Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков

fotiniya13 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработаны условия эффективности социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Защита дипломной работы проходила на базе ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева" в 2016 году, оценка - "отлично".
Введение

Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества учащихся, имеющих различные отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих направлений деятельности образовательных организаций. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее деви-антное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения. На фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Как мы видим, в нашем обществе существует ряд предпосылок для развития личности с девиантным поведением. Одна из основных задач психолога – определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий социально-педагогического характера. Мы считаем, что действенным условием повышения эффективности пер-вичной социально-педагогической профилактики девиантного поведения под-ростков в организациях является ее научно обоснованная и системная органи-зация, направленная на развитие личностных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения, способствующих снижению факторов риска и повышению факторов защиты, которая осуществляется через деятельность подготовленных специалистов.
Содержание

Введение 1 Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков 1.1 Сущность и характеристика понятия «девиантное поведение» и его особенности в подростковом возрасте 1.2 Основные направления социально-педагогической профилактики девиантного поведения учащихся Выводы по главе 1 2 Методические основы изучения социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков 2.1 Опыт экспериментального изучения социально-педагогической профилактики девиантного поведения учащихся подросткового возраста 2.2 Условия эффективности социально-педагоги¬ческой профилактики девиантного поведения среди подростков Выводы по главе 2 Заключение Список использованной литературы Приложение А Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуа-циях» Т. Л. Крюковой Приложение Б Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса Приложение В Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса Приложение Г Примеры занятий с подростками в рамках програм-мы «Я – это Я!»
Список литературы

1. Арефьев, А. Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи / А. Л. Арефьев // Народное образование. – 2003. – № 7. – С.193–200. 2. Беличева, С. А. Превентивная практика и социальная работа с деть-ми и семьями группы риска в Финляндии / С. А. Беличева // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2001. – № 2. – С. 34–39. 3. Беличева, С. А. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних / С. А. Беличева, В. М. Фокин. – Москва : Просвещение, 2004. – 218 с. 4. Бытко, Ю. И. Девиантное поведение подростков / Ю. И. Бытко, А. С. Ладно // СоцИс. – 2007. – № 4. – С. 43–46. 5. Васильева, Н. В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической кор-рекции / Н. В. Васильева // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. – Санкт-Петербург : Астрель, 2006. – С. 141–142. 6. Василькова, Ю. В. Работа социального педагога с трудными подро-стками / Ю. В. Василькова // Методика и опыт работы социального педагога. – Москва : Академия, 2001. – С. 91–121. 7. Вахрамов, Е. В. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома / Е. В. Вахрамов // Прикладная психология и психоанализ. – 2008. – № 3. – С. 52–60. 8. Вим Лот, Хан Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам (Как профилактика асоциального поведения) / Лот Вим, Спанярд Хан // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. – №1. – С. 60–74. 9. Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии / И. Вингендер // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 3. – С. 5–15. 10. Вишняков, И. В. Воспитывает Киплинг: Игровая программа прове-дения палаточного лагеря для школьников: Опыт работы с «трудными под-ростками» / И. В. Вишняков // Внешкольник. – 2009. – № 4. – С . 10–12. 11. Гилинский, Я. Н. Социология девиантного (отклоняющегося) пове-дения / Я. Н. Гилинский, В. А. Афанасьев. – Санкт-Петербург : Комильфо, 2003. – 189 с. 12. Гиндикин, В. Я. Социально-психологическая характеристика раз-личных контингентов трудных подростков / В. Я. Гиндикин // Дети с откло-нениями в поведении. – Москва : Просвещение, 2008. – С.78–94. 13. Гиндикин, В. Я. Личностная патология / В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева. – Москва : Триада-Х, 2009. – 266 с. 14. Гордон, М. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска / М. Гордон, В. А. Зарецкий // Народное образование. – 2009. – № 5. – С. 173–178. 15. Горьковая, И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. – 2004. – Т. 15, № 2. – С. 57–65. 16. Григоренко, Е. Л. Генетические факторы, влияющие на развитие де-виантных форм детского поведения / Е. Л. Григоренко // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 3–22. 17. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста / В. А. Гурьева, В. Я. Семке, В. Я. Гиндикин. – Томск : Курсив, 2004. – 310 с. 18. Данилов, И. Я. Дети «группы риска»: Мат-лы Междун. Конф / И. Я. Данилов. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 19. Дети улицы: Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А. Н. Майорова. – Москва : Интеллект-Центр, 2001. – 268 с. 20. Завражин, С. А. Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива / С. А. Завражин. – Москва : СоцИс. – 2005. – № 2. 21. Здравомыслова, О. В. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы / О. В. Здравомыслова // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 233–234. 22. Зенкин, В. И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних / В. И. Зенкин // Первые итоги. – Москва : Просвещение, 2007. – С. 61–66. 23. Зиядова, Д. К. Почему подросток совершает преступление? / Д. К. Зиядова // Воспитание школьников. – 2002. – № 8. – С. 17–21. 24. Калинина, Н. В. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 3. – С. 16–25. 25. Клейберг, Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного пове-дения подростков / Ю. А. Клейберг // Профессионал. – 2007. – № 11–12. – С. 50–52. 26. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов // Ю. А. Клейберг. – Москва : Сфера, 2006. – 160 с. 27. Комарь, В. Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков / В. Д. Комарь // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С. 86–103. 28. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Минск : Беларусь, 2008. – 391 с. 29. Королев, В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей / В. В. Королев. – Москва : Медицина, 2002. – 263 с. 30. Кофырин, И. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / И. В. Кофырин. – СоцИс. – 1991. – № 1. 31. Крылова, Н. Е. Проблемный подросток: его права и возможности / Н. Е. Крылова. – 2001. – № 9. ¬– С. 17–25. 32. Кузнецов, В. Г. О сопоставлении результатов обследования делин-квентных подростков методами ПДО и УНП / Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова // Патохарактерологические исследования у подростков. – Санкт-Петербург : Амфора, 2006. – С. 54–55. 33. Лукин, Н. Н. Творчество как детерминанта профилактики правона-рушний детей и подростков / Н. Н. Лукин // Известия РАО. – 2007. – № 4. – С. 46–48. 34. Майсак, Н. В. Возможности теста Р. Кеттелла в определении пер-вичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка / Н. В. Майсак // Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. – 2008. – №4. – С. 33–41. 35. Малышев, К. Н. Профилактика и коррекция девиантного поведения / К. Н. Малышев // ОБЖ. – 2003. – №2. – С.52–53. 36. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Мен-делевич // Клиническая и медицинская психология. – Москва : Медпресс, 2009. – С.351–416. 37. Минаева, О. Л. Психолого-педагогическая работа с семьей «трудно-го» подростка / О. Л. Минаева // Домашнее воспитание. – 2006. – №1. – С.78–79. 38. Морозов, В. В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике / В. В. Морозов // Внешкольник. – 2009. – №10–11. – С.11–13. 39. Немировский, Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи / Д. Э. Немировский. – СоцИс. – 2006. – № 3. 40. Подростки «группы риска» / Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов // Под ред. И.В. Дубровиной. – Москва: Просвещение, 2003. – С. 376–401. 41. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у под-ростков: Методическое пособие / Под ред. И. А. Соковни. – Москва: Про-свещение, 2002. – 321 с. 42. Реан, А. А. Социальные, педагогические и психологические проблемы «уличных» детей и подростков в России / А. А. Реан // Magister. – 2009. – № 6. – С. 1–5. 43. Родичев, Н. П. Профессиональное становление подростков с про-блемами в обучении и поведении / Н. П. Родичев, С. Н. Чистякова // Школьные технологии. – 2009. – № 4. – С. 132–138. 44. Рычкова, Н. А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, кор-рекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие / Н. А. Рычкова. – Москва : Гном и Д, 2005. – 342 с. 45. Садовский, М. Г. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах (специализированных лагерях): [г. Красноярск] / М. Г. Садовский // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. – Москва, 2005. – С. 192–201. 46. Самохина, А. А. Социально-психологическая деформация как при-чина деликвентного поведения / А. А. Самохина // Прикладная психология. – 2007. – № 3. – С. 46–55. 47. Симатова, О. Б. Профилактика зависимого поведения у детей и под-ростков / О. Б. Симатова. – Чита : ЗабГГПУ, 2007. – 152 с. 48. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н. А. Си-рота, В. М. Ялтонский. – Москва : Академия, 2003. – 176 с. 49. Чумаков, И. В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков / И. В. Чумаков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 2. – С. 41–57. 50. Шапинский, В. А. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие / В. А. Шапинский, В. И. Мареев. – Ростов-на-Дону : Изд. РГПУ, 2007. – 216 с. 51. Шмелев, А. Г. Делинквентное поведение / А. Г. Шмелев // Основы психодиагностики: Учеб. Пособие. – Москва : Феникс, 2006. – С. 383–401. 52. Юноши и девушки «группы риска» / Под ред. И. В. Дубровиной // Практическая психология образования. – Москва : Просвещение, 2003. – С. 436–458. 53. Юричка, Ю. И. Предупредить правонарушения несовершеннолет-них / Ю. И. Юричка // Народное образование. – 2008. – № 6. – С. 267–270.
Отрывок из работы

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра¬сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным [6]. Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасту [17]. Понятие девиантного поведения не так однозначно, например, зару-бежные учёные под девиантным поведением понимают соответствие или не-соответствие поведения человека социальным нормам-ожиданиям. То есть, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальные ожидания данного общества. В отечественной науке под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) по-ведением понимают поступок, действия человека, не соответствующие офи-циально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [53]. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психотерапии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию [4]. Позитивная девиация – это отклоняющееся поведение, не вызывающее неодобрения у общества. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, особое усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т.д. Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. К таким относятся: терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т.д. В узком смысле девиантное поведение часто путают с делинквентным, оно, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки подрост-ков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающий правовые нормы. А девиантное поведение – это различные негативные, неодобряемые отклонения от общепринятых норм, родовое понятие по отношению к деликтвентному. В нашей работе внимание будет привлечено, именно к негативной де-виации, или девиации в узком смысле, так как именно она является опасной для формирования здоровой личности подростка. Следовательно, девиантный подросток – это юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасту совершающий различные негативные, нарушающие социальные нормы поступки. В данном параграфе мы рассмотрели специфические причины форми-рования девиантного поведения подростков, связанные с возрастными осо-бенностями данной категории. Безусловно, общие причины девиантного по-ведения личности влияют и на формирование отклоняющегося поведения подростков, но существующие специфические причины характерные лишь для данного возрастного периода которые оказывают влияние на формирование отклоняющегося поведения данной категории. Так С. А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовер-шеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как ре-зультат «социопатогенеза», идущего под влиянием различных целенаправ-ленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши [13]. Ученые выделяют 3 типа причин девиантного поведения в подростко-вом возрасте: 1. Физиологические причины. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела – это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих, по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. В пример приводится, что акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить небла-гоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения. Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других – нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления[27]. 2. Психологические причины. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом [23]. 3. Социальные причины. Психосоциальные стрессоры семьи это: дли-тельный супружеский конфликт, конфликт между супругами в сфере воспи-тания, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недоста-точное использование внешних ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, неадекватный родительский кон-троль, неустойчивый стиль воспитания, требование жесткой дисциплины от ребенка, потеря значимого для подростка члена семьи, физическая или пси-хическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм, наркоманию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 57 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg