Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Общие положения о правовой культуре.

ikonowosky2016 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цель работы – выявить сущность правовой культуры, изучить ее содержание и функции. Задачи работы: - рассмотреть понятие правовой культуры и ее элементы; - проанализировать механизм формирования правовой культуры; - изучить современную правовая реальность и правовую культуру; - проанализировать взаимосвязь воспитательной функции права и правовой культуры. Предмет работы – правовая культура. Объект работы – особенности, характеристики, черты присущие правовой культуре. Метод работы – анализ литературы по теории государства и права, монографии и научные статьи отдельных авторов.
Введение

Актуальность рассматриваемой темы. Наибольшую озабоченность вызывает проблема развития правовой культуры российского общества. Привычным стало в России оценивать российское правосознание как больное, нигилистическое. В качестве первоочередной цели государством и большинством правоведов было поставлено повышение правовой грамотности населения и привитие европейских идеалов прав человека и либерального индивидуализма. Несмотря на все попытки, следует признать, что проблема правовой культуры российского общества так и осталась неразрешенной. Нередко из этой ситуации стали делать выводы, что российское общество априори в силу своей примитивности, рабской психологии не способно воспринять высокие правовые идеалы Европы.
Содержание

Введение 3 1 Общие положения о правовой культуре 4 1.1 Понятие правовой культуры и ее элементы 4 1.2 Механизм формирования правовой культуры 9 2 Некоторые проблемы развития правовой культуры 15 2.1 Современная правовая реальность и правовая культура 15 2.2 Взаимосвязь воспитательной функции права и правовой культуры 24 Заключение 33 Библиографический список 34
Список литературы

1. Арзамасов Ю.Г. Нормография: теория и методология нормотворчества. М., 2008. 2. Акутаев Р.М. Правовая культура сквозь призму современной правовой реальности // Российская юстиция. 2013. N 2. С. 63 - 66. 3. Балаклеец И.И. Роль правовой культуры в становлении гражданского общества в России // Правовая культура. 2009. N 2. С. 21 - 22. 4. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры // История государства и права. 2011. N 6. С. 13 - 17. 5. Вахтанг Кумаев. Самосуд // Дагестанская правда. 2012. 19 дек. 6. Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 101 - 187 7. Зорькин В. В хаосе нет морали // Российская газета. 2012. 11 дек. 8. Иван Егоров. Чай с Чайкой // Российская газета. 2012. 5 дек. 9. Исаев И.А. Сферы власти и круги закона: рождение иерархий // Право и государство: теория и практика. 2006. N 10. С. 4 - 20. 10. Иншаков С.М. Латентная преступность как объект исследования // Исследование латентной преступности: Материалы круглого стола. М., 2010. С. 7 11. Куликов В. На первый раз прощаем. Судьи поддерживают идею принятия нового Уголовного кодекса // Российская газета. 2012. 18 дек. 12. Каландашвили З.Н. Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата правовой культуры // Правовая культура современного общества. СПб., 2008. С. 127. 13. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 36 - 44. 14. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник для магистров: В 2 т. М.: Юрайт, 2012. Т. 1. Общая часть. С. 302. 15. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 88. 16. Марина Омарова. Врачи обвиняются в торговле детьми // Новое дело. 2012. 2 ноября 17. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007. С. 462. 18. Матузов Н.И. Правовая культура, правовое государство и демократическое развитие общества // Правовая культура. 2008. N 2. С. 40. 19. Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 75 - 81. 20. Петровская А.В. Идея правового закона в контексте характеристики различных правовых культур // История государства и права. 2007. N 4. С. 39. 21. Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: Моногр. / Под ред. С.А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2008. С. 3. 22. Синюкова Т.В. Философия правовой культуры. Теория права // Правовая культура. 2009. N 2. С. 14.
Отрывок из работы

.1 Понятие правовой культуры и ее элементы Одной из актуальных проблем в теории права является проблема правовой культуры. Что представляет собой данный феномен правовой реальности, как он взаимодействует и соотносится с другими элементами правовой реальности, какова его структура и функции, каким образом осуществляется трансляция правовой культуры, какие факторы влияют на нее - на эти вопросы призвана ответить теория государства и права. В юридической науке выделяют несколько концепций правовой культуры: а) антропологическая (все то, что создано человеком в правовой сфере); б) социологическая (система принятых в данном обществе правовых норм, целей, ценностей, идеалов); в) философская (способ бытия человека в правовой реальности). На наш взгляд, правовая культура - это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии. Каким же образом правовая культура соотносится с правовой реальностью? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо рассматривать правовую реальность в определенном деонтологическо-онтологическом пространстве, полюсами которого выступают: норма - факт; цель - действие; ценность - предмет; идеал - действительность . Каждая из этих осей порождает свое пространство, в рамках которого происходит осмысление правовой реальности. Ось «норма - факт» порождает парадигму классического юридического позитивизма и соответствующую ему науку - нормографию или, точнее, нормологию ; ось «цель - действие» - утилитарно-прагматическую концепцию права, известную как правовой прагматизм, правовой утилитаризм, реалистическая школа права, правовой социологизм и т.д.; ось «идеал - действительность» - идеологические концепции права, самые разнообразные в зависимости от правовых идеалов (либеральные, коммунистические, нацистские и др.). Для того чтобы «войти» в парадигму правовой культуры, необходимо использовать ось «ценность - предмет». Порождаемое ею пространство образует социокультурное пространство права, или пространство правовой культуры. Объекты правовой реальности могут выступать элементами правовой культуры только потому, что они, во-первых, обладают для субъекта правовой культуры определенной ценностью, а во-вторых, имеют определенные границы и существуют в пространстве и времени. Таким образом, к объектам правовой культуры относятся только те объекты правовой реальности, которые представляют определенную ценность для субъекта права. По нашему мнению, объект правовой реальности обладает ценностью для субъекта права, если оказывает влияние на поведение субъекта права в общественных отношениях, входящих в предмет правового регулирования. Следующей характеристикой правовой культуры является ее форма - способы внешнего выражения и существования правовой культуры и ее культурных элементов. Можно выделить три формы правовой культуры: а) материальная (письменные памятники права, действующие нормативные акты, международные договоры, акты правоприменения, договоры, иные писаные документы); б) организационная (действия и деятельность субъектов права, имеющие юридическое значение); в) духовная (идеологемы (идея классового права, идея естественного права, и т.д.), мифы, учения. Структура правовой культуры во многом зависит от того, какой концепции мы придерживаемся. Исходя из антропологической концепции, элементами правовой культуры можно считать любые объекты, созданные человеком в правовой сфере: законодательство, обычаи, правовые доктрины, юридические учреждения и т.д. Если взять за основу социологическую концепцию, элементами правовой культуры будут правовые нормы, ценности и цели. Если придерживаться философской концепции, то элементами правовой культуры будут способы бытия человека в правовой реальности: в качестве субъекта правотворчества, реализации, применения и толкования права. Структура правовой культуры - это ее внутреннее строение, т.е. расположение элементов правовой культуры и связей между ними. Элемент правовой культуры - это любое правовое явление, участвующее в осуществлении функций правовой культуры и характеризующее ее особенности. В свою очередь, все элементы правовой культуры делятся на материальные (юридические документы), организационные (юридически значимые действия субъектов права) и духовные. Такое понимание правовой культуры позволяет отличить ее от правосознания, которое включает в себя правовую идеологию и правовую психологию. Правовая культура активно взаимодействует с другими правовыми явлениями и оказывает влияние на социальную и правовую жизнь общества посредством функций. Основные направления воздействия правовой культуры на социальную действительность и есть функции правовой культуры. К числу основных функций можно отнести: а) отражательную (правовая культура отражает существующую правовую реальность и наоборот); б) моделирования (правовая культура во многом определяет поведение субъектов права, предлагая, а подчас навязывая им исторически выработанные модели поведения); в) селективную (любое явление правовой действительности проходит через своеобразное сито правовой культуры, т.е. посредством правовой культуры осуществляется отбор тех или иных правовых норм, институтов и т.д.); г) генетическую (правовая культура порождает правовую реальность); д) регулятивную (правовая культура и ее элементы подчиняют поведение и деятельность субъектов права не только определенным правовым нормам, но и правовым ценностям, стереотипам и идеалам); е) правовой идентификации (правовая культура во многом определяет тот или иной тип правовой системы и всякий раз его подтверждает, не давая правовой системе преобразоваться из одного типа в другой); ж) правовой социализации (правовая культура способствует выработке тех или иных социально-правовых свойств личности). В теории права можно выделить различные виды правовой культуры в зависимости: а) от принадлежности (правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура группы лиц); б) уровня развития (традиционная правовая культура; правовая культура модерна; правовая культура постмодерна); в) особенностей взаимодействия правовой культуры с другими правовыми культурами (открытая правовая культура; закрытая правовая культура; смешанная правовая культура). При этом правовая культура общества, группы лиц или личности - это элементы правовой системы, представляющие собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий соответственно правовую жизнь общества, группы лиц или личности во всем ее многообразии. В основе традиционной правовой культуры лежит традиция, заложенная тысячелетия назад, господство авторитета, социально-правовая иерархия. Объем полномочий и, соответственно, обязанностей возрастает по мере повышения уровня социальной иерархии. Имеет место социальная солидарность членов того или иного сообщества. Принцип равенства не признается. Любое сопротивление образцам традиционной правовой культуры подавляется, вплоть до изгнания из общества. Данный тип правовой культуры является монопольным. Плюрализм правовых культур не допускается. Правовая культура модерна базируется на идее человека как устроителя Вселенной, поэтому в ее основе лежит идея прав человека, свободы индивидуума, справедливости, а посему происходит отрицание системы иерархических привилегий, признание формального равенства людей. Общество в этом случае свой тип культуры ставит выше других ее типов. Правовая культура постмодерна пока только формируется. Для нее характерен правовой плюрализм и признание необходимой свободы индивидуума, многообразия правовых культур, концепций, течений. Правовая культура постмодерна напоминает ризому, т.е. множественность правовых культур в одном обществе, утрату иллюзий универсальности правового развития, отказ от идей правовых универсалий, преувеличения роли случая в детерминации правовых процессов. Для открытой правовой культуры характерно активное взаимодействие с другими видами правовой культуры, обмен культурными элементами и образцами. Данный тип правовой культуры более других склонен к изменениям, сохраняя при этом свою самобытность. Иные культуры рассматриваются как дружественные или нейтральные . Закрытая правовая культура характеризуется изолированностью от других типов культуры, отсутствием обмена или очень слабым обменом с другими элементами. Данный тип правовой культуры не склонен к изменениям, любые новшества, идущие извне, воспринимаются как попытки разрушения правовой культуры и потому отвергаются. Иные правовые культуры рассматриваются либо как нейтральные, либо как враждебные. Смешанная правовая культура избирательно взаимодействует с другими правовыми культурами. Обмен культурными образцами, как правило, имеет односторонний характер. Правовые культуры (смешанного или закрытого типа) рассматриваются как дружественные или нейтральные, а правовые культуры открытого типа расцениваются как враждебные, опасные. Тем не менее смешанные правовые культуры чаще всего взаимодействуют с открытыми правовыми культурами, хотя и крайне неохотно. Здесь господствует идея превосходства смешанной культуры (своей) над всеми другими культурами. Именно смешанная правовая культура характерна для России. Правовая культура как феномен правовой реальности нуждается в воспроизводстве, что достигается благодаря социокультурному механизму трансляции правовой культуры, представляющему собой систему социальных и культурных средств, при помощи которых формируются и транслируются образцы правовой культуры. К числу основных элементов этого механизма относятся: а) источники права; б) общественная среда; г) социокультурная таблица; д) средства трансляции; е) продукт правовой культуры; ж) культура правотворческого органа; з) культура правоприменительного органа; и) культура субъектов реализации права . Анализ данного механизма показывает, что нормы, содержащиеся в источниках права, посредством информационного правового воздействия направляются в социальную среду, где просеиваются через социокультурную таблицу, транслирующую только те нормы, которые соответствуют ценностям общества, закрепленным в ней. Благодаря средствам трансляции правовой культуры мы получаем так называемые культурные элементы. Те же средства трансляции формируют культуру правотворческого органа, которая проявляется в законах и других нормативных правовых актах, направляемых во внешнюю среду. 1.2 Механизм формирования правовой культуры Средствами трансляции правовой культуры являются правовое воспитание, обучение и образование. Правовое воспитание - это вид воздействия общества и его социальных институтов на индивидуум, в результате которого у последнего формируются определенные отношения к праву в целом и к правовой действительности в частности, вырабатываются необходимые для жизни в данном обществе социоправовые качества. Правовое обучение - это специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, в результате которого у обучаемых формируются определенные знания, умения и навыки в правовой сфере как результат их собственной учебно-познавательной деятельности. Правовое образование - это признаваемый обществом институционально регламентированный процесс по системному усвоению индивидуумом специально отобранной информации о правовой действительности, в результате которого у него формируются определенные знания, умения и навыки. Осуществление трансляции правовой культуры также предполагает использование механизмов информационного и ценностно-мотивационного правового воздействия. Механизм информационного воздействия права представляет собой систему средств, направленных на доведение содержания правовых норм до субъекта права, и включает в себя следующие этапы: Указанные средства представляют собой ряд действий, направленных на формирование правовой идеологии. К их числу можно отнести действия, направленные на доведение правовой информации до субъекта права и на ее восприятие. а) обнародование нормативного правового акта, международного договора. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Таким образом, все нормативные правовые акты, нормативные договоры, за исключением локальных нормативных актов, подлежат официальному опубликованию. Локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения членов и работников указанной организации. Например, согласно абз. 3 ст. 68 ТК РФ «работодатель при приеме на работу обязан знакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, коллективным договором»; б) восприятие правовой информации . В психологии восприятие толкуется как «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств» . «Восприятие - непосредственно-чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков» . Когда мы говорим о восприятии правовой информации, то имеем в виду комплекс психологических процессов, в результате которых у индивидуума формируются определенные знания и представления о действующем праве; в) формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве (правовой идеологии). Если информационное воздействие имеет своим объектом главным образом сознание, выраженное в форме знаний и представлений о действующем праве, то ценностно-мотивационное - сознание, выраженное в форме мыслей, убеждений, чувств, установок, и поведение . Необходимость рассмотрения поведения в качестве объекта ценностно-мотивационного воздействия права связана с тем, что результатом последнего является соответствующая мотивация правомерного поведения, и, как утверждают психологи, мотивация является составной частью поведения, а не только сознания . Целью информационного воздействия права является информирование субъектов права о содержании нормы права, в результате чего у последних формируются знания и представления о действующем праве, практическом его применении, о правотворческой практике и практике толкования права. Целями же ценностно-мотивационного воздействия права являются осознание права как ценности и формирование у индивидуума правовой мотивации, т.е. обусловленного актуализированной потребностью стремления соблюдать нормы права . Таким образом, если цель и результат информационного воздействия права однозначны и не могут быть противоположны друг другу, то цель и результат ценностно-мотивационного воздействия права могут не совпадать. Результат может быть противоположен поставленной цели. Например, существование преступности и правового нигилизма наряду с правомерным и даже социально активным поведением. Под механизмом ценностно-мотивационного воздействия права мы понимаем систему приемов, факторов, способов, направленных на осознание права как ценности, формирование у индивидуума мотивации, проявляющейся в стремлении субъекта действовать в соответствии с правом. Механизм воздействия включает в себя ряд стадий. Первой стадией является осознание ценности права. В философии под ценностью понимается «объект или процесс мира, имеющий положительное значение для жизни человека» . Ценность права - его способность содействовать удовлетворению основных потребностей субъектов права путем устранения препятствий, стоящих на этом пути. Она проявляется через создание условий, при которых «произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» . Данное понимание ценности права характерно прежде всего для «западного» понимания ценности права, тогда как для «восточного» понимания ценность права (закона) заключается в том, что право содействует установлению определенного порядка . Для «русского» же понимания ценность права - в том, что оно способствует торжеству правды (справедливости). Как отмечает А.В. Петровская, «идея правды является доминантной в русском правовом сознании; ее можно считать близкой к смыслу и духу правового закона. Правда - есть высшее благо, полнота удовлетворения, а следовательно, ее нужно искать. Поиск правды вырастает в традицию, которая тесно связана с российской ментальностью, с представлением о лучшем устройстве общества, месте человека в нем. Поэтому в рамках российской правовой культуры идея правового закона преломляется через идею правды, где причудливо сочетаются закон и благодать» . Таким образом, на наш взгляд, ценность права состоит в том, что оно содействует удовлетворению потребности одного субъекта права путем предоставления ему свободы, но не абсолютной, а такой, которая не противоречит свободе другого субъекта права, путем установления определенного порядка и обеспечения справедливости . Следовательно, первой стадией механизма ценностно-мотивационного действия права является осознание ценности свободы, порядка, справедливости. Если индивидуум не осознает ценности свободы, то он не может осознать и ценности субъективного права, которое является мерой возможного поведения участников правоотношения . Но если индивидуум не осознает ценности субъективного права, то он не может осознать и ценности объективного права, поскольку основным содержанием последнего являются субъективные права и обязанности. Второй стадией рассматриваемого механизма является осознание не только своей, но и чужой свободы, т.е. признание принципа «моя свобода начинается и заканчивается там, где соответственно заканчивается и начинается свобода другого» . Без этого осознания субъект права будет постоянно предъявлять к другим претензии и одновременно нарушать чужие права, что может сформировать у него негативную установку по отношению к действующему праву .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg