Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ

Теоретические основы развития малого бизнеса.

ikonowosky2016 3870 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 129 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы наиболее подробно рассмотреть сферу малого бизнеса, то есть выявить характерные черты, преимущества, проблемы становления, возможные пути развития малого бизнеса в России и на примере Карачаево ? Черкесской Республики. Достижение поставленной цели достигается путем решения следующих основных задач: ? изучить сущность, критерии и виды предприятий сферы малого бизнеса; ? рассмотреть формы и фонды, направленные на поддержание малого бизнеса; ? провести анализ и оценку малого бизнеса в России и ее регионах, а также определить динамику развития сектора малого бизнеса в Ставропольском крае; ? выявить проблемы развития и функционирования малых предприятий, для дальнейшего рассмотрения проблемы; ? дать оценку региональной политики в предпринимательской сфере и разработать стратегию развития малого бизнеса в регионе; ? разработать предложения по совершенствованию системы государственной поддержки малого бизнеса. Объектом исследования выступает малый бизнес как институт экономики региона. Предметом исследования является формирование, эффективность и развитие малого бизнеса. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученных по вопросам развития малых предприятий, истории малого предпринимательства, эффективности, кругооборота и оборота капитала, факторов, влияющих на развитие малого бизнеса, поддержки малого бизнеса. Информационную базу исследования составили данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо ? Кавказскому федеральному округу, периодические издания, информационно ? аналитические материалы Министерства экономического развития Карачаево ? Черкесской Республики, результаты исследований Национального института исследований системных проблем предпринимательства, представленных в ежегодных, в ежеквартальных сборниках. При проведении исследования использовались общенаучные принципы системного подхода, методы ситуационного и сравнительного анализа, методы комплексной оценки состояния и динамики факторов внешней среды, методы финансового, экономического и статистического анализа. Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании теоретических и практических проблем формирования и развития малого бизнеса в одном из регионов России, а именно в Карачаево ? Черкесской Республике, что позволило разработать стратегию его развития. В работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну: 1. предоставлена обобщенная группировка предприятий сектора малого бизнеса по классификационным признакам; 2. рассчитаны прогнозные значения индикаторов, отражающих развитие малого предпринимательства в регионе; 3. на основе выводов, полученных в результате анализа состояния сектора малого бизнеса, были предложены мероприятия по совершенствованию экономической поддержки сектора малого бизнеса. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его теоретические и методологические результаты создают основу для выработки конкретных прикладных рекомендаций по обеспечению ускоренного развития малого предпринимательства Карачаево ? Черкесской Республики. Апробация работы и реализация результатов исследования. По результатам исследования автором опубликованы научные 2 статьи: 1. «Разработка стратегии развития предприятия» в сборнике научных трудов «Экономика и Социум». №4(35) 2017 С. 60-63. 2.«Особенности развития малого инновационного предпринимательства в России» в сборнике научных трудов по материалам деятельности «Актуальные исследования студентов в области экономических наук». Ставрополь: АГРУС, 2017. С. 88-92 Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 93 страницах печатного текста и содержит 37 таблиц, 8 рисунков, 3 приложения. Список используемой литературы включает 75 источников. В первой главе изучены теоретические основы развития малого бизнеса, выявлены особенности государственной поддержки малого бизнеса в РФ. Во второй главе проведен анализ современного состояния и выявлены тенденции развития сектора малых форм хозяйствования в Карачаево-Черкесской Республике, исследованы формы и направления государственной поддержки малого бизнеса в Карачаево-Черкесской Республике. В третьей главе выявлены пути совершенствования форм и методов поддержки малого бизнеса, разработана стратегия развития малого предпринимательства на региональном уровне, осуществлен прогноз развития малого бизнеса в Карачаево-Черкесской Республике.
Введение

Актуальность темы исследования. В результате изменений происходящих в обществе и экономике возникает необходимость выработки новых подходов к малому бизнесу. Этот важнейший сектор экономики перестал активно развиваться и не оказывает ожидаемого положительного влияния на социальное и экономическое развитие российского общества, что связанно с серьезными проблемами, которые сопровождают малый бизнес на всем протяжении его становления и развития. В связи с этим особого внимания требует разработка направлений повышения эффективности малого бизнеса и развитие системы его поддержки. Исследование этих проблем весьма актуально для решения кардинальных задач связанных с занятостью трудоспособного населения, доходами граждан и бюджетов государства, кооперации с крупным бизнесом. От качества их выявления зависит эффективное управление малым бизнесом и достижение поставленных целей, что обусловило актуальную необходимость всестороннего анализа причин кризиса и определение путей, мер и способов его преодоления, выработку антикризисных подходов к регулированию этого жизненно важного сектора для экономики нашей страны. Степень разработанности(изученности) проблемы. Существенный вклад в исследование малых предприятий, раскрытия их места и роли в экономике вообще и переходного периода в частности внесли отечественные экономисты. Фундаментальные аспекты предпринимательства раскрываются в работах: П. Друкера, М. Туган-Барановского, И. Кирцнер, А. Маршалла, Л. Мизеса, Ф. Найта, Е. Шумпетера, А. Чаянова и других зарубежных и отечественных ученных. В последние годы появилось большое количество публикаций отечественных авторов, посвященных малому предпринимательству. К основным можно отнести работы следующих авторов: А. Андреева, А. Виленского, А. Крутика, М. Лапусты, Е. Бухвальд, В. Медынского, П. Половинкина, И. Суслова, Л. Абалкина, А. Шулуса, В. Яковлева, А. Блинова, Б. Злобина и других. Имеющие большое значение финансовые аспекты развития малого предпринимательства, проблемы налогообложения, кредитования и инвестирования малых предприятий рассмотрены в работах: А. Архипова, А. Блинова, Л. Ворохалиной, В. Калинина, В. Михайлова, Б. Пенькова, А. Чепуренко и другие. Все вышеперечисленные авторы вложили свой вклад в познание вопросов малого бизнеса. Но сколько бы времени не уделялось этой теме, проблема малого бизнеса все равно изучена не до конца. Поэтому проблема формирования регионального малого бизнеса с учетом специфики рыночных отношений и региональных особенностей требует обобщения имеющихся исследований, выработки собственных предложений и рекомендаций по совершенствованию развития малого бизнеса.
Содержание

Введение 4 1 Теоретические основы развития малого бизнеса 9 1.1 Сущность и особенности формирования малого бизнеса в России 9 1.2 Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии общества 19 1.3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в России 31 2 Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса в России 37 2.1 Анализ уровня развития малого бизнеса в России 37 2.2 Особенности функционирования малого бизнеса в Карачаево-Черкесской Республике 50 2.3 Формы и направления государственной поддержки малого бизнеса в Карачаево-Черкесской Республике 55 3 Направления развития малого бизнеса в регионе 61 3.1 Совершенствование форм и методов поддержки малого бизнеса 61 3.2 Стратегия развития малого бизнеса на региональном уровне 67 3.3 Прогноз развития малого аграрного бизнеса в Карачаево-Черкесской Республике 75 Заключение 84 Список использованной литературы 88 Приложения 94
Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: принят Государственной Думой 6 июля 2007г. N29-ФЗ – 2007. – 30с. 2. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: принят Государственной Думой 12 мая 1995г. N88-ФЗ – 1995. – 29с. 3. Российская Федерация. Правительство. О краевой целевой программе "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2012-2015 годы: постановление Правительства Ставропольского края от 20 июля 2011 г. N 285-п. – 2011. – 42с. 4. Российская Федерация. Министерство экономического развития Ставропольского края. Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в ставропольском крае на 2009-2011 годы»: утверждена приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 марта 2009 года № 89/од. – 2009. – 20с. 5. Российская Федерация. Министерство экономического развития России. Россия поднялась на 8 позиций в рейтинге «Doing Business – 2013». http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20121023_001 (23 октября 2012). 6. Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России: основные характеристики субъектов Российской Федерации. - 2011: Стат. сб. / Росстат. - М.- 2011. - 662с. 7. Российская Федерация. Распоряжение. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года: постановление Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. №221-рп. http://www.stavinvest.ru. 8. Российская Федерация. Выписка из протокола конкурсной комиссии по отбору проектов начинающих субъектов малого предпринимательства для оказания государственной поддержки в виде предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009 – 2011 годы» от 11 августа 2011 года № 8. http://www.stavinvest.ru. 9. Российская Федерация. Выписка из протокола заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам 6 июля 2011 г. № 16. http://www.stavinvest.ru. 10. Российская Федерация. Выписка из протокола конкурсной комиссии по отбору субъектов предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования на уплату субъектом предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 26 декабря 2012 года № 10. http://www.stavinvest.ru. 11. Российская Федерация. Выписка из протокола заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в виде предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств от 24 декабря 2012 года № 5. http://www.stavinvest.ru. 12. Российская Федерация. МСП Банк. Аналитика: Ставропольский край 2010 – 2011. http://www.mspbank.ru. 13. Абчук, В.А. Курс предпринимательства: учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Издательство «Альфа», 2011. – 544 с. 14. Айказян, А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов / А. Айказян // Российский экономический журнал. - 2008. - №3.-С.52. 15. Архипов, А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение / А. Архипов, Т. Баткилина, В. Калинин // Вопросы экономики. - 2007. - №4. – С.14-17. 16. Афанасьев, В. Малый бизнес: проблемы становления / В. Афанасьев // Российский экономический журнал. - 2010. – №2. – С.43. 17. Бабич, А.М. Финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 354 с. 18. Базилевич, А.И. Малый бизнес / А.И. Базилевич. – М.: Кно Рус, 2009. – 261с. 19. Бирюков, А. Развитие малого и среднего бизнеса – локомотив экономики / А.Бирюков // Вопросы экономики. – 2010. - №5. – С.43-46. 20. Близнюк, Н. Система поддержки малого бизнеса развивается в Ставропольском крае // Ставропольская правда. - 2012. - №3. – С.11-14. 21. Блинов, А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности / А.О. Блинов. - М., 2010. – 120с. 22. Блинов, А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика / А.О. Блинов. – М.: Эксмо, 2009. – 149с. 23. Блинов, А.О. Условия регулирования малого бизнеса / А.О. Блинов // Экономист. - 2009. - №2. – С.41–47 24. Брялина, Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России / Г.И. Брялина // Инженерный вестник Дона, Т.15. – 2011. - № 1. - С.89-93. 25. Буев, В.В. Индекс развития малого и среднего предпринимательства в регионах России в 2010 году / В.В. Буев, Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов // Информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства / М. – 2010. – 29с. 26. Булакова, И.В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства / И.В. Булакова // Законодательство и экономика. – 2010. – №7. – С.66–69. 27. Бурлуткин, Т.В. Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации / Т.В. Бурлуткин // Экономические исследования: интернет журнал. – 2011. - №6 (11). http://www.erce.ru/internet-magazine/magazine/27/389/ (ноябрь, 2011). 28. Быков, П.Ю. Стратегии развития малого бизнеса в кризисный период: Экономический атлас / П.Ю. Быков, Н.А. Гайнутдинов, Е.С. Каравай, О.А. Леонов, С.Н. Матрусов, М.А. Смирнов и др. – М.: Куна, 2009. – 53 с. 29. Валько, Д.В. Роль электронной торговли в развитии малых инновационных предприятий России / Д.В. Валько // Интернет-журнал: Экономические исследования. 2012. №2. http://www.erce.ru (12.04.2012). 30. Варкова, И.К. Малый бизнес как субъект инноваций и его высокий потенциал для развития экономики / И.К. Варкова // Сб. науч. тр. / Ставрополь: Бюро новостей. - 2012. – Т.2: Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО. – С.234-235. 31. Варкова, И.К. Разработка стратегии развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне / И.К. Варкова, Т.Н. Костюченко // Сб. науч. тр. / Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. Аграрного ун-та. – 2012. – С. 99-104. 32. Васнев С.А. Малый и средний бизнес в России почти на 40% занят в сфере торговли / С.А. Васнев // Прайм. М.: МГУП. – 2010. - №10. – С. 3-4. 33. Власенкова, Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы / Е.А. Власенкова // Налоговый вестник. - 2009. - №2. – С.7-9. 34. Волков, О.И. Экономика предприятия: учебник / О.И. Волков, под ред. Проф. и доц. О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 234 с. 35. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 104 с. 36. Гражданкина, Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие / Е.В. Гражданкина. – М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. – 125 с. 37. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с. 38. Гурьянов, П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса / П.А. Гурьянов // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. - № 10. - С.3-12. 39. Демьяненко, Л. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства / Л. Демьяненко // Финансовый контроль. - 2009. - №11. – С.110–119. 40. Динамика развития малого предпринимательства в регионах РФ за 3 квартала 2010 г. // ИА «Альянс Медиа». 2010. http://www.allmedia.ru/ (29.12.2010). 41. Дубин, М.Н. Необходимость повышения инновационного потенциала России в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе / М.Н.Дубин // Российское предпринимательство. – 2010. - №4. – С.56-59. 42. Заргарян, А.М. Особенности развития малого предпринимательства в условиях модернизации экономики / А.М. Заргарян // Автореферат / Санкт-Петербург. – 2010. – 18 с. 43. Ивашенцева, Т.А., Экономика предприятия: учебное пособие / Т.А. Ивашенцева, Н.А. Гуслова. – Новосибирск: НГАСУ, 2009. – 108 с. 44. Ильин, И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И.Е. Ильин // Банковское кредитование. - 2008. - №2. – С.42 – 44. 45. Кавеев, Х. Роль и место малого предпринимательства в экономике РФ / Х. кавеев // Власть. – 2010. - №8-9. – С.11-14. 46. Качанова, Е.А. Государственные и муниципальные финансы / Е.А. Качанова. - М.: Мысль, 2008. – 167 с. 47. Кевеш, А.Л. Итоги сплошного Федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год / А.Л. Кевеш, Е.А. Шустова // Статистика России / М.: ИИЦ. – 2012. - Том 1. – 42 с. 48. Ковалев, В.В. Финансы: учебник / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 283 с. 49. Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Л.А. Колесникова. - М.: Новый Логос, 2010, - 178 с. 50. Курганов, А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России / А.Д. Курганов // Юрист. - 2009. - №1. – С.11–19. 51. Лапуста, М.Г Предпринимательство. Учебник / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 667 с. 52. Лозовский, М. Банк воспринимает малый бизнес как наиболее гибкий сегмент / М. Лозовский // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. - 2009. - № 5. – С.15-19. 53. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов. – Спб.: ГМП «Фармико», 2010. – 156 с. 54. Малыхин, М. Кого боится малый бизнес / М. Малыхин // Ведомости. - 2008. - № 7. – С.12 – 15. 55. Малый бизнес не знаком с принципами администрирования мобильных устройств // Открытые системы. 2012. №10. http://www.osp.ru (30.10.2012). 56. Малый бизнес: рост или падение? // ИА «Альянс Медиа». 2010. http://bishelp.ru (29.12.2010). 57. Палагута, А.И. Методические основы формирования региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства / А.И. Палагута // Аудит и финансовый анализ. – 2008. - №3. – С. 1-4. 58. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ – 2010-2011 // Отчет ОПОРЫ России. http://www.opora.ru. 59. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ – 2012// Отчет ОПОРЫ России. http://www.opora.ru. 60. Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства / Б.Г. Райзбеог. – М.: Экономика, 2010. – 312 с. 61. Ровенский, Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России // Социально-политический журнал. – 2009. - № 2. – С.10-15. 62. Рустанова, О. Малый бизнес – большая польза / О. Рустанова // Аргументы и факты. - 2009. – №3. – С. 27–43. 63. Рыбак, О. Малый бизнес в большой статистике // Экономическая газета. – 2009. - № 20. – С.5-7. 64. Савина, В. Банковский кредит для финансирования проекта / В. Савина // Директор-Инфо. – 2008. - № 40. – С.24-29. 65. Сайдуллаев, Ф.С. Динамика развития малого бизнеса в регионах России январь-сентябрь 2010 / Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства / М. – 2010. – 28с. 66. Сайдуллаев, Ф.С. Динамика развития малого бизнеса в регионах России январь-сентябрь 2011 / Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства / М. – 2011. – 29с. 67. Сайдуллаев, Ф.С. Динамика развития малого бизнеса в регионах России январь-сентябрь 2012 / Ф.С. Сайдуллаев // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства / М. – 2012. – 29с. 68. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.В. Сергеев, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 287 с. 69. Скоркина, Н.В. О проекте краевой целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2012–2015 годы» / Н.В. Скоркина // Доклад первого заместителя министра экономического развития Ставропольского края 21 июня 2011 г. – 2011. – 10 с. 70. Спасокукоцкий, И. Большой потенциал малого бизнеса / И. Спасокукоцкий // Деньги. – 2010. - №4. – С.68-71. 71. Сунцова, Д. Малый бизнес в регионах: рейтинг муниципальных образований Ставропольского края / Д. Сунцова // ОПОРА-Кредит. Все о финансах для малого бизнеса. - 2011. – 35 с. 72. Сунцова, Д. Отчет о результатах общероссийского исследования: условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ / Д. Сунцова // ОПОРА России, ВЦИОМ. 2009 г. http://www.opora.ru. 73. Сухомлинова, О.В. Совершенствование финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства в процессе повышения конкурентоспособности российской экономики / О.В. Сухомлинова // Российское предпринимательство. - 2008. - №10. – С.21-26. 74. Тарусина, Н.Н. Малое предпринимательство как социально-экономическое и юридическое понятие / Н.Н. Тарусина // Юридические записки Ярославского гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Вып. 2. - Ярославль, 2008. – 16 с. 75. Тумилевич, Е.Н. Факторы и формы развития МП в регионе / Е.Н. Тумилевич // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2012. - № 1 – С. 10-14. 76. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – Киров: АСА, 2009. – 285 с. 77. Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. – М.: Издат. Дом «Дашков и К», 2008. – 364 с.
Отрывок из работы

1.1 Сущность и особенности формирования малого бизнеса в России С переходом отечественной экономики к рыночным отношениям в нашей стране появилась необходимость организационных и экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одно из самых важных направлений экономических реформ ? развитие малых форм производства. В любой национальной экономике необходимо наличие эффективного и высокоразвитого малого предпринимательского сектора, так как именно от него в значительной степени зависит экономическое и социальное развитие страны. Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера. Рассмотрим более подробно значение малого предпринимательства, его роль в государстве, преимущества и недостатки. Малый бизнес является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. Кроме того, малое предпринимательство выполняет ряд важных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значение малого бизнеса для экономики России, необходимо для начала определить, что скрывается за самим понятием «малый бизнес». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций. Сейчас под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. В России зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог – «бизнес». «Малый бизнес» (small business) – принятое в литературе обозначение совокупности мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. В первом случае термин применяется для определения количественных и стоимостных параметров, их отражения в бухгалтерском учете, а во втором ? характеризует функции, вид, сущность предпринимательских отношений. Можно согласиться с мнением Н.Г. Агурбаш, что «определение понятия малого бизнеса следует вести по принципу «от общего к частному», раскрыв сначала родовое, а затем характерные черты его видового понятия». На данный момент официальным считается определение предпринимательства данное в статье 2 Гражданского Кодекса РФ, а именно: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя: «Предпринимательство (фр. Enterprise) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. Entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово ? закупочную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами». По мнению А.Н. Алисова и С.Е. Грищенко «Малое предпринимательство как социально ? экономическая категория ? это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя ? собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально ? экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли» Малое предпринимательство как хозяйственная (экономическая) система По словам Ф.Ф. Хамидуллина «... это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зрения материально ? производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом ? материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально ? экономическом аспекте ее входом являются определенные социально ? экономические отношения людей в обществе, выходом ? воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности» Е.В. Романенко сказал «Сектор малого бизнеса функционирует и развивается на основе взаимодействия совокупности разнообразных вертикальных и горизонтальных связей, обусловливающих эффективность процесса использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов. Складывающаяся при этом сложная совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих субъектов отражает то обстоятельство, что эти субъекты различаются местом в общественном разделении труда и в социально ? экономической структуре, располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами», «Занимая определенное место в социально ? экономическом пространстве, субъекты малого бизнеса формируют специфический сектор как системное образование» По мнению М.В. Аликаевой, М.Б. Ксанаевой «…в силу объективных и субъективных причин, и прежде всего, из ? за отсутствия нормативно-правовой базы, достаточных финансовых ресурсов и отсутствия традиций предпринимательства, особенно в секторе малого бизнеса, малое предпринимательство не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия с целью его развития» По словам А.Р. Федоровой «Сектор малого предпринимательства находится впереди не только по числу занятых и прибыли, но и по числу банкротств» Малое предпринимательство – это деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных федеральным законом. В последнее время всё чаще создаются малые предприятия, так как они не требуют значительных вложений, большого объема оборудования и кооперации множества сотрудников. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг. Доля ВВП, обеспечивающая малый бизнес, показывает его роль в экономике страны. Уровень развития малого предпринимательства показывает способность страны адаптироваться к меняющейся экономической обстановке, занятость населения, темпы экономического роста. Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ и, исходя из дальнейших поправок, к субъектам малого предпринимательства относятся кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства, соответствующие условиям: Для юридических лиц – суммарная доля участия не должна превышать 25% Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек включительно. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" - микропредприятия - 120 млн рублей; - малые предприятия - 800 млн рублей; Перейдем к рассмотрению критериев малого предприятия, которые представлены ниже (таблица 1). Таблица 1 – Критерии малого предприятия Критерий Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие Доходы 120 млн. руб. 800 млн. руб. 2 млрд. руб. Численность сотрудников (чел.) 15 100 101-250 Собственность Предприятию или группе предприятий, не принадлежащих сектору МСП, может принадлежать не более 25% собственности предприятия из сектора МСП. Контрактация Исключаются предприятия, работающие по договору франчайзинга (франшизы) или аналогичным договорам, в существенной степени ограничивающим спектр самостоятельно принимаемых решений: сбытовые соглашения, лицензии на производство, соглашения об использовании торговой марки, об использовании стратегии и методов хозяйствования. - Среди наиболее важных или основных функций предпринимательства такие авторы как Ю.А. Афонин, В.С. Афанасьев, Л.С. Бабаева, А.П. Жабин, А.А. Шулус и другие выделяют экономическую (в некоторых источниках - общеэкономическую), ресурсную, организаторскую, инновационную (или творческо-поисковую) и социальную функции. Кроме того, у некоторых авторов встречается шестая – политическая функция. Характеризуя деятельность малого предпринимательства, можно выделить его функции: удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; повышение качества и культуры обслуживания на пути к удовлетворению желаний потребителей; способствование структурной перестройке экономики; развитие производства благодаря внесению личных вкладов населения; предоставление на рынок труда новых рабочих мест; привлечение к трудовой деятельности социально-неустойчивых групп населения; стимулирование научно-технического прогресса; поддержка крупных предприятий благодаря изготовлению и поставке комплектующих изделий и оснастки; помощь государству в избавлении от убыточных и нерентабельных предприятий посредством их выкупа и аренды. Автором был рассмотрен количественный подход к определению малого бизнеса. Существует так же ряд качественных подходов. Например, так называемая «комиссия Боултона», в которой выделено три главных признака предприятий малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как «малое»: ? небoльшой рынoк сбытa, который не позволяет организации оказать существенное влияние на цену или же объем реализуемого им товара; ? правoвая незaвисимость – управление малым предприятием осуществляется не через систему формализованной управленческой структуры, непосредственно собственником или же сoбственниками – пaртнерами, котoрые сaмостоятельно контрoлируют свoе дело; ? упрaвление прeдприятием, которое предполагает, что владелец или владельцы-партнеры сами принимают участие во всех аспектах управления предприятием малого бизнеса, и что он (они) свободны от внешнего давления. Итак, выше были описаны основные признаки, по которым можно определить предприятие как малое. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом. Процесс развития малого предпринимательства требует совершенствования форм и способов управления малыми предприятиями с учетом особенности их функционирования. В связи с этим важную роль играет исследование опыта работы субъектов малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и анализ уже имеющегося опыта работы отечественных предприятий. Рассмотрим критерии отнесения к малым предприятиям в разных странах (таблица 2). Таблица 2 – Критерии отнесения организации к малым предприятиям в разных странах Страна Численность занятых на предприятии Финансовый показатель Величина финансового показателя Другие критерии Россия Микро-предприятия-не более 15чел. Предельный объем выручки без НДС (годовой оборот) Микро-предприятия - 120 млн.руб. Ограниченная доля участия в уставном капитале организации других юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) Малые предприятия-не более 100 чел. Малые предприятия – 800 млн.руб. Япония В промышленности и строительстве – не более 300 чел. Размер уставного капитала 100 млн иен В оптовой торговле-не более 100 чел. 30 млн иен В розничной торговле и сфере услуг- не более 50 чел. 10 млн иен США В производстве-250-1500 чел. Годовой доход 3,5-14,5 млн. долл. США (услуги) Самостоятельное управление, не доминирует в своем секторе В оптовой торговле- до 500 чел. 3,5-13,5 млн. долл. США Канада Не более 100 чел. Годовой оборот 2-20 млн. долл. США Австралия Не более 50 чел. Годовой оборот 5-10 млн. долл. США Стоимость основных средств (ОС) не более 5 млн. долл. США Китай Не более 50 чел. Индия Объем инвестиций в ОС не должен превышать (вклю включая аренду ОС), за исключением стоимости земли, здании и сооружении: в промышленных предприятиях - 220 тыс. долл. США; в сфере бизнес услуг - 22 тыс. долл. США; промышленные предприятия, которые специализируются в определенных Правительством видах деятельности (всего 41 вид) - 1,1 млн долл. США Страны ЕС Не более 50 чел. Годовой оборот 10 млн.евро Как следует из таблицы 2, в экономически развитых странах к малому бизнесу относится большее количество предприятий, чем в нашей стране: в США и Японии порог ограничения по численности персонала малого бизнеса в несколько раз выше, чем в России. Этим обусловлено большее влияние малого предпринимательства на экономику зарубежных развитых стран. Обобщим ниже выявленные нами преимущества, которыми обладает малый бизнес. К ним, на наш взгляд, относятся следующие: К основным преимуществам малого бизнеса можно отнести следующие : 1. возможность реализовать на практике разнообразные бизнес-идеи; 2. относительно невысокие финансовые вложения в создание, поддержание и развитие малого бизнеса; 3. низкие расходы на организацию бизнеса и управленческую деятельность; 4. высокая оборачиваемость капитала. 5. более гибкая приспособляемость к запросам клиентуры. В отличие от предприятий крупного бизнеса, малые предприятия практически всегда находятся в тесном контакте с клиентом, почти в повседневном. Это отлично позволяет данным предприятиям наиболее быстро адаптироваться и проявлять гибкость в зависимости от желаний клиентов, и, как результат, они могут добиться того, что именно их продукции потребитель в итоге отдаст свое предпочтение: 6. способность регулярно изменяться и адаптироваться. Предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления своей деятельности приходится постоянно «бороться за выживание», так как велика вероятность вытеснения со стороны крупных и средних предприятий. Помимо этого они сильно зависят от своей клиентуры и поставщиков, так что они вынуждены постоянно искать различные новые способы снижения издержек; 7. низкие накладные расходы. Является фактом то, что в традиционной организации в процессе ее расширения круг управленческих задач, которые необходимо решать в кратчайшие сроки, постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается и рост удельных накладных расходов на все время увеличивающийся аппарат администрации. Небольшие компании, которые лишены внутренней бюрократии, могут держать эти расходы на относительно низком уровне; 8. использование «мaлых ниш». В процессе насыщения рынков сбыта все более растет необходимость поиска новых товарных ниш. В сравнении с крупными предприятиями, которые в основном гонятся за увеличением масштаба деятельности, мелкие предприятия наоборот видят необходимость в поиске микрониш. Рабoтая на первoм этaпе с минимaльной пpибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, котoрая с течением врeмени мoжет стать нoвым, крyпным истoчником дохода; 9. иннoвационный пoтенциал. Как было отмечено выше, предприятия малого бизнеса имеют необходимость постояннно адаптироваться к изменениям в бизнес-среде, в технологиях производства, а также в потребностях покупателей. Более того, мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей сфере, которые вполне готовы к риску, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации; 10. вoзможность oбъединять уcилия. Для того, чтобы предприятия малого бизнеса были способны оказать сопротивление своих крупных и средним конкурентам, целесообразно для них образовывать различного рода объединения как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Наряду с экономическими преимуществами можно выделить ряд особенностей малого предпринимательства: специализация и кооперация, приводящие к повышению качества продукции, высокий уровень предложения в потребительской сфере, атмосфера конкуренции, способствующая развитию малых предприятий. Все перечисленные преимущества и особенности благотворно влияют на рост малого бизнеса, а также улучшают структуру экономики в целом . Рассмотрим особенности формирования малого бизнеса в России. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. В целом за 2010-2016 гг. число малых предприятий в России выросло в 1,69 раза, на 1126 тыс. предприятий (рисунок 1). Рисунок 1 – Динамика количества малых предприятий в России (в тыс. ед.) Процесс развития малого предпринимательства требует совершенствования форм и способов управления малыми предприятиями с учетом особенности их функционирования. В связи с этим важную роль играет исследование опыта работы субъектов малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и анализ уже имеющегося опыта работы отечественных предприятий. Перейдем к рассмотрению проблем малого бизнеса, к которым можно отнести: • Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. • Низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90 – х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из – за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое бремя существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку боятся конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства. • Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. • Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность. Основные характеристики малого бизнеса в России: ? Гибкость малого бизнеса. ? Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92 – 93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности. ? Экономичность малого бизнеса. ? Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса. ? Узкая специализация малого бизнеса. ? Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения. ? Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы. Несмотря на рост числа малых предприятий, качественный состав в различных отраслях экономики практически не изменился за предшествующее десятилетие. Наряду с отсутствием изменений качественного состава в различных отраслях экономики, малый бизнес имеет и другие недостатки, среди которых наиболее значимым является низкий уровень первоначального капитала и нехватка финансирования. В свою очередь это трансформируется в проблему, связанную с высокими процентными ставками на услуги кредитования малого бизнеса по сравнению с крупным или средним бизнесом. Для решения указанных вопросов необходима государственная поддержка малого бизнеса. 1.2 Роль малого бизнеса в социально ? экономическом развитии общества Вследствие своей массовости по сравнению с крупным бизнесом, а также приближенности к конечному потребителю, социальная функция, которую выполняет малый и средний бизнес переоценить очень сложно. Многие ученые и исследователи отмечают, что эта роль, выполняемая малым бизнесом особенно в кризисных условиях, наиболее важная. По мнению В.С. Афанасьева именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса», так как выполняет функцию смягчения социальной напряженности и демократизации рыночных отношений. Согласно статистическим данным , объем инвестиций, направляемых государством на поддержку малого и среднего предпринимательства в кризисный период был направлен на стимулирование создания новых предприятий, содействие самозанятости оставшихся без работы граждан и финансирование новых проектов, так называемых стартапов. На рынке труда зарубежных стран малые предприятияв качестве работодателей занимают существенное место, что определяет еще одну социальную функцию малого предпринимательства. Ее нельзя отнести к числу отличительных особенностей малого предпринимательства, поскольку рабочие места создаются также государством, корпоративными структурами, даже некоммерческими организациями. Вместе с тем, потенциал социальной функции ниже, чем у работодателей прочих категорий, так как субъекты малого предпринимательства относятся к разряду индивидуальных предпринимателей, зачастую не использующих наемный труд.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Бизнес планирование, 93 страницы
2790 руб.
Диссертация, Бизнес планирование, 117 страниц
3510 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg