Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование деятельности казенных учреждений в Российской Федерации.

ikonowosky2016 2460 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2019
Объектом магистерского исследования являются общественные отношения, возникающие в области деятельности казенных учреждений в России. Предметом магистерского исследования выступают общественные отношения в сфере регламентации деятельности казенных учреждений в Российской Федерации на современном этапе. Целями настоящего исследования являются изучение теории и практики правового регулирования казенных предприятий, разработка и обоснование возможных путей развития законодательства о казенных предприятиях, а также предложений по совершенствованию механизма правового регулирования их деятельности, который позволит обеспечивать их стабильную производственно-хозяйственную деятельность. Для достижения указанных целей в исследовании поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть становление и развитие казенных учреждений в России в XVIII - начала XXI века; 2. изучить понятие, цели создания и принципы деятельности казенных учреждений в Российской Федерации; 3. проанализировать принципы деятельности казенных учреждений; 4. выявить проблемы финансовой деятельности казенных учреждений. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что настоящая диссертация является одним из первых комплексных научных исследований правового регулирования казенных предприятий в системе коммерческих юридических лиц с учетом их специальной правоспособности и особенностей правового режима имущества. Теоретические и методологические основы магистерского исследования. Методологическую основу магистерского исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а комплекс частнонаучных методов: логический, системно-структурный, сравнительно-исторический, историко-правовой, ситуативный, программно-целевой, системный, сравнительно-правовой, технико-юридический, анализа законодательства и судебной практики. Теоретической основой магистерского исследования явились труды российских и зарубежных дореволюционных и современных правоведов - представителей науки гражданского права, теории права: С.С. Алексеева, C.B. Артеменкова, З.А. Ахметьяновой, С.А. Боголюбова, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, Е.В. Васьковского, A.B.Бенедиктова, В.В.Витрянского, A.B. Городней, В.А. Дозорцева, И.В. Ершовой, О.С. Иоффе, A.B. Kapacca, H.B. Козловой, C.M. Корнеева, Н.И. Косяковой, Г.Б. Леоновой, Д.И. Мейера, К.А. Неволина, Ю.Н. Полетаева, Э.Г.Полонского, О.Н. Садикова, С.Б. Селецкой, А.П. Сергеева, Л.Л. Суворова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Ф.Н. Фаткуллина, М.Ю. Челышева, Г.Ф. Шершеневича и другие. Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные и Федеральные законы. Практическая база исследования основывается на анализе деятельности конкретных казенных предприятий и управления ими со стороны учредителей - собственников имущества предприятий. Магистерское исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава посвящена изучению становления и развития казенных учреждений в России; во второй части первой главы было осуществлено исследование понятия, целей создания и деятельности казенных учреждений. Во второй главе нами были изучены принципы деятельности казенных учреждений в Российской Федерации, а также проанализированы проблемы финансирования деятельности казенных учреждений.
Введение

Актуальность темы магистерского исследования предопределяется недостаточной степенью разработанности нормативной правовой базы о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, потребностью в теоретическом осмыслении отдельных вопросов гражданских правоотношений, связанных с казенными предприятиями, в том числе необходимостью анализа их гражданско-правового статуса, а также проблем, имеющихся в законодательном регулировании их положения и практической деятельности. Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики. В этой области к настоящему времени достигнуты определенные успехи: проведены либерализация экономики и приватизация объектов государственной собственности. Осуществленная в стране широкомасштабная приватизация привела к появлению в России значительного количества приватизированных предприятий и к резкому сокращению числа государственных и муниципальных унитарных предприятий. Создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту является медленный процесс преобразований на уровне предприятий. Особую актуальность данная тема приобрела в связи с тем, что в настоящее время в Российской Федерации фактически переживают свое второе рождение казенные предприятия, возникшие еще в XVIII веке и довольно широко распространенные в России до 1917 г. Несмотря на то, что казенные заводы имеют столь богатую историю, гражданско-правовой статус современных предприятий отличается от дореволюционного, поэтому имеется объективная необходимость в его глубокой научной разработке, выявлении теоретических и практических проблем, связанных с деятельностью казенных предприятий. Современное законодательство о казенных предприятиях стало развиваться только с 1994 г., что обусловило неразвитость теоретической и нормативной правовой базы их существования. Правовая основа создания и деятельности казенных предприятий заложена Указом Президента РФ 1994 г. «О реформе государственных предприятий», постановлениями Правительства РФ 1994 г. «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия», «О Порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)», Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Процесс законодательного оформления гражданско-правового статуса казенных предприятий был завершен Федеральным законом от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее -Закон об унитарных предприятиях). Однако многие теоретические и практические аспекты деятельности казенных предприятий законодательством не урегулированы. Основной проблемой в настоящее время является недостаточность либо отсутствие нормативной правовой базы, позволяющей обеспечивать их стабильную производственно-хозяйственную деятельность. Действующие нормы, регламентирующие гражданско-правовой статус казенных предприятий, зачастую противоречивы и не содержат исчерпывающей информации по многим вопросам (основания и порядок создания казенных предприятий; порядок отнесения федеральных казенных предприятий и находящегося в их ведении федерального имущества к необходимому для выполнения государством своих функций; планирование и финансирование деятельности казенных предприятий; права и обязанности Правительства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, уполномоченных ими органов по управлению казенными предприятиями, права и обязанности последних). Существующий порядок деятельности казенных предприятий нуждается в правовой систематизации, а нормативная правовая база, регламентирующая их гражданско-правовой статус, - в дальнейшем совершенствовании. Практика применения норм о казенных предприятиях также отличается противоречивостью, что обусловлено недостаточным развитием законодательства о казенных предприятиях. Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. По изложенным выше объективным причинам особое внимание научному исследованию особенностей гражданско-правового статуса казенных предприятий стало уделяться только после создания новой для наших экономической и правовой систем организационно-правовой формы предприятий - хозяйствующих учреждений в виде казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств, впервые провозглашенной Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий», и введения в действие с 1 января 1995 г. части первой ГК РФ, предусматривающей возможность образования федеральных казенных предприятий. Исследованная в настоящей работе проблематика, несмотря на свою новизну, частично уже становилась предметом анализа в работах современных российских правоведов. Однако существующий уровень ее разработки при наличии определенного количества научных работ является недостаточным. В связи с тем, что активные исследования указанной проблематики не проводились, назрела необходимость в проведении исследования правового регулирования отечественных казенных предприятий, основанного на новейшем законодательстве. Данная работа должна восполнить существующий пробел, имея целью стать одним из первых комплексных научных исследований правового регулирования казенных предприятий в системе коммерческих юридических лиц с учетом чрезвычайно динамично развивающегося законодательства и их практической деятельности. При этом в работе исследуется соотношение публично-правового и частноправового начал в регулировании отношений, связанных с казенными предприятиями.
Содержание

Введение 3 1. Казенные учреждения в Российской Федерации: общая характеристика правового положения 8 1.1. Становление и развитие казенных учреждений в России в XVIII - начало XXI века 8 1.2. Понятие, цели создания и деятельности казенных учреждений в России на современном этапе 21 2. Особенности регламентации деятельности казенных учреждений в Российской Федерации 38 2.1. Принципы деятельности казенных учреждений 38 2.2. Особенности финансовой деятельности казенных учреждений 54 Заключение 68 Список использованных источников 72 Приложение 1 79
Список литературы

I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст] : по состоянию на 21.04.2014 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]: по состоянию на 28.03.1997 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа : http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.05.2018). 3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года ETS № 005 принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года; с изменениями от 13.05.2004 года [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 18.09.1998. – № 20. – Ст. 2143. 4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 12 декабря 1966 года № 4812-VIII принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года [Текст] // Ведомость Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291. 5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года № 4812-VIII принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 3 января 1976 года [Текст] // Ведомость Верховного Совета СССР. – 1976 г. – № 17. – Ст. 1831. 6. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 01.07.2018. – М.: Проспект, 2018. 7. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 01.07.2018. – М.: Проспект, 2018. 8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 01.07.2018. – М.: Проспект, 2018. 9. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 01.07.2018. – М.: Проспект, 2018. 10. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 01.07.2018. – М.: Проспект, 2018. 11. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» [Текст]: по состоянию на 01.07.2017 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 12. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[Текст]: по состоянию на 01.07.2017//Информационно-правовая система «Законодательство России».–Режим доступа: http://pravo.gov.ru/(дата обращения 20.06.2018). 13. Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»[Текст]: по состоянию на 20.12.2017// Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа : http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 14. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» [Текст]: по состоянию на 20.12.2017 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 15. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» [Текст]: по состоянию на 20.12.2017 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 16. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Текст] : по состоянию на 20.12.2017 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа : http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 17. Федеральный закон Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[Текст] : по состоянию на 20.12.2017 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа : http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 18. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»[Текст] : по состоянию на 20.12.2017 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа : http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 19. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов» [Текст]: по состоянию на 20.12.2017 // Информационно-правовая система «Законодательство России». – Режим доступа : http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 20. Федеральный закон Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Текст]: по состоянию на 20.12.2017//Информационно-правовая система «Законодательство России».–Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.06.2018). 21. Постановление Администрации города Костромы от 30 ноября 2012 года № 2541 «Об утверждении Положений об отделах Управления финансов Администрации города Костромы» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.06.2018). II. Материалы практики 22. Решение Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2018г. по делу № А31-12236/2018г. 23. Решение Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-4667/2018 от 09.06.2018г. 24. Решение Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-3425/2018 от 23.05.2018г. 25. Решение Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-2138/2018 от 27.04.2018г. 26. Решение Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-14707/2017 от 12.02.2018г. 27. Решение Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-10506/2017 от 11.05.2018г. 28. Постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции №А31-10506/2017 от 02.08.2018г. III. Специальная литература 29. Бабаева В.К. Теория государства и права [Текст] / В.К. Бабаева. ? М.: Юрайт, 2014. ? 720 с. 30. Бабурин С.Н. Философия права. [Текст] / С.Н. Бабурин. ? М.: Юристъ, 2011. – 552 с. 31. Батарин А.А. Исчисление налога как часть субъективной налоговой обязанности [Текст] / А.А. Батарин//Финансовое право. – 2017.– № 9. – С.32–36. 32. Беляева О.М. Теория государства и права в схемах и определения [Текст] / О.М. Беляева. – М.: Норма, 2012. – 311 с. 33. Богачева О.В. Проблемы состава, формирования и предоставления вузам субсидий на иные цели [Текст] / О.В. Богачева// Бюджет. – 2013. – № 1. – С. 84–87. 34. Болдырев В.А. Новая типология государственных и муниципальных учреждений [Текст] / В.А. Болдырев//Российская юстиция. – 2015. – № 10. – С. 62–65. 35. Болтинова О.В. К вопросу о финансировании негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации [Текст] / О.В. Болтинова// LexRussica. – 2016. – № 3. – С. 474–483. 36. Болтинова О.В. К вопросу о государственном финансовом контроле в Российской Федерации [Текст] / О.В. Болтинова// Финансовое право и управление. – 2015. – № 2. – С. 39–45. 37. Болтинова О.В. К вопросу о финансовом контроле за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений Российской Федерации [Текст] / О.В. Болтинова// Финансы, кредит и финансовое право. – 2015. – № 10. – С. 183–188. 38. Вавилова А.А. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений [Текст] / А.А. Вавилова// Справ. руковод. образов. учреждения. – 2015. – № 9. – С. 6–13. 39. Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст] / А.Б. Венгеров. – М.: Омега–Л, 2013. – 607 с. 40. Винницкий Д.В. Налоговая правосубъектность организации [Текст] / Д.В. Винницкий// Журн. рос. права. – 2015. – № 10. – С. 43–48. 41. Винницкий А.В. Публичные услуги в ЕС и России: конституционные основы и законодательное регулирование [Текст] / Д.В. Винницкий // Сравн. конституц. обозрение. – 2013. – № 3. – С. 101–114. 42. Гейхман О.М. Бюджетно-правовая ответственность в системе юридической ответственности [Текст] / О.М. Гейхман// Финансовое право. – 2014. – № 5. – С. 13–17. 43. Долинская В.В. Инвестиции и инвестиционная деятельность [Текст] / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2016. –№ 1. С. 7–13. 44. Жигалов Д.В. Государственные задания автономным учреждениям (расчет объема финансового обеспечения) [Текст] / Д.В. Жигалов// Бюджет. – 2017. – № 1. – С. 64–67. 45. Зайцева Г.Г. Механизм реализации автономными учреждениями бюджетных инвестиций [Текст] / Г.Г. Зайцева // Руководитель автономного учреждения. – 2013. – № 10. – С. 31–38. 46. Иванов А.А. Гражданское право [Текст] / А.А. Иванов. – М.: Норма, 2013. – 381 с. 47. Кайль Я.Я. Актуализация проблемы стандартизации государственно-муниципальных услуг в целях устойчивого развития территории [Текст] / Я.Я. Кайль// Вестник Волгогр. гос. ун-та.– 2018. – № 2. – С. 109–114. 48. Сильвестрова Т.В. Проверка использования средств субсидий бюджетных и автономных учреждений [Текст] / Т.В. Сильвестрова// Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. – 2015. – № 2. – С. 4–15. 49. Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах [Текст] / Е.А. Суханов // Журн. рос. права. – 2015. – № 1. – С. 5–12. 50. Суханов Е.А. Особенности казенного учреждения как вида учреждений [Текст] / Е.А.Суханов// Право. – 2015. – № 3. – С. 15–22. 51. Тютина Ю.В. Содержание финансово-правовой ответственности [Текст] / Ю.В. Тютина// Финансовое право. –2015. – № 2. – С. 19–21. 52. Химичева Н.И. Научно обоснованные принципы финансового права как вектор его действия, развития и формирования новой методологии преподавания [Текст] / Н.И. Химичева // Финансовое право.–2016.–№ 2 –С. 4–6. 53. Чалая Ю.Ю. Подходы к формированию государственных заданий [Текст] / Ю.Ю. Чалая // Бюджет. – 2015.–№12. – С. 34 – 36. 54. Яговкина В.А. Налоговые льготы для государственных и муниципальных учреждений [Текст] / В.А. Яговкина// Финансовое право. – 2015. – № 1. – С. 36–38. 55. Яговкина В.А. Финансы государственных и муниципальных учреждений как децентрализованные публичные фонды [Текст] / В.А. Яговкина// Финансовое право. – 2015. – № 1. – С. 6–8. 56. Яговкина В.А. Изменение налогообложения муниципальных учреждений [Текст] / В.А. Яговкина//Практика муниципального управления. – 2015. – № 7. – С. 18–23. 57. Яговкина В.А. Финансовый контроль за деятельностью государственных и муниципальных учреждений [Текст] / В.А. Яговкина// Финансовое право. – 2015. – № 2. – С. 13–15.
Отрывок из работы

1.1. Становление и развитие казенных учреждений в России в XVIII -начало XXI века Важной особенностью гражданско-правового статуса государственных унитарных предприятий выступает то, что они не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Как широко отмечается в юридической литературе, присутствие юридических лиц – несобственников не характерно для развитого гражданского оборота. Их существование в российском законодательстве - следствие противоречивой правовой политики в период перехода от административно-командной системы к рынку. Исторически государственным унитарным предприятиям предшествовали государственные предприятия, действовавшие в административной плановой экономике. В условиях, когда практически все хозяйствующие субъекты выступали в имущественном отношении не собственниками, а носителями права оперативного управления, и хозяйственная деятельность подробно регламентировалась и строго контролировалась вышестоящими государственными органами, наличие юридических лиц - несобственников не могло представлять опасности для гражданского оборота . Ситуация коренным образом изменилась при переходе к рынку, когда основу экономики стали составлять самостоятельные хозяйствующие субъекты - собственники своего имущества, действующие без патронажа плановых, снабженческих и иных государственных органов, полностью несущие риск осуществления предпринимательской деятельности, в том числе риск контрагента. Опасность для гражданского оборота возникает вследствие попыток сохранить в рамках действующего, рыночного по своей сути хозяйственного законодательства отдельные заимствования из социалистического права . Гражданско-правовая конструкция государственного предприятия в советской экономике с доминирующей государственной социалистической собственностью окончательно оформилась в начале 1960-х годов с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. Государственное имущество закреплялось за государственными предприятиями на праве оперативного управления, доктрина которого была разработана в 1940-е годы академиком А. Бенедиктовым. Данное право было введено в законодательство в связи с необходимостью урегулировать отношения между государственными предприятиями и определить их хозяйственную обособленность. Оно включало правомочия предприятий по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом в соответствии с законом, плановыми заданиями и назначением имущества. Государство в лице вышестоящих органов сохраняло за собой «право присвоения», а также права «общего руководства соответствующей отраслью хозяйства», «непосредственного планирования и регулирования». Как отмечает Д. Петров, институт оперативного управления в советском законодательстве не был чисто гражданско-правовым институтом, а имел смешанную природу и происходил из административно-правовых установок . Данное наблюдение важно для настоящего исследования. С принятием действующего Гражданского кодекса РФ концепция оперативного управления была вновь использована уже как основа конструкции казенного предприятия. Однако при этом игнорировались административно-правовая составляющая института оперативного управления, правомочия государства, его плановых, отраслевых и контрольных органов, выполняющих ключевую роль в командной экономике. В отсутствие административного руководства и контроля казенные и государственные унитарные предприятия в целом оказались менее эффективными, чем в плановой экономике. Как отмечает А.А. Вавилова, право оперативного управления было выражением административно-командной системы. Она создала объективные предпосылки для разделения права собственности и гражданской правосубъектности, для существования субъекта гражданского права, не являющегося собственником. В силу этого оперативное управление объективно возникло задолго до того, как оно было зафиксировано в законодательстве. С разрушением административно-командной системы данные предпосылки исчезли. Оперативное управление перестало быть объективной категорией, превратившись в искусственную законодательную конструкцию . В Законе СССР от 30.06.1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» фактически содержался отказ от права оперативного управления, а трудовой коллектив был объявлен полноправным хозяином на государственном предприятии. Оперативное управление в тот период подвергалось критике. Предлагалось значительно расширить права руководства и сотрудников предприятий. Вместе с тем в законе не было указано, на каком праве основывается деятельность предприятия и трудового коллектива. Закон СССР от 06.03.1990 г. «О собственности в СССР» также не дал ответа на данный вопрос. Законом были значительно расширены имущественные права трудового коллектива. Государственное предприятие получило право эмитировать акции, которые должны были распределяться среди работников предприятия. Умозрительная модель, предложенная законом, не укладывалась ни в одну из существующих в мире правовых конструкций юридического лица, была совершенно неприемлемой для государства как собственника и нежизнеспособной на практике, что подтвердили последующие события. Несмотря на то что закон фактически не исполнялся, он не мог не сыграть негативную роль, способствуя разрушению финансовой и правовой дисциплины на государственных предприятиях . Законом РСФСР от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» для государственных предприятий было предусмотрено право полного хозяйственного ведения, а принятым на следующий день Законом РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» - право хозяйственного ведения. Таким образом, в российском законодательстве некоторое время существовали оба права, что объясняется небрежностью законодателя. В результате появились государственные предприятия, основанные как на одном, так и на другом праве. При этом право полного хозяйственного ведения по объему правомочий практически приближалось к собственности, в то время как содержание права хозяйственного ведения определялось не законом, а договором и уставом предприятия, что не должно допускаться в законодательной практике. Низкое качество указанных законодательных актов, неоправданно широкие правомочия предприятий в отношении государственного имущества, необоснованные полномочия трудовых коллективов дали толчок началу стихийной приватизации государственного имущества через организацию дочерних, арендных предприятий и т.п. В создавшихся условиях стала очевидной ошибочность пути, по которому шло реформирование государственных предприятий. В 1992 г. был принят ряд указов Президента РФ, закрывавших наиболее явные легальные возможности для произвольного увода государственного имущества в частные структуры. Позднее был принят указ Президента РФ №1003 от 23.05.1994 г., которым запрещалось формирование новых федеральных государственных предприятий на праве хозяйственного ведения. Субъектам Федерации и муниципалитетам рекомендовалось прекратить создание предприятий указанного типа. Однако в силу ряда политических причин отмена права хозяйственного ведения не состоялась. Кроме того, не была ясна альтернатива ему. Реорганизация более 10 тыс. государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения в предприятия на праве оперативного управления не позволяла решить проблему контроля над деятельностью этих предприятий со стороны собственника. Важным этапом в развитии правового регулирования сектора государственных и муниципальных предприятий стало принятие в 1994 г. первой части Гражданского кодекса РФ. В нем была продолжена линия на сужение правоспособности данных предприятий, ограничение полномочий их руководства и укрепление правового статуса имущества государственных (муниципальных) предприятий. В частности, были предприняты следующие шаги: - ликвидировано право полного хозяйственного ведения; - введено ограниченное вещное право хозяйственного ведения; - восстановлено право оперативного управления, несколько отличное от соответствующей концепции в административно-командной экономике; - государственные предприятия заявлены как "унитарные", то есть неделимые (иными словами, имущество, закрепленное за предприятием, или какие бы то ни было права на него, включая права учредителя, не могут быть распределены по вкладам (долям, паям) между физическими или юридическими лицами, в том числе между работниками предприятия). С принятием первой части Гражданского кодекса РФ правовая конструкция унитарного предприятия в целом получила окончательное оформление. В законодательстве появились два типа унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления - казенные предприятия, которые могли создаваться только на базе федерального имущества. Из 13786 унитарных предприятий, существовавших в России к 2000 г., только около 400 были сформированы как казенные, включая дочерние казенные предприятия. Одновременно был урегулирован административно-правовой статус федеральных унитарных предприятий. Но несмотря на усилия по созданию нормативной правовой базы деятельности унитарных предприятий, сужение правоспособности государственных предприятий и ограничение полномочий их руководства, положение в государственном секторе в последующем не менялось в лучшую сторону. В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее - Концепция) и в печати отмечался массовый характер хищений на государственных унитарных предприятиях, совершаемых их руководством путем создания так называемых фирм-спутников и проведения сделок с заинтересованностью . Какие же факторы воздействовали на институциональное развитие сектора государственных (и отчасти муниципальных) предприятий? Прежде всего отметим необеспеченность прав государства как собственника имущества, неограниченность полномочий руководства государственных предприятий в отношении этого имущества, низкое качество нормативных правовых актов и правовой нигилизм в начале 1990-х годов, что привело к дезорганизации работы государственных предприятий, широкому распространению схем скрытой приватизации государственного имущества. Для борьбы с этими негативными тенденциями в 1992-1994 гг. был издан ряд нормативных правовых актов, направленных на усиление позиций собственника и ограничение правоспособности государственных предприятий, важнейший из которых - Гражданский кодекс РФ. Кроме того, был принят комплекс нормативных актов, определяющих административно-правовой статус унитарных предприятий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 104 страницы
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 78 страниц
650 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 107 страниц
5000 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 85 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg