 млрд. марок вкладов и 8,9 млрд. марок активов. Размещая сбережения в кредиты, германские кассы приобретали характер народных банков (около 2/3 их капиталов было инвестировано в ссуды под залог недвижимости и 1/4 в процентные государственные ценные бумаги). Государство, не отвечало по обязательствам касс, потому не вмешивалось в их деятельность, предоставляя свободу в распоряжении своими средствами. Таким образом, опыт Франции был наиболее удачным на взгляд С.Ю. Витте, поэтому основные характеристики сберегательной системы Франции легли в основу работы сберегательных учреждений Российской империи. По Уставу 1895 года, российские сберегательные кассы, являясь по существу правительственными, получали официальное название «государственных»; правительство гарантировало сохранность привлеченных сбережений вкладчиков, кассы обязывались хранить тайну вкладов, о состоянии которых имели право сообщать только самому вкладчику или его наследникам и т.п. В административном отношении общее руководство кассами возлагалось на специальное Управление во главе с управляющим, являющимся одновременно одним их директоров Государственного банка. В соответствии с новым Уставом в круг основных операций сберегательных касс вошли: - прием вкладов с одновременной выдачей сберегательной книжки (вклады до востребования, условные взносы, взносы с особым назначением: на детей до их совершеннолетия, «на погребение» и т.п.); - приобретение ценных бумаг по поручению клиентов касс; - услуги по переводу вкладов в другие сберегательные учреждения; - предоставление ссуд и другие операции. Клиенты, имевшие вклады в кассах, делились на две группы: единоличные (граждане) и коллективные (юридические лица). Число вкладчиков в рассматриваемый период увеличивалось весьма неравномерно. Так, если до 1903 года наблюдалось постоянное увеличение и приток числа клиентов, то в 1905 году из-за политической нестабильности в стране рост организованных сбережений был прерван. Уже на протяжении 1906-1909 гг. ситуация несколько изменилась, темп прироста денежных сбережений и количества сберегательных книжек был невелик. Так, прирост сберегательных книжек в 1909 г. составил 350 тыс., 677 тыс. в 1906 г. и 545 тыс. в 1907 г. За первое десятилетие после принятия Устава 1895 г. вклады возросли на 119%, а по отдельным районам – от 113 до 192%: в Сибири – на 192%, в Средней Азии – на 162%, в Европейской России и на Кавказе – на 113%. Средняя сумма вкладов на одного жителя Российской империи возросла на 189%, а средняя сумма вклада на одну сберегательную книжку колебалась – наименьший размер вклада был в 1900 г. и составил 78 руб., а наибольший – в 1915 г. и составил 236 руб. В составе вкладчиков по роду их занятий, на протяжении всего дореволюционного периода значительных изменений не произошло. Оценивая количественный и качественный состав действующих на данном этапе сберегательных учреждений, то, наряду со столичными кассами, кассами при учреждениях Государственного банка, при казначействах и др., в 1900-1902 гг. открылись кассы при станциях казенных и частных железных дорог. Их значение заключалось в том, что наряду с почтово-телеграфными, железнодорожные кассы дали возможность приблизить сберегательные операции к населению тех местностей, которые были значительно удалены от городских центров. В 1902 г. были введены сберкассы на судах военного флота и при казенных винных складах, но на практике таких касс действовало мало. В целях развития и популяризации сберегательной идеи с начала 1900-х гг. учреждались кассы при низших и средних школах, заведовали которыми представители учительского коллектива. За семь последних лет перед I мировой войной произошел громадный сдвиг в развитии сети сберегательных учреждений и масштабе их операций. Сеть сберегательных учреждений к 1914 году состояла из 1026 центральных касс с 1286 отделениями (при учреждениях Госбанка, казначействах, управлениях железных дорог), 5964 почтово-телеграфных касс, 111 фабрично-заводских и 166 волостных касс. С конца 1916 г. было открыто около 2000 приходских сберкасс под руководством приходского духовенства. Защита и сохранение сбережений населения, хранящихся в государственных сберегательных кассах - были приоритетом государственной сберегательной политики этого этапа. Так, 30 мая 1905 года был принят закон "Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс", в котором предусматривалось страхование доходов и капиталов сберегательными учреждениями по желанию клиентов. Сберкассы приступили к страховым операциям с февраля 1906 г. Операции по страхованию для сберегательных касс ограничивались следующими видами: 1. Страхование вкладов на случай внезапной смерти до 5 тыс. руб. 2. Страхование пенсий размером до 600 руб. в год. Всего страхованием к 1.01.1916 г. занимались более 7,5 тыс. касс почти из 10 тыс. Процесс развития этого вида услуг шел достаточно медленно и до первой мировой войны не приобрел широкого распространения. Сберкассы носили статус государственных учреждений. Регулирование создание сберегательных касс и их операционной деятельности является основным направлением сберегательной политики государства. Это связано, с тем, что "стекавшиеся" в фонды сберкасс денежные средства населения и предприятий, играли одну из ведущих ролей в организации и поддержании государственного кредитования. В этот период происходит событие, которое явилось первым шагом по превращению сберегательных касс кредитные учреждения. В 1910 г. в законодательном порядке из сумм касс разрешалось отчислять до 20 млн. руб. ежегодно (с возрастанием этой суммы в зависимости от увеличения денежных вкладов) в ссуды учреждениям мелкого кредита на образование и увеличение их основных капиталов. Развитие сберегательных касс на рубеже XIX - начала XX веков было отмечено опережающим темпом прироста операций по сравнению с численностью сберегательных учреждений, что является положительным моментом в развитии российской сберегательной системы. По некоторым оценкам темпы развития сберегательного дела в России в этот период опережали многие европейские страны. В последствие период политической нестабильности (связанный с событиями русско-японской войны, первой российской революцией, началом первой мировой войны и пр.) отразился негативным образом на деятельности государственных сберегательных учреждений, что несколько притормозило и развитие сберегательной системы. В уровень развития сберегательного дела за анализируемый период можно оценить как удовлетворительный. Четвертый этап: 1917-1988 гг. Четвертый этап в жизни российской сберегательной системы можно охарактеризовать как период временного распада системы - ее восстановление (уже в новой форме) - и вновь постепенное развитие и стабилизация. Данный этап можно условно разделить на два "подэтапа": первый - это период с 1917 г. по 1921 г. (кризис сберегательного дела), второй - с 1922 г. по 1987-1988 гг. (выход из кризиса и дальнейшее развитие сберегательного дела). Период после прихода к власти большевиков и до окончания гражданской войны в стране (1917 - 1921 гг.) стал одним из самых драматичных в истории развития российской сберегательной системы и отечественного сберегательного дела. Уже в конце 1917 г. - начале 1918 г. под воздействием общенационального кризиса деятельность сберегательных касс практически замерла; они формально были сохранены, но операций практически не производили. Запиской, принятой управлением Наркомата финансов в 1918 г. "О значении восстановления деятельности сберегательных касс в полном объеме для интересов трудового населения", была восстановлена операционная деятельность касс, находившаяся под ведением вновь воссозданного Управления сберегательных касс. Декретом ВЦИК "государственные" сберегательные кассы были переименованы в "народные" сберегательные кассы. Декретом СНК РСФСР "Об организации страхового дела в Российской республике", принятого в ноябре 1918 г., было решено, что страхование жизни при государственных сберегательных кассах производится на прежних основаниях. Что касается вкладчиков этого времени, то в связи с возникшим недоверием к сберкассам, вклады в кассах имели мизерный процент от всех сбережений населения. Все сбережения население хранило в натуральных формах: в продуктах (соль, спички), топливе и др. Период полной дезорганизации финансово-денежного хозяйства страны за годы революции и гражданской войны, с осени 1918 г. привел к полному свертыванию операций сберкасс, а к концу гражданской войны - система сберегательных учреждений и сберегательное дело в России оказались полностью разрушено. Следующим переломным моментом в развитии российской сберегательной системы стало время "новой экономической политики", когда законодательно был определен статус и функции сберегательных учреждений. Так, 26 декабря 1922 г. было принято постановление СНК РСФСР "Об учреждении государственных сберегательных касс", которые 27 декабря в Постановлении 10-го Съезда Советов получили название "трудовых сберкасс" и Совнарком утвердил Положение "О государственных трудовых сберегательных кассах". Согласно новому Положению, сберегательные кассы могли принимать вклады: до востребования, вклады на условные и текущие счета. При этом все образующиеся за счет превышения поступлений по вкладам над выдачами свободные средства - стабильный остаток вкладов и текущая прибыль - подлежало зачислению на текущий счет Госбанка. Первая подобная сберегательная касса была открыта 11 февраля 1923 г. на Красной Пресне в Москве. В начале организация сберкасс была возложена на Валютное управление Наркомата финансов. Затем, в составе Наркомата было образовано Главное управление государственных трудовых сберегательных касс, которое возглавило работу системы сберкасс. Сберегательная политика государственных трудовых сберкасс этого периода имела принципиальные отличия от сберкасс царской России. Работая по принципу "общественности" - на основе проведения агитационной и пропагандистской деятельности с привлечением работников профсоюзов и партийных работников, через прессу и т.п. - они были призваны аккумулировать средства населения. Все привлеченные средства от населения направлялись, с учетом интересов государства, на развитие народного хозяйства. Одновременно с трудовыми государственными сберкассами в 1923 году появляются посреднические кассы. Кассы этого типа могли открываться при каждом предприятии или учреждении по желанию рабочих и служащих и уже к 1.01.1926 г. сеть посреднических касс состояла из 2489 касс, а привлеченные ими вклады достигли величины 2 млн. руб. Также этот период характеризуется "восстановлением" сберегательной системы. С проведением денежной реформы 1924 г. у населения формы натурального сбережения начали заменяться на денежные, которые по назначению можно разделить на три типа: сбережения производственно-целевого назначения; сбережения потребительско-целевого назначения; сбережения текущих остатков кассовой наличности. Так, с 1925 г. наблюдалось достаточно быстрое развитие сберегательных операций в сберегательных учреждениях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Банковское дело, 38 страниц
1200 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg