Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Право международной безопасности.

ikonowosky2016 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цель работы: изучение права международной безопасности, а также формирование мнения о том, какой должна быть система обеспечения коллективной безопасности международного уровня. Задачи: 1. Изучить понятие и источники международного публичного права; 2. Изучить понятие и источники права международной безопасности; 3. Рассмотреть разоружение и ограничение вооружений как средство обеспечения международной безопасности; 4. Проанализировать систему коллективной безопасности на международном уровне; 5. Проанализировать деятельность организаций обеспечения коллективной безопасности на примере Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Объект исследования: общественные отношения в сфере обеспечения международной безопасности. Предмет исследования: нормы, которые направлены на обеспечение международной безопасности. Методами исследования темы настоящей работы являются: метод анализа (предполагает условное разделение сложного явления на части), сравнительно-правовой метод (позволяет сопоставить деятельность различных организаций), нормативно-логический метод (позволяет придать четкую формальную определенность качественно различным правовым явлениям, определить их место и роль в системе обеспечения коллективной безопасности), конкретно-исторический метод (помогает изучить специфику явления конкретного исторического периода, проследить динамику его развития), системно-структурный метод (предполагающий, что все явления рассматриваются как элементы систем). По своей структуре настоящая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы. В первой главе рассматривается право международной безопасности, его соотношение с международным правом. Во второй главе проанализированы международно-правовые средства обеспечения международной безопасности: разоружение и ограничение вооружений, коллективная безопасность. В заключительной главе проведен анализ деятельности региональных организаций, занимающихся обеспечением коллективной безопасности: ОДКБ и ШОС.
Введение

Проблема войны и мира остается актуальным и важным вопросом на протяжении всей истории, поскольку последствия войны всегда ужасны для всех сторон – и для агрессора, и для обороняющегося. В период между первой и второй мировыми войнами вырабатывались разнообразные приемы обеспечения международной безопасности, такие как запрещение войны и гонки вооружений. С появлением оружия массового поражения возникла угроза жизни на Земле в целом, а не отдельных государств. Таким образом, проблема войны и мира потребовала кардинального переосмысления. Следовательно, вполне логичным представляется появление в международном праве отрасли права международной безопасности. В настоящее время мир сталкивается с огромным числом угроз: терроризм, наркоторговля, оружие массового поражения и т.п. Однако система международной безопасности, возглавляемая Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) и состоящая из разных региональных организаций по обеспечению коллективной безопасности, не всегда имеет возможность оперативно и результативно реагировать на новые вызовы. Эффективно отвечать на данные вызовы возможно только при условии участия всех государств, поскольку такие угрозы носят трансграничный характер. Таким образом, можно сделать вывод, что противостояние государств нерационально, перед лицом новых угроз государствам следует объединить усилия, например, с помощью региональных организаций коллективной безопасности. К организациям обеспечения коллективной безопасности можно отнести, исходя из их уставов, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и Организацию Североатлантического договора (НАТО) и т.д. Информация о данных организациях упоминается во многих научных трудах, однако они мало раскрывают практические вопросы из деятельности. Следовательно, представляется необходимым рассмотреть деятельность данных организаций. Тема является актуальной, поскольку ежегодно возрастает количество угроз, а также степень их опасности, поэтому исследование и разрешение вопросов международного масштаба, связанных с обеспечением международной безопасности необходимо. Теоретическую основу данной работы составили научные труды таких ученых как Ван Чаоцин, Голованов Е.В., Жадан В.Н., Зимонин В.П., Колин К.К., Кольтюков А.А., Кулагин В. М., Кучерявый М.М., Максименко Э.А., Хохлышева О.О., Энтин Л.М. и других.
Список литературы

1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы: 1.1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII. - М., 1956. - с. 14 – 47. 1.2. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII. - М., 1956. - С. 47 - 63. 1.3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995. 1.4. Договор об Антарктике № 5778 от 1959 г. // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnv1946.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.5. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/оuter_space_gоverning.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.6. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке № 9068 от 1967 г. // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/pdf/tlatelоlkо.pdf (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.7. Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/npt.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.8. Резолюция о гарантии безопасности от 19 июня 1968 года // URL: https://dоcuments-dds-ny.un.оrg/dоc/RESОLUTIОN/GEN/NR0/248/72/IMG/NR024872.pdf?ОpenElement (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.9. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения [Договор по морскому дну] от 7 декабря 1970 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/seabed_wmd_prоhibitatiоn.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.10. Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США от 30 сентября 1971 года // URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_689/dоc689a314x913.htm (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.11. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 16 декабря 1971 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/bacweap.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.12. Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. 27. - М., 1974. - С. 30—31. 1.13. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г. // URL: https://www.armscоntrоl.ru/start/rus/dоcs/abm-treaty.htm (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.14. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 26 мая 1972 г. // URL: https://www.armscоntrоl.ru/start/rus/dоcs/оsv-1.txt (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.15. Резолюция № A/RES/2936 (XXVII) от 29 ноября 1972 года «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» // URL: http://www.un.оrg/ru/ga/27/dоcs/27res.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.16. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/hоstenv.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.17. Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/оzоne.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.18. Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана от 6 августа 1985 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/pdf/nuclear_free_pacific.pdf (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.19. Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности от 8 декабря 1987 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/pdf/treaty.pdf (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.20. Резолюция № A/RES/43/50C от 5 декабря 1988 года «Всеобъемлющие и обязательные санкции против расистского режима Южной Африки» // URL: http://www.un.оrg/ru/ga/43/dоcs/43res.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.21. Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 // URL: https://www.оsce.оrg/ru/library/14091?dоwnlоad=true (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.22. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Заключена в г. Париже 13.01.1993) // Бюллетень международных договоров. - № 4. - 1998. 1.23. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 10 сентября 1996 года // URL: https://dоcuments-dds-ny.un.оrg/dоc/UNDОC/GEN/N96/219/25/PDF/N9621925.pdf?ОpenElement (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.24. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16 декабря 1997 года // URL: http://www.un.оrg/ru/dоcuments/decl_cоnv/cоnventiоns/bоmbing.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.25. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 14 июня 2001 года // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3406 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.26. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 14 июня 2001 года // URL: http://kremlin.ru/supplement/3405 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.27. Хартия ШОС от 7 июня 2002 года // URL: http://www.mid.ru/sanhajskaa-оrganizacia-sоtrudnicestva-sоs-/-/asset_publisher/0vP3hQоCPRg5/cоntent/id/554550 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.28. Соглашение о правовом статусе ОДКБ от 6 октября 2002 года // URL: http://www.оdkb-cstо.оrg/dоcuments/detail.php?ELEMENT_ID=125 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.29. Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года, подписанным 10 декабря 2010 года) // URL: http://www.оdkb-cstо.оrg/dоcuments/detail.php?ELEMENT_ID=124 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.30. Декларация глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 28 мая 2003 года // URL: http://kremlin.ru/supplement/1672 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.31. Резолюция № A/RES/59/50 от 1 декабря 2004 года «Предоставление Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее» // URL: http://www.un.оrg/ru/ga/sixth/59/sixth_res.shtml (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.32. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС от 16.08.2007 г. // URL: http://infоshоs.ru/ru/?id=22 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.33. Бишкекская декларация от 16.08.2007 г. // URL: http://infоshоs.ru/ru/?id=25 (Дата обращения 01.11.16 г.) 1.34. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Подписан в г. Праге 08.04.2010) // Собрание законодательства РФ. - 28 февраля 2011 г. - № 9. - Ст. 1209. 1.35. Решение Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ от 10 сентября 2015 года «О Правилах процедуры Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ» // URL: http://оdkb-cstо.оrg/mkves/detail.php?ELEMENT_ID=833 (Дата обращения 01.11.16 г.)
Отрывок из работы

Глава 1. Международное право и международная безопасность Право международной безопасности По мнению В. М. Кулагина в широком смысле безопасность - это «состояние защищенности от угроз ключевым ценностям. Нередко при определении безопасности акцент делается именно на защищенности - наличии средств и организационных мер, институтов, договоренностей с партнерами и т. д. Но весь комплекс обеспечения защищенности определяется характером и масштабом угроз. Поэтому понятие «безопасность» объединяет неразлучную пару «угрозы - защита от них» . Под международной безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права . Право международной безопасности – это совокупность принципов и норм международного права, направленных на регламентацию международных отношений с целью установления и поддержания всеобщего мира, равной и неделимой безопасности для всех государств и народов в соответствии с общепризнанными принципами международного права . Можно выделить основные положения в сфере международной безопасности: 1. В условиях мирных отношений между государствами невозможно существование идеологической и классовой борьбы; 2. Ядерное оружие нельзя использовать для достижения целей в области политики, экономики, идеологии и т.д. Существуют договоры о запрете применения оружия массового поражения; 3. Международная безопасность носит универсальный характер, охватывает различные сферы общественной жизни; 4. Международная безопасность имеет межгосударственный характер, безопасность одного государства нельзя обеспечить за счет другого государства; 5. Важную роль в обеспечении международной безопасности играет ООН; 6. В современном глобальном мире в условиях возрастания взаимозависимости всех основных субъектов международных отношений замкнутые региональные группировки не всегда могут эффективно действовать, в том числе и в сфере обеспечения безопасности. Внешнеполитические интересы государств - участников международных организаций, действующих в области региональной безопасности, подталкивают данные институты к выходу за пределы своего региона и даже участию в процессах, связанных со сферой глобальной безопасности . Право международной безопасности базируется на принципах международного права. Среди них стоит выделить: принцип неприменения силы или угрозы силы, принцип мирного разрешения споров, принцип территориальной целостности и нерушимости границ и т.п. Уважение прав человек играет главенствующую роль в предупреждения угроз миру. В соответствии со ст. 3 и 28 Всеобщей декларации прав человека : каждый человек имеет право на жизнь, при этом государство и международное сообщество должны обеспечить такой уровень международной безопасности, при котором возможно осуществление этого права. Также большое значение имеет принцип добросовестного выполнения обязательств. Стойкий международный правопорядок является залогом мира и безопасности в целом. Принципы права международной безопасности неразрывно связаны с принципами и нормами всех отраслей международного права. Таким образом, можно сказать, что они образуют вторичную структуру, регулирующую все систему международного права. Следовательно, право международной безопасности можно назвать комплексной отраслью международного права. Главным источником права международной безопасности является Устав ООН (главы I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей ООН (ст.1). Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН также являются источником данной отрасли международного права, поскольку содержат положения, уточняющие нормы Устава ООН. В качестве примера можно назвать резолюции «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» или «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН» . Также к источникам можно отнести взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры об обеспечении мира. Условно данные договоры можно поделить на группы: 1. Сдерживающие гонку ядерных вооружений на конкретной территории. Например: Договор об Антарктике (1959г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985г.). 2. Ограничивающие усиление вооружений в количественном и качественном отношениях. Например: Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996г.), Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993г.). 3. Запрещающие производство отдельных видов оружия и обязывающие их ликвидировать. Например: Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987г.). 4. Предотвращающие непредумышленное возникновение войны. Например: Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.). 5. Предотвращающие и пресекающие международный терроризм. Например: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997г.), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001г.). Официальные документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также можно отнести к источникам права международной безопасности, поскольку они выступают гарантом международной безопасности в Европе. Таким образом, можно сделать вывод, что война это проблема не только воюющих стран, но и международного сообщества в целом, а обеспечение мира и безопасности является важнейшей задачей международного права. Сегодня необходим принципиально новый, существенно более широкий подход к проблемам обеспечения национальной и международной безопасности и, в первую очередь, осознание комплексного характера этих проблем, их глобальности и взаимосвязанности . 1.2. Международное публичное право Международное право - это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права . Энтин Л.М. считает, что «международное право представляет собой выработанный государствами, их объединениями и международными организациями свод правил поведения. Оно устанавливает определенную идеальную модель миропорядка. Однако то, каким ему быть, зависит от самих государств, от их готовности и способности добиваться реального, повсеместного и единообразного соблюдения этих правил» . Система международного права отлична от системы внутригосударственного права, что объясняется спецификой объекта регулирования, субъектов, порядка создания норм и т.д. Жадан В.Н. отмечает, что «международное право занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, учитывая, что регулирует межгосударственные и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которые в целом определяются существованием системы международно-правовых норм, отличительной от системы внутригосударственного права. При этом оно имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в международном сотрудничестве, так и во внутригосударственной сфере» . Объект международного правоотношения – это то, по поводу чего данное отношение между субъектами международного права оформлено (на основе обычая или договора) и в связи с чем оно реализуется (например, объектом Конвенции о защите озонового слоя 1985 г. являются не международные отношения, а именно озоновый слой, а целью Конвенции – его защита) . Субъектами международного права являются государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также международные организации, необходимо отметить, что понятием «субъекты международного права» охватываются все организации, действующие в рамках межгосударственной системы (например, объединение государств, не составляющих межгосударственную организацию), а также международные комиссии, суды и т.д. Одной из особенностей международного права выступает отсутствие специальных нормотворческих органов. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами . Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором — норм обычного права (обычаев). Также в качестве отличия международного права от внутригосударственного права можно назвать отсутствие судебных и исполнительных органов. Следовательно, спецификой обладает и порядок применения норм. В международном праве основополагающим принципом функционирования норм выступает добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, а также факультативная судебная юрисдикция. Таким образом, международное право является самостоятельной и особой системой права. Однако, несмотря на ее особенности, она включает в себя юридически обязательные нормы. Именно данное положение отличает систему международного права от норм международной морали или международной вежливости, которые также регулируют международные отношения. Присутствует взаимосвязь международного права и внешней политики государства. Под понятием «внешняя политика» подразумевается общий курс деятельности государства на международной арене. При этом она должна согласовываться с нормами международного права. Внешняя политика должна содействовать созданию норм международного права. Следует отметить, что под «международным правом» понимается международное публичное право, которое отличается от международного частного права. Под термином «международное частное право» обозначается часть национального (чаще всего гражданского) права . Под источником международного права понимается форма выражения и закрепления нормы международного права . В соответствии с п. 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН источниками международного права являются: «а) международные конвенции, как общие так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». В качестве главенствующих источников ученые выделяют международный договор и международный обычай. Современная система международного права является достаточно молодой, поэтому все еще остаются проблемы, не урегулированные договором или обычаем. В таких случаях применению подлежат общие принципы права. При этом источником признаются только признанные большинством государств принципы. Судебные решения признаются обязательными только для сторон, участвующих в деле и только по данному делу. Они являются не источником, а дополнительным средством, помогающим определить норму права. Тоже самое можно сказать и о юридической доктрине. Интересы международной безопасности настоятельно требуют исключить возможность возникновения любых конфронтаций, следовательно, роль международного права состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Этому и призваны служить нормы международной безопасности . Глава 2. Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности 2.1. Разоружение и ограничение вооружений Обеспечение устойчивого всеобщего мира и безопасности не представляется возможным без принятия мер по разоружению и ограничению вооружений. Их можно отнести к наиболее действенным средствам обеспечения международной безопасности. На сегодняшний день данное средство получило признание в качестве принципа международного права, однако под принципом разоружения не подразумевается обязанность полного разоружения государств, необходимо лишь достичь определенных соглашений в данной сфере и выполнять обязательства по ним. В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея имеет право «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» (ст. 11). А Совет Безопасности ответственен за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg