Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГЕОГРАФИЯ

Контурная карта на уроках географии и ее роль в творческой деятельности обучающихся.

ikonowosky2016 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2019
Целью данной работы: анализ особенностей использования контурной карты на уроке географии для лучшего усвоения полученной информации учащимися. Задачи, данной работы: 1. Раскрыть понятие контурной карты, как одного из методов изучения географии, показать ее роль в процессе обучения. 2. Описать приемы и задания использования контурной карты на разных типах и этапах урока географии. 3. Рассмотреть подходы, методы и приемы использования контурных карт на уроке географии с целью формирования самостоятельности, компетентности и творческих навыков. Объектом исследования является, контурная карта как метод обучения географии. Предметом исследования является значение контурной карты в творческой деятельности обучающихся. Исследование курсовой работы велось в основном по литературным дaнным, т.е. применялись аналитические и сравнительные методы, а так же метод обобщения.
Введение

Любой современный учитель-предметник всегда думает, как лучше и эффективнее донести ученикам содержание своего предмета и как провести контроль знаний. Учителя географии не исключение, особенностью их предмета является сочетание большого количества информации изложенной текстами, картами, схемами, знаками, рисунками, профилями и т.д. важно то, что еще давние исследователи поняли, что без карт нельзя изучать географию. Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский, сказав, что "Карта – второй язык географии", притом этот язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий. Самое важное научить детей не только читать карты, но и создавать из самостоятельно, используя при этом контурные карты. В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в любой области, как в политике так и в хозяйстве[4]. Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить при изучении географии – навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту является одной из ключевых компетентностей, необходимых человеку вне зависимости от его будущей профессии. Сейчас эффективность использования контурных карт чрезвычайно низка. Учащиеся часто занимаются копированием содержания карт из школьного атласа, что приводит к неоправданной потере драгоценного времени. От такой работы нет пользы. Поэтому, чтобы повысить качество работы с контурными картами, учителю географии необходимо найти творческий подход к данному делу.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. Контурная карта – один из методов в обучения географии......5 1.1. Контурная карта и ее роль в обучении географии……………………..5 1.2. Классификация работ с контурной картой…………………………….9 ГЛАВА 2. Значение контурной карты в творческой деятельности обучающихся………………………………………………………………….20 2.1. Контурная карта как элемент творческого подхода. …………………20 2.2. Работа с контурной картой в рамках компетентностного подхода….27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...31
Список литературы

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Ро-смэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006. 2. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии: Практ. пособие для молодых учителей. - М.: Изд-во "Московский ли-цей", 2014. 3. Малькова Н.Е. Исследование стратегии выполнения заданий по карте. Интернет-обзор. 4. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии /Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997. 5. Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцирован-ной школе: Метод.пособие для учителей географии. - М.: "БЛИК и Ко", 2000. Левицкий И.Ю., Евгевская Я.В. Решение задач по географическим картам. – М.: 1996 6. Рогачев С.В. Знать карту: Задачи на формирование географической зоркости и для независимой экспертизы качества школьного географического образования//География. – М.: 2003, № 14, c. 21—22, № 18, c. 23. 7. Рогачев С.В. Пространство России: Урок понимания карты //География. – М.: 1999, № 1, c. 1, 8. Сиротин В.П. Практические работы по географии и методика их вы-полнения. - М.: Аркти, 1998 9. Яковлева С. И., Сукманова Н.Ю. Работа с контурной картой в школь-ной географии: Задания и ме-тодич. указания. - Тверь: Твер.гос.ун-т, 2000 V.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Контурная карта – один из методов в обучении географии. 1.1 Контурная карта и ее роль в обучении географии. Выработать картографические знания, умения и навыки позволяет применение контурной карты. При изучении каждой определенной темы предполагает знания географической номенклатуры, географических поня-тий и особенностей изучаемых объектов и явлений, при этом каждая тема должна иметь картографическое обеспечение. К нему относится обязатель-ный набор карт, графические построения, не исключение и контурная карта. Контурная карта это бланковая, обычно немая (без надписей) карта, которая предназначена для выполнения учебных заданий и упражнений по географии. Порой их используют как географическую основу при создании иных авторских оригиналов тематических карт. Контурные карты являются основой географических карт и могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта помогает выработать у школьников разносторонние умения и навыки в получении картографических и географических зна-ний[1]. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и за-поминают данные, полученные от учителя и из учебника, а так же пытаются самостоятельно творчески их применять, поэтому работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Контуры объектов и географическая сетка, имеющиеся на контурной карте, помогают воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи. Нанесённые на контурную карту географические объекты помогают не только ориентироваться и запоминать их, но и способствуют лучшему пониманию содержания и методики оформления карты и ее символов. [5]. Как указывает само название, на контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов, причём, даются границы только не-многих объектов, например отдельных стран, частей света, наносятся реки, иногда столицы, но надписей никогда не делается. По сути, это немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорой в работе. Есть определенные правила контурных карт, например, на каждой контурной карте должны быть даны следующие элементы: а) градусная сеть, б) очертания морских берегов, в) границы данной страны (или района), г) крупнейшие реки и озера, д) пунсоны крупнейших городов. В ходе картосоставительской работы на контуре появляется тематическое содержание - природоведческое или социально-экономическое в форме картосхем или графических схем. Формы работы обучающихся с контурной картой могут быть различ-ными. Это может быть нанесение надписей обозначенных на них пунктов, стран, районов и т.п., раскрашивание контуров, нанесение границ, месторождений, линий и т.д. Основными типами контурных карт являются изданные и самодельные, настольные и стенные, с географической основой и без нее («слепые»). Способы оформления работ на контурах могут быть как традиционными. Это штриховка, раскрашивание, построение картографических значков, тональности, обводки и т.п. А значит, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ обучающихся по географии[9]. Образовательно-воспитательное значение контурной карты достаточно велико: - работа с контурной картой способствует не только запоминанию располо-жения географических объектов, но и пони манию их взаимосвязей. При этом учащийся делая надписи, отыскивает то место на карте, где надо обо-значать условным значком тот или иной географический объект, тем самым закрепляет в памяти его положение; - это удобный способ углубления и за крепления знания карты. Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. - проверка знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии. - происходит отработка твердости руки, запоминание контуров. Самостоя-тельность получения. Применяется работа по трафарету или с помощью ко-пировальной бумаги. Можно вырезать трафарет страны или части света, а затем его обвести на чистом листе бумаги и так получить контур. - тренируется и развивается моторно-сенсорная память - напрягается и тренируется зрительная память (составная наглядно-образной). Не просто механически запоминается расположение объекта, а и определяется его местонахождение относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т. д. Поисковая работа благоприятствует логическому запоминанию, которое намного эффективнее механического. - картографические навыки выполнения работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития человека - выполнение картографических работ воспитывает дисциплинированность (выполнение определенных заданий по определенным правилам), внима-тельность (что именно выполнять и как), точность, аккуратность. - работа на контурной карте развивает эстетический вкус. - работа с контурной картой нацеливает на развитие собственно географиче-ского мировоззрения учащихся, пространственного мышления, понимания карты и реальной территории. - использование контурных карт позволяет развивать у обучающихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории[4].. Чтобы повысить эффективность использования на уроках географии этого важного и нужного учебного пособия необходимо: • при подготовке комплекта контурных карт стараться использо-вать масштабы, позволяющие разместить контурную карту на одной полосе, а карты мира и России на одном развороте; • создавать тематические контурные карты, связывать то содержа-ние, которое будет на них нанесено, с содержанием конкретных тем про-граммы и с изучаемым учебным материалом; • к каждой из контурных карт давать систему заданий числом не более трех, лучше дифференцированных по уровню сложности, выполнение которых позволит наиболее эффективно использовать эту карту при обучении географии; • заранее наносить часть географических объектов, которые могут служить в качестве образца для заполнения, и ориентиров. Количество заранее нанесенных объектов целесообразно сокращать от класса к классу по мере овладения учащимися приемами работы с контурной картой[5]. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. 1.2 Классификация работ с контурной картой. Задания на контурах способствуют развитию общей графической, в частности картографической, подготовки учеников. Работы на контурных картах объективно, точно отражают индивидуальные особенности каждого обучающегося и являются важным элементом для оценки знаний. В связи с этим видов работ на контурной карте очень большое количество[2]. Рассмотрим основные виды работ с контурной картой. По дидактическим функциям в процессе обучения все виды работ на контурных картах можно разделить на два вида: 1) работы на контурах в ходе изучения и закрепления нового материа-ла. Контурную карту можно использовать при получении новых знаний. Наиболее распространёнными способами их применения на уроках являются следующие: нанесение на карты учащимися различных географи-ческих объектов (номенклатуры) и их надписей; составление картографиче-ских (опорных) конспектов в процессе объяснения нового материала обуча-ющиеся отмечают соответствующими значками все, что поддается картиро-ванию на контурную карту. В первом случае один экземпляр контурной карты применяется для одного или нескольких заданий. Заполнение номенклатурой идёт в ходе объяснения нового материала. Элементы гидрографии, рельефа и других природных объектов могут быть нанесены учеником только после внимательного изучения и сопоставления карт атласа с контурной картой[4]. Составление опорных конспектов в контурной карте способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний и их систематизации. Конспект заполняется в виде краткой записи и служит средством обобщения изучаемого материала. Его построение в контурной карте осу-ществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определённой последовательности: отбор необходимых сведений в результате анализа карт и других источников географической информации. Такой метод работы с контурной картой характерен для уроков по теме климат, а особенно эффективен для комплексной характеристики территории, где изображаются все компоненты природы и их взаимосвязи. 2) работа на контурных картах как метод проверки знаний в классе. Разнообразие различных методов по проверке знаний повышает инте-рес учащихся к предмету, мобилизует их внимание и любознательность[2]. Задания можно подразделить на следующие группы: - работа с постоянными контурными картам; - работа с составными контурными картами; - географические диктанты; - картографические практические работы. В основном это использование постоянных контурных карт (без заполнения её учащимися). Эта карта может быть использована неограниченное количество раз. Учащиеся получают их на время выполнения заданий. Особенно разнообразны виды применения постоянных контурных карт при проведении упражнений, практических проверочных работ на уроках физической географии. Среди них выделяются следующие практические проверочные работы, используемые при повторении, закреплении и учёте знаний: - по отрезкам контурных карт или фрагментам с вопросами; - по целым контурным картам с цифрами; - со стрелками-указателями. Для проведения работ с отрезками контурной карты учитель заранее подготавливает список географических объектов, изучаемых в одной или нескольких темах. Нумерует каждый из них, а потом эти номера переносит на контурную карту в те места, где расположены объекты. Исходя из наличия отмеченных объектов, учитель разделяет контурную карту на части с равным количеством номеров (например, по десять), а потом разрезает её. Учащимся раздаётся по одному отрезку карты, а на листке необходимо написать название объекта[5]. Разновидностью работ по отрезкам могут быть задания с условными знаками, когда на картах вместе с номерами объектов ставят условные знаки. Работы по целым контурным картам с цифрами напоминают предыдущий вид заданий, только здесь вместо отрезков применяют целые контурные карты, на которых, согласно содержанию изучаемых тем, нанесены номера объектов. Существует три вида работ по картам с цифрами. 1. Однотемные, при этом на контурную карту наносят цифры объектов одной темы. Например: «Реки и озёра Евразии». 2. Многотемные – когда на контурную карту наносят цифры объектов соответствующие нескольким темам. Например: «Границы и моря Вологодской области». 3. Выборочные – когда на контурную карту нанесены все географические объекты изучаемой темы, их которых на доске выписаны выборочные названия. Работы со стрелками-указателями построены на принципе замены надписей на контурной карте стрелками-указателями. По надобности они раскладываются на контурных картах, в соответствии с географическим по-ложением объектов, написанных на них. Стрелки-указатели применяют и при изучении тем по экономической географии. Существуют два варианта таких заданий. Первый – когда на стрелках помещают наименование или условные знаки полезных ископаемых, отраслей промышленности и сельского хозяй-ства. Можно применять при изучении межрайонных связей, при показе направления перевозок сырья и производимой продукции. Второй вид заданий – когда на стрелках-указателях пишут вместе условный знак и наименование объекта. Раскладывая стрелки-указатели, нужно придерживаться следующих правил: а) при определении стран, морей, форм поверхности и других простран-ственных объектов стрелка основной своей частью должна находиться на их территории; б) при определении городов концы стрелки должны соприкасаться с пунсо-ном города; в) при определении рек стрелки-указатели ставят в любом её месте (по исто-ку, дельте или среднему течению) [3]. Наибольший интерес у ребят вызывают работы с составными контур-ными картами. Это обыкновенные контурные карты, разделённые на части. Задача учащихся заключается в том, чтобы скорее восстановить из разделённых и перемешанных частей карту в прежнем виде. Для того, чтобы быстро составить контурную карту из отдельных частей, нужно хорошо её знать. Такие работы увлекательны. Кроме проверки ранее изученного материала, они способствуют закреплению знаний, учащиеся будут лучше знать географическую карту, как в целом, так и отдельные её части. Большой популярностью в обучении пользуются географические дик-танты. Во время диктанта учитель последовательно, через определённые промежутки времени диктует наименования заданных объектов, а учащиеся подписывают их на контурную карту. Картографические практические работы проводятся по определённым заданиям. Этот вид работы хорошо проводить в старших классах при изучении социально-экономической географии. В курсе географии 9 класса контурную карту используют при изучении отраслей хозяйства и экономических районов такими способами как: значки, качественный фон, знаки движения. Особенно часто применён способ значков. Этим способом показаны, например, морские порты, промышленные центры. В нём используют внешнемасштабные условные знаки. Внешнемасштабные условные знаки указывают не только географиче-ское положение объекта, но и размер и структуру явления (деление знака на части). Пример. Задание: нанести на контурную карту важнейшие промышленные центры Дальнего Востока и объяснить специализацию их по источникам знаний. Построение такой карты даёт возможность учащимся систематизировать и представить в наглядной форме все основные сведения о городах Дальнего Востока. Параллельно ставятся дополнительные вопросы. 1). Выделить из всех городов важнейшие. 2). Показать их местоположение на контурной карте. 3). Показать важнейшие отрасли промышленности. 4). Объяснить развитие данных отраслей на территории Дальнего Востока. Кружки городов делят на секторы для показа отраслей промышленности. Каждый сектор закрашивается определённым цветом, а подотрасли штри-ховкой[4]. При работе с контурной картой в 10-11 классах чаще применяют такие способы как картограммы или картодиаграммы. Картограммы – это способ изображения средней интенсивности како-го-либо количественного показателя, который показывается на карте штри-ховкой или закраской соответственно степени интенсивности показателя на определённой территории. Картодиаграммы – это способ изображения распределения какого-либо ко-личественного показателя посредством диаграмм, которые размещаются на контурной карте на определённой территории. Диаграмма показывает суммарное значение показателя в пределах каждой территориальной единицы. Построение картограмм и картодиаграмм осуществляется с последующим выполнением заданий[2]. По приемам работы с картой можно назвать следующие типы заданий: 1. знакомство с картами, т.е. математической основой, картографиче-скими проекциями, географической основой и др., по разным источникам - тексту учебника, глобусу, картам атласа и учебника, собственным знаниям (по памяти). Это работы 1-го уровня сложности (уровень знакомства). 2. картометрические, т.е. измерительные, в том числе визуальные, определения на контуре (без тематического содержания). Это могут быть измерения площади или определение наиболее крупных по площади территорий, государств, морей, островов и др.; измерение разными простейшими способами длин, расстояний (рек, маршрутов, удаленности), определение координат. Картометрические задания и вопросы на контуре могут исполняться на разных уровнях сложности: от простого знакомства, через репродукцию знаний (воспроизводство), например определение координат, до частично-поискового (эвристического) и исследовательского. 3. обозначение и надписывание объектов, ареалов, районов, линий, направлений и др. на контурной карте; 4. упражнения по картографическому черчению (правильное рисование и расположение на карте условных знаков, подписей, обучение способам картографирования). Эти работы выполняются на двух уровнях - знакомства и репродукции (упражнения). Это может быть копирование карт или их фрагментов; 5. игры с контурными картами: от простейших - типа мозаики, лото, викторины, путешествия - до сложных - прогнозных с анализом возможных последствий каких-либо действий, процессов (по типу военно-тактических игр на макетах и картах с изображением линий наступлений, движения линий фронтов и др. на контурах); 6. разработка и составление врезок к контурным картам - картографи-ческих, графических, табличных. На листах изданных контурных карт сво-бодные места для расположения врезок предусмотрены; анализ выполнен-ных на контурах картосхем и схем (одной или одновременно нескольких разной тематики или разновременных). 7. вопросы по контурным картам[8]. Работа на контурах, как правило, сопровождается картосоставлением и (или) графическими построениями с привлечением различных источников знаний (информации).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg