Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Теоретические основы изучения экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах

ikonowosky2016 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цель исследования: выявить экспрессивные характеристики социального поведения в разноэтнических группах. Объектом исследования: социальное поведение в разноэтнических группах. Предмет исследования: экспрессивные характеристики как устойчивые особенности социального поведения в разноэтнических группах,. Задачи исследования: 1) На основе теоретического анализа психологической и философской литературы определить содержание понятия «социальное поведение». 2) Опеделить характристики экспрессивного социального поведения в разноэтнических группах. 3) Выявить особенности проявления экспрессивных характеристики социального поведения в разноэтнических группах. Методологической основой исследования являются: принцип развития психики в деятельности (А.Н. Леонтьев); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип системного и целостного подхода к изучению личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов); принцип личностно-ориентированной направленности (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, Е.И. Исаев, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков), «Социальная психология» Г.Н.Андреева, «Экспрессивное поведение» Лабунская В.А концепция социализации и индивидуализации (А.В. Дмитриева, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский). Были использованы теоретические положения исследований в области изучения ценностей личности (Н.А. Журавлева, Г. Олпорт, В.Б. Ольшанский, М. Рокич, В.П. Тугаринов, Ш. Шварц), основные идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл). Методы исследования. -теоретические (анализ и систематизция концептуальных подходов в психологии и педагогике к изучению проблемы экспессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах); -эмпирические (наблюдение, тестирование) методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А.М.Кузнецова); методика - опросник Т.Лири диагностика межличностных отношений; методика перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л.Е. Бачина, А.Е. Ольшанникова). «- математические ( методы математической статистики) -логические ( интерпретация и анализ полученных данных) В исследовании принимали участие 80 респондентов, которые были разделены на группы по национальному признаку.
Введение

Актуальность исследования. Современное общество стремительно меняется и этот процесс отражается не только на психологическом уровне развития общества, но так же ведёт к изменению общественных отношений. Быстрыми темпами происходит социальная дифференциация. Подобные изменения в социуме требуют внимательного рассмотрения проблемы социального поведения представителей различных социальных слоёв и этнических групп. Детерминантами, определяющими социальное поведение, являются ценностные ориентации личности, ее коммуникативные и организаторские склонности, уровень социального интеллекта. Ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения рассматриваются в исследованиях В.А. Ядова, О.С. Дейнеки, В.А. Хащенко, Э.Г. Черновой, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, И.Р. Алтуниной, Ю.П. Платонова, В.А. Бобневой и других ученых; динамика ценностных ориентации исследовалась А.Л. Журавлевым, Н.А. Журавлевой, Ю.Ю. Колягиным, В.А. Ядовым, А.Ф. Лазурским, В.Н. Мясищевым, А.Г. Ковалевым и другими. В работах Ш.А. Амонашвили, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, М.И. Бобневой, К.П. Платонова, Е.В. Шороховой подчеркивается необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций, развитие толерантного отношения в разноэтнических группах. Роль этничности в общественных процессах, отношение к культуре, языку и традиционному образу жизни рассматриваются в ряде работ (В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, Н.М. Лебедева, A.M. Гуревич, Г.В. Палаткина и др.). В условиях новых темпов жизни, углубления взаимосвязи различных культур и этносов становится чрезвычайно актуальным изучение психологических особенностей социального поведения в разноэтнических группах. В связи с этим в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в изучении проявления экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах и недостаточная изученность данной проблемы в научной литературе. Названное противоречие и определило тему исследования «Экспрессивные характеристики социального поведения в разноэтнических группах».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах…………………………… 1.1.Теоретическая разработка проблемы социального поведения зарубежными и отечественными психологами…………………………………………………… 1.2. Основные параметры экспрессивного репертуара в социальном поведении личности…………………………………………………………………………… 1.3. Теоретическая модель проявления экспрессивных характеристик в социальном поведении в разноэтнических групах………………………………………………………………………………. Выводы по первойглаве…………………………………………………………… ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование проявления экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах ………………………………………………………………………………………. 2.1.Организация и методика исследования проявления экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтничеких группах 2.2. Психологический анализ социального поведения в разноэтнических группах…………………………………………………………………………….. 2.3. Взаимосвязь экспресиивных характеристик с Выводы по второй главе…………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….... ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
Список литературы

Отрывок из работы

1.1.Теоретическая разработка проблемы социального поведения зарубежными и отечественными психологами Социальное поведение. Социальное поведение – это особая форма проявления активности человека в обществе. Исследуя социальное поведение, следует разделять его от массового поведения (Панферов В.Н. Психология человека. – СПб., 2000. 10 человека в массе), так как оно имеет свои особенности проявления действий, которые не относятся по своим последствиям к социуму, или не обусловлены социальным фактором, но стоит заметить, что и то другое имеет социальные предпосылки и детерминанты. Рассмотрим некоторые поведенческие аспекты личности человека в социуме, а так же факторы участия личности в социальных группах. Можно сказать, что имеются определённые различия между поведением человека как таковом и в группе. По мнению Т.Шибутани, «простое присутствие другого человека, даже совершенно постороннего, безусловно, изменяет поведение любой социализированной личности» (8. Р.М. Шамионов «Психология соц. Личности). Исследования социальных психологов показали, что многомерное влияние на поведение отдельного человека не только того, имеются ли явные свидетели реализуемого поведения и каковы их характеристики , но и того, какие установки есть у личности и в каких обстоятельствах и ситуациях они актуализируются. Очень хорошо это наблюдается в исследованиях, которые связаны с этническим(расовым) или классовым фактором. Т.П. Спириной было предложено такое понимание социального поведения, в котором это процесс реализации индивидом своих возможностей «быть» в пространстве межличностных отношений. Социальное поведение является не просто производным от социальной среды или сферы личности, а социальным феноменом, в котором есть своё специфическое пространство, а также своя логика существования. На основе данной трактовки социального поведения есть два суждения: 1) социальное поведение как актуализированный способ, выражающийся в действиях и поступках; 2) социальное поведение, с одной стороны это действие человека по определённой причине или необходимости, с другой поступки, определяющие личность и её свободу. Этой двойственностью определяется сложность управления социальным поведением. По мнению Е.В.Шороховой, поведение – это форма связи, взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Поведение человека определяется своеобразием жизнедеятельности – социальная среда, человек в этом взаимодействии выступает как личность, представляющая собой социальное явление. По своему значению социальное поведение предполагает уровень социализированности – усвоения норм этого поведения, формирование способности управлять им, иметь собственное отношение к воспринимаемому социальному поведению другого человека или группы, умение соотносить собственное поведение с поведением другого и меняющейся социальной ситуации. Таким образом, в изучение социального поведения личности включают и собственно объективное течение поведения, его фиксируемые характеристики и механизмы, а также влияние поведения одного на других людей, их поведение, но еще больше – социально-психологические факторы, условия лежащие в его основе, – межгрупповые отношения, стереотипы и мораль, нравственность, влияние средств массовой информации и т.д., а также нормы, ценности, роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации – все то, что относят, как правило, к внутренним инстанциям личности. Однако, как известно, предвидение и прогнозирование социального поведения личности – весьма затруднительно. И дело не только в том, что психологическое знание еще не дает возможности более или менее полно утверждать, что именно следует ожидать от конкретного человека в данный момент времени в данной конкретной ситуации, но в том, что личность – весьма многомерное явление. Вместе с тем, знание о некоторых закономерностях социального поведения в наиболее типичных ситуациях весьма значимо и позволит в определенной степени быть готовым к нему. Формы социального поведения. В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования. Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер. «Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социально не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей. Виды социального поведения. У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение – это поведение, которое соответствует требованиям ситуации и ожиданиям людей, делится на конформное поведение, ответственное, помогающее, правильное и синтонное поведение. Неадекватное поведение – противоречит всяческим нормам и морали общества, к ним относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение. Конфликтное поведение – порождающее напряжённость и конфликты. Если взглянуть на зарубежную психологию, то мы увидим, что Фромм счёл окружающую социальную среду основной детерминантой поведения индивида. В этом проявляется его сходство с идеей Маркса, объяснявшим социальное поведение индивидов, их классовым происхождением. Фромм вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая под ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, так как это вытесняется специальным по своей природе социальным механизмом, принадлежащим обществу, а не индивиду. Также вводится понятие «Социальный характер». Это стиль поведения воспитанный и приемлемый обществом и неосознаваемый индивидом. Иной вариант предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы. Скиннер выделяет три типа поведения: оперантное, условно-рефлекторное, и безусловно-рефлекторное. Оперантные реакции представляют собой форму адаптации организма к окружающей среде. Они активны и произвольны. Последние два вида реакций вызываются воздействием соответствующих стимулов. Скиннер обозначает термином «технологии поведения» целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над другими, связанный с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления. Хоманс считает, что если дополнить теорию представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми, то можно интерпретировать социальное поведение с помощью поведенческой парадигмы Скиннера. Он отмечает, что отношения индивидов между собой всегда представляют взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, это взаимное использование подкреплений. Теорию обмена Хоманс кратко сформулировал в нескольких постулатах: ? постулат депривапии — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение; ? постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаше всего встречают социальное одобрение; ? постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение; ? двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению. ? постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия; Изучая социальное поведение в таких выдающихся трудах как Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, можно выделить несколько разновидностей поведения: агрессивность, стремление к власти, аффилиация. Исходя из того, какую пользу они приносят людям и что, из себя представляют, можно выделить три группы поведения: просоциальное, асоциальное и антисоциальное. Просоциальное поведение – или по другому называют «добровольное поведение», которое приносит пользу другому человеку или обществу. Асоциально поведение – это такое поведение, которое не соответствует в обществе существующим правовым нормам, действует против обычай и традиций, в той социальной или национальной группе, к которой принадлежит человек. Антисоциальное поведение – это поведение, которое противоречит правовым, морально-этическим культурным нормам. Несколько иную классификацию видов социального поведения предложила Е.В. Шорохова. В зависимости от социальной структуры общества ею выделяются: классовое поведение, поведение социальных слоев, этническое и другие виды поведения. Анализируя социальное поведение по основанию субъектности, Е.В. Шорохова разделяет его на общественное, массовое, этническое и другие виды поведения. По параметру активности/пассивности может быть выделено адаптационное, стереотипное, поведение по оказанию помощи другим людям. По способу выражения выделяются вербальное, невербальное, коммуникативное, разумное и другие виды поведения. По времени существования поведение может быть импульсивным, вариабельным, длительно осуществляемым (Е.В. Шорохова, 2002). Структура социального поведения, представленная в работах Ю.П. Платонова, включает в себя поведенческий акт, действие, поступок, деяние. Каждый из этих элементов имеет свое специфическое психологическое содержание. По мнению автора, целью социального поведения личности является преобразование окружающей действительности, осуществление социальных изменений в обществе, личностных «переустройств» человека. Социальное поведение, как и любое поведение человека, имеет свои экспрессии. Е.В. Шорохова, В.А. Бобнева, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, В.А. Ядов, Ш. Шварц, М. Рокич и другие исследователи выделяют регуляторы социального поведения, которые подразделяются на внутренние (психологические) и внешние (социальные); позитивные (определяющие просоциальное поведение) и негативные (определяющие асоциальное, антисоциальное поведение); общечеловеческие (традиция, язык, ритуалы и т.д.), социально-психологические явления (этносы, классы, группы, социально-психологический климат и т.д.), социально-психологические феномены (стереотипы, вкусы, молва и т.д.) и личностные (позиция, статус, установка, социальные нормы и т.д.) . Одним из наиболее интересных, действующих на разных уровнях – в обществе и социальных группах, – а также присущих личности внутренних психологических регуляторов социального поведения являются нормы и ценности. Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также, как предъяв¬ление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает сте¬пень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д. Термины «экспрессия» и «экспрессивность» используются не только психологами, но и искусствоведами, театраловедами, в том случае, когда им необходимо подчеркнуть степень выраженно¬сти духовного мира человека или указать на средства его выражения, например, музыка, живопись, архитектура. Таким образом, в существующих определениях экспрес¬сии и экспрессивности имеются указания на связь дан¬ного явления с духовным и душевным миром челове¬ка. Экспрессивность человека обуславливается тем, что проявление внутреннего психологического состояния, в зависимости от определённой ситуации, может проявляться в большей или меньшей степени. Экспрессия есть результат определённого поведения при различных обстоятельствах Как уже говорилось, социальное поведение имеет свои формы и установки, если рассматривать поведение в социуме, то можно выделить несколько видов поведения: вербальное, невербальное и эмоциональное. К вербальному поведению можно отнести речь, которую мы передаём с помощью слов, что вполне приемлемо в обществе. К невербальному поведению, по мнению В.А. Лабунской, можно отнести «несловесную речь», которая проявляется в жестах, мимике, интонации, с которой производится речь. Такие немало важные факторы имеют большое значение в процессе коммуникации. Невербальное поведение неотделимо от лично¬сти. В нем не просто выражаются какие-то ее психи¬ческие состояния, особенности темперамента или отно¬шения к другому, а представлены психологические особенности, присущие конкретной личности. Поэто¬му невербальное поведение индивидуально и неповто¬римо настолько, насколько индивидуальна и неповто¬рима личность во всех своих переживаниях. Именно поэтому появляются трудности, связанные с его интер¬претацией и точностью понимания в общении. Невербальное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций, — это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психичес¬ких явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Невербальное поведение — это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях. Эмоционально поведение – это реакция человека в преддверии наступающей ситуации, то есть положительное или отрицательное проявление. Эмоция является механизмом закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, эмоции являются положительным или отрицательным подкреплением поведения. Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха). Радость может быть бурная и тихая. Рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться. В гневе человек может буйствовать, или же никак не проявит своего гнева («все кипит внутри»). Детерминанты Детерминанты – это те условия, причины, факторы от которых зависит развитие личности. Изучив материал социального поведения личности, следует выделить классификацию детерминант социального поведения: - внутренние (психологические): ценностные ориентации, установки, система ценностных смыслов, мотивов, психологические особенности личности. - внешние (социальные): социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры и субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения. - позитивные (определяющие просоциальное поведение) - негативные (определяющие асоциальное, антисоциальное поведение); - общечеловеческие (традиция, язык, ритуалы и т.д.), - социально-психологические явления (этносы, классы, группы, социально-психологический климат и т.д.), - социально-психологические феномены (стереотипы, вкусы, молва и т.д.) - личностные (позиция, статус, установка, социальные нормы и т.д.). Мы рассмотрим поближе внутренние детерминанты социального поведения. Ценностные ориентации — наличие ценностей в сознании человека, признаваемых им в качестве мировоззренческих ориентиров. Определение К. Клакхона ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), а ценностей как аспекта мотивации. При этом занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях: удержании (или потере) этих ценностей во времени; усилении (или снижении) их значимости; принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей. Б. С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки: - ценности — это понятия или убеждения; - ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; - ценности упорядочены по относительной важности. - ценности имеют надситуативный характер; - ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. По словам Б. Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса». Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой». Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек». По мнению Ю. А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей». Как справедливо замечает К. Роджерс, потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с системой ценностей личности и концепцией «я». А. Г. Здравомыслов также полагает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентации «действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться». Механизм действия системы ценностных ориентации, по его словам, связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, выражаясь в борьбе между долгом и желанием, т. е. между мотивами нравственного и утилитарного характера.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg