Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Мониторинг в управлении качеством дополнительного образования детей.

ikonowosky2016 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2019
Объект исследования – педагоги и завучи «МАУ ДО ДШИ «Гармония»» Предмет исследования – мониторинг в управлении качеством дополнительного образования детей. Цель исследования – выявить профессионально-личностную готовность педагогов и завучей «МАУ ДО ДШИ «Гармония» к обеспечению учебно-личностных достижений учащихся. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач: 1. Изучить что такое мониторинг; 2. Систематизировать знания о мониторинге; 3. Познакомиться с видами, функциями, принципами и целями мониторинга; 4. Научиться применять полученные знания в разработке собственного мониторинга. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды: Каргиной З.А. «Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования», Щербаковой А.В., Осиповой П.В., Патрушиной Л.И «Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей», Осьмининой А.И. «Управление качеством дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования», так же справочная литература и интернет источники. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического уровня: изучение и анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования могут служить базой для дальнейшего более глубокого рассмотрения проблемы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность. Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. В современном мире “образование” стало пониматься шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Образование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний рост индивида. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.[26] Концепция направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на: 1. Создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; 2. Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; 3. Формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; 4. Обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; 5. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; 6. Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. [26] Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества. Взаимосвязь качества образования с характером развития страны является проблемой всех развитых стран. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. В 1992 году Министерством образования была разработана концепция управления качеством образования, цель, которой является определение направлений проведения научных и практических работ для непрерывного повышения качества предоставляемых образовательных услуг и защиты интересов граждан и государства в получении высококачественного образования.[23] Приказом Министерства образования России от 17 июля 1998 г. № 1941 утверждена структура центрального аппарата министерства, включающая в числе прочих подразделений - Управление контроля качества образования.[23] Государственная система управления качеством образования - это совокупность организационной структуры, ресурсов, мероприятий, процессов и процедур, проводимых на нормативной базе, изложенной в стандартах, правилах и инструкциях и обеспечивающей осуществление общего руководства качеством работы образовательных учреждений.[2] Под эгидой ЮНЕСКО проводятся исследования качества образования в разных странах, в том числе и в России. Данные этих исследований говорят не только о том, что чьи-то ученики отстают или опережают других по некоторым параметрам знаний, но еще и о том, что качество образования в разных странах оценивается с помощью разных критериев или при разных весовых показателях для одинаковых критериев, т.е. по-разному. Сегодня к дополнительному образованию, не смотря на его особенности, предъявляются те же требования, что и к любой педагогической деятельности. Одним из главных требований является результативность. Важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей. Поэтому неотъемлемой частью педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования является мониторинг. Стремление рассмотреть подробнее данную тему, выдвинуло перед нами проблему исследования – качество дополнительного образования. Степень научной разработанности проблемы. Наиболее глубокие теоретические работы по мониторингу в управлении качеством дополнительного образования детей написаны Осьминининой А.И., Журкиной А.Я., Балебановой Е.В. Недостаточная степень разработанности проблемы позволили сформулировать цель, объект, предмет и задачи исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ………………………………………………………………….……….8 1.1. Современные подходы к пониманию термина качество образования………………………………………………………………..8 1.2. Сущность процесса управления качеством образования……………………………………………………………..13 1.3. Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования……………………………………………………………..17 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ….……………………………………………………………………….22 2.1 Сущность мониторинга в дополнительном образовании детей………22 2.2 Профессионально-личностная готовность педагогов и завучей «МАУ ДО ДШИ «Гармония» к обеспечению учебно-личностных достижений учащихся………………………………………………………….31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…39 ЛИТЕРАТУРА……………..………………………………………………….41
Список литературы

1. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: (По итогам научно-практической конференции) // Внешкольник. – 2006. – № 11. 2. Багутдинова Н., Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. — 2008 — №?9. 3. Балебанова Е.В. Методические рекомендации «Педагогический мониторинг: основные идеи и практическое применение». Сборник из опыта работы. - М.: ГБОУ МДНТХТ ОСПО, 2012. - 17 с. 4. Бордовский Г. А., Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. — СПб.: Нева, 2007 — 359 с. 5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей / Доп. образование.-2004- № 12 6. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с. 7. Железнова Л.Б., Управление качеством дополнительного образования http://bank.orenipk.ru/Text/t43_11.htm 8. Золотарева А.В. Мониторинг: понятия, подходы, тенденции. Часть 1. – Ярославль, 2005. 9. Золотарева А.В. Организация мониторинговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Часть 2. – Ярославль, 2005. 10. Золотарева А.В. Связь мониторинга и программного обеспечения деятельности УДО. Часть3. – Ярославль, 2005. 11. Золотарева А.В. Особенности технологий мониторинга результатов деятельности УДО. Часть 4. – Ярославль, 2005. 12. Иродов М. И., Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе /М.И. Иродов, С. В. Разумов // Университетское управление. 2007. N 2(25). 13. Информационный портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/ 14. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель,2009. – 377 с. 15. Каргина З.А. Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: мастерство и творчество». Сборник №4// Редактор-составитель–М.: СОУО ДОМ, 2005. – С.77-78. 16. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная пресса.2006г.-96с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып.77) 17. Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования // Внешкольник. – 2007. – № 2. 18. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-sistemy-upravlenijakachestvom-dopolnitelnogo-obrazovanija-detej-v.html 19. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/ авт. – сот. Г. П. Попова и др., - Волгоград: Учитель, 2007 20. Осьминина А.И. Управление качеством дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 2008. 21. Поташник М. М., Управление качеством образования, М: Антэк, 2007. 22. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года http://sovetudod.clan.su/n_baza/mejved_prog.doc 23. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846/ 24. Назарова О. Л., Теоретические основания управления качеством образовательного процесса в колледже /О.Л. Назарова // Вестник ОГУ. — 2008. — №?6. 25. Назарова О. Л., Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. /О.Л. Назарова. — М.: Просвет, 2008. — 81 с. 26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. доп., вступ. в силу с 06.05.2014). Ст. 2. 27. Шестопалов Т. С., Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. — СПб: Юнити, 2008. — 49 с. 28. Щербаков А.В., Осипов П.В., Патрушина Л.И. Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей http : // yandex. ru / clck / jsredir ? from = yandex. ru %3 Byandsearch %3 Bweb %3 & text =% D 1%81% D 0% B 8% D1%81%
Отрывок из работы

1. Современные подходы к пониманию термина качество образования Понимание термина "качество образования" - одна из самых сложных проблем российского образования. Традиционно и официально используемая система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому" качество " трактуется сегодня достаточно неоднозначно. Если учитывать сложность интегральной концепции качества образования, то ее изучение требует системного подхода, что позволяет рассматривать проблему в целом. То есть выявить факторы, влияющие на проблему, установить степень влияния этих факторов на проблему и друг на друга, принять решение с учетом этих влияний и взаимовлияний. Необходимым условием понимания управления качеством в образовании является понимание различных ценностей качества. В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать - это и значит обладать качеством. [2] В педагогическом терминологическом словаре качество определяется как объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. [20] По международному стандарту качество является совокупностью свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [16] Количественная характеристика указанных свойств называется показателем качества продукции. Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. [18] Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. Исходя из вышесказанного, под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.[21] Рассматривая качество образования, выделяются внешние и внутренние свойства. Причиной такого деления можно назвать восприятие учреждения дополнительного образования как социально-педагогическую систему. Для нее характерно, что с одной стороны есть взаимодействие составляющих ее компонентов, а с другой стороны происходит активное взаимодействие с внешней средой. Во внешней среде выделяют среду прямого воздействия, а так же среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия на учреждение дополнительного образования включает факторы, которые непосредственно влияют на образовательный процесс и испытывают на себе его влияние. Это - потребители образования: учащиеся, их родители, общественные организации, учреждения профессионального образования, армия, рынок труда; - источники трудовых ресурсов: педагогические и профессиональные лицеи и училища, институты, университеты; - конкурирующие образовательные учреждения; - институты повышения квалификации работников образования; - органы государственного управления и т.д. Среда косвенного воздействия на образовательное учреждение включает факторы, влияющие на образовательный процесс опосредованно: состояние экономики страны, социокультурная и политическая жизнь региона, достижения науки и т.д. Следовательно, качество образования можно определить как совокупность свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый - это соответствие стандартам или спецификации; второй - соответствие запросам потребителя. Первое “соответствие” часто означает “соответствие цели или применению”. Иногда его называют качеством с точки зрения производителя. Кто должен решать, являются ли услуги образовательного учреждения качественными? Ответ на этот вопрос предоставит информацию о достижениях и перспективах учреждения. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают. Рассмотрим понятие качества образования с точки зрения потребителей. Потребители делятся на две группы. Во-первых, это сам учащийся. Он как личность является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Здесь качество образования - усвоенные учащимся знания и умение использовать их - характеризует способность и возможность учащегося удовлетворить свои потребности: менять коллектив или направление деятельности, поступать в следующее по уровню образовательное учреждение, поступать на работу и так далее, то есть адаптироваться к социальным реалиям с той или иной степенью успешности.[4] Во-вторых, потребителями являются все те организации, учреждения и лица, которые принимают выпускников образовательных учреждений на работу, учебу или каким-то другим образом взаимодействуют с ними. Каждого из этой группы потребителей интересует свой набор образовательных характеристик и способностей выпускников, отвечающий его ведомственным и индивидуальным запросам. Не может быть качественного образования вообще, оно может быть качественным или не очень только по отношению к заранее устанавливаемым требованиям к параметрам образования, выступающим как цель. Но эта цель должна быть конкретной и известной всем заинтересованным лицам - возможным участникам совместной деятельности. На уровне содержания образования у личности и общества существуют значительные отличия в подходах к оценке качества образования. Организацию обычно не интересуют общетеоретические и общепрофессиональные знания входящего в нее нового сотрудника. Ей нужны такие выпускники учебных заведений, которые обладают конкретными знаниями соответствующего уровня и необходимыми для организации практическими умениями и навыками в предстоящей деятельности и способны расширять сферу этой практической деятельности. С позиции организации это и есть критерии качественного образования. Учащемуся же, делающему очередной шаг в новую для него жизнь, нужны не только конкретные предметные или профессиональные знания и умения. Для продолжения образования и, главное, для обеспечения собственной социальной защищенности в изменчивом окружающем мире человеку в соответствии с его наклонностями и интересами нужны и конкретные, и обще предметные, и общетеоретические знания. С позиции личности качественным будет именно такое образование. Подходы к определению и выбору характеристик параметров образования у этих двух групп потребителей - личности и социума - не столько различны, сколько иерархичны по своей природе. Социум является внешней средой по отношению к конкретной личности и поэтому диктует условия по параметрам образования и их характеристикам. С другой стороны, общество состоит из людей, поэтому его потребности в образовании не превышают возможностей наиболее развитых его представителей. Реально они могут и должны быть на уровне выше среднего для соответствующих социальных групп общества. Задачей учреждения дополнительного образования будет предоставление возможности учащимся получить качественное с их позиций и позиции их родителей образование, соотнесенное с характером требований к качеству образования будущей организации - потребителя продукции образовательного учреждения. Таким образом, основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются: - наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку учащихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; - степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение; - уровень освоения учащимися выбранных ими специализированных образовательных программ; - уровень удовлетворенности учащимися результатами обучения. [20] 1.2. Сущность процесса управления качеством образования Встречаются едва ли не противоположные точки зрения на то, каким же должно быть содержание понятия «управление качеством образования». Наблюдается разброс суждений - от мнения, что «качеством управлять нельзя» до фактического отождествления «управления качеством» и «управления развитием» (когда под качеством подразумевается все, кроме количества). Что же касается управленческой науки, понятие «управление качеством» отнюдь не является в ней новым, его даже нельзя назвать молодым, поскольку сформировалось оно уже в 40-х годах нашего века. Характерно, что как бы ни изменялось его содержание, одно оставалось стабильным. Смысловым ударением всегда отмечалось именно «управление», ибо по поводу “качества” было все ясно. Предполагалось заведомо известным и не подлежащим обсуждению, какого именно качества необходимо достичь в результате управленческой деятельности. Удостовериться в таком положении вещей дают возможность дефиниции, опубликованные в достаточно авторитетном источнике - справочном пособии по стандартизированной и рекомендованной терминологии в области сертификации, испытаний и управления качеством. [11] Качество определяется в этом справочнике как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, обеспечивающая удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей». Что касается «управления качеством», оно трактуется как «методы и деятельность, используемые для удовлетворения требований качества». [20] Как видим, эти весьма лаконичные формулировки не оставляют простора для каких-либо фантазий по поводу самого «качества», а все интеллектуальные усилия предлагают сосредоточить на «методах и деятельности», направленных на достижение определенных (вполне конкретных в каждом случае) свойств и характеристик. Итак, мы имеем противоречие между довольно-таки абстрактным (пока) уровнем наших представлений о качестве образования, в том числе, дополнительного, и предельно конкретными характеристиками качества, предполагающимися в теории управления известными. С точки зрения образования качество интересует нас несколько в ином смысле, близком по значению с понятием «качественный уровень». В таком смысловом значении содержание понятия «управление качеством образования» сейчас активно формируется. Управление качеством образования - это обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов. [20] Таким образом, объектом управления в данном случае являются конструкционные (внутренние) и функциональные (внешние) свойства образовательного процесса, условий его протекания и результатов. Процедура управления качеством образования включает: • обеспечение проектирования качества образования; • образовательный мониторинг; • анализ собранной информации; • подготовку и принятие управленческого решения.[7] Рассмотрим подробнее каждую процедуру. 1. Обеспечение проектирования качества образования, т.е. определение образовательных стандартов. Основные объекты стандартизации - содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управление качеством образования - это приведение системы к стандарту. 2. Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Так как учреждение дополнительного образования не располагает ресурсами, позволяющими отследить качество выполнения всех образовательных стандартов, необходимо определить приоритетные объекты мониторинга. Ими должны стать наиболее важные, системообразующие компоненты образовательного процесса. Использование компьютерных систем может значительно повысить результативность мониторинга.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg