Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Совершенствование социальной политики работы местных органов власти на примере г. Волгоград

ikonowosky2016 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цель и основные задачи исследования. Целью исследования является анализ, разработка мер и действия по совершенствование механизма реализации муниципальной социальной политики в Волгограде. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: уставить сущность, содержание и условия формирования муниципальной социальной политики; рассмотреть государственное регулирование социальных функций местного самоуправления; изучить опыт реализации муниципальной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой, возможность его применения в России; проанализировать предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; установить реализацию семейной политики (помощь молодым семьям); рассмотреть анализ эффективности социальных расходов в г. Волгограде в свете принятия Социального кодекса; выявить проблемы социальной политики МСУ в г. Волгограде. Объект исследования – муниципальные образования, включающие в том числе органы местного самоуправления Волгограда, и механизм проводимых в них социальной политики. Предмет исследования – экономические и социальные отношения, возникающие в связи с реализацией муниципальной социальной политики. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отмеченных выше российских ученых и специалистов по вопросам социальной политики, местного самоуправления. В работе использованы документы международных организаций, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Волгограда и Волгоградской области. Структура работа. Данная работа состоит из 3 глав, семи параграфов.
Введение

Актуальность исследования. На данный момент в социальной сфере общества сохраняется сложное положение, уровень жизни большинства населения России по-прежнему крайне низок. Имущественное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных усиливается. В таких условиях роль социальной политики увеличивается на всех уровнях управления, в том числе и в муниципальных образованиях. Практическая реализация социальной политики на муниципальном уровне осуществляется органами местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества, сегодня оно является одновременно нормой самоорганизации граждан и, в этом качестве, составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти, инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами и элементом рыночной экономической системы, в которой особое специфическое место занимает социальная сфера. Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ теоретико-методологических и практических аспектов социальной политики внесли: А.Н. Аверин, A.M. Бабич, Е.В. Белкин, В.Н. Бобков, Л.И. Берестова, Н.А. Волгин, В.И. Жуков, Г.А. Комиссарова, Е.Е. Мачульская, А.Л. Пиддэ, Б.В. Ракитский, Е.И. Холостова, Л.П. Храпылина, А.И. Щербаков и другие ученые. Теоретические, методологические и правовые вопросы организации и функционирования местного самоуправления разработаны в трудах: О.В. Будовской, В.И. Васильевой, А.В. Вороновой, А.В. Трошихина, А.А. Замотаева, З.М. Зотовой, А.Н. Писарева, А.С. Прудникова, А.А. Уварова и других ученых и практиков.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретико-методологические основы муниципальной социальной политики в Российской Федерации…………………………………………....5 1.1. Сущность, содержание и условия формирования муниципальной социальной политики…………………………………………………………….5 1.2. Государственное регулирование социальных функций местного самоуправления……………………………………………………………...…..14 1.3. Опыт реализации муниципальной социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой, возможность его применения в России….22 Глава 2. Механизм эффективной реализации социальной политики г. Волгограда в приоритетных отраслях социальной сферы на современном этапе………………………………………………………………………………35 2.1. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан……………………………………………………………………...….35 2.2. Реализация семейной политики (помощь молодым семьям)…….……..42 Глава 3. Специфика социальной политики местного самоуправления в г. Волгограде………………………………………………………………………..52 3.1. Анализ эффективности социальных расходов в г. Волгограде в свете принятия Социального кодекса………………………………………………52 3.2. Проблемы социальной политики МСУ в г. Волгограде……………….67 Заключение……………………………………………………………………..74 Библиографический список……………………………………………………78
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018)//Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14. 3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//Российская газета, N 206, 19.10.1999. 4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19. 5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"// Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2012 г. 6. Закон Волгоградской области от 31 декабря 2015 года №246-ОД "Социальный Кодекс Волгоградской области" // Российская газета. – 02.01.2016 г. 7. Об исполнении областного бюджета за 2014 год: закон Волгоградской области от 14.07.2015 № 134-ОД.-Электрон.текстовые дан.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 8. О результатах аудита системы социальной помощи (поддержки) населению Волгограда и Волгоградской области за 2014 год и текущий период 2015 года: постановление Коллегии контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 04.09.2015 № 19/1. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ksp34.ru/activity/analitics/ 9. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351. - Электрон.текстовые дан. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 10. Постановление Правительства Волгоградской области от 9 декабря 2013 г. № 705-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://uszn.volgograd.ru/norms/acts/zakonodatelstvo-volgogradskoy-oblasti/ 11. Закон Волгоградской области от 12 декабря 2005 г. № 1145-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого 12. Постановление Волгоградского городского совета депутатов от 15 февраля 2000 года N 9/77 «Об утверждении муниципальной награды «Ветеран труда города-героя Волгограда»//СПС «Консультант+» Научная и учебная литература 13. Аверин А.Н. Социальная политика. Теория и методология: Учебное пособие. - М: Изд-во РАГС, 2015. – 782 с. 14. Аверин А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих. Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2014. – 382 с. 15. Аверин А.Н. Социальная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании. - М., 2014. – 411 с. 16. Андреева Е.И. Региональные подходы к оптимизации системы мер социальной поддержки/E.И.Андреева, Д.Г.Бычков, О.А.Феоктистова//Финансовый журнал. - 2016. - № 5. - С.25-36. 17. Бабич A.M. Основы социальной политики: Лекция. - М.: Изд-во РАГС, 2016. – 287 с. 18. Байдалова, О.В., Березовая, А.Ю. Жилищные стратегии современной российской семьи// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. - Сер. 7, Филос. - 2015. - № 1 (27) - С.42-49. 19. Валова В.А. Управление социальной защитой населения региона / В.А. Валова // Социальное обслуживание – 2015. – №2. – С. 5–19. 20. Воронова А. В, Трошихин А В. Местное самоуправление как институт социальной политики. - Белгород, 2012. – 458 с. 21. Гаврин А.С. Прогнозирование и моделирование в социальном управлении. -Тюмень, 2013. – 302 с. 22. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. - Спб., 2013. – 297 с. 23. Дюран Э.В. Местные органы власти во Франции. - М., 1996. – 511 с. 24. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. - М., 2015. – 407 с. 25. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. - М., 2015. – 411 с. 26. Золотарева А.Б. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России/А.Б.Золотарева. - М.: Ин-т Гайдара, 2011. – 308 с. 27. Колесник С.А., Фатеева С.В. Проблемы финансирования расходов муниципального бюджета на социальную политику // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – С. 85-88. 28. Кочьян Л.М. Социальное обслуживание и социальная защита как парадигмы российской социальной работы / Л.М. Кочьян // Ученые записки Российского Государственного социального Университета. – 2013. – №6. – Т. 2. – С. 45–53. 29. Курбанова, З.А. Государственная поддержка молодых семей (на примере Республики Дагестан// Вестник ВолГУ. - Серия 9. - Вып. 12.- 2014г. - С. 35-37. 30. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2012. – 683 с. 31. Овчарова Л.Н. Теоретикко-методологические вопросы определения и измерения/Л.Н. Овчарова//SPERO. - 2015. - № 15. - С.15-38. 32. Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 290 с. 33. Социальная политика России: Актуальные проблемы и перспективы их решения/Под общ. ред. проф. Н.А. Волгина, проф. Л.П. Храпылиной. - М.: Кнорус, 2012. – 573 с. 34. Социальная политика в муниципальных образованиях. Учебник/Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, СВ. Калашникова. - М.: Изд-во «Альфа_Пресс», 2015. – 452 с. 35. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под ред. Т.И. Заславской. - М.: Политиздат, 1990. – 345 с. 36. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации/под ред. Т.М.Малевой, Л.Н.Овчаровой. - М.: Дело, 2016. – 386 с. 37. Татаринцев М.Е. От аудита социальной помощи населению — к Социальному кодексу региона/М.Е.Татаринцев, А.В.Авдеев//Вестник АКСОР. - 2016. - № 1. - С.30-36. 38. Теория и методика социальной работы. В 2 частях. - М., 2013. – 193 с. 39. Трудовое право и социальное право России: Учебное пособие/Под ред. Л.Н. Анисимова. - М.: ВЛАДОС, 2014. – 742 с. 40. Туманянц К.А. Совершенствование социального обеспечения в России/К.А.Туманянц//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2013. - № 14. - С.126. 41. Туманянц К.А. Социальная политика в Российской Федерации: необходима смена приоритетов/К.А.Туманянц//Финансы и кредит. - 2015.- № 15. - С.38 — 45. 42. Туманянц К.А.Расходы на социальную политику российских регионов в координатах «затраты — результат»/К.А.Туманянц, Ю.Е.Сесина//Экономическая политика. - 2017. - Т.12, № 5. - С.128-149. 43. Туманянц К.А. Критерии доступа граждан к системе социальной защиты населения на уровне субъекта РФ/К.А.Туманянц//Региональная экономика: теория и практика.- 2016. - № 43 (274).- С.13 — 24. 44. Элерс Д. Местное самоуправление в Германии. - М., 2013. – 561 с. Интернет - сайты 45. http://www.ahtuba34.ru/news/society/news_of_company/s_1_iyulya_v_volgogradskoy_oblasti_ezhemesyachnuyu_vyplatu_stanet_poluchat_bolshe_veteranov_truda/ 46. Официальный сайт свободной энциклопедии Википедия. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/. 47. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о программе Молодая семья. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://molodaja-semja.ru/ 48. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о программе Молодая семья. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://molodaja-semja.ru/ 49. Официальный портал Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о программе Молодая семья.- Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.ohome.ru/ 50. Официальный сайт Информационного агентства INFOLine. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.advis.ru/ 51. Официальный сайт администрации г. Волгоград. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/ 52. Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: http://www.pfrf.ru/ 53. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. ? Электрон. текстовые дан. ? Режим доступа: http://gks.ru/ 54. Официальный сайт "Центр семейного права" - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://spravo.com/ 55. Волгоградские общественники участвуют в формировании системы социальной поддержки. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volgograd.ru/news/81172/?sphrase_id=216117 56. Мониторинги — бюджет — финансовый паспорт субъекта РФ — расходы (детально). - Электрон.табл.дан.- Режим доступа: http://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/budget/finansoviy-pasport-subjecta-rf/raskhody-detalno?territory=45000000 57. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013-2016 гг.//Федеральная служба государственной статистики (Росстат): офиц.сайт. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 58. Ключевые показатели эффективности социальной поддержки в регионах//Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, 2014-2015. - Электрон. Текстовые дан. - Режим доступа: http://aspire.nifi.ru/Home/Index
Отрывок из работы

1.1. Сущность, содержание и условия формирования муниципальной социальной политики. Одной из важных функций социального государства является разработка и осуществление социальной политики. Следует отметить, что понятие социальной политики в настоящее время широко используется в практике государственного управления, употребляется в официальных документах, оно же служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем сущность понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Дискуссии по поводу понятия «социальная политика» обусловлены тем, что социальная политика является значимой сферой интересов современного общества, частью деятельности современного государства. Социальная политика связана с уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. В наши дни существует много определений социальной политики. Однако необходимо учитывать нечто общее, методологически важное при раскрытии сути этого общественного феномена невозможность понять ее вне связи с категориями социальной сферы, социальных отношений, государства. Термин «социальная политика» находит отражение в различных областях научных исследований, он широко используется в экономике, философии, социологии, юриспруденции. Социальная политика направлена на организации и процессы, определяющие благосостояние граждан. В сферу социальной политики, по мнению некоторых авторов, помимо деятельности отраслей социальной сферы, входят распределение доходов между членами общества, семейные отношения, пенитенциарная система, природоохранная деятельность и т. д. Социологическая наука рассматривает социальную политику, прежде всего, как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий, связанный с социальным воспроизводством людей . Социальная политика согласно социальному праву предусматривает совокупность мер, воздействующих на демографическую ситуацию, занятость населения и качество его жизни (включая уровень потребления материальных и духовных благ), пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также мер, обеспечивающих целевую государственную и благотворительную помощь наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения . Расширенный анализ литературы показывает наличие большого числа неоднозначных трактовок термина «социальная политика» разными авторами, приведем наиболее типичные из них, условно выделив три основных подхода в ее понимании . Первый подход предполагает, что социальная политика представляет деятельность по установлению и поддержанию положения социальных общностей, групп, слоев, удовлетворению социальных потребностей, согласованию интересов, управлению социальной сферой, перераспределению ресурсов для достижения благополучия, решению социальных проблем, предоставлению социальных прав, гарантий и услуг. Так, по мнению А.Н. Аверина, социальная политика «...представляет деятельность ее субъектов по решению социальных вопросов, развитию социальной сферы, удовлетворению социальных потребностей, интересов людей, социальных общностей и групп, предоставлению социальных услуг» . С точки зрения A.M. Бабича «...под социальной политикой понимается политика, имеющая непосредственное отношение к общественному благосостоянию людей, к удовлетворению их материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к формированию уважения к человеческому достоинству и к установление социальной стабильности, социального партнерства, социального мира в обществе» . А.В. Воронова и А.В. Трошихин пишут, что «социальная политика как особое направление управленческой деятельности предстает как система властно-управленческих воздействий со стороны субъектов социального управления, направленных на решение задач, связанных с обеспечением социального воспроизводства и развития, как общественных групп, так и индивидов, на удовлетворение их жизненных потребностей» . Например, А.С.Гавриным обосновывается позиция, согласно которой «…социальная политика представляет собой целенаправленные действия по отношению к определенным социальным явлениям в целях управления социальными взаимоотношениями и распределением социальных ресурсов... Социальная политика - это политика государственных структур в сфере социальных отношений...» . Определение И.А. Григорьевой гласит: «Социальная политика – это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющих согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества» . Это определение построено на предельно широкой трактовке социальной политики, включающей в себя практически всю жизнедеятельность общества. В таком подходе все другие разновидности политики выглядят как составные части социальной. В одном из первых систематизированных учебных пособий по теории и методике социальной работы содержится трактовка социальной политики как «...причинно обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельности по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе» . Позже И.Г. Зайнышев конкретизировал изложенную в учебном пособии точку зрения и сформулировал, следующее определение: «Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения». При другом подходе под социальной политикой понимается совокупность мер, действий, мероприятий, осуществляемых ее субъектами, по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными общностями, группами, слоями, повышению уровня жизни, поддержанию благополучия, жизнеобеспечению населения. Так Т.И. Заславская считает, что важно разграничивать широкий и узкий подход к понятию асоциальная политика». Так «...социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев населения, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить собственное положение» . Иначе говоря, социальная политика в том смысле охватывает не все население, а его определенные группы, требующие защиты со стороны государства», социальная политика в широком смысле слова направлена на достижение более сложной и масштабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного воплощения подлинно социалистических отношений. Третий подход связан с рассмотрением социальной политики как совокупности взаимодействий, взаимоотношений, взаимосвязей между социальными общностями, группами, слоями по реализации основных целей общества, по поводу жизнеобеспечения, росту уровня и качества жизни населения, сохранения и изменения социального положения населения и составляющих его социальных слоев, групп, общностей. Так Б.В. Ракитский под социальной политикой понимает «...взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально- профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.). Учитывая перечисленные общие выводы, считаем целесообразным предложить свое уточненное понимание социальной политики. Социальная политика – это деятельность государства и других субъектов общества, направленная на создание необходимых условий для удовлетворения, стимулирования и качественного развития объективных потребностей человека, социальных групп и общностей. Социальная политика формируется и проводится на различных уровнях осуществления властных отношений: федеральные и региональные органы государственной власти, местное самоуправление, хозяйствующие субъекты. Каждый из них имеет свои возможности, позволяющие наиболее полно и эффективно реализовать цели и задачи социальной политики. Одним из наиболее оперативных и эффективных, по нашему мнению, субъектов осуществления социальной политики являются институты местного самоуправлениям В данном исследовании нельзя обойти вниманием само понятие «местное самоуправление». В прямом смысле термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода независимость от центральных органов решать свои внутренние проблемы. Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в современной истории России было признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (статья 12 Конституции РФ) . Статья 130 Конституции РФ определяет местное самоуправление как «...самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью». Следует отметить, что в последние годы уделяется большое внимание категории «муниципальная социальная политика» или «социальная политика в муниципальных образованиях», указанное понятие начинает постепенно входить в нормативные документы, в том числе и на муниципальном уровне. Однако проведенный диссертантом анализ показывает, что еще рано говорить о достижении какого-либо единого подхода к содержанию данной категории. Изучение имеющихся в литературе наработок, результаты проведенного анализа позволяют сформулировать ряд методологических положений. Они сводятся к следующему. Рождение человека, его здоровье, взросление, обучение, трудоустройство, брак и семья, старение, смерть - вокруг этого цикла вертится жизнедеятельность местного сообщества. Ведущую роль в обустройстве человеческой жизни в местном сообществе играют органы самоуправления. Их деятельность приобретает социальный характер, поскольку главной целью является создание условий для нормального функционирования членов местного сообщества, социальная поддержка тех людей, которые по тем или иным причинам не могут полноценно участвовать в производительном труде, в отличие от органов, действующих хотя и на местном уровне, но выполняющих государственные функции военкоматы, налоговые службы, таможенные органы, органы государственной безопасности, Органы местного самоуправления проявляют более тонкое понимание проблем местного населения, чем государственные органы. Это отражается и в компетенции муниципальных органов, в ведении которых, как правило, находится большинство социальных вопросов. Учитывая особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, более гибко реагируя на местные потребности, органы местного самоуправления добиваются того, что социальная политика осуществляется с учетом региональных и местных особенностей, в том числе с учетом социальной структуры и этнического состава населения, уровня экономического развития муниципального образования и, соответственно, материального положения населения. Органы местного самоуправления быстрее отслеживают демографические изменения в результате урбанизации, миграции, увеличения количества детей или граждан пожилого возраста, появления новых «групп риска». На современном этапе это особенно актуально, поскольку достаточно быстро изменяется структура населения отдельных регионов в результате нарастающей миграции населения, социальной поляризации общества с неизбежным ростом социально незащищенных категорий населения. Преимущества муниципального уровня при проведении социальной политики проявляются в способности более точно определить приоритетность различных социальных задач на данной территории, в экономии времени на достижение поставленных социальных целей, подотчетности населению. Это обеспечивается за счет активного участия общественности в осуществлении управленческих функций, в том числе контроль за предоставлением социальных услуг, принятии мер по укреплению системы финансовой отчетности и борьбы с коррупцией местное сообщество, как правило, оперативно реагирует на обострение социальных проблем, имея дополнительные возможности для влияния на принятие решений, на поведение своих избранников (мэров, депутатов, д.р.). На уровне муниципальных органов достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов социальной политики. Наряду с этим на местном уровне возможно обеспечить участие населения не только в потреблении социальных услуг, но и в их производстве. Это не только удешевляет и повышает эффективность социальной политики, но и формирует особый духовный климат, осознание тесной взаимосвязи интересов отдельных социальных групп, объединенных местом проживания. Автономия местного самоуправления не отменяет того, что формирование муниципальной социальной политики и механизма ее реализации предполагает, прежде всего, сочетание общегосударственных и местных приоритетов. Определяя специфические местные проблемы, органы местного самоуправления должны учитывать приоритеты государственной политики: улучшение демографической ситуации, предотвращение обнищания населения, минимизации отрицательных последствий безработицы, другие. Следует отметить, что органы местного самоуправления учитывает материальные условия, включая финансовые и иные ограничения, географические и демографические факторы, а также экономические перспективы; разрабатывает структуру и содержание социальной политики, вопросы ее адаптации к местным потребностям и условиям. Особое внимание обращается на разработку планов осуществления социальной политики с соблюдением принципов последовательности, изучение уроков проводимой политики и лучшей практики в других муниципальных образованиях, в том числе и за рубежом, проведение необходимых экспериментов и распространение их результатов на других. Таким образом, если исходить из того, что социальной политикой является деятельность государства и других субъектов общества, направленна на создание необходимых условий для удовлетворения, стимулирования и качественного развития объективных потребностей человека, социальных групп и общностей, то исследованию и регулированию должен подвергаться, прежде всего, местный уровень именно на местах получает реальное воплощение все три уровня социальной политики - федеральный, региональный и собственно местный. Муниципальная социальная политика, но нашему мнению – это комплекс мер и действий местных органов самоуправления, направленных на решение социальных вопросов местного значения и исполнение отдельных государственных полномочий в социальной сфере с целью реализации прав и свобод граждан. 1.2. Государственное регулирование социальных функций местного самоуправления Впервые в нашей современной истории в результате реформы местного самоуправления публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне в масштабах сельских и городских поселений. В настоящее время уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах. Следует отметить, что действующая конституция российской федерации, заложившая основы новой модели организации местного самоуправления в стране, в декабре 2013 г. отметила 20-летие. Безусловно, 25 лет - это срок небольшой в общеисторическом масштабе, но значительный для развития современного нового общественного института. За прошедшее с тех пор время были созданы законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово-экономическая база, накоплен огромный социальный и общественно-политический опыт работы муниципальные образований. Социальные обязательства региональных и муниципальных властей определены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» . Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральные органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. Конституции РФ органы местного самоуправления не вводят в систему органов государственной власти, следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Согласно ст. 3 конституции РФ народ осуществляет свою властью а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится и в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Статья 2 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Хотя законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы «государством в государстве». В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ, действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. В результате реформы местного самоуправлении в Российской Федерации сложилась двухуровневая система муниципальных образований: поселение (городское или сельское) и муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станин, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение – город или поселок, в которых местное caмоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальный район - несколько поселений или поселений межселенных территорий, объединенных обшей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления генеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляет полномочия по решение установленных настоящим генеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления генеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ определил компетенции местного самоуправления через понятия «вопросы местного значения» и «полномочия по вопросам местного значения». Чтобы придать этим понятиям единообразное значение, законодатель пошел путем установления исчерпывающих перечней для поселений, муниципальных районов и городских округов. На практике такого четкого разграничения компетенций не произошло. Вопросы местного значения зачастую обозначены в законе лишь в общей форме, не дают основы для прояснения практического содержания отношений муниципальных органов к объектам управления. Это выражается в достаточно неопределенных формулировках «создание условий...», «участие в...», обеспечение условий...», «оказание содействия.....», «содействие в развитии ….». Если бы обозначенные вопросы не пересекались с предметами ведения Российской Федерации и ее субъектов (вопросы местного значения муниципальных районов и поселений), такой подход означал бы предоставление муниципальным образованиям свободы действий в отношении собственных предметов ведения. Однако, как показывает сравнительный анализ, четкую грань часто невозможно провести ни между вопросами местного значения и полномочиям субъектов Федерации, ни между компетенциями районов и поселений. К вопросам местного значения поселений в части реализации муниципальной социальной политики отнесены следующие: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек населения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения. Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов российской федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств ( за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации). К социальным вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарное поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; опека и попечительство;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg