Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия социального взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

ikonowosky2016 3750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 125 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цель исследования: теоретически описать и апробировать условия успешного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Объект исследования: процесс управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи Предмет исследования: инновационные формы работы дошкольного образовательного учреждения и семьи. Гипотеза исследования: управление взаимодействием будет эффективно осуществляться при использовании современных инновационных форм работы с родителями, позволяющих эффективно реализовывать сотрудничество дошкольного образовательного учреждение и семьи. Задачи исследования: 1. Рассмотреть проблему взаимодействия семьи и образовательного учреждения в педагогической и психологической литературе. 2. Рассмотреть подходы к организации взаимодействия семьи в дошкольных образовательных учреждениях. 3. Определить и описать современные инновационные формы взаимодействия с семьей. 4. Провести опытно — поисковую работу по реализации выявленных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методологическая основа исследования: труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (К.А. Абульхановой-Славской,Г.М.Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Н.Л. Виноградовой, Т.А. Данилиной, Т.Н. Дороновой, В.И. Загвязинского, О.Л. Зверевой, М.Н. Недвецкой, Н.Н. Обозова, Б.П. Парыгина и др.) Используемые методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта. Эмпирические: беседы, анкетирование, наблюдения, количественный и качественный анализ данных исследования. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 221 г. Челябинска» Апробация результатов исследования. Осуществлялась в процессе публикаций статей (приложение 1); выступлении на конференциях: 52 Конференция по итогам научно исследовательской деятельности научно – педагогических работников и обучающихся ЧГПУ 10-12 февраля 2016 г.; III Всероссийской научно – практической конференции «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» 27 апреля 2017г. Этапы исследования: 1. Теоретический этап (октябрь 2015- январь 2016 г.) Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. 2. Опытно-организационный этап (март 2016 г.– февраль 2017 г.) определялись методологические и теоретические основы исследования, 8 проводилась систематизация полученных знаний, изучение, выявление и реализация форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. 3. Заключительно - обобщающий этап исследования (март – май 2017г.) систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ экспериментальных данных, оформление квалификационной работы. Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании выявленных организационно – педагогических условий с целью эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Практическая значимость работы заключается в определении инновационных форм и методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) и семьи, которые способствуют активному включению родителей (законных представителей) в работу с ДОУ. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников из 61 наименований, 6 приложений. Общий объем работы составляет 66 страниц
Введение

Вопросы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи всегда находятся в центре внимания дошкольной педагогики. Невозможно сформировать личность обособленно от общества, необходимо научить подрастающее поколение оценивать позитивные и негативные стороны социального воздействия. Семья была, есть и останется мощным фактором воздействия на человека в любом возрасте. В то же время современная семья испытывает массу сложностей. Зачастую в ней меняются взаимоотношения, что, несомненно, сказывается на детях. Все это усугубляется усталостью родителей, физическим и психическим перенапряжением, тревогой за будущее детей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [60] В федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи [49]. При обращении к перечисленным выше документам становятся особенно актуальными вопросы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи. Проблемой взаимодействия ДОУ и семьи занимались: О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Н.В. Додокина, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, О.Л.Зверева, В.Г.Нечаева, Л.В. Попова и др. 5 В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина) [5, С.52-58] Предлагаемые педагогической наукой формы и методы взаимодействия с родителями дошкольников недостаточно отражают современных подходов к этой деятельности. Отсутствие конкретных критериев определения качества взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи говорит об актуальности рассматриваемой нами проблемы на научно - теоретическом уровне. Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту, ведению индивидуального предпринимательства или, наоборот, поиску работы, заботе об экономической выживаемости семьи и другими профессиональными проблемами, хотя потребность в успешном взаимодействии с образовательным учреждением при дефиците личного времени остается для родителя актуальной. Семья нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка. Актуальность исследования обусловлена противоречиями: ? между социальной потребностью в организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения семьей и недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике управления; ? между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по организации 6 успешного взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников в аспекте современного состояния образования; ? между требованиями, предъявляемыми к руководителям, и их недостаточной компетентностью по эффективной организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй. Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Содержание

Введение3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи 1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи.9 1.2. Специфика взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи 1 1.3. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи22 Выводы по первой глав30 Глава 2. Опытно - поисковая работа по созданию условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи32 2.1. Цели и задачи опытно-поисковой работы по организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения 3 2.2. Реализация эффективных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в современных условиях38 2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы41 Выводы по второй главе44 Заключение46 Список использованной литератур48 Приложения54
Список литературы

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. 2. Алферов А.Д. Психология развития дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 384 с. 3. Антонова Т.П. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2005. – №6. – С. 66–70. 4. Андреева H.A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Курган, 2000. С. 21-24 5. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52–58. 6. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ, 2002. – №4. – 66 с. 7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. 8. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание, 2003. – №1. – С. 82–92. 9. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики/ Д. А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. – 320с. 10. Буре Р.С. Воспитатель и дети. – М.: Академия, 2005. – 261 с. 11. Бутырин Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. – 177 с. 49 12. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. – 1996. – №1. – С.91-99. 13. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с. 14. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы; Айрис-Пресс, 2009. - 192 c. 15. Волков Б.С. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2007. – 288 с. 16. Воспитание детей в семье. Вопросы теории и методики. Под ред. Марковой Т.А. - М.: Педагогика, 1979. 17. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с. 18. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание, 2006. – №9. – С. 23–31. 19. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: Сфера, 2005. – 144 с. 20. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход // Приложение к журналу «Управление ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. 21. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2005. – №1. – С. 41–49. 50 22. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с. 23. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 120 с. 24. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство. – М.: Линка-пресс, 2006. – 178 с. 25. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество» // Дошкольное воспитание, 2005. – №3. – С. 87–91. 26. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с. 27. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. – 2006. 28. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников: методическое пособие для воспитателей. – СПб., 2011. – 162 с. 29. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника: учебник. – М.: Сфера, 2005. – 96 с. 30. Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в ДОУ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282с. 31. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. 51 32. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №4. – С.74-83. 33. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с. 34. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. – сост. Сертакова Н.М. – Волгоград: Учитель, 2013. - 203с. 35. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 107 с. 36. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с. 37. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 434 с. 38. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. – М.: Феникс, 2007. – 346с. 39. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41-42. 40. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000. – 232 с. 41. Маркова Т.А. Детский сад и семья. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. 52 42. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб: Речь, 2005. – 150 с. 43. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с. 44. Миклякова Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М., 2006. 45. Москалюк О.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с. 46. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ Модэк, 2011. – 400 с. 47. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с. 48. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: Скрипторий, 2003. – 72 с. 49. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Миюсте России 14.11.2013 № 30384) // http://www.consultant.ru/sys/ 50. Приказ Минобрнауки России от 18.10.2013 №544н (с изм. От 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // http://www.consultant.ru/sys/ 51. Прохорова С.Ю. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М.: Скрипторий, 2011. – 104 с. 53 52. Пути повышения педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста: Материалы Всерос. темат. семинара, провед. в г. Пензе 26 - 27 окт. 1978 г. / Под ред. Т.А. Марковой, Л.Г. Емельяновой. - М., 1980. - 56 с. 53. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с. 54. Рындак В.Г. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 – 205 с. 55. Сертакова Н.Н. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом». Волгоград; Учитель. 2015 56. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с. 57. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2008. – №3. – С. 35. 58. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74. 59. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. 60. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/sys/ 61. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 326 с.
Отрывок из работы

1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи. Взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи сегодня уделяется достаточно много внимания. Для того чтобы понять специфику управления взаимодействием в современных изменяющихся условиях, где родители (законные представители) становятся заказчиками образовательных услуг, важно рассмотреть сущность понятия «взаимодействие». В педагогическом терминологическом словаре дается следующее определение: взаимодействие – материальный процесс сопровождающийся передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются [46]. В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи понимается как установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта [49]. По мнению А.А. Майер, О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец проблемы во взаимоотношениях между родителями и педагогами основаны на 10 нехватке информации, связанной, с одной стороны, с новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – с удовлетворением спроса родителей на систему знаний. Г. М. Андреева понимает взаимодействие как составную часть общения людей. Она обоснованно отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, развести эти понятия между собой достаточно трудно. Автор определяет взаимодействие как другую, по сравнению с коммуникативной, сторону общения. По ее мнению, эта «та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность» [4]. По мнению Н. Л. Виноградовой взаимодействие это способ социального бытия, который определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий личностей, социальных групп и общностей [14]. К. А. Абульханова - Славская определяет взаимодействие как основной отличительный признак совместной деятельности. По мнению исследователя, под взаимодействием следует понимать такую систему действий, при которой, действия одного человека или группы лиц обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. Совместная и индивидуальная деятельность отличается друг от друга не только наличием взаимодействия между участниками совместной деятельности, но и характером включения взаимодействия в психическую структуру самой деятельности [1]. Взаимодействие участников совместной деятельности исследователем рассматривается в качестве необходимой «единицы» психологического анализа совместной деятельности. Взаимодействие 11 людей одновременно предполагает и отношение их друг к другу как субъектов, и совместное их отношение к общему объекту деятельности. Идеи взаимодействия именно дошкольного образовательного учреждения и семьи были отражены в работах Е.В. Анисимовой [2], Н.Ф. Виноградовой [14], Л.В. Загик [19], Т.А. Т.В. Кротовой [31]и др. Авторы считали, что педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Педагогическое осмысление понятие "педагогическое взаимодействие" получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина и др. Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов - дидактических, воспитательных и социально- педагогических взаимодействий. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества [15]. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие [9]: 1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя; 2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры. В.И. Загвязинский рассматривает «педагогическое взаимодействие» как «…сложный процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловленный и опосредованный учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания [57, C.35]. 12 Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности: познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человека». По мнению Н.Н. Обозова, Б.П. Парыгина, В.В. Бойко «взаимодействие» рассматривается как реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. Компонентами взаимодействия, по мнению авторов, выступают взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние, взаимоинформирование [33]. Учитывая современные проблемы взаимодействия, необходимо отметить, что эффективной работа будет только в том случае, если родители сами будут являться активными участниками образовательного процесса. Поэтому важной задачей дошкольного образовательного учреждения является формирование активной позиции родителей. Для достижения данной цели необходимо установить доверительные отношения между педагогами и родителями, относиться к ним как к равноценным партнерам, считает Н.Н. Зорина [38]. О.В. Солодянкина подтверждает данную мысль и предлагает принципы, положенные в основу конструктивных взаимоотношений между педагогами дошкольной образовательной организации и семьей: 1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; 2) единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения; 3) помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; 13 4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; 5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и взаимодействия дошкольной образовательной организации, его промежуточных и конечных результатов [56]. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи, в который входило: создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.[18, С.23-31]. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Исследования, проводимые в отечественной педагогике, не только конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей, но и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов, направленные на улучшение совместной работы с родителями. Так, Л.А. Никитина писала: «…Надо сделать так, чтобы 14 детский сад не подменял, не отторгал родителей от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для богатого и тонкого общения и взаимодействия. Как это сделать? Я долго мучилась над этим вопросом: хотелось, чтобы детский сад помог маме стать матерью, не только высвободил для этого время, но – главное! – приобщил ее к духовным пластам материнского труда, вызвал и развил потребность в нем» [8]. Именно от педагога зависит эффективность взаимодействия, об этом говорится в работах О.Л. Зверевой [32, С.74-83]. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. То есть, отношения между родителями и воспитателями складываются наиболее эффективно, если обе стороны понимают потребность целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу [35]. В настоящее время наблюдается ухудшение физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, связанное с трудностями семейной жизни на фоне кризисов, личными проблемами родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога, событийные кризисы), глобальными мировыми проблемами. Все это требует внимания и со стороны специалистов дошкольных учреждений (психологов, педагогов, дефектологов). Семье нужна поддержка. Поэтому взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности детского сада. Анализируя работы, посвященные проблемам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, можно сделать вывод, что проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является актуальной. Под взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи мы понимаем тот элемент общения, который фиксирует как обмен информацией, так и 15 организацию совместных действий, т.е. коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее. 1.2. Специфика взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи Обновление системы дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка [60]. В связи с этим законом был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей). Эта задача по-новому определяет работу дошкольного образовательного учреждения с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства. В соответствие с ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение должно создавать возможности: 16 ? для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; ? для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде; ? для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы; ? для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; ? для вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; ? для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы [49]. В настоящее время создано большое количество отечественных и зарубежных программ, которые используются в работе современных образовательных дошкольных учреждений и обеспечивают разнообразные подходы к организации педагогического процесса в детском саду и взаимодействию с родителями воспитанников. Рассмотрим более подробно некоторые из них. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» выделяет следующие основные направления взаимодействия дошкольной организации с семьями детей: ? предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте; 17 ? проводить родительский лекторий; организовывать семинары- практикумы, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом; ? проводить дискуссионные клубы, на которых родители могут задать интересующие их вопросы, высказать своё мнение; ? организовывать психологические тренинги родительского и детского общения, тренинги самоконтроля и психо - эмоциональной саморегуляции в разных ситуациях. Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности являются: ? ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях; ? психологический тренинг общения, обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения; ? обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации; ? тренинг самоконтроля и психо - эмоциональной саморегуляции; ? рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение[52]. Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в программе «Мир открытий» является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники 18 образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Достижение цели невозможно без решения следующих задач: ? установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей; ? создания условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду; ? оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей; ? непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: 1. Информационные (например, устные журналы; рекламные буклеты, листовки; и др.). 2. Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.). 3. Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.). 4. Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение) и др.). 19 5. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в днях открытых дверей, днях здоровья, благотворительных марафонах и др.) Подход к взаимодействию с семьей в проекте примерной образовательной программе «Мир открытий» (под редакцией Л. Г. Петерсона, И.А. Лыковой) имеет свою специфику, связанную с концептуальными идеями самой программы: так, если в центре внимания развивающийся ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся родитель, развивающийся педагог. Напомним, что положенная в основу проекта примерной образовательной программы «Мир открытий» образовательная система Л.Г. Петерсон опирается на законы эффективной деятельности (законы мотивации, рефлексивной самоорганизации, коммуникации и др.). Благодаря этому создаются условия для обеспечения непрерывной индивидуальной траектории развития человека и формирования у него способности к саморазвитию в любом возрасте и в различных сферах жизни. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого- педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей [61].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg