Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Система и компетенция органов прокуратуры в Российской Федерации и зарубежных развитых странах: направления правозащитной деятельности (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

ikonowosky2016 3240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.04.2019
Цель диссертационного исследования состоит в проведении комплексного сравнительно-правового анализа статуса прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации и иных развитых зарубежных государствах, выявления общих и особенных признаков и тенденций развития статуса прокуратуры, а также ее функций в контексте мирового опыта организации и деятельности национальных систем органов государственной власти. Цель исследования достигается посредством решения следующих задач: 1. Изучить историю создания и перспективы развития прокуратуры РФ. 2. Определить место прокуратуры в системе органов государственной власти в Российской Федерации и в развитых зарубежных государствах; 3. Проанализировать систему и структуру органов прокуратуры в Российской Федерации и развитых зарубежных государствах, выявить общие и особенные признаки; 4. Изучить основные полномочия и функции органов прокуратуры в соответствующих странах, выявить общие и особенные признаки; 5. Изучить статус органов прокуратуры соответствующих государств; 6. На основе проведённого сравнительно-правового исследования выявить модели организации данного государственно-правового института и предложить классификацию органов прокуратуры развитых стран. 7. Разработать предложения по совершенствованию органов прокуратуры РФ на основе проведённого сравнительно-правового исследования, учитывая особенности исторического и функционального развития прокуратуры РФ. Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе учреждения и функционирования органов прокуратуры/атторнейской службы как государственно-правового института в Российской Федерации и зарубежных развитых стран. Предмет исследования составляют нормы права Российской Федерации и иных развитых государств, закрепляющие организацию и деятельность органов прокуратуры/атторнейской службы в системе органов государственной власти соответствующих государств, а также функции и полномочия данного государственно-правового института. Степень разработанности темы. Система и компетенция органов прокуратуры в развитых зарубежных странах были предметом сравнительно-правового исследования, которое проводил доктор юридических наук Щерба С.П. Вместе с тем, проблемам сравнительного исследования системы и компетенции органов прокуратуры в Российской Федерации и зарубежных государств в российской юридической науке не уделялось достаточно внимания. Лишь в некоторых учебниках, связанных с вопросами судебного процесса зарубежных государств, правозащитной деятельности или конституционного статуса органов зарубежных стран, монографиях и научных статьях авторами которых являются Маркаров В. Р., Додонов В. Н., Новикова А. А., Ендольцева А. В., Стойко Н. Г., Цмай В. В., Щукин М. Д., Гуценко К. Ф., Князева Е. Г. и т. д., данный вопрос освещается весьма лаконично и избирательно. Представляется, что вопросы системы и компетенции органов прокуратуры в Российской Федерации и зарубежных развитых странах заслуживает более предметного, полного и всестороннего сравнительно-правового исследования. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем осуществлено комплексное сравнительно-правовое исследование института прокуратуры в системе государственных органов в Российской Федерации и зарубежных развитых странах. В исследовании прокуратура рассматривается как государственный орган с особым статусом, обеспечивающего реализацию государственной власти, что обусловлено особыми его функциями - осуществление от имени государства надзора за исполнением конституций и законов с целью обеспечения публичных интересов, а также надзора за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, которые осуществляются, в первую очередь, в сфере производства по уголовным делам, а также в иных сферах деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В магистерской выпускной квалификационной работе обобщены и проанализированы различные мнения авторов, изучающих данную тематику, а также положения российского и зарубежного законодательства, регулирующего данный государственно-правовой институт, что позволило диссертанту установить общие и особенные тенденции развития института прокуратуры в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах, и разработать соответствующие предложения по совершенствованию органов прокуратуры РФ в соответствии с опытом зарубежных развитых государств. Методологической основой диссертационного исследования выступают базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественного совершенствования отношений, связанных с системой и компетенцией органов прокуратуры/атторнейской службы. В работе также использованы общенаучные (анализ, синтез и др.), частнонаучные (историко-правовой, метод сравнительного правоведения, системно-структурный, формально-логический, нормативно-аналитический, комплексного исследования, социологический) методы познания и ряд других. Сравнительно-правовой метод в сочетании с комплексным исследованием применялся для сопоставления конституционных, законодательных, институциональных подходов, сложившихся в Российской Федерации и развитых зарубежных странах к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти, а также функций и моделей организации прокуратуры. Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых, занимавшихся проблемами организации, функционирования и деятельности прокуратуры РФ, а также сравнительно правовыми исследованиями прокуратуры РФ и прокуратур зарубежных государств: Апарова Т. В., Бессарабов роль В. Г., Винокуров А. Ю., Власихин В. А., Гуценко К. Ф., Додонов В. Н., Ендольцева А. В., Кардашова И. Б., Князева Е. Г., Маркаров В. Р., Мельников Е. А., Мурадханов едва К. Ю., Новикова А. А., Стойко Н. Г., Цмай В. В., Щукин М. Д., Щерба С. П. и других. Нормативную основу исследования составляют международные нормативные правовые акты, Конституции зарубежных государств, номативно-правовые акты иностранных государств регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры/атторнейской службы в системе органов государственной власти соответствующих государств, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Эмпирическую основу исследования составили правоприменительная и судебная практика, статистические данные органов прокуратуры/атторнейской службы. На защиту выносятся следующие положения: 1. Исходя из исторического и функционального развития правозащитной деятельности, на современной юридической карте мира можно выделить два типа органов прокуратуры (континентальная система) и два типа органов, задачи которых в некоторой мере соответствуют прокурорским (англо-американская система), в свете чего следует предложить следующую классификацию: 1) западноевропейский тип прокуратуры как преимущественно органа гособвинения в административном подчинении у правительства (страны Западной Европы и их бывшие колонии, страны Восточной Европы, Япония); 2) самостоятельный конституционный орган с широкими полномочиями (большинство стран СНГ, Вьетнам, КНДР, КНР, Куба, Сербия, а также Испания, Португалия и их бывшие колонии, Хорватия); 3) юридические службы правительства в Англии и большинстве ее бывших колоний; 4) атторнейские службы США. 2. В большинстве стран прокуратура рассматривается как часть исполнительной либо судебной ветви власти. На практике это находит выражение в том, что по организации прокуратура, как правило, находится при судах. Органы прокуратуры Российской Федерации относится ко второму типу классификации, а именно - самостоятельный конституционный орган с широкими полномочиями. Тем не менее прокуратура РФ практически не имеет аналогов среди европейских зарубежных органов прокуратуры по своему содержанию и организации деятельности. 3. В целях более эффективного и ускоренного досудебного производства по делу следует на законодательном уровне рассмотреть вопрос о предоставлении прокурору права прекратить уголовное преследование по делам небольшой тяжести, применив без судебного решения наказание в виде штрафа, в форме постановления. В случае несогласия одной из сторон с постановлением прокурора, передать дело на рассмотрение суда. 4. В целях борьбы с коррупцией, представляется возможным обратить внимание на исторический опыт органов прокуратуры Италии и создать специализированное управление при прокуратуре по борьбе с коррупцией в высших органах власти, сотрудникам которого будет предоставлено право свободно допрашивать лиц занимающих должности государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и предоставит иные права права (Например: облегчённое проведение арестов и следствия, санкционирование прослушивания телефонных переговоров и задержания подозреваемого на срок до 48 часов). Теоретическое значение исследования определяется его новизной в контексте сравнительно-правового исследования института прокуратуры Российской Федерации и зарубежных развитых государств, его места и роли в системе органов государственной власти. Органы прокуратуры зарубежных развитых стран также, как и органы прокуратуры Российской Федерации, прошли длительный путь развития, который привёл к формированию нескольких, отличных друг от друга типов органов, выполняющих функции прокуратуры, имеющими свои плюсы и минусы, но в то же время связанных единой целью – защитой прав граждан, общества и государства в целом. Сформулированные на основе сравнительно-правового исследования выводы могут развить и дополнить многие положения касательно статуса и полномочий органов прокуратуры Российской Федерации в направлении совершенствования правозащитной деятельности, надзорной деятельности и борьбы с организованной преступностью. Практическая значимость работы определяется обоснованной автором необходимостью законодательного развития норм, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры Российской Федерации. Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения исследования нашли своё отражение в двух статьях автора: Развитие прокуратуры Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности: Материалы студенческой (24 марта 2018г., г. Калуга) научно-практической конференции / Калуж. ин-т (ф-л) ВГУЮ (РПА Минюста России); Редкол.: И.Н. Демин, Н.В. Азарова, В.В. Виноградов, М.А. Маторин, Ю.Н. Маторина; Отв. Ред. И.Н. Демин. - Калуга: Изд. «Золотая Русь», 2018. - 408с; Прокуратура США: структура, полномочия, особенности // Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности: Материалы студенческой (24 марта 2018г., г. Калуга) научно-практической конференции / Калуж. ин-т (ф-л) ВГУЮ (РПА Минюста России); Редкол.: И.Н. Демин, Н.В. Азарова, В.В. Виноградов, М.А. Маторин, Ю.Н. Маторина; Отв. Ред. И.Н. Демин. - Калуга: Изд. «Золотая Русь», 2018. - 408с. Структура диссертации: Поставленные цели и задачи диссертационного исследования обусловили структурное построение работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка. ?
Введение

Актуальность темы диссертации. Поступательное развитие отечественного права и правоохранительной системы невозможно без четкого представления об общемировых тенденциях функционирования институтов власти и осмысления опыта, накопленного в других странах. Из всех институтов федеральной власти, значительное внимание привлекает судьба российской прокуратуры — органа, прошедшего длительный путь эволюции от учрежденного Петром I «Ока Государева» до современного надзорного органа. Необходимость сравнительно-правового исследования института прокуратуры обусловлена тем обстоятельством, что прокуратура находится под постоянным воздействием государственно-правовых реформ, осуществляемых в России и зарубежных странах в конце XX - начале XXI вв., о чём свидетельствует опыт реформирования данного института. Более того, вопрос о месте института прокуратуры в системе органов государственной власти по-прежнему остается дискуссионным в науке сравнительного правоведенья. В частности, по-разному решается вопрос о функциях и полномочиях прокуратуры в отношении осуществления надзора за законностью в деятельности органов публичной власти и иных публичных институтов, а также вопрос о том стоит ли ограничить полномочия прокуратуры исключительно осуществлением уголовного преследования и представлением в суде интересов государства. В связи с этим весьма интересным, с научной точки зрения, представляется анализ общего и особенного в становлении и развитии статуса прокуратуры в Российской Федерации и иных государствах. Только такой подход дает возможность эффективно использовать опыт других государств с целью заимствования наиболее удачных и интересных решений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3 ГЛАВА I. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........................10 1.1. История создания и развития прокуратуры.....................................10 1.2. Понятие, цели и функции прокуратуры............................................19 1.3 Система и структура органов прокуратуры......................................26 1.4. Полномочия прокурора.........................................................................34 ГЛАВА II. ПРОКУКРАТУРА РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ФРГ, ИСПАНИЯ, ИТАЛИЯ, АНГЛИЯ, США)............................................................44 2.1. Общая характеристика органов прокуратуры зарубежных стран………………………………………………………………………………...44 2.2. Прокуратура Федеративной Республики Германия.......................56 2.3. Прокуратура Королевства Испании и Итальянской Республики................................................................................................................66 2.4. Прокуратура Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии................................................................................................76 2.5. Прокуратура Соединённых Штатов Америки...............................87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................97 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...103
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277. 3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Российская газета, N 256, 31.12.2001. 7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012. 8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532. 9. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 11.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472. 10. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349. 11. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005. 12. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3031. 13. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 11.06.2007, N 24, ст. 2830. 14. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ, 16.06.2008, N 24, ст. 2789. 15. Федеральный закон от 02.12.2008 N 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.12.2008, N 49, ст. 5724. 16. Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Российская газета, N 296, 30.12.2010. 17. Федеральный закон от 14.12.2015 N 380-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением» // Собрание законодательства РФ, 21.12.2015, N 51 (часть III), ст. 7251. 18. Федеральный закон от 30.12.2015 N 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 60. 19. Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-Х (ред. от 07.01.1988) «О прокуратуре СССР» // Свод законов СССР, т. 10, с. 41, 1990 г. II. Список научной и учебной литературы 20. Андрианов, В. Д. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией // Общество и экономика. 2011. №1. С. 23 - 65. 21. Апарова, Т. В. Суды и судебный процесс в Великобритании (Англия, Уэльс, Шотландия). - М., 1996. – 157 с. 22. Берков, А. Операция «Чистые руки» в Италии. Из зарубежного опыта борьбы с коррупцией. // Обозреватель. 2012. № 2. С. 99 – 110. 23. Бессарабов, В. Г. Организация и деятельность российской прокуратуры (1996 - 2006). Нальчик: Эльфа, 2006. – 368 с. 24. Бессарабов, В. Г. Прокуратуры и контрольные органы зарубежных стран. - М., 2000. - 224 с. 25. Бирюкова, И. А., Кругликов, А. П. Роль прокурора в реализации принципа публичности в уголовном процессе России // Российская юстиция. 2014. N 10. С. 34 - 37. 26. Буцковский, Н. А. О деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвинительной власти от судебной. СПб, 1867. С. 180 - 184. 27. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для СПО / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 353 с. 28. Головко, Л. В. Презумпция невиновности и англо-американский уголовный процесс: проблемы совместимости // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 4. С. 29 - 34. 29. Головненков, П., Спица, Н. Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германия: неофициальный перевод на русский язык, выполненный Германским фондом международно-правового сотрудничества. Бонн, 2012. - 408 с. 30. Гуценко, К. Ф., Головко, Л. В., Филимонов, Б. А. Уголовный процесс западных государств. М., 2002. - 528 с. 31. Додонов, В. Н. прокуратуры стран мира. Справочник /Под общ. науч. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2006. – 320 с. 32. Кирилова, Н. П. Прокурорский надзор / Н. П. Кирилова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 385 с. 33. Князева, Е. Г. Прокурорский надзор в зарубежных странах // Юридический мир. 2014. N 3. С. 34 - 37. 34. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 616 с. 35. Маркаров, В. Р. Сравнительно-правовой анализ статуса прокуратуры в России и зарубежных странах. // Современное право. – № 2(1). 2010. – 0,9 п. л. 36. Махов, В. Н, Пешков, М. А. Уголовный процесс США (досудебные стадии). М., 1998. - 208 с. 37. Мельников, Е. А. Прокуратура в уголовном судопроизводстве: мировые тенденции // Закон. 2017. N 3. С. 60 - 68. 38. Мурадханов, К. Ю. Становление и развитие правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве Российской империи // История государства и права. 2014. N 10. С. 47 - 49. 39. Опарин, Д. А. Прокуратура в системе органов государственной власти в период правления Петра I // История государства и права. 2006. N 11; СПС «КонсультантПлюс». 40. Организация и деятельность органов прокуратуры зарубежных стран. Информационно-аналитический справочник / под общ. науч. ред. проф. С.П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 248 с. 41. Пастухов, П. С. Особенности полицейского дознания в уголовном судопроизводстве США // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 5. С. 16 - 18. 42. Прокуратура в системе национальной безопасности России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.Б. Кардашова, В.П. Рябцев, О.С. Капинус. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 487 с. 43. Синдеев, А. Ю. Сравнительно-правовой анализ процессуальных решений прокурора в уголовном судопроизводстве Российской Федерации и других государств // Современное право. 2018. N 5. С. 103 - 110. 44. Смирнов, А. Ф. Прокуратура и проблемы управления. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. - 264 с. 45. Стойко, Н. Г. Уголовный процесс западных государств и России: сравнительное теоретико-правовое исследование англо-американской и романо-германской правовых систем. СПб., 2006. - 264 с. 46. Тисен, О. Н. Согласительные процедуры в уголовном процессе США // Международное уголовное право и международная юстиция. 2015. N 5. С. 19 - 22. 47. Цмай, В. В. Зарубежный опыт осуществления прокурорского надзора в сфере поддержания законности и правопорядка // сборник докладов: в 3 ч. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 2017. С. 321-324. 48. Щерба, С. П., Додонов, В. Н. Полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Англии, Италии и Испании. Законность. 2011. № 6. С. 53 - 57. 49. Щукин, М. Д. Положение прокуратуры в уголовном процессе Германии /М. Д. Щукин. //Следователь. 2004. № 3 (71). С. 60 - 64. III. Интернет – ресурсы 50. Власихин, В. А. Служба обвинения в США (закон и политика). М., 1981. С. 8. https://studme.org/70463/pravo/prokuratura_usa 51. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Генеральная прокуратура Российской Федерации [Официальный сайт] URL: https://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-1367434/ 52. Интернет - сайт Генеральной прокуратуры ФРГ URL: www.generalbundesanwalt.de 53. Интернет-сайт Генеральной прокуратуры Испании [Оф. cайт] URL: https://www.fiscal.es/fiscal/publico/ciudadano/el_ministerio_fiscal/ 54. Компетенция федеральной прокуратуры германии [Оф. сайт]// http://www.generalbundesanwalt.de/de/zust.php 55. Новикова, А. А. Системы органов прокуратуры России и Великобритании // Символ науки. 2016. №11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-organov-prokuratury-rossii-i-velikobritanii. 56. Панфилова, Е. А. Прокурорский надзор за предварительным следствием: сравнительноправовой анализ практики зарубежных стран // Символ науки. 2016. №11-4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-predvaritelnym-sledstviemsravnitelnopravovoy-analiz-praktiki zarubezhnyh-stran. 57. Gerichtsverfassungsgesetz - GVG / Закон Германии о судоустройстве (Электронный ресурс) // Deutsche Gesetze Законы Германии [оф. сайт] URL: https://www.drjv.org/index.php/dgesetze.html
Отрывок из работы

1.1. История создания и развития Прокуратура является важным надзорным органом и не может оставаться в стороне от изменений, происходящих в стране. Определяя перспективы развития прокуратуры следует учитывать роль прокуратуры в правовом демократическом государстве, а также то, что ее развитие должно осуществляться в соответствии с потребностями общества и государства. Функции основных государственных институтов, статус которых четко определен Конституцией РФ, после ее принятия существенно не изменились. Иная ситуация сложилась с прокуратурой. Единственная статья, посвященная прокуратуре, находится в Конституции в главе "Судебная власть", и в ней не описаны функции прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретные полномочия, что играет важную роль в том, что в настоящее время лишение прокуратуры полномочий и наделение ее полномочиями осуществляется несколько хаотично. Прокуратура была учреждена Петром I в качестве "ока государева", в обязанности генерал-прокурора входили прежде всего: надзор за Сенатом; надзор за реализацией указов царя; надзор за надлежащим исполнением принятых решений с правом опротестовать противоречащие законам решения Сената и даже приостанавливать их действие с немедленным докладом об этом царю; руководство деятельностью фискалов; руководство деятельностью сенатской канцелярии . В теории уголовно-процессуального права представлена точка зрения, согласно которой система органов прокуратуры на российскую правовую почву была привнесена из Франции - страны, в которой прокурор рассматривался как руководитель судебной полиции, производившей расследование уголовных дел . При Екатерине II были cформированы органы прокуратуры при судебных учреждениях соответствующего уровня, поэтому разграничить деятельность прокуратуры и cудов было довольно проблематично. Вследствие этого изолировать правительственный надзор за деятельностью административных губернских органов власти в отрыве от судебных учреждений не представлялось возможным. Важным для полноценной жизнедеятельности государственного аппарата признавалось обеспечение согласованных действий в судебной сфере для обеспечения правосудия и законности, в том числе при производстве по уголовным делам. В царствование Павла I (1796 - 1801 гг.) на прокуроров было возложено много функциональных обязанностей, существенно ослабивших прокурорский надзор и в центре, и на местах. Что касается уголовного преследования, то оно в данный период находилось вне ведения органов прокуратуры. Прокурор здесь лишь наблюдал за ходом предварительного расследования, неся бремя ответственности за колоднические (арестантские) дела. Вплоть до судебных реформ императора Александра II судебная (обвинительная) или, как ее еще иногда называли, исковая деятельность составляла лишь одно из косвенных направлений деятельности прокуратуры. В ходе же собственно судебной реформы 1861 - 1864 годов она лишилась прокурорского участия по соблюдению законности, однако вовсе не потому, что указанный надзор был не нужен, а потому, что он известным образом мешал родовой аристократии и чиновникам администрации. Главная идея реформирования прокурорской системы согласно принципам судебной реформы 1864 г. состояла в ограничении полномочий прокуроров исключительно судебной областью, с возложением на них функции поддержания обвинения в судах и в усилении надзора за дознанием и следствием, превращавшим их в так называемых руководителей предварительным расследованием . Об этом писал, в частности, бывший министр юстиции генерал-прокурор Н.В. Муравьев, констатировавший, что: «...прокуратура с момента ее создания (1722 г.) и до судебных реформ Александра II (1860 годы) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность... составляли лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике» . Тем не менее, статья 278 Устава уголовного судопроизводства (1864 г.) декларировала: «Прокуроры и их товарищи предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих следствий». Следовательно, судебная реформа (1864) создала принципиально иной тип прокуратуры. Ее положения, утверждавшие начала законности, обеспечивали, таким образом, преодоление инквизиционного судопроизводства и отделение в его рамках власти судебной от обвинительной . Территория Российской империи была разделена на судебные округа. Высшей судебной инстанцией в округе была судебная палата. Надзор за ходом дел в палате осуществляли прокурор судебной палаты и его помощники. Судебная палата контролировала деятельность окружных судов. Соответствующий надзор осуществлял прокурор окружного суда, имевший в подчинении нескольких прокурорских товарищей. На вершине прокурорской системы находился генерал-прокурор, который одновременно являлся и министром юстиции. Прокуроры были выведены из состава губернских правлений и включены в структуру суда на независимой основе. Так, прокурор обязан был доказать вину подсудимого, поскольку основным принципом деятельности судов в это время была состязательность судебного процесса. Новая судебная система просуществовала в нашей стране около 50 лет. Вместе с тем указанная доктрина была легализована за счет превращения прокуратуры из института государственной власти, обладавшей всеобъемлющим надзором за исполнением законов государственными учреждениями, в обычный орган уголовного преследования в структуре власти исполнительной. Вводя такой порядок форм и обрядов процесса обвинительного, предполагалось сохранить в судопроизводстве следственное начало, на основании которого уголовный процесс должен был иметь цель обнаружения истины независимо от воли и изъявления сторон . Курс на отделения судебной власти от исполнительной (административной) в перспективе дальнейшего совершенствования отечественного законодательства серьезно актуализировал вопрос о необходимости государственного преследования лиц, действиями которых причинялся вред общественным интересам (по уголовным делам, по которым не было "жалобщика-потерпевшего"). Поэтому в 70-х годах XVIII столетия на законодательном уровне данная функция впервые была отнесена к ведению прокуратуры (прокуроров и стряпчих). За столь значительный период задачи и функции прокуратуры, ее структура и полномочия, менялись. Тем не менее, - пишет А.Ф. Смирнов, - следует выделять два периода развития царской прокуратуры: до 1864 года, когда она осуществляла общенадзорные функции, руководила следствием и осуществляла надзор за судом, и после 1864 года, когда она стала осуществлять исключительно обвинительную функцию в судах . После Октябрьской революции прокуратура испытывала затруднения. В новую эпоху советская Россия вступила без суда и прокуратуры. Пришедшие к власти большевики отменили прежние суды и упразднили должности прокуроров. На смену суду пришел революционный трибунал, который в своих действиях руководствовался революционной целесообразностью. В последующее время органы прокуратуры упразднялись и создавались снова, претерпевая значительные изменения и лишь к 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему. В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры были отнесены: • высший надзор за точным и единообразным исполнением законов; • борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; • борьба с преступностью и другими правонарушениями; • расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; • обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; • разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность, и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями перед Президиумом Верховного Совета СССР. В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему прокуратуры СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим . После распада СССР, 17 января 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина . В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации и входящие в ее систему прокуратуры субъектов Российской Федерации сформировались структурно и функционально. Тем не менее, на начало 21 века, взгляды законодателя на место и роль прокурора в уголовном судопроизводстве постоянно меняются. Изначально заложенная в УПК РФ 2001 г. модель была близка к новогерманской модели уголовного судопроизводства 1974 г. с элементами (например, полномочиями следователя прекращать производство по делу, предъявлять обвинение, формировать границы производства по делу и др.) и терминологией ("предварительное следствие", "следственные действия" и др.), унаследованными из французской модели, и идеологией (наличие сторон на предварительном следствии, пассивная роль суда-арбитра при рассмотрении дела, обязательный для суда отказ прокурора от обвинения и т.д.), позаимствованной из американской модели . После реформ 2007 - 2010 гг., направленных на разграничение полномочий прокурора по руководству за предварительным следствием и надзору за ним, прокурор потерял не только руководящие полномочия, но и значительную часть надзорных. Основной целью, которая преследовалась при принятии Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ, было разделение следствия и надзора. Следствие изъяли из компетенции прокуратуры, но из компетенции прокуратуры также фактически оказался изъят и надзор за ним. Формально прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, но оставленные ему полномочия не позволяют оперативно устранять выявленные нарушения законов и прав граждан. В ходе реформ 2007 - 2008 гг. было даже временно изъято такое важное надзорное полномочие прокурора, как отмена незаконного и необоснованного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении и прекращении уголовного дела, которое, однако, было возвращено прокурору в 2010 г. Ослабление процессуального положения прокурора продолжилось в 2015 г. уже применительно к дознанию. Так, дознаватель, по аналогии со следователем, получил право с согласия начальника органа дознания обжаловать решения прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке . Со временем правозащитная функция прокуратуры получила свое дальнейшее развитие. На прокуратуру теперь возложены обязанности по защите прав не только граждан, но и юридических лиц и предпринимателей. Деятельность прокуратуры по защите прав предпринимателей сейчас является одним из ключевых участков ее работы. При этом новые полномочия, возложенные на прокуратуру в этой сфере, существенно отличаются от полномочий, традиционно реализуемых прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов. Эти полномочия, по сути, весьма условно можно отнести к надзорным вообще. Так, в частности, Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. на органы прокуратуры возложены следующие полномочия: 1) формирование и утверждение ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 2) согласование выездных внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок (ст. ст. 9, 10 ФЗ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Что же касается возможных нововведении в отношении прокуратуры, то Генпрокурор России Юрий Чайка предложил вернуть прокуратуре возможность контролировать деятельность Следственного комитета. По его мнению, право прокуроров возбуждать и расследовать дела — в том числе в отношении следователей — поможет снизить число допускаемых ими нарушений. Также Генпрокурор России Юрий Чайка поддерживает идею создания единого Следственного комитета при прокуратуре на примере модели ФБР США при региональном прокуроре . Также, прокуратура по роду своей деятельности обладает наиболее обширной информацией о несовершенстве законодательства и могла бы внести весомый вклад в его совершенствование, и вместе с тем Генеральный прокурор РФ лишен права законодательной инициативы. Тем не менее, реформирование прокуратуры нужно осуществлять с учетом объективных потребностей российского общества и состояния законности в стране, первоочередных задач, стоящих перед государством. Однако, следует избегать возложения на нее обязанностей, присущих иным органам, и напротив, предоставить ей полномочия, необходимые для достижения целей обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. ? 1.2. Понятие, цели и функции прокуратуры Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные установленные законом функции и иные направления. В систему прокуратуры РФ помимо органов прокуратуры входят также организации прокуратуры . Органы прокуратуры имея правовой статус единого централизованного самостоятельного надзорного органа занимают особое место в государственной системе РФ. Дело в том, что, прокуратура РФ имея функциональное отношение к каждой из трех закрепленных в Конституции РФ ветвей власти, тем не менее не относятся ни к одной из них. Выявляя дефекты или нарушения законов в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов органы прокуратуры, принимают меры к их устранению, способствуя совершенствованию деятельности всех ветвей власти, повышению правовой культуры соответствующих должностных лиц этих органов, а следовательно, и укреплению государства, что и является одной из основных целей функционирования всех ветвей власти . Прокуроры, осуществляя полномасштабный надзор за исполнением законов такими федеральными органами исполнительной власти как агентства, службы, министерства, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, способствуют укреплению законности в их деятельности. Более того, участвуя в судебных заседаниях как участники процесса, прокуроры обжалуют (опротестовывают) незаконные, несправедливые и необоснованные решения, которые принимают судьи, совершенствуя практику работы судов и тем самым защищая интересы физических и юридических лиц. Выявляя факты принятия или издания незаконных правовых актов государственными органами, за исполнением законов которыми прокурорский надзор не осуществляется (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ), Генеральный прокурор РФ информирует об этом соответственно руководителей палат российского Парламента, главу государства и Председателя высшего органа исполнительной власти страны. Органы прокуратуры активно сотрудничают с органами всех ветвей власти, работают в тесном контакте с ними, имея целью совершенствование функционирования государственно-правового механизма. Это выражается в участии прокуроров в мероприятиях, организуемых органами представительной и исполнительной власти (парламентских и иных слушаниях по обсуждению проектов законов, заседаниях исполнительных органов по вопросам укрепления законности и правопорядка); представлении Генеральным прокурором РФ ежегодного доклада Президенту РФ о состоянии законности, правопорядка и проделанной работе по их укреплению; присутствии сотрудников прокуратуры на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, заседаниях представительных органов регионального и муниципального уровней; подготовке ответов на запросы депутатов; даче заключений на проекты законов и подзаконных актов; участии в заседаниях судов общей юрисдикции и арбитражных судов; информировании органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности в стране, регионе, муниципальном образовании; даче консультаций по правовым вопросам представителям всех ветвей власти и других направлениях сотрудничества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg