Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Анализ пьесы "Вишнёвый сад" Чехова.

ikonowosky2016 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цели курсовой работы: 1. Познакомится с произведением А. П. Чехова "Вишневый сад". 2. Выделить главные особенности произведения, проанализировать их. 3. На основе прочитанной литературы найти возможные интерпретации пьесы в литературе, театре, кино. 4. Сделать вывод.
Введение

"Чехова как художника нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями - с Тургеневым, Достоевским или со мною. У Чехова своя собственная форма, как у импрессионистов. Смотришь, как будто человек без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого отношения между собой эти мазки не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь, и в общем получается цельное впечатление". Л. Толстой Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отли-чались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия как такового. Сам Чехов писал о своих пьесах: "Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни". В чеховских пьесах есть подтекст, который приобретает особую художественную значимость "Вишневый сад" - последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Выработанные им новые стилевые принципы, новые "приемы" по-строения сюжета и композиции воплотились в этой пьесе в таких образных открытиях, которые возвысили реалистическое изображение жизни до широких символических обобщений, до прозрения будущих форм человеческих отношений.
Содержание

Введение 3 1. Анализ пьесы "Вишнёвый сад" Чехова 5 1. 1 История создания пьесы "Вишневый сад" 5 1. 2 Тема пьесы 5 1. 3 Действующие лица 5 1. 4 Конфликт и развитие сюжета пьесы 6 1. 5 Композиция пьесы 7 1. 6 Авторская позиция в пьесе 7 2. Оценка пьесы литературной критикой 8 3. Образная система "Вишневый сад" - авторские особенности, на примере Гаева. 17 4. Главные постановки "Вишневого сада" 20 4. 1 Вишневый сад. Театр им. Моссовета. Пресса о спектакле.....................24 5. Сюжет пьесы в России и Японии 26 5. 1 "Вишнёвый сад" 26 5. 2 Сад - это вся Япония в начале новой эпохи 28 5. 3 Дадзай Осаму. Японский "Вишнёвый сад" 29 5. 4 "Закат". Японский "Вишнёвый сад" 30 Вывод 31 Библиографический список 33 Приложение 1 36 Приложение 2 37
Список литературы

1. А.П.Чехов. "Вишневый сад". Основное содержание, анализ текста, ли-тературная критика, сочинения: И.О. Сарычев - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2006 г.- 36 с. 2. Бушман Е. Мир дворянской усадьбы / Е. Бушман // Литература: изд. дом Первое сентября. - С. 252004.- N23. 3. Витанова Т.И. Письма Антона Павловича Чехова: 10 класс / Т. И. Ви-танова // Литература в школе. - 2008. - № 8. - с. 33-35. 4. Вишневый сад. Рассказы: Антон Чехов - Москва, АСТ, 2004 г.- 256 с. 5. Вишневый сад: А. П. Чехов - Москва, Книжный клуб "Клуб семей, 2013 г.- 192 с. 6. Вишневый сад: Антон Чехов - Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2009 г.- 288 с. 7. Вишнякова Н. "Вишневый сад": в ожидании катарсиса / Н. Вишнякова // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 1. - С. 32-33. Литература: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 1. 8. Владимиров С. Действие в драме - М.: Просвещение, 1972. - 127 с. 9. Гусарова К. Вишнёвый сад - образ, символ, персонаж: план-конспект сочинения / К. Гусарова //Литература - Первое сентября. - 2002. - № 12. - с. 27. 10. Гутов А.Г. Можно ли сегодня полюбить Чехова? / А. Г. Гутов // Литература в школе. - 2010. - № 3. - с. 41-42. 11. Дмитренко С. [Как правильно произносить название пьесы Чехова "Вишнёвый сад" или "Ви`шневый сад"?] / С. Дмитренко // Литература - Первое сентября. - 2007. - № 8. 12. Дмитриева Н. Долговечность Чехова / Н. Дмитриева // Литература - Первое сентября. - 2004. - № 28. 13. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. - М.: просвещение, 1968. -171 с. 14. Ким Рёхо. Русская классика и японская литература. - М., 1987, 345 с . 15. Конрад Н. И. Очерки японской литературы. - М, 1973, 134 с. 16. Конрад Н. И. Японская литература в образцах и очерках - Л., 1927, 28 с. 17. Летняя школа "Читаем Чехова" // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 19. - с. 3 . 18. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. - М.: Просвещение, 1971.- 144 с. 19. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 "Рус. яз. и литература" / Под ред. З.Я. Рез - М.: Просвещение, 1977 - с. 230-243. 20. Первое отдельное изд. - А. Ф. Маркса, СПБ., 1904, 484 с. 21. Роговер Е.С."Вишневый сад" А.П.Чехова: преемственность и новаторство / Е. С. Роговер // Литература в школе. - 2008. - № 8. - с. 15-20. 22. Сашина Р. Женщины в творчестве Чехова / Р. Сашина // Искусство: изд. дом Первое сентября. - 2001.- N 14. - с. 9-10. 23. Сборник товарищества "Знание" за 1903 г., кн. 2-я, СПБ, 1904, 234 с. 24. Скатов Н.Н. Нужен Чехов... / Н.Н. Скатов // Литература в школе. - 2004. - № 7. - с. 2-5. 25. Чекмарева Н.А. К юбилею А.П.Чехова: рукотворный вишневый сад / Н. А. Чекмарева // Школа и производство. - 2010. - № 4. - с. 52-53. 26. Чернова И.И. Сценическая интерпретация драматической коллизии "Раневкая - Лопахин" в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" / И.И. Чернова // Литература в школе. - 2004. - № 10. - с.21-23. 27. Чехов сегодня и всегда // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 8. - с. 2-3. 28. Чеховедение - XXI // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 8. - с. 6-7. 29. Шапиро Н. Второстепенные герои "Вишневого сада" / Н. Шапиро // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 1. - с. 29-31. 30. Эфрос Н. Е. "Вишневый сад". Пьеса А. П. Чехова в постановке Моск. Худож. театра. - Пг., 1919. 31. Юзовский Ю. Спектакли и пьесы. - М., 1935, с. 298—309.
Отрывок из работы

1. 1 История создания пьесы "Вишневый сад" Впервые А.П. Чехов сообщил о начале работы над новой пьесой в 1901 году в письме своей супруге О.Л. Книппер-Чеховой. Работа над пьесой продвигалась очень трудно, это было вызвано тяжелой болезнью Антона Павловича. В 1903 году она была завершена и представлена руководителям Московского художественного театра. В 1904 году состоялась премьера пьесы. И с этого момента пьесу "Вишневый сад" анализируют и критикуют уже на протяжении ста лет. Пьеса "Вишневый сад" стала лебединой песней А.П. Чехова. В ней за-ключены размышления о будущем России и ее людях, копившиеся в его мыслях годами. А само художественное своеобразие пьесы стали вершиной творчества Чехова-драматурга, еще раз показав, почему именно его считают новатором, вдохнувшего в весь русский театр новую жизнь. [2] 1. 2 Тема пьесы Темой пьесы "Вишневый сад" послужила ситуация продажи с аукциона родового гнезда обедневших дворян. К началу ХХ века такие истории были не редкостью. Аналогичная трагедия произошла и в жизни Чехова, их дом, вместе с лавкой отца был продан за долги еще в 80 х годах ХIХ века, и это оставило неизгладимый след в его памяти. И уже, будучи состоявшимся писателем, Антон Павлович пытался понять психологическое состояние людей, лишавшихся своего дома. 1. 3 Действующие лица При анализе пьесы "Вишневый сад" А.П. Чехова традиционно героев делят на три группы, беря в основу их временную принадлежность. К первой группе, представляющее прошлое, относятся аристократы Раневская, Гаев и их старый лакей Фирс. Вторая группа в лице купца Лопахина, ставшим представителем времени настоящего. Ну и третья группа - это Петя Трофимов и Аня, они будущее. [3] Четкого разделение героев на главных и второстепенных у драматурга нет, так же как и на строго отрицательных или положительных. Именно такое представление персонажей – одно из новшеств и особенностей чеховских пьес. 1. 4 Конфликт и развитие сюжета пьесы Открытого конфликта в пьесе нет, и это еще одна особенность драма-тургии А.П. Чехова. А на поверхности находиться продажа имения с огром-ным вишневым садом. И на фоне этого события можно разглядеть противо-стояние ушедшей эпохи новым явлениям в обществе. Разорившиеся дворяне упорно держатся за свою собственность, не в силах предпринять реальные шаги к ее спасению, а предложение получать коммерческую прибыль, путем сдачи земли в аренду дачникам для Раневской и Гаева неприемлемо. Анализируя произведение "Вишневый сад" А.П. Чехова можно говорить о временном конфликте, в котором прошлое сталкивается с настоящим, а настоящее с будущим. Сам по себе конфликт поколений отнюдь не нов для русской литературы, но никогда раньше он не раскрывался на уровне подсознательного предчувствия изменения исторического времени, так ясно ощущаемые Антоном Павловичем. Он хотел заставить зрителя или читателя задуматься о своем месте и роли в этой жизни. [4] Пьесы Чехова очень сложно делить на фазы развития драматического действия, ведь он старался приблизить разворачивавшееся действие к реальности, показывая будни своих героев, из которых и состоит большая часть жизни. Экспозицией можно назвать беседу Лопахина с Дуняшей, ожидающих приезда Раневской, и почти сразу же выделяется завязка пьесы, заключаю-щаяся в проговаривании видимого конфликта пьесы - продажа имения на аукционе за долги. Перипетии пьесы заключаются в попытках убедить хозяев сдавать землю в аренду. Кульминация - известие о покупке имения Лопахиным ну и развязка - это отъезд всех героев из опустевшего дома. 1. 5 Композиция пьесы Пьеса "Вишневый сад" состоит из четырех действий. В первом действии происходит знакомство со всеми героями пьесы. Анализируя первое действие "Вишневого сада", стоит отметить, что внут-реннее содержание персонажей передается через отношение к старому виш-невому саду. И здесь же начинается один из конфликтов всей пьесы – противоборство прошлого и настоящего. Прошлое представлено братом и сестрой Гаевым и Раневской. Для них сад и старый дом - это напоминание и живой символ их прежней беспечной жизни, в которой они были богатыми аристократами, владеющими огромным имением. Для Лопахина же, который противопоставлен им, обладание садом - в первую очередь возможность получить прибыль. Лопахин делает Раневской предложение, приняв которое, она может спасти поместье, и просит обедневших помещиков подумать над ним. Анализируя второе действие "Вишневого сада", необходимо обратить внимание, что хозяева и слуги гуляют не по прекрасному саду, а в поле. От-сюда можно сделать вывод, что сад находится в абсолютно запущенном со-стоянии, и по нему просто невозможно пройти. Это действие прекрасно раскрывает представление Пети Трофимова о том, каким должно быть будущее. В третьем действии пьесы наступает кульминация. Поместье продано, и новым хозяином становится Лопахин. Несмотря на удовлетворение от сделки, Лопахин опечален тем, что судьбу сада должен решать он. А значит, сад будет уничтожен. [5] Четвертое действие: родовое гнездо опустело, некогда единая семья распадается. И так же, как сад вырубается под корень, так и эта фамилия остается без корней, без пристанища. 1. 6 Авторская позиция в пьесе Несмотря на кажущийся трагизм происходящего, герои у самого автора не вызывали никакого сочувствия. Он считал их недалекими людьми, неспособными к глубоким переживаниям. Эта пьеса стала больше философским размышлением драматурга о том, что ждет Россию в недалеком будущем. Очень своеобразна жанровая принадлежность пьесы. Чехов назвал "Вишневый сад" комедией. Первые постановщики увидели в ней драму. А многие критики сошлись во мнении, что "Вишневый сад" - это лирическая комедия. [6] 2. Оценка пьесы литературной критикой Глубокий идейный смысл и художественное своеобразие пьесы "Виш-нёвый сад" были поняты далеко не сразу. Ее истинное понимание рождалось в ожесточенных спорах. Обличительные тенденции "Вишнёвого сада", направленные против эксплуататорских классов, вызывали недовольство консервативной критики, и она стремилась опорочить эту пьесу. [1] Безымянного критика из "Московских ведомостей" раздражал не только скептицизм Чехова по отношению к дворянству и буржуазии, но и сочувствие к Трофимову и Ане. Он не принимал эти образы и осуждал Чехова за их изображение как положительных. "Получается такое впечатление: автор дает Трофимову и Ане в руки по фонарику и предлагает им пуститься в неведомый путь ночью... Рискованное путешествие! Вера в жизнь - великое дело. Но необходимо ещё и знание жизни... Уйти от людей, осужденных нами за "пошлое и мелкое", конечно, нетрудно. Но стать спиною к прошлому ещё не значит совершить великое дело". Однако этот критик отметил как достоинство пьесы то, что она написана в мягком тоне. А. Бабецкий из "Гражданина" выражает крайнее недовольство тем, что "Чехов-пессимист превратился нежданно-негаданно в туманного симво-листа". Он считает сюжет пьесы и взаимоотношения ее действующих лиц абсурдными, а новый путь, намечаемый Чеховым, - ложным. С его точки зрения, Петя Трофимов смахивает на Илью Обломова и несёт чепуху, а Аня Раневская - кисейная барышня. Бабецкий признавал лишь трагизм гибели Гаевых и Раневских и предрекал пьесе скорое забвение. Басаргин из "Московских ведомостей" рассматривал "Вишнёвый сад" как пьесу, проникнутую внеклассовым гуманизмом и будящую сочув-ствие одинаково ко всем действующим лицам, даже к Лопахину, так как он "не знает, на что ему деньги". Критик журнала "Семья" выступил с защитой дворянства и при этом доказывал, что Чехов выступает хранителем традиций и рисует "не одни только отрицательные моменты прошлого", но главным образом положительные. Противопоставляя дворянство буржуазии, критик заметил: "А Лопахины - бог весть, в какую окончательную форму они выльются". Не принимая новых людей, он дал им отрицательную оценку: "Трофимовы пока только мечтают и теоретизируют насчет будущего". Символисты резко разошлись в оценке "Вишневого сада". А. Белый, считая пьесу символической, утверждал, что действующие лица являются в ней "воплощением рокового хаоса", а вся она не что иное, как "полет в Веч-ность". 3. Гиппиус не признавала ни идейного, ни художественного значения пьесы. Она видела в Трофимове пережиток прошлого, лишь комическое лицо. В оценке "Вишнёвого сада" строгого единомыслия не было и в лагере либеральной критики. Подавляющая часть либеральных критиков восприняла пьесу как поэтизацию грусти, угасания и смерти, как идеализацию отживающих дворянских гнёзд и их владельцев. Так, В. Дорошевич утверждал, что "Вишневый сад" полон щемящей грусти, что "это комедия по названию, драма по содержанию". "Встреча со смертью", - так раскрывал идею пьесы А. Кугель, представляя Чехова безнадёжно унылым пессимистом. Ю. Беляев воспринимал пьесу как выражение "устало-вечернего настроения", как воплощение ликвидации отживающего мира. "Пьесу можно назвать, - писал он, - "ликвидация". Да, это полная ликвидация того жизненного строя, тех явлений и характеров, которые Чехов только и наблюдает в русской жизни и которые только любит изображать". Беляев не отрицал в пьесе и намеков "на что-то новое, светлое, что ждёт впереди", но, с его точки зрения, эти намеки "не составляют сути дела". Из представителей либерально-буржуазной критики наиболее правильную оценку "Вишнёвого сада" дал А. В. Амфитеатров. По мнению этого критика, Чехов верно отобразил в своей пьесе "пораженное на смерть" и "ползущее к могиле" дворянство. Амфитеатров идеализирует образ Лопахина и подчёркивает в нем трудовую энергию, стремление работать на общее благо, мечты о будущем. Критик идеализировал не только Лопахина, но и Трофимова, и Аню. В этих образах он видел подлинных провозвестников новой жизни, светлую зарю будущего. Основы научного толкования смысла "Вишнёвого сада", её достоинств и недочётов, были заложены демократической критикой. Ф. Батюшков оценил пьесу как яркое проявление идейного и художественного становления Чехова. По его мнению, призывы Чехова к улучшению, к "трансформации" жизни, его мечты о будущем с наибольшей силой проявились именно в этой пьесе. Ведущим идейным мотивом пьесы "Вишневый сад" Батюшков считал энергичный призыв к созидательной деятельности, к улучшению жизни, к её переустройству. Н. Коробка охарактеризовал "Вишневый сад" как драму, переживаемую не только русским обществом, но и всем человечеством той поры. В образах-символах этой пьесы показано умирание старого, временное торжество мещанства, пошлости и зарождение новой силы. Наиболее критически о пьесе "Вишневый сад" высказались В. Г. Короленко и М. Горький. Короленко не мог принять ноток сочувствия в изображении дворянства, неопределенности в зарисовках положительных образов и находил, что "Вишневый сад" производит более слабое впечатление, чем предшествующие пьесы и рассказы Чехова. Советская критика подчеркивала глубоко оптимистический характер пьесы "Вишневый сад". К. С. Станиславский: "Голос Чехова звучит в ней (пьесе "Вишнёвый сад") бодро, зажига-тельно, ибо сам он смотрит не назад, а вперёд". Вл. И. Немирович-Данченко: ""Вишневый сад" как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Че-хова". Л. В. Средин: "...получил огромное наслаждение от чтения Вашей прекрасной, тон-кой, изящной и глубокой пьесы..." (Л. В. Средин (друг Чехова, врач) - А. П. Чехову, письмо без даты, 1904 г.) А. И. Куприн: "Был я недавно на Волхове в одном запущенном старом дворянском гнезде. Хозяева разоряются и сами над собой подтрунивают: „У нас „Вишневый сад"!"..." (А. И. Куприн - А. П. Чехову, май 1904 г.) Отзыв в газете "Русский листок": "Неужели в нашей жизни все так нудно и тоскливо?" (рецензент под псевдонимом Энне, "Русский листок", 21 января, № 20) В. М. Дорошевич: "Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох..." (В. М. Дорошевич, 1904 г.) Ю. И. Айхенвальд: "Только Чехов мог показать в Ермолае Лопахине не простого кулака, как это показывали в нем другие авторы только Чехов мог придать ему все те же облагораживающие черты раздумья и нравственной тревоги..." В. А. Тихонов: "Пьеса Ваша "Вишневый сад" для меня вдвойне интересна, так как мне, много вращавшемуся и вращающемуся в этой среде, приходится видеть падение помещичьей жизни, идущее crescendo к худу или добру "деревни" - еще большой вопрос..." (В. А. Тихонов (читатель из Рязани, врач) - А. П. Чехову, 24 января 1904 г.)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
2500 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 26 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 52 страницы
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg