Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Развитие координационных способностей волейболистов (12-17 лет).

ikonowosky2016 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс 12-17-летних волейболистов. Предмет исследования: координационные способности в общей структуре двигательных возможностей волейболистов. Цель исследования – повысить уровень координационных способностей у волейболистов. Рабочая гипотеза заключалась в том, что процесс развития координационных способностей у волейболистов станет более эффективным и целесообразным, если учитывать следующие положения: - структурный характер формирования и проявления координационных способностей; -специфическую взаимосвязь выделенных компонентов данного качества; -систему взаимоотношений координационных способностей с другими показателями функционального состояния двигательной сферы; Практическая значимость работы состоит в том, что в каждом возрастном диапазоне выявлены наиболее информативные показатели уровня развития выделенных разновидностей координационных способностей. Структура и объем работы. Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы. Работа изложена на 41 страницы, содержит 5 таблиц и 1 рисунок. Список литературы включает 37 источников на русском языке.
Введение

Актуальность исследования. Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям детей и подростков, занимающихся в детских спортивных школах. Эффективность соревновательной деятельности в игровых видах спорта все более определяется не только уровнем общей физической подготовленности, но и умением рационально использовать имеющийся двигательный потенциал (4, 7,15,17,20). Рост спортивного мастерства в волейболе заметно повышает значение смысловой структуры двигательных актов, усиливает роль центральных нервных механизмов в управлении движениями (8,11). В современных условиях развития волейбола значительно увеличился объем деятельности, осуществляемый в вероятностных и неожиданных ситуациях, что требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности (5, 11, 22,23,30). Все эти качества или способности связывают в теории и методике физического воспитания с понятием координационных способностей, в основе которых лежат определенные психофизиологические и двигательные свойства функциональных систем организма (16, 24,25). В современной теории физического воспитания методика развития координационных способностей является наименее разработанной. До настоящего времени отсутствует четкое понимание природы ловкости, разнородны данные о ее структуре и возрастных особенностях проявления. Недостаточно разработаны и научно обоснованы критерии оценки уровней развития данного качества в спортивной деятельности. Принципиальная возможность тренировки координационных способностей не вызывает сомнений не смотря на то, что механизмы этого процесса далеко не изучены. Все это и определило направление нашего исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Глава I. Современные представления о развитии координационных способностей…………………………………………………………………………51.1. Характеристика координационных способностей и ее структура………….. 1.2. Ловкость и особенности ее развития 1.3. Методика развития координационных способностей Глава II. задачи, методы и организация исследовани 2.2.1Теоретический анализ и обобщение литературных источников 2.2.2Обобщение передового практического опыта 2.2.3Педагогическое наблюдение 2.2.4.Антропометрические измерения 2.2.5.Контрольные испытания 2.2.6.Функциональное состояние нервно-мышечного аппарата 2.2.7.Психологические методы исследования 2.2.8.Педагогический эксперимент 2.2.9.Методы математической статистики 2.3. Организация исследования Глава III. Координационные способности в общей структуре двигательных возможностей волейболистов 3.1. Место основных проявлений координационных способностей в подготовке волейболистов 3.2. Особенности проявления локомоторных действий при решении сенсомоторных задач Выводы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Список литературы

1.Беляев, А.В., Булыкина, Л.В Волейбол: теория и методика тренировки.- М.: Физкультура и Спорт, 2007-184с., ил. (Школа тренера) 2.Беляев А.В. Анализ технических действий в защите и нападении: Методическая разработка \ГЦОЛИФК – М.: 1991 -18с, 3.Беляев, А.В. Содержание подготовки высококвалифицированных волейболистов в подготовительный и соревновательный периоды. Методическая разработка для слушателей в ШТГЦОЛИФКа -М.:ГЦОЛИФК, 1993 - 38с. 4.Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – 2-е изд. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 144 с., ил. (Серия «Физическая культура в школе») 5. Волейбол. Техника игры. Советы опытных спортсменов. Пляжный волейбол.- М.; Вече. 2002 - 384с. 6. Волейбол: Учебник для вузов./ Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина, - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 360с., ил. 7. Годунова, Н.И. Взаимосвязь качества приема мяча снизу двумя руками и верхней прямой подачи с различными сторонами подготовленности юных волейболисток. Автор дисс. М.; ГЦОЛИФК, 1999.-23 с. 8. Гаврилова Л.Г. Методика обучения и совершенствования тактики нападения в волейболе. Учебное пособие / Гаврилова Л.Г., Овчаров В.А., Сабуркина О.А. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018.- 35 с. 9.Дукальская, А.В. Современное представление о развитии физических качеств волейболистов. - Ростов\Дон. 1995 - 23с. 10. Дорофеев, Е.А. Спортсменам о тренировке. М., Физкультура и спорт. 2003.- 189с. 11. Дворкин, Л.С., Хабаров, А.А. Силовая подготовка школьников. – Краснодар: КГАФК, 1997. – 236 с. 12.Замота, В.М., Огульчанский В.А. Развитие специальных физических качеств у юных волейболистов 13-16 лет. 1998 г. 13.Замота, В,М, Техника игры в волейбол: Учебно-методическое пособие. -Волгоград: ВГАФК, 2000 - 20с. 14.Кашуба, В.А. Биомеханический контроль двигательной функции стопы // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / 3б. науч. тр. под ред. С.С. Ермакова. - Харьков: ХХПИ, 2001. -№ 5. - С. 14 - 19. 15.Кашуба, В.А.,Сергиенко, К.Н., Валиков, Д.П. Компьютерная диагностика опорно-рессорной функции стопы человека //Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. под. ред. Ермакова С.С. – Харьков: (ХХПИ), 2002. –№1.– С. 11 – 16. 16.Калмыков, Б.Х. Дозирование нагрузок при развитии силовых качеств// Физкультура в школе. – 1994. - № 3. – С. 38-40. 17.Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения/ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 76 с. 18..Круглый, М.М. Тренеру о юном спортсмене. М., Физкультура и спорт. 2003.- 167с. 19.Клещев, Ю.Н. Эволюция техники и тактики волейбола: Методическая разработка ХРГАФК. - М. 1997 - 61с. 20. Кашуба, В, Сергиенко, К. Современные технологии оценки опорно-рессорной функции стопы человека. VI Междун. науч. конггресс Современный олимпийский спорт и спорт для всех // сб. Физическое воспитание и спорт., Том. 46., Ч. II., - Варшава., - 2002., С. 421-422. 21.Леонова,В.А.Дифференцированный подход к выбору методов совершенствования двигательных качеств школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1991. – 17 с. 22.Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М. 1992. – 120 с. 23.Лях, В.И. Силовые способности школьников//Физкультура в школе. – 1997. - № 6. – С. 15-17. 24.Лях, В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития//Физкультура в школе. – 1997. - № 3. – С. 2-4. 25.Масловский, Г.А. Теоретические и методические основы использования индивидуально-сопряженного подхода в физическом воспитании и подготовке юных спортсменов: Автореф. дис. докт. пед. наук. - Минск, 1993. – 49 с. 26.Матвеев, Л.П.Теория физической культуры.-М.: ФиС, 1991. - 470 с. 27. Мирончук, Б.А. Развиваем силу и другие необходимые качества//Физкультура в школе. – 1997. - № 2. – С. 34. 28. Пашкова, Н. В. (к. п. н.). Совершенствование методики обучения детей 9-11 лет двигательным действиям в волейболе : автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Пашкова Наталья Владимировна. - Красноярск : КГПУ, 2009. - 23 с. - Библиогр.: с. 22-23 (7 назв.). 29.Рыцарева В.Г. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / под общей редакцией В.Г. Рыцарева / – М.: Спорт, 2016. –456 с. 30. Рыцарев, В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов / В. В. Рыцарев. - М., 2005. - 381 с. - Библиогр: с. 378-379. 31.Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савина и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с. 32.Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 520с. 33. Савин М. В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры/ под ред. А. В. Беляева Москва. Физкультура, образование и наука.2015.-357с. 34. Фомин, Е.В. Силаева, Л.В. Булыкина, Л.В. Белова, Н.Ю. Методический сборник №17. Процесс спортивной подготовки игроков,- Москва.2014.-134 с. 35.Фомин, Е.В. Костюков, В.В. Нирка, В.В. Методическое пособие №18. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов,- Москва:ВФВ.,2014-63с. 36.Хрестоматия по физической культуре: Учеб. Пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001.- 254 с. 37. Чуксеева Т.П., Гаврилова Л.Г., Макаренко Т.М., Основы методики обучения волейболу: Учебно - методическое пособие, - Волгоград. 2003 -80с.
Отрывок из работы

1.1. Характеристика координационных способностей и ее структура Практически каждое движение характеризуется определенными показателями его проявления. Если о быстроте, силе, выносливости и гибкости уже существует достаточно ясное представление относительно их проявлений, динамики и контроля, то качество ловкость не имеет даже полного определения. Именно ловкость обеспечивает успех в тех видах деятельности, где необходимо быстро осмысливать и регулировать свои действия (спортивные игры, гимнастика, единоборства и т.п.). (8,10,11,15,16,26) Развитие данного качества имеет не только большое значение в ходе двигательного совершенствования, но представляет еще и огромный познавательный интерес (26, 34). Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы выявил неоднозначность в понимании термина "ловкость" и факторов, ее обуславливающих. Сформулировано относительно приемлемое представление о сущности ловкости. Ловкость определяется, как способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. Многие авторы, занимающиеся данной проблемой, разделяют эту точку зрения. (11, 13, 23, 26, 32, 34,) Вместе с тем, давая определение понятию "ловкость", выделяют шесть и более специфических проявлений. К показателям ловкости относится мышечное чувство, интенсивность нервных процессов, быстрота реакции, ориентировка в пространстве и времени, чувство равновесия, прыгучесть, скорость выполнения отдельных движений и действий, богатство двигательных умений и навыков, успешность действий в переменных условиях. Другие специалисты понимают ловкость как хорошую координацию движений и считают основными ее проявлениями пространственную точность движений и их ритмичность, способность повторять движения в заданной последовательности и с большой амплитудой, умение двигательно предвосхитить возникающие ситуации. (29, 35) Способность к выполнению координированных (ловких) движений обеспечивается сложным взаимодействием центральных механизмов управления движениями (21, 33). К числу основных признаков ловкости относят быстроту реакции на непредвиденные изменения ситуации, целесообразность и точность управления движениями, способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности. Ловкость характеризуется быстротой обучаемости, освоения действий движений. Спортсмен с высоким уровнем развития ловкости, выполняя координационно-сложные движения, быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий, быстрее осваивает новые движения. (11, 29, 31). Понятие координационные способности (ловкость), как свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. Л.П. Матвеев выделяет следующие разновидности ловкости: а) ловкость в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы; б) ловкость в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки; в) ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением; г) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами; д) ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников; е) ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактической согласованности действий. Таким образом, многие отечественные и зарубежные специалисты рассматривают ловкость либо, как комплексное двигательное качество либо, как совокупность определенных способностей. Интегральное определение ловкости встречается редко. В.И. Лях определил в структуре ловкости шесть факторов: ловкость при перемещении предметов в пространстве, точность баллистических движений, ловкость в условиях внезапного изменения обстановки, физическое развитие и физическая подготовленность, интеллектуальный фактор, общая моторная одаренность. Системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры прослеживается во многих работах авторов. Авторы во главу угла ставят вопрос об основных критериях ловкости, считают основными измерителями ловкости пространство и время. Они выделяют три ступени развития ловкости. Первая характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, вторая -отражает точность в быстрых движениях, а третья проявляется в переменных условиях. Измерителем проявления ловкости является наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Точность отдельных движений, не входящих в состав целенаправленных действий, еще не признак ловкости. Это лишь необходимая база, которую надо уметь рационально использовать в разных условиях деятельности. Авторы считают, что критериями уровня развития ловкости в различных ее направлениях могут служить лишь показатели результативности целостных целенаправленных двигательных действий. Отдельные физиологические свойства организма, физические и психические качества нельзя рассматривать как проявления ловкости. Это лишь ее базис, характеризующий потенциальные возможности индивида. Ловкость является своеобразной надстройкой, которая активно воздействует на свой базис и в значительной мере предопределяет конечный эффект действия. (8,10,11,14,15,16,26,30) По данным В.П. Филина (33,35), с возрастом происходит дифференциация двигательных способностей, о чем свидетельствует существенное увеличение числа факторов. Если у 7-8-летних детей исходные переменные разложились всего на пять факторов, то у 11-12-летних были выделены восемь, а у 15-16-летних - двенадцать факторов. Все показатели локомоторной ловкости у детей 7-8 лет вошли в один общий фактор вместе с другими тестами, характеризующими разные стороны физической подготовленности, в 11-12 лет основные проявления локомоторной ловкости выделились в самостоятельный фактор, который в возрасте 15-16 лет распался на два фактора: локомоторную ловкость в вероятностных ситуациях и в условиях непривычных, но заранее известных. При изучении ловкости большой интерес представляют научные взгляды многих ученых. Ученые относят ловкость к одному из основных психофизических качеств и отмечают, что необходимой предпосылкой для ее развития является хорошая двигательная координация. Координация связана с преодолением степеней свободы органов движения человека или превращением их в управляемые системы. Поочередное освобождение степеней свободы происходит по мере развития навыка, в основе которого лежит точность программирования и коррекции нервных импульсов и мышечных усилий (31,35, 36,). Все движения, составляющие последовательную цепочку в структуре действия, связаны между собой смыслом решаемой задачи и действительными условиями ее решения (10, 15 16, 22, 33, 35). Для осуществления двигательных задач различных, как по происхождению, так и по многим психофизиологическим свойствам, формируются разные многоуровневые постройки, регулируемые соответствующим ведущим уровнем, который определяет смысловые стороны или цели двигательной активности (31,32,33,35). Ни одно движение не обуславливается по всем его координационным деталям одним только ведущим уровнем построения. Каждый более низкий уровень ведет поиск решения своей «задачи» автономно. Более высокие иерархические уровни непосредственно не управляют работой низовых уровней, а только влияют на взаимодействия между их элементами (16). Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходит по принципу динамической субординации. Степень осознаваемости и степень произвольности движений растет с переходом по уровням значимости снизу вверх (16). В общей массе двигательных актов, осуществляемых человеком, ведущее место занимают движения произвольные, существенная роль, в регуляции которых принадлежит второй сигнальной системе. Основной вопрос в проблеме произвольности сводится к выяснению внутреннего механизма и причин возникновения действий при отсутствии каких-либо внешних “толчков”, импульсов или поводов к ним (16, 33). В свете представлений, связанных с теорией уровневого построения движений, говорится о том, что ловкость не пронизывает всю область двигательных действий сверху донизу, а присуща только верхним, корковым уровням нервной системы, находя в низовых уровнях лишь вспомогательные, фоновые предпосылки для своего осуществления. Основополагающим принципом для педагогики является утверждение о том, что ловкость накапливается с двигательным опытом. Каждый новый, хорошо освоенный двигательный навык повышает и общий уровень ловкости. Особое значение должно уделяться развитию способности к антиципации - умению предвидеть и предвосхитить события. Разные уровни построения движений обнаруживают у различных людей очень неодинаковые степени развития, что позволяет говорить о различных индивидуальных типах двигательной ловкости (8, 9,16, 26,). Главным ядром двигательной ловкости считается находчивость, которая во многом зависит от накопленного двигательного опыта. 1.2. Ловкость и особенности ее развития Психофизиологическая сущность приспособительной изменчивости двигательных действий объясняется, главным образом, с позиций условно-рефлекторной теории и связывается с запасом временных связей, а также со свойствами центральной нервной системы, прежде всего с пластичностью и подвижностью нервных процессов (8, 16, 20, 31, 34). Природной основой координационных способностей являются анатомо-физиологические задатки: уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, свойства нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность, лабильность), отдельные уровни центральной нервной системы (8,11, 22,23,26). Физические способности, проявляясь и достигая своего совершенства, в процессе человеческой деятельности, отражают и характеризуют генетически обусловленный уровень развития естественных двигательных навыков, основных физических качеств, функциональных возможностей различных органов и систем (21). На быстроту обучения двигательным действиям человека оказывают большое влияние наследственные факторы. Овладение более простыми в координационном отношении двигательными действиями находится под большим контролем генотипа по сравнению со сложными (29, 33). Согласно исследованиям координационные способности наследуют от 10 до 80 процентов генетически обусловленных возможностей организма. Под наиболее сильным контролем генотипа находится скорость двигательной реакции на зрительные и акустические сигналы, частота движений, скорость двигательной реакции, скорость движений. Под генетическим влиянием средней силы находится время реакции на тактильные раздражения, зрительно-моторная координация в двигательных реакциях. Незначительному генетическому контролю подчинены точность движений, статическое равновесие, выносливость. Формирование физиологических механизмов памяти человека определяется наследственными факторами и факторами среды, которые в процессе развития ребенка тесно взаимодействуют. Многие авторы связывают ловкость с быстротой и точностью сложных двигательных реакций, адекватностью восприятия собственных движений и внешних условий, объемом и распределением внимания, способностью к логическому мышлению, двигательной памяти. Основываясь на теории уровневой организации физиологических механизмов, управляющих двигательной деятельностью, раскрывается природа ловкости, объясняется ее филогенетическая предопределенность, дается подробная характеристика различным психомоторным способностям. Авторы отмечают роль и социально-биологическую сущность одного из важнейших компонентов ловкости - активного двигательного поведения, каким является процесс принятия решения.(11,16,20) В настоящее время данная проблема приобрела значение одного из важных направлений исследований в физиологии и психологии, однако многое в этом вопросе не выходит пока за рамки гипотез. Говоря о принятии решения в условиях дефицита времени указывается на возможность формирования срочных тактических решений на низовых уровнях управления, объясняется значение преднастройки нервно-мышечной периферии, которая обеспечивает определенную готовность к экстренному действию. Однозначное мнение сложилось как в теории, так и в практике физического воспитания, касающееся наиболее благоприятного возрастного периода для развития ловкости. Ряд авторов (15,16,21) подтверждает, что наиболее приемлемым для развития координационных способностей является дошкольный возраст (4-6 лет). В этот период происходит наиболее интенсивное формирование моторики ребенка. Установлено, что дошкольный возраст является сенситивным для целенаправленного совершенствования пространственной ориентировки, а индивидуальное развитие организма определяется взаимным влиянием наследственности и внешней среды (20, 21, 31). На протяжении дошкольного возраста происходит энергичный процесс развития организма, который приводит к повышению точности, четкости и плавности движений, более экономной трате сил (21, 31). Быстрое освоение упражнения в детском возрасте зависит не только от координационных возможностей человека, но и от ряда психических процессов: объема восприятия, зрительной памяти на форму и последовательность движений, концентрации внимания, его распределения и переключения (8, 11, 15,) . Важным фактором, влияющим на уровень двигательной активности, оказывают индивидуальные особенности нервной системы. Выявлена достоверная связь координационных движений с некоторыми показателями логического мышления (объема и быстроты запоминания движения), умственной работоспособности. Развитие координационных движений благоприятно сказывается на проявлении психических процессов, а применение специальных упражнений для развития психических процессов является дополнительным резервом координации движений. Чем старше дети, тем больше удельный вес социального фактора в формировании фенотипа. Однако биологический компонент никогда полностью не снимается. Явления опережающей настройки мускулатуры оказались наиболее ярко выраженными у младших школьников и квалифицированных спортсменов, адаптированных к деятельности в экстремальных ситуациях.(20,29,31) Многие авторы различают два основных вида интеллектуальной деятельности: принятие решения представляет собой выбор и оценку известных способов действий, а также связанных с работой в экстремальных условиях, когда неожиданность обстановки исключает применение стереотипов. Степень адекватности применяемых решений в неожиданных ситуациях и надежность действий связывают, прежде всего со способностью к прогнозированию (8, 14,16). Установлено, что эффективность двигательных действий в непривычных, но заранее известных условиях, повышается у детей до периода полового созревания (у мальчиков до 13-14 лет, у девочек до 12-13 лет). Способность рационально действовать в вероятностных и неожиданных ситуациях наиболее интенсивно происходит в 12-13 лет. Специалисты сходятся во мнении, что ловкость наиболее интенсивно развивается с возрастом до периода полового созревания (от 6-7 до 12-13 лет). Эти данные согласуются с результатами исследований особенностей проявления различных двигательных способностей у детей в дошкольном и школьном онтогенезе. 1.3. Методика развития координационных способностей В методической литературе отчетливо просматриваются два основных пути развития координационных способностей: накопление разнообразных двигательных навыков, умений и совершенствование способности перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (8, 16, 20,31). Подчеркивается важность развития способности восприятия собственных движений в пространстве и времени. Для развития ловкости целесообразно применять упражнения, которые содержат элементы новизны. Привычные двигательные действия в этом отношении малоэффективны. Особенно ценны разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а так же спортивных и подвижных игр. Разные виды гимнастики (основной, спортивной, художественной, акробатики, ушу и т.д.) позволяют с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обновляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объединению их в самые разнообразные связки и комбинации (20, 21,31). Особая роль принадлежит простым общеразвивающим упражнениям (ОРУ), в которых одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения. Эти движения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами тренера. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты. Развитие ловкости в данном случае непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно. Развитие ловкости стимулируется повышением координационных трудностей, с которыми должен справиться спортсмен. Существуют два метода тренировки: сенсомоторный и применение необычных двигательных заданий. Л.П. Матвеев (25) предложил применять упражнения с необычным исходным положением, изменять скорость и темп движений, варьировать пространственные границы, усложнять упражнения дополнительными движениями, изменять противодействия занимающихся в групповых или парных упражнениях. Для развития ловкости необходимо обогащать занимающихся новыми двигательными навыками и умениями; повышать быстроту ответа на внезапное изменение обстановки; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и во времени; умело уравновешивать свое тело в различных условиях; улучшать прыгучесть и скорость выполнения отдельных двигательных действий. Все действия должны быть прочно освоены и вместе с тем, достаточно изменчивы. Многие авторы (1,4,6,36,37) важное значение уделяют подвижным и спортивным играм, а также единоборствам, считая их эффективными средствами развития ловкости. В.И. Лях (22,23) доказал действенность подвижных игр для развития ловкости у детей 8-9 и 11-12 лет. Игры, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигательных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной координации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценными средствами являются подвижные и спортивные игры. В этих упражнениях, занимающиеся постоянно сталкиваются с разнообразными и непредвиденными двигательными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций. Систему специальных педагогических воздействий, способствующих совершенствованию способности спортсменов рационально действовать в вариативных ситуациях разработал В.Н. Филин (33,35). Данный подход включает средства и методы совершенствования специальных умений, основанных на проявлениях двигательной реакции, оценку и регулирование нагрузки с помощью показателей психической напряженности, учет индивидуальных нейрохронометрических данных, использованием специальных тренажеров. Специалистами (20, 22, 23,34) обращается внимание на взаимосвязь проявлений ловкости с уровнем развития скоростных качеств детей. Важным компонентом ловкости является быстрота ответа на новую ситуацию. Главное в совершенствовании быстроты двигательной реакции - подбирать такие упражнения, которые позволяли бы реагировать все с большей и большей скоростью. Полученные Филиным В.Н. (35) данные свидетельствуют о том, что большинство показателей локомоторной ловкости мало изменяются под влиянием традиционных средств и методов. Эта способность недостаточно развивается даже в результате многолетних занятий волейболом. Определенный тренировочный эффект дают занятия спортивной гимнастикой применительно к проявлению ловкости при локомоторных действиях в заранее определенных условиях. Автор рекомендует для развития ловкости использовать различные тренажерные устройства. В.П. Филин (33,35) считает, что на начальном этапе подготовки особое внимание должно быть уделено развитию ловкости, создающей основу для успешного овладения сложными в координационном отношении действиями на последующих этапах многолетней спортивной тренировки. Анализ литературных источников показывает, что проблема развития ловкости нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной разработке. Нам представляется, важно изучить физиологические и психические механизмы развития ловкости, выявить уровни развития данного качества у детей разного пола и возраста, разработать и экспериментально обосновать эффективные средства и методы развития ловкости. Природа ловкости - ее структура, биологическая сущность и социальная обусловленность изучена еще недостаточно полно. Как правило, имеющиеся данные разрозненны, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию. Отсутствие единства взглядов на сущность ловкости и аморфность представлений о ее структуре является следствием того, что большинство исследований проводилось без достаточного стремления первоначально осмыслить и обосновать общие закономерности, присущие этой комплексной способности. Индуктивный подход (от изучения частных случаев к обобщениям) к решению проблемы, которому явно отдается предпочтение в экспериментальных исследованиях, оказался малопродуктивным. Недооценка важности системного подхода является на наш взгляд, основной причиной отставания в теоретическом и практическом обосновании проблемы развития ловкости.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 33 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 73 страницы
350 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
280 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg