Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование представлений о здоровом образе жизни в условиях ДОУ

mark_ken89 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.04.2019
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов дошкольного образовательного учреждения, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Здоровье является одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства. В связи с этим, одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Благополучие общества в целом зависит от уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Приоритетные задачи дошкольного образовательного учреждения заключаются в повышении качества образовательно-воспитательного процесса, охране и укреплении здоровья. Образ жизни взрослого человека зависит от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте. В связи с этим важно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Проблемой формирования здорового образа жизни в настоящее время занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Внимание ученых к поставленной проблеме не случаен. Ориентация личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Большую роль в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, как отмечает ряд авторов (В.Г. Игнатович, И.И. Капалыгина, И.В. Кривошеина, В.Г.Кудрявцев, Я.Л. Мархоцкий, И.М. Новикова, Н.В. Самусева, М.В. Чечета, Е.В. Фролова), – проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Вопрос формирования здорового образа жизни рассматривается в нескольких аспектах. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико - биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума. Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов: — обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.; — проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.; — принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.; — на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования. Таким образом, на основе всего выше сказанного мы пришли к выводу, что взятая нами тема «Формирование представлений о здоровом образе жизни в условиях ДОУ» достаточно актуальна. Объект исследования: проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Предмет исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Гипотеза исследования: работа по формированию представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если: • учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; • создавать грамотные условия в ДОУ для формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста; • систематически и целенаправленно проводить работу с родителями дошкольников по формированию представлений о здоровом образе жизни. Цель исследования: выявить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Выявить возрастные особенности формирования представлений о здоровом образе жизни. 3. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. 4. Определить критерии и показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни и экспериментально проверить эффективность работы по формированию представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. 5. Проанализировать и систематизировать полученные результаты, сформулировать педагогические выводы. Методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; эмпирические – педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов. Понятийно - категориальная основа исследования: представляет собой совокупность понятий и категорий, образующих определенную систему: Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Здоровье - Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (По определению ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), Устав ВОЗ, 1946 г.). Эмпирическая база исследования: МБДОУ Детский сад № 65 «Лесная полянка» Канавинского района г. Нижнего Новгорода. Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов по каждому разделу, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ У ДЕТЕЙ ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущность понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 8 1.2 Возрастные особенности формирования здорового образа у дошкольников 17 1.3 Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни 20 1.4 Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 28 ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ 36 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСТОВИЯХ ДОУ 2.1 Констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста 38 2.2 Формирующий эксперимент 43 2.3 Контрольный эксперимент по изучению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста 47 ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1) Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. 2) Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 3) 1993. - 122с. 4) Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] / А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Педагогика, 2007. 5) Баль, Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с. 6) Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К.Бальсевич. - Киев: Здоровье, 1987. - 222 с. 7) Блонский, П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2009. 8) Болотина, Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений. [Текст] / Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 1998. 9) Буре, Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008. . 10) Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, 2009. 11) Васильева, М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 12) Волосова, Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова. - М.: Гардарики, 2009. 13) Выготский, Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2010. . Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2008. 14) Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010. 15) Гуськова, Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным [Текст] / Т.В. Гуськова //Д.в.-№8, 2009. . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. - М.: Просвещение, 2006. 16) Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122. 17) Доронова Т.Н., Гербова, В.В., Гризик Т.И. Программа Радуга. - М.: «Просвещение», 1997 18) Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. 19) Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника: Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2009. 20) Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008. 21) Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2001. - 94 с. 22) Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 23) Кожухова, Н. Н., Рыжкова, Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М. : Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с. 25. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147. 24) Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду. [Текст] / Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с. 25) Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности [Текст] / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. - М.: Прогресс, 2007. 26) Кузавкова, К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие [Текст] / К.П. Кузавкова. - Пермь, 2009. 27) Логинова, В.И., Бабаева Т.И. и др. Программа Детство. - Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г. 28) Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108 с. 29) Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Гардарики, 2009. 30) Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2008. 31) Ожегов, И. Толковый словарь русского языка [Текст] / И. Ожегов. - М.: 2-е издание, Просвещение, 2005. 32) Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М.: Логос, 2010. 33) Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003. 34) Петленко, В.П. Валеология и мудрость здоровья/ В.Алексеева, В.П.Петленко. - СПб, 1994. - 301с. 35) Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д. В. Сергеева. - М.: Просвещение, 2009. 36) Сигел, Э. Как воспитывать дошкольника [Текст] / Э. Сигел, Л. Сигел. - М.: Росмэн, 2008. 37) Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 96 с. 38) Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения В 3-х т. [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2009, т. 1. 39) Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2005. . 40) Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: 2010. 41) Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е.В.Боровкова, Н.И.водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, Панфиловой М.А. - М., Сфера, 2003. - 62с. 42) Хакимова, Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис... .канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с. 43) Эльконин, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Эльконин. - М.: Педагогическое общество России, 2008.
Отрывок из работы

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ У ДЕТЕЙ ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущность понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе Определений понятия «здоровье» в мировой практике существует множество. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» [21, с. 114]. Другие авторы придают здоровью фундаментальное значение философской категории и условия успешности жизни: «здоровье означает свободу деятельности ...обязательное условие полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни», «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни»[21, с.115]. По мнению Н.М. Амосова, здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Н.И. Брехман определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Менеджмент, 35 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Экономика, 50 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 31 страница
190 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
190 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg