Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

mark_ken89 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 122 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Данное исследование посвящено проблеме развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Анализ литературы (психологической, педагогической, логопедической, дефектологической) по рассматриваемой проблеме позволил сделать вывод, о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а именно развитие речи и речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и научиться рассказывать: не просто называть предмет, а описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике [22,43] показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с ОНР (общим недоразвитием речи). При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [22]. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как е? компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекция недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР. Объект исследования: связная монологическая речь детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему логопедических занятий по формированию навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством описательного рассказа. Объектом исследования является: процесс формирования связной речи в дошкольном возрасте у детей с ОНР. Предмет исследования: использование различных педагогических техник в процессе развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня. Гипотеза исследования: развитие связной речи дошкольников будет более эффективным при проведении специально спланированных занятий. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи: Методологической основой исследования являлись, вопросы развития связной речи изучались С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Ахутиной, В.П. Глуховым, А.В. Ястребовой и.т.д. Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Задачи данного исследования: 1. Провести анализ литературы по теме исследования. 2. Изучить связную монологическую речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты. 3. Теоретически обосновать и разработать систему логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в практической работе логопедами и воспитателями речевых групп детских садов. База исследования: ЯНАО, г. Ноябрьск МАДОУ «ЛУКОМОРЬЕ» Методы исследования: • библиографический (изучение литературы по проблеме); • экспериментальные (эксперимент, наблюдения и беседы); • аналитические. Теоретическая значимость заключается в том, что полученные данные уточняют и конкретизируют существующие методики развития связной речи у дошкольников с ОНР Н.В.Нищева, В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко и др.[6,10,36] Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в практической работе логопедами и воспитателями речевых групп детских садов. Структура работы: - введение, в котором значимость проблемы раскрывается, а также выделены цель, объект, предмет исследования, задачи, теоретическая значимость, практическая значимость. - I глава, состоящая из четырех параграфов: где раскрывается «Психологические и лингвистические характеристики связной речи»; «Развитие связной речи в онтогенезе»; «Характеристика ОНР»; - II глава, состоящая из: «констатирующего эксперимента и его анализа»; - III глава, состоящая из двух параграфов: «Теоретические основы формирующего эксперимента»; «Содержание коррекционной работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа»; - заключения, списка используемой литературы; -приложение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 стр. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 Психологические и лингвистические характеристики связной речи...6 стр. 1.2 Развитие связной речи в онтогенезе……………………………….….11 стр. 1.3 Характеристика общего недоразвития речи. Классификация ОНР…17 стр. 1.4 Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………....24 стр. ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 2.1 Организация и методика проведения исследования………………...36 стр. 2.2 Анализ результатов исследования связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР…………………………………………….43 стр. ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 3.1 Теоретические основы развития связной монологической речи..…..48 стр. 3.2 Содержание коррекционной работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа …………………………….51 стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..66 стр. СПИСОК…………………………………………………………………….68 стр. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..73 стр.
Список литературы

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика). 2. Белякова Л.И. Речь ребенка [Электронный ресурс]: проблемы и решения/ Белякова Л.И., Филатова Ю.О.— Электрон.текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2008.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15621.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 255 с. 4. Волкова Л.С. Логопедия. - М.; Просвещение, 2009.-528 с. 5. Волосовец Т.В Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие /- В. Секачев, 2007.— 224 с. 6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. / http://www.pedlib.ru/ 7. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34. 8. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с. 9. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2006. - С.13-24. 10. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. -2012. - С.69-76. 11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с. 12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2009. – 320с. 13. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с. 14. Засорина Л.Н. Речевое развитие детей 2–8 лет [Электронный ресурс]: методики. Учебно-игровые материалы/ Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26777.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 15. Золотова, Г.А. К вопросу о структуре текстов разного коммукативного назначения/ Г.А. Золотова / http://danefae.org/ 16. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2007. - № 2. - 45с. 17. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. – С. 86. 18. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с. 19. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: [Текст] / Э.П. Короткова - М.: Просвещение, 2007. - 128 с. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. – Томск : Изд. ТГПУ,2006.84с. 20. Комарова, М.А, Веракса, Н.Е, Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /МОЗАЙКА$СИНТЕЗ, 2014 – с. 21. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— электрон.текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 22. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с. 23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с. 24. Леонтьев, А.А. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2008. - 511с. 25. Львов М. Р. Основы теории речевой деятельности. – М., 2008. – 248с. 26. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития [Текст] / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2007. - № 3. - С.84-92. 27. Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. – М.: Владос, 2006 28. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс», 2007 29. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Селиверстов В.И.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36751.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 30. Смирнова И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44493.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 31. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. – 2011г. – №2. – С.26-30 32. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 1.1 Психологические и лингвистические характеристики связной речи Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн [6,9,22]. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеч?нного из контекста речи), но формы связности в ходе развития меняются. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения е? понятности для слушателя или читателя [29]. Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознанны, и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь - это речь, которая может быть вполне понятна на основе е? собственного предметного содержания. Для того чтобы понять такую речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, вс? в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь [3]. Необходимо отметить, что в связной речи отражается логика, мышления реб?нка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, ч?ткой, логичной речи. Речь маленького реб?нка, сначала отличается: она не образует такого связного смыслового целого. Она не образует такого "контекста", на основании которого можно было бы е? понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находиться и говорит реб?нок. Смысловое содержание речи становиться понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся вовнутренней взаимосвязи; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим [29]. Когда у реб?нка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и реб?нок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого сообщения. Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей. Речь реб?нка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, реб?нок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. В целом речь реб?нка, связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Вместе с тем это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. ситуативная форма, соответствует основному содержанию и назначению. Результат обучения связной речи зависит от многих причин.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg