Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовой статус Пенсионного фонда России как субъекта права социального обеспечения.

ikonowosky2016 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Целью в процессе выполнения данной деятельности было углубление своих знаний в области правового статуса Пенсионного Фонда РФ путём настоящего исследования нормативно-правового базиса на современном этапе на основании теории и практики специальных курсов. Исходя из актуальности исследования, целью работы является исследование основ правового статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: - изучить историю возникновения и развития пенсионного страхования в России в целом и создание и становление Пенсионного Фонда РФ в частности; - исследовать нормативно-правовую основу регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ; - изучить основы правового статуса Пенсионного фонда РФ, определить его место в системе внебюджетных фондов России; ? провести анализ организационной основы деятельности ПФР; ? выявить проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда России в настоящее время. Объектом исследования выступает изучение особенностей правового статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации. Предметом исследования являются урегулированные нормами российского права социально-экономические отношения, регламентирующие особенности правового статуса Пенсионного Фонда РФ. Теоретическую основу данного исследования составляют труды ученых, исследующих как широкий комплекс проблем социального и пенсионного обеспечения (таких как Андреев В.С., Астрахан Е.И., Зайкин А. Д., Захаров М. Л., Иванова Р.И., Орловский Ю.П., Тучкова Э.Г. и др.) , так и труды ведущих специалистов-правоведов (таких как Алексеев С.С., Иоффе О. С., Кечекьян С. Ф., Шаргородский М. Д. и др.). Также использовалась периодическая научная литература и комментарии к законодательству РФ, что наиболее четко позволило раскрыть тему выпускной квалификационной работы как с научной, так и с практической точки зрения. Нормативная основа исследования. При выполнении работы были использованы различные нормативные источники, а именно российские законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, включая Конституцию РФ, кодифицированные законы, текущие законодательные акты, подзаконные акты органов исполнительной власти и т.д. Эмпирическую основу исследования составила практика Конституционного Суда РФ, практика судов общей юрисдикции, а также материалы правоприменительной практики органов ПФР. Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и частно-научные методы познания, включая методы структурно-функционального анализа, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, методы системного и комплексного решения задач. В области правовых исследований применялись также метод конкретно-социологический (анализ нормативно-правовых актов, судебной практики). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых подразделена на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Данное исследование показывает способность к научно-исследовательскому труду, а также умение решать задачи в сфере профессиональной практической деятельности.
Введение

Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Правовой статус Пенсионного фонда России как субъекта права социального обеспечения». Актуальность исследования данной работы состоит в том, что пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны, а устройство пенсионной системы в большей части определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Пенсионный фонд Российской Федерации - наиболее значимый социальный институт страны. Он представляет одну из крупнейших федеральных систем оказания государственных социальных услуг в сфере социального обеспечения в России. Именно поэтому была выбрана данная, столь интересная тема для дальнейшего углубления знаний в этой сфере. Динамичные изменения, которые происходят в деятельности Пенсионного Фонда РФ, нуждаются в проведении интегративного научного исследования, анализа и оценки, чему и посвящена выпускная квалификационная работа.
Содержание

Введение……………………………………………….……………………3 Глава 1. Общая характеристика правоотношений в сфере пенсионного обеспечения …..………………………………………………………….….……6 1.1. Понятие и виды пенсионных правоотношений…….………..……6 1.2. Объекты пенсионных правоотношений…….……….…....….…….8 1.3. Субъекты пенсионных правоотношений ………...……..…….….15 1.4. Содержание пенсионных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения………...…………………....….19 Глава 2. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект права социального обеспечения ……………………………………………….………25 2.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда в России…………………………………………………………………….…...….25 2.2. Основные направления деятельности, цели, задачи и структура Пенсионного фонда России …………………………………………………..…34 2.3. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации ………………………………………………………..…………..…42 Заключение………………………………………………………………..61 Список использованной литературы……………………………………64 Приложение……………………………………………….………………72
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823. 3. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 20.12.2017. 4. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 07.03.2018) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2018. 5. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, №51, ст. 4832. 6. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.07.2018. 7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О страховых пенсиях»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2018. 8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О накопительной пенсии»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2018. 9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2018. 10. Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ, №19, 11.05.1998, ст. 2071. 11. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (1 ч.), ст. 4920. (не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону) 12. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2018. 13. Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, №21, ст. 699. 14. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 03.08.2018) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 03.08.2018. 15. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»//Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, №19, ст. 2334. 16. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 №463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» //Российская газета, N 99, 26.05.1998». 17. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, №30 (часть II), ст. 4306. 18. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы»// Собрание законодательства РФ, 11.12.2017, N 50 (Часть III), ст. 7679. 19. Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (ред. от 14.06.2018) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549)// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.02.2017. 20. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180. Нормативные акты, утратившие силу 1. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»//Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 27, ст. 351. (утратил силу). 2. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»// Ведомости ВС СССР, 1956, N 15, ст. 313. (утратил силу). Научная и учебная литература 1. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 576 с. 2. Архипов А. П. Социальное страхование : учебник и практикум для СПО / А. П. Архипов. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 301 с. 3. Бит-Шабо И.В. Концептуальные проблемы финансово-правового регулирования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов: диссертация ... доктора юридических наук.- Саратов, 2015.- 550 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/arbitr-process/konceptualnye-problemy-finansovo-pravovogo-regulirovanija-dejatelnosti.html. 4. Бобров Е. А. Реализация права на страховую пенсию: вопросы теории и практики: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2016. Режим доступа: http://www.dslib.net/trud-pravo/realizacija-prava-na-strahovuju-pensiju-voprosy-teorii-i-praktiki.html. 5. Босердт Н.Ю., Зайцева О.А. Основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ и источники формирования его бюджета// В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 11-14. 6. Бутенко Е. И. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения России (теоретический аспект): автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2010. Режим доступа: http://www.dslib.net/trud-pravo/osobennosti-juridicheskih-faktov-v-prave-socialnogo-obespechenija-rossii.html. 7. Гутарина О.В. Правовая сущность страховых взносов на обязательное социальное страхование // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2013. N 4. С. 73 - 95. 8. Гречук Л. А. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Томск, 2002.Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/subekty-poluchateli-v-prave-sotsialnogo-obespecheniya-rossii. 9. Дудин А.П. Некоторые спорные вопросы теории объекта правоотношения // Вопросы теории государства и права. Сборник статей. - Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та, 1968, Вып. 1. - С. 110-148. 10. Ерохина Т.В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России// Социальное и пенсионное право. 2015. № 3. С. 17-23. 11. Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. Режим доступа http://lawlibrary.ru/izdanie8403.html. 12. Захаров М. Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 4-е издание, перераб. и доп.. М., Wolters Kluwer Russia. 2005. С. 144. 13. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): моногра¬фия. М.: Проспект, 2013. С. 100-101. 14. Зубанова О.Я. К вопросу о правовом статусе государственных внебюджетных фондов (на примере Пенсионного фонда РФ// В сборнике: ПРАВО И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Значение российского и международного права в процессе повышения гражданской активности в Российской Федерации: вопросы теории и практики». Под ред. В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. 2018. С. 229-232. 15. Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР / Иванова Р.И. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 176 с. 16. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. Режим доступа: http://lawlibrary.ru/izdanie17315.html. 17. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Режим доступа: http://civil.consultant.ru/elib/books/3/page_27.html. 18. Казанкова Т.Н., Ванюшина А.Д. К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда РФ//Аллея науки. 2018. Т. 2. № 3 (19). С. 113-118. 19. Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федера¬ции: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010. Режим доступа: http://www.dslib.net/trud-pravo/juridicheskie-fakty-v-pensionnom-obespechenii-rossijskoj-federacii.html. 20. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. Режим доступа: http://lawlibrary.ru/izdanie8406.html. 21. Люминарская С. В. Сроки в праве социального обеспечения России: авто- реф. дис. канд. юрид. наук. Ижевск, 2007.Режим доступа: http://www.dslib.net/trud-pravo/sroki-v-prave-socialnogo-obespechenija-rossii.html 22. Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ// Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 1 (34). С. 22-30. 23. Мачульская Е.Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: учебное пособие и практи¬кум. М„ 2010. – 416 с. 24. Мирошник С.В. Финансово-правовой институт государственных социальных внебюджетных фондов. Монография. – г. Ростов-на-Дону: ООО ДГТУ-Принт, 2018. - 94 с. 25. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2007. 448 с. 26. Неменущая М.Е. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России//Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2016. № 4 (80). С. 64-69. 27. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения России. Учеᬬник. М.: НОРМА, 2005. 367 с. 28. Обухов А.А. Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 65-67. 29. Олейников А.А., Чернов Ю.И. Административно-правовой статус Пенсионного Фонда Российской Федерации//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16). С. 402-405. 30. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для СПО/ М.О. Буянова, О.И. Карпенко, С.А. Чирков; под общ. ред. Ю.П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2018. - 193 с. 31. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. - 341 с. 32. Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / М.В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. - 382 с. 33. Право социального обеспечения в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.] ; под общ. ред. Ю.П. Орловского. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. - 424 с. 34. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования / Алексеев С.С. - М.: Статут, 1999. - 712 c. 35. Проблемы Общей части права социального обеспечения: монография / М. И. Акатнова, Ю. В. Васильева, [и др.]; ред. Э. Г. Тучкова; Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Проспект, 2017. - 416 с. 36. Протасов В. И. Правоотношение как система. М.: Юрид. литература, 1991. С. 84. 37. Роик В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 350 с. 38. Роик В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения: учебное пособие для СПО/ В. Д. Роик. — М.: Издательство Юрайт, 2018. - 400 с. 39. Сафонов М.С. О возникновении в современном российском законодательстве юридических лиц с особым правовым статусом// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 3 (30). С. 92-100. 40. Финансы. Учебник / под редакцией, профессора А.Г. Грязновой, профессора Е.В. Маркиной М.: Финансы и статистика, 2006. С. 27. 41. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2016. С. 18 42. Финансовое право: учебник для бакалавров /Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. Судебная практика 1. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"// СПС Консультант+.
Отрывок из работы

1.1. Понятие и виды пенсионных правоотношений. Правовые отношения являются центральной категорией теории государства и права, а также отраслевых юридических наук . Правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права. Очевидно, что между фактическим и юридическим отношением суще-ствует единство в случае правомерного поведения субъекта, отклонение же от требований норм права вызывает противоречие, несоответствие модели реальности. Именно поэтому принято считать, что правоотношения — переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юриди-ческих фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей и, следовательно, переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов — носителей прав и обязанностей . Правоотношения в таком случае обоснованно занимают место одного из основных звеньев механизма правового регулирования. Правоотношения обладают рядом признаков. Обыкновенно к ним относят их жесткую и неразрывную связь с нормами права, ведь правоотношения возникают исключительно вследствие воздействия норм права на поведение людей. Правоотношения — это всегда волевые отношения. Их динамика обусловлена волей как государства, так и самих субъектов отношения. Причем следствием участия государственной воли будет стремление государства охранять правоотношения, «навязывать» модели поведения посредством принуждения, контролировать их правильность и неискаженность реализации. Еще одним признаком является раскры¬тие правоотношений как связи между субъектами, которые имеют субъ¬ективные права и юридические обязанности. Именно в праве социального обеспечения проявляется классическое наличие управомоченного и обязанного субъектов, имеющих встречные, корреспондирующие права и обязанности, установленные юридическими нормами. Также правоотно¬шениям присущи индивидуализация, описание субъектов, к воле которых обращается законодатель. Все эти и иные выделяемые учеными характеристики правоотношений присущи в полной мере отношениям по социальному обеспечению, за-частую уточняясь в ходе правового регулирования такой сложной сферы человеческой деятельности, как социальное обеспечение. Так, например, можно утверждать, что отношения по социальному обеспечению являются относительными, а не абсолютными. То есть в них субъектная индивидуализация не односторонняя, когда конкретному лицу противостоит неопре¬деленное, безграничное число лиц. Наоборот, социальное обеспечение под¬разумевает четкую конкретизацию обязанных и управомоченных субъектов. Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага . В силу видового разнообразия благ по социаль¬ному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью — необходимостью реакции государства и общества на со¬циальные риски, перманентно присущие человеческому обществу. В теории права продолжаются дискуссии о составе (элементах) правоотношения. Большинство правоведов считает, что состав правоотношения образуют субъекты, между которыми оно устанавливается, его содержание, а также те объекты, на которые оно направлено к таким ученым относятся Иоффе О. С. , Шаргородский М.Д. , Алексеев С. С. и другие). В то время как другие ученые сводят правоотноше¬ние лишь к самим субъектам, например Протасов В. И. В качестве явления, об¬условливающего динамику, «включение» правоотношения, обыкновенно называют юридические факты, вызывающие возникновение, изменение и прекращение соответствующих правоотношений. Именно специфика указанных элементов и юридических фактов позволяет показать отрас¬левую индивидуальность правоотношений. Конечно, такие особенности обусловлены свойствами предмета и метода каждой отрасли права. Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям. В качестве наиболее значимой классификации выступает систематизация отношений в сфере социального обе¬спечения по объекту. 1.2. Объекты пенсионных правоотношений. Объект всегда находится в центре действий субъектов правоотноше-ния . Сложились две теории относительно объекта правоотношений: мо-нистическая (объект-действие) и плюралистическая (объект-благо) . Со-гласно монистической теории, единственным объектом правоотношения является поведение человека, так как только оно обладает способностью реагировать на правовое воздействие. Плюралистическая теория считает объектами правоотношений различные социальные блага, представля¬ющие ценность для субъектов. Представляется более удачной плюрали¬стическая теория, включившая в перечень благ не только материальные блага (вещи, в том числе деньги), но и неимущественные блага, предметы духовного творчества, а также поведение субъектов и даже результаты та¬кого поведения (последствия). Действительно, мнение, что объектом права могут быть лишь вещи и что ими не могут быть действия людей, основано на неправильном представлении, будто значение поведения обязанного лица в правоотношении ограничивается тем, что оно составляет содержа¬ние правоотношения . Объектами интереса участников правоотношения выступают различные блага, т. е. явления, способные удовлетворять те или иные потребности людей. Таким образом, объектом правоотношения мо¬жет выступать благо в виде материального, имеющего материальную цен¬ность, благо в виде нематериального удовлетворения потребностей, а также благо в виде некой поведенческой активности субъектов и ее результатов. Именно такая оценка видов объектов правоотношений приводит нас к классификации отношений по социальному обеспечению первого уров¬ня: на материальные и процедурно-процессуальные правоотношения. Ядро системы правоотношений по социальному обеспечению составляют материальные отношения. У второй же группы — миссия обслужи¬вания , вспомогательная роль. Объектом первой группы отношений будет выступать имеющее денежную оценку материальное благо (деньги, услуги, товары). Объектом же второй группы будет выступать требуемое поведение участников отноше¬ний, полезные действия для достижения определенного результата (на¬пример, установления необходимого юридического факта). Как указывает Р.И. Иванова, процедурные отношения есть правовое средство перевода «желаемого объекта» в стадию реализованного . В свою очередь, материальные правоотношения следует подразделить на группы второго уровня в зависимости от формы предоставления благ по социальному обеспечению. Это разделение на отношения по денежному предоставлению и отношения по «натуральному» предоставлению социального обеспечения. При этом представляется корректнее использован, термин «натуральное» предоставление, а не «социальное обслуживание», поскольку объектом этих правоотношений могут явиться не только потребляемые услуги, но и конкретное имущество — транспортное средство, лекарства, топливо, одежда и т. д. Соответственно, одной из групп общественных отношений в рамках социального обеспечения по предоставлению благ в денежной форме являются отношения по предоставлению пенсий (пенсионные правоотношения). Дальнейшее дробление каждой группы правоотношений, в том числе и пенсионных, необходимо и имеет большую практическую значимость. Так, пенсионные правоотношения можно разделить в зависимости от фор-мы финансирования пенсий на отношения по выплате страховых, накопи-тельных и государственных пенсий. Далее страховые пенсии разделяются на пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Государственные пенсии разделены в законодательстве на пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также социальные пенсии. К ним примыкает дополнительное государ¬ственное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (депутатов, Героев РФ и т.д.). Это видовое многообразие пенсий в нашей стране. В науке современного российского права социального обеспечения неоднозначное отношение к легальному видовому разделению пенсий в нашей стране, а также к их понятиям, закрепленным в пенсионном законодатель¬стве. Например, профессор М. Л. Захаров считает, что российский законо¬датель и излишне, и ошибочно дает определения страховым и государствен¬ным пенсиям, при этом такими терминологическими «экспериментами» в данной сфере искажена суть отечественной пенсионной системы . Одной из научных проблем при изучении правоотношений по социальному обеспечению, в том числе пенсионных, является неясность, возможно и необходимо ли категорично разделять материальные пенсионные отношения и тесно связанные с ними пенсионные процедурно-процессуальные правоотношения. Следует заметить, что среди ученых нет единого мнения, следует ли включать в предмет права социального обеспечения, помимо процедурных (их признает большинство специалистов), еще и про¬цессуальные отношения в сфере социального обеспечения. Многие авторы категорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обе¬спечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично вклю¬ченными в соответствующие отрасли права — гражданско-процессуальное и администра¬тивное. Напомним, что обыкновенно процедурно-процессуальные отношения в сфере социального обеспечения подразделяют на: 1) процедурные отношения по установлению необходимых юридиче¬ских фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т. д.); 2) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение; 3) процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения, как в административном, так и в судебном порядке. Очевидно, что служебный характер указанных отношений по отношению к материальным отношениям не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения невозможны. Инфраструктурная сущность процедурно-процессуальных отношений сравнима с ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу-адресату, отвечающему законным требованиям. В ходе н их отношений субъект, предоставляющий благо, также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям. Скорее всего, с точки зрения гражданина, претендующего на назначе-ние пенсии, он вступает в пенсионные отношения с момента обращения за пенсией. Это реальное взаимодействие и информационно-документаль¬ный обмен между гражданином и пенсионным органом. И после факта соответствующего назначения пенсии происходит значительное упро¬щение правовой связи между ними. Пенсионер, приобретя такой статус, пассивно ожидает регулярных, как правило, безналичных платежей на его счет, а пенсионный орган держит на контроле возможное наступление определенных юридических фактов (смерть пенсионера, истечение сро¬ка на переосвидетельствование группы инвалидности и т. д.). Более того, растущая информатизация пенсионных процедур, персонифицирован¬ного учета в системе обязательного пенсионного страхования приводит к дистанционному взаимодействию пенсионного органа с пенсионером и третьими лицами (работодателями, органами ЗАГС, иными государ-ственными и муниципальными органами), а в будущем это приведет к автоматическому принятию практически всех пенсионных решений, без каких-либо активных действий со стороны самого пенсионера (на¬пример, при изменении размера пенсии) или тем лицом, у кого «набраны» все условия для назначения пенсии. В этой связи, а также исходя из широкого понимания предмета науки и учебного курса права социального обеспечения следует предположить, что, давая характеристику именно процедурно-процессуальным пенсион-ным правоотношениям, мы неизбежно одновременно раскрываем важные особенности и пенсионных отношений в целом, отражая неразрывное единство процедурного и материального при пенсионировании населения. Наука советского и российского права социального обеспечения выработала в целом схожие подходы к определению пенсионных правоотношений. Так, например, советский правовед А. Д. Зайкин указывал, что пенсионное правоотношение «можно определить как такое юридическое отношение, в котором одна сторона — достигший определенного возраста или нетрудоспособный гражданин (из числа рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих и других категорий граждан и в определенных случаях членов их семей) при наличии отдельных объективных оснований пенси¬онной алиментации (стаж работы, выслуга лет, потеря кормильца) имеет безусловное право на получение регулярной (периодической) выплаты социальноалиментарного назначения (пенсии), а другая сторона — орган материального обеспечения — обязана производить эту выплату и совер¬шать в пользу пенсионера иные действия, предусмотренные законом» . Основываясь на современном пенсионном законодательстве, можно предложить следующее определение: пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение, представляющее собой индивидуализированную, волевую, юридическую связь между гражданином и пенсионным органом, возникающее в связи с материальным обеспечением (в виде пенсии как регулярного денежного предоставления) граждан, достигших установленного законом возраста, занимавшихся в течение установленного срока любой трудовой либо определенной профессиональной деятельностью, а также граждан, признанных инвалидами либо потерявших кормильца. В учебной литературе, помимо рассмотренной выше классификации отношений по объекту (виду пенсии), предлагаются и иные. Например, обозначается деление отношений в зависимости от того, в рамках какой из организационно-правовых форм происходит их функционирование . Соответственно, выделяют отношения по социальному обеспечению путем обязательного социального страхования и отношения по социальному обеспечению посредством бюджетного финансирования (вспомоществования). Однако, как справедливо отмечают М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова , по сути, эта классификация сведется в конечном итоге к конкретным видовым правоотношениям, рассмотренным выше. Тем не менее необходимо учитывать, что некоторые виды пенсий (по основанию назначения — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормиль¬ца) в зависимости от ряда факторов (особенностей статуса пенсионера, его прошлой деятельности или аналогично в отношении умершего кормильца) могут быть как страховыми (т. е. относящимися в основном к системе обязательного социального страхования), так и государственными. Примером могут служить страховая пенсия по случаю потери кормильца (работника) и государственная пенсия по случаю потери кормильца в случае, например, гибели кормильца — военнослужащего. Возможна классификация и по срокам действия (продолжительности) соответствующих отношений. Выделяют правоотношения, прекращаю-щиеся однократным исполнением обязанностей (разовые, крайне не характерны для пенсионных отношений, однако примером будет служить единовременная выплата средств пенсионных накоплений ), правоот-ношения с известным сроком существования во времени (например, по выплате в ряде случаев пенсии по случаю потери кормильца), правоотно-шения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пожизненная выплата пенсии по старости или пенсия по инвалидности и случае установленной бессрочно инвалидности) . Представляются обоснованными и такие критерии классификации о сношений по пенсионному обеспечению, как субъектный состав полу-чателей (например, отношения по пенсионному обеспечению лиц, прожи-вающих в районах Крайнего Севера, инвалидов, военнослужащих и т. д.), а также уровни предоставления благ (отношения по пенсионному обеспе-чению на федеральном, региональном, муниципальном уровнях). Извест¬ны классификации пенсионных правоотношений и по иным критериям . 1.3. Субъекты пенсионных правоотношений. Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и самообладание. Обыкновенно выделяются общая, отраслевая и специальная право-субъектности. То есть субъект, обладая соответствующей правосубъектностью, может стадийно становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкретных видовых право¬отношений. Очевидно, что формулировки ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспечение и пенси¬онное обеспечение, в частности, имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обусловливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками. Но так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм (обязательное социальное страхование и вспомоществование без учета трудового вклада человеку как члену общества), можно выделить такую же, как и отраслевую широкую, всеохватывающую суботраслевую правосубъектность в отношениях по вспомоществованию любому члену общества, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наемных работников и их семей. То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахованного) . Некоторые ученые связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пенсий и иных выплат по обязательному социальному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора . То есть, на их взгляд, правоотношения по поводу этих выплат возникают не при наступлении страхового случая (достижении возраста, наступлении инвалидности и т. д.) и дополнительных юридических фактов (обращение лица и принятие решения о выплате), а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячивание связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми отношениями не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию. Здесь происходит под¬мена понятий субъективного права на страховую пенсию и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального стра¬хования» установил, что отношения по обязательному социальному стра¬хованию возникают у застрахованных лиц — по всем видам обязательно¬го социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами. Но имеется в виду прежде всего финансовый аспект отношений по социальному страхованию. У работающего гражданина начнут формироваться его пенсионные права как производные от поступающих за него страховых взносов. Интересующие нас отношения по пенсионному обеспечению возникнут все-таки именно при обращении лица (процедурные правоот¬ношения), наличии полного фактического состава (материальные право¬отношения). То есть в таких ситуациях при заключении трудового договора возникает соответствующая суботраслевая (специальная) правосубъект¬ность в качестве одной из предпосылок для возможного возникновения в будущем конкретного видового правоотношения, в процессе которого будет реализовано субъективное право на страховую пенсию. Можно в целом согласиться с точкой зрения Е. А. Бо¬брова о том, что возникновение пенсионной дееспособности у граждан необходимо связывать с пра¬вилами, существующими в гражданском законодательстве, т. е. в полном объеме – по достижении 18 лет. Пенсионная же правоспособность возникает с рождения человека. При исследовании особенностей определения субъектов пенсионных правоотношений, на наш взгляд, необходимо исходить из нескольких тезисов: 1) субъектами таких отношений будут пенсионер (получатель пенсии) и пенсионный орган (по общему правилу государственный или муниципальный); 2) определенную сумятицу в простоту субъектного состава рассматриваемых отношений вносит решение законодателя — в слу¬чае с накопительной пенсией допустить вступление пенсионера в пенсионное правоотношение с частной организацией (более того, коммерческой организацией после недавней реформы этого сектора рынка) — негосударственным пенсионным фондом (НПФ) в рамках публичного (внедоговорного) обязательного пенсионного страхования. Это ошибочное решение, искажающее пенсионную систему нашей страны и в перспективе не выгодное ни самим НПФ, ни будущим пенсионерам; 3) представляется недопустимым относить к пенсионным правоот-ношениям отношения по пенсионированию «чистым» частным способом — на основе соответствующего договора с НПФ вне связи с обязательным пенсионным страхованием или на основе гражданско-правового страхования жизни. Такие отношения ис¬ключительно рыночные, конкурентные, добровольные, основаны на договорной связи и, хотя и контролируются государством, не могут считаться реализацией права каждого на социальное (пен¬сионное) обеспечение. Это форма самообеспечения, попытка с по¬мощью внегосударственных механизмов увеличить (как правило, лишь на определенный срок) свой доход в индивидуальном порядке без применения солидарных социальных принципов распределе¬ния благ в пользу нуждающихся лиц; 4) крупнейшим и наиболее частым представителем пенсий (пенси-онным органом) в России является Пенсионный фонд России (ПФР). В структуре Пенсионного фонда — 8 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), почти 2500 территориальных управлений во всех регионах страны; 5) пенсионером является всегда физическое лицо. Хотя, некоторые авторы предлагают наименование любого субъекта-получателя — нуждающееся лицо или нуждающаяся семья . Таким образом, основываясь на анализе учебной и научной литера-туры, в частности на аналогичном мнении Е. А. Боброва в отношении страховых пенсий, можно предположить, что субъектами пенсионных отношений являются управомоченное физическое лицо (пенсионер) и пенсионный орган (как правило, территориальный орган ПФР). Пенсионерами могут быть граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, имеющие предусмотренные законом основания назначения пенсии определенного вида. Временно проживающие и временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства приобретают право на пен сию при наличии предусмотренных законом оснований ее назначения и соответствующего международного договора о праве на пенсионное обеспечение в России. 1.4. Содержание пенсионных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения. Основываясь на анализе со¬временной учебной и научной литературы, в частности на аналогичном мнении Е. А. Боброва в отношении страховых пенсий, можно сформулировать, что основным содержанием пенсионного правоотношения будет и ваяться право гражданина на пенсию как гарантированную законом воз¬можность управомоченного физического лица требовать от пенсионного органа назначения и выплаты ему пенсии определенного вида в установленный законом срок, а также ее индексации или перерасчета при нали¬чии указанных в законе оснований при корреспондирующей обязанности пенсионного органа своевременно и в полном объеме производить все необходимые для реализации указанного права на пенсию процедуры, в том числе выплачивать пенсию путем доставки на дом, через отделение связи или банк. Взаимные права и обязанности субъектов пенсионного правоотношения выразятся в совокупности согласованных правомерных действий управомоченного физического лица и пенсионного органа, целью которых являются назначение и выплата пенсии определенного вида и размера. Можно также согласиться с аргументами Е. А. Боброва о делении прав и обязанностей субъектов в процедурных правоотношениях по ре-ализации права на пенсию на основные и сопутствующие. Для управо-моченного физического лица право на пенсию является основным, а обя-занность представить необходимые документы — сопутствующей, для пенсионного органа (как правило, территориального органа ПФР) право требовать представления необходимых документов является со-путствующим, а обязанность назначить и выплачивать пенсию — основ¬ной. При этом для пенсионеров участие в пенсионном правоотношении будет заключаться в использовании прав и исполнении обязанностей, а для пенсионного органа — в исполнении, соблюдении и правопри¬менении. Использование заключается в сборе необходимых для назна¬чения страховой пенсии документов и обращении управомоченного физического лица за ее назначением. Исполнение представляет собой обязанность физического лица добросовестно выполнить предписания нормативных правовых актов, касающиеся сбора необходимых доку¬ментов и их своевременного предоставления в ряде случаев (например, при утрате права на ранее назначенную пенсию).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 86 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 73 страницы
1550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
210 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 95 страниц
2150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg