Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Коррупция как социальное явление.

ikonowosky2016 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.04.2019
Актуальность данной проблемы очевидна, взяточничество в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России , имеет еще и значительную потенциальную опасность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам. Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. К настоящему времени имеется значительное количество научных работ - монографий, диссертационных исследований, научных статей и т.д., посвященных теме правового регулирования антикоррупционной политики. Например, анализу особенностей антикоррупционной политики посвящена монография А.В. Малько «Антикоррупционная политика в современной России» (2006), научная статья О.Г. Деменко «Коррупция как глобальная управленческая проблема» (2016), диссертационное исследование В.П. Копачева «Антикоррупционная политика в современной России: субъекты, стратегия, механизмы» (2012) и др. Работы указанных, а также ряда других авторов составили теоретическую основу настоящей выпускной квалификационной работы, однако, их изучение показало, что до настоящего времени многие вопросы антикоррупционной политики остаются дискуссионными. Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации антикоррупционной политики. Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования: 1) нормы и нормативные предписания Конституции РФ; 2) материалы судебной практики за 2013-2018 гг.; 3) доктринальные источники по теме исследования. Целью выпускной квалификационной работы выступает анализ правового регулирования антикоррупционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - выделить определение коррупции; - проанализировать коррупцию в России; - рассмотреть понятие антикоррупционной политики как функции государства; - провести анализ правовых принципов антикоррупционной политики государства; - рассмотреть особенности российской антикоррупционной политики; - выделить проблемы эффективности антикоррупционной политики в современной России. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их числе: диалектический, системно-структурный, формально-юридический, социологический методы. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформированные в ней положения развивают и уточняют некоторые области правового регулирования антикоррупционной политики. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы, предложения и рекомендации автора могут быть использованы в законотворческом процессе. Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в следующих научных статьях: Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Коррупция как социально-правовое явление и социальная проблема существовала и продолжает существовать в любом современном обществе и государстве, вне зависимости от уровня экономического, социально-политического и культурного развития. Как феномен она создает реальную угрозу стабильности и безопасности общества, наносит существенный вред демократическим институтам, разрушает этические нормы, подрывает веру граждан в справедливость, препятствует устойчивому развитию общества, порождая социальную напряженность. Коррупция оказывает разлагающее влияние на социальную сферу жизни общества. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны. Несмотря на принимаемые в стране меры по антикоррупционной пропаганде в средствах массовой информации и повышению роли институтов гражданского общества в формировании антикоррупционного мировоззрения граждан, работу в данном направлении необходимо активизировать. Основными причинами все чаще называют: - отсутствие действенного механизма контроля за деятельностью чиновников - 76%; - несовершенство законодательства, оставляющее решение проблем заинтересованных лиц на усмотрение чиновников - 50,1%; - кроме того, 37% респондентов считает причиной коррупции кризис морально-нравственных устоев общества; - 25% - что коррупция досталась нам в наследство, как исторически сложившиеся традиции государственного управления; - низкую заработную плату чиновников назвали причиной лишь 16% опрошенных корреспондентов . Особое внимание уделяется надзору за исполнением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также вопросам выявления конфликта интересов при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд и выявлению серьезных коррупционных схем, направленных на хищение из бюджета крупных денежных сумм. Необходимо более широко развивать взаимодействие субъектов антикоррупционной деятельности с правоохранительными и правоприменительными органами, делая упор на использование возможностей институтов гражданского общества по обеспечению антикоррупционной пропаганды в средствах массовой информации, созданию положительного имиджа честных и профессиональных муниципальных служащих, с одновременным созданием обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции, повышения общей правовой культуры общества, обеспечения гласности и прозрачности деятельности всех уровней власти, а также повышение личной ответственности руководителей за реализацию антикоррупционных мер. Как отметил Президент РФ В.В. Путин, коррупция в России, к сожалению, является исторически сложившейся традицией . При нынешних масштабах коррупции инновационное развитие экономики затруднено из-за незаконного перераспределения и расхищения средств, выделяемых государством на социальные программы, развитие инфраструктуры, модернизацию. Вследствие коррупции нарушаются принципы честной конкуренции, которая подменяется конкуренцией за использование административных ресурсов. Происходит деформация стимулов, коррупция становится более доходным и нерискованным способом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством. Эффективность мероприятий, направленных на противодействие коррупции напрямую зависит от диагностики коррупции как социального явления на основе исследования природы, характеристик, образцов и внутренней структуры коррупции, поскольку коррупционная деятельность, будучи объективной формой практики, не может существовать в вакууме .
Содержание

Введение 3 1 Коррупция как социальное явление 8 1.1 Определение коррупции 8 1.2 Коррупция в России 20 1.3 Причины и последствия коррупции 31 2 Антикоррупционная правовая политика современной России 39 2.1 Понятие антикоррупционной политики как функции государства 39 2.2 Правовые принципы антикоррупционной политики государства 46 2.3 Антикоррупционная пропаганда как средство противодействия коррупции 53 3 Проблемы эффективности антикоррупционной политики в современной России 61 Заключение 69 Список использованных источников и литературы 72
Список литературы

1.1. Международные акты 1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10. С. 7 - 54. 1.2. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 250-ФЗ) // Российская газета. 1996. 19 июня. 3. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 мая 2017 г. № 313-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ст.1. 4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2017 г. № 423-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228. 5. Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 311-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14, ст. 1652. 6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 307-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31, ст. 3215. 7. Федеральной закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 307-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.2007, № 10, ст. 1152. 8. Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 14, ст. 1985. 9. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») (с посл. изм. и доп. от 10 июля 2017 г. № 813) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 10, ст. 1084. 10. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II), ст. 2158. 11. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля. 12. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 11 мая. II. Материалы практики 1. Решение Правобережного районного суда гор. Магнитогорска Челябинской области от 7 июня 2017 г. по делу № 2А-996/2017 // База судебных актов, судебных решений и нормативных документов «Судебные и нормативные акты РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 20.09.2018). III. Специальная литература 1. Corruption Perceptions Index 2016 [Электронный ресурс] URL: / http://www.transparency.org/ whatwedo/ publication/corruption_perceptions_index_2016 (дата обращения: 13.08.2018). 2. Аймалиев И.М Сравнительный анализ сетевой полицейской коррупции в Болгарии и России // Журнал исследования социальной политики. 2016. № 2. С. 106-109. 3. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект // Правовая информатика. 2016. № 2. С. 28-33. 4. Афанасьев Е. Государство и «оранжевая революция»: за кулисами событий. Статья вторая. Аппарат управления, не способный управлять // Независимая газета. 2004. № 14. С. 14-18. 5. Афонасин Е.В., Мякин Т.Г. Основы латинского языка и юридической терминологии. Новосибирск, 2006. 368 с. 6. Баженова А.К. Становление гражданского общества в России: тенденции и барьеры // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. № 3-4. 2015. С. 407-413. 7. Балоненко Е.В. О современных механизмах совершенствования антикоррупционной деятельности // Вестник Ростовской социально-экономического института. 2015. № 1. С. 20-31. 8. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: Формула права, 2008. 211 с. 9. Басович М. Коррупция в законе: лазейки для взяток скоро прикроют // Московский бухгалтер. 2011.№ 10. С.47-54. 10. Буравлев Ю.М. Совершенствование административной ответственности государственных служащих // Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности. 2014. № 1. С. 57-61. 11. Валянский С., Калюжный Д. Давай бери! Коррупция: торговля властью крупным оптом. М.: Пятый Рим, 2018. 368 с. 12. Гаврилов М.В. Моделирование в антикоррупционной политике // Правоведение. 2016. № 2. С. 74-85. 13. Гаухман Л.Д. Коррупция и коррумпированное преступление // Законность. 2006. № 6. С. 2-6. 14. Гладченко А.О. Узаконенная взятка // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2007. № 7. С.49 - 52. 15. Граждан В. Д. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // Власть. 2004. № 4. С. 4-14. 16. Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М.: ЮрИнфоР, 2009. 321 с. 17. Деменко О.Г. Коррупция как глобальная управленческая проблема // наука и практика. 2016. № 1. С. 109-112. 18. Дементьев А.С. Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией // Коррупция в России: состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26 - 27 марта 1996 г.). М.: НИиРИО Моск. ин-та МВД России, 1996. № 1. 431 с. 19. Денисов С.А. Антикоррупционные нормы европейского права и проблемы их восприятия в России //Следователь. 2010. № 11. С.18-21. 20. Долинко В.И. Проблемы коррупции в России и за рубежом // Российский следователь. 2012. № 1. С. 41-45. 21. Егорова Н.А. Об антикоррупционной уголовной политике России на современном этапе // Российский криминологический взгляд. 2007. № 4. С. 138-142. 22. Егупов А.В. К вопросу о правовых экспертизах по делам коррупционной направленности // Эксперт-криминалист. 2010. № 1. С.13-14. 23. Жемеров В.В. Принцип законности в гражданском судопроизводстве // Право и правосудие в современном мире: сб. ст. по материалам еже¬годной научной конференции студентов, магистрантов и соискателей. 23 марта 2017 г. Часть I / Сост. Дряхлов С. К., Очередько В. П., Кайнов В. И., Румянцева В. Г., Войтович Л. В., Бондарев В. Г., Разумовская Е. А., Сварчевский К. Г., Калинов¬ский К. Б., Рахманова Е. Н. // Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». Санкт-Петербург: Издательский дом «Петрополис», 2017. 402 с. 24. Закс В. А. Социокультурные предпосылки коррупции // Государство и право. 2011. № 4. С. 11-16. 25. Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? // Эхо планеты. 2002. № 50. С. 12-18. 26. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI в. и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 3-17. 27. Какие места занимает Россия в мировых рейтингах? URL: http://www.mr7.ru/articles/43146/.html. (дата обращения: 05.10.2017). 28. Киселев И.А., Михайлов В.И. Актуальные вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства в Российской Федерации // Следователь. 2010. № 2. С. 37-42. 29. Клейнер В.Г. Коррупция в России, Россия в коррупции: есть ли выход? // Вопросы экономики. 2014. № 6. С. 16-21. 30. Коваль А. Государственная политика в области противодействия коррупции // Законность. 2017. 10 (912). С.43-47. 31. Коляденкова В.С., Перенджиев А.Н. Проблема отсутствия правовых механизмов формирования антикоррупционного сознания в Российском обществе: контент-анализ нормативно-правовой базы // ГосРег. 2018. № 2 (24). С. 14-19. 32. Копачев В.П. Антикоррупционная политика в современной России: субъекты, стратегии, механизмы: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. 227 с. 33. Коррупционные скандалы обрушили рейтинг власти. URL: http://vestnikcivitas.ru/news/2687.html. (дата обращения: 16.02.2018). 34. Коррупция и экономические преступления: Сборник материалов семинара Совета Европы «Проблемы борьбы с коррупцией и преступлениями в сфере экономики». Красноярск, 19-20 октября 1990 года /Под ред. А.Н. Тарбагаева. Красноярск, 2000. 342 с. 35. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред.: Хабриева Т.Я. М.: Юриспруденция, 2014. 688 c. 36. Левакин И.В., Шишова Ж.А. Роль независимой экспертизы в противодействии коррупции // Российская юстиция. 2010. № 8.С. 32-35. 37. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2011. № 7. С. 23-35. 38. Львов Д.С., Овсиенко Ю.В. Об основных направлениях социально-экономических преобразований // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114. 39. Майстренко Г.А. Пути и формы борьбы с коррупцией как социально-экономическим явлением в обществе // Юридический мир. 2015. № 7. С. 24-30. 40. Максимов С.В. Проблемы приведения российского антикоррупционного законодательства в соответствие с международными стандартами // Вестник Уфимского юридического института МВД РФ. 2015. С. 125-134. 41. Малько А.В. Антикоррупционная политика в современной России: монография. Саратов: Науч.-образовательный центр федеральных и региональных проблем правовой политики, 2006. 201 с. 42. Малько А.В. Концепция антикоррупционной политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 1. С. 80-90. 43. Молодцов А.С, Благов Е.В. Понятие и основные направления уголовной политики и участие общественности в борьбе с преступностью: текст лекций. Ярославль: ЯрГУ, 1987. 50 с. 44. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. Административная реформа в России. Научно- практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. С.77-79. 45. Наумова Т. Теплый климат Новой Зеландии // Зарубежные инвестиции. 2012. № 6 (122). С. 79-82. 46. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. № 7. С.4-7. 47. Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. 2017. № 10. С.66-68. 48. Номоконов В.А. Проблемы формирования антикоррупционной политики в России // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. 2007. № 3. С. 158-163. 49. О концепции // Открытая республика: сайт. URL: https://www.openrepublic.ru/about/ (дата обращения: 18.09.2017). 50. Панченко П.Н. Аргументация принятия экстренных мер наступления на коррупцию // Юридическая техника. 2013. № 7-1. С. 16-21. 51. Пономарев П. Г. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства ее сдерживания М.: Академия МВД РФ, 1993. С. 77. 52. Пономарев П.Г. Уголовно-правовые проблемы противостояния коррупции // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М.: Московский институт МВД РФ, 1994. С.88-89. 53. Потомский В.В. Концептуальные основы антикоррупционной политики государства // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. № 1. С. 32-38. 54. Правительству отказывают в доверии: Коррупционные скандалы обрушили рейтинг властей. URL: http://www.levada.ru/29-11-2012/.html. (дата обращения: 29.08.2018). 55. Путин назвал коррупцию российской традицией // Лента.ру. 2012. URL: http://www.lenta.ru/news/2012/12/20/corruption/html. (дата обращения: 20.12.2017). 56. Развин Я.М. Виктимология коррупции // Виктимология. 2016. № 1. С. 53-56 57. Репортеры без границ» опубликовали очередной рейтинг. URL: http://www.ryzkov.ru/index.php?option=com_content&vi.html. (дата обращения: 05.12.2017). 58. Россия заняла шестое место в мире по числу миллиардеров. URL: http://www.ekportal.ru/page-id-2619.html. (дата обращения: 05.10.2018). 59. Россия прирастает олигархами URL: http://svpressa.ru/economy/article/22311/.html. (дата обращения: 05.09.2017). 60. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 37-42. 61. Сидоров Б.В., Балаев А.Ш. Коррупция: вопросы законодательного регулирования и совершенствования законодательства // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 2. С.89-95. 62. Спиридонова Л.С. Вопросы административной ответственности государственных служащих // Актуальные вопросы права» в рамках X Недели науки молодежи СВАО г. Москва: сборник статей по итогам научной конференции. г. Москва. 21-30 апреля 2015 года. Москва: ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2015. 110 с. 63. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: сайт. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=216&item=3420 (дата обращения: 02. 03. 2018). 64. Сумма полученных в 2017 году взяток достигла в России 6,7 млрд руб. // РБК: сайт. URL: https://www.rbc.ru/society/05/03/2018/5a9d2d1f9a794723d6b46737 (дата обращения: 11.08.2018). 65. Счетная палата Российской Федерации: сайт. URL: http://www.ach.gov.ru/about/ (дата обращения: 13.08.2018). 66. Талапина Э.В. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. 2016. № 6. С. 11-18. 67. Татаринов Р.А. О некоторых аспектах деятельности подразделений собственной безопасности уголовно-исполнительной системы по борьбе с преступлениями коррупционной направленности // Вопросы безопасности. 2018. № 1. С. 52-59. 68. Тетерюк А.Г., Иванов П.В. Отдельные аспекты реализации принципов противодействия коррупционной преступности в деятельности территориальных органов МВД России на транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 1. С. 74-78. 69. Утяшев М.М. Права и свободы человека в системе общечеловеческих ценностей // Вестник Башкирского университета. Т.14. № 3 (I). 2009. 1354 с. 70. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 11.10.2017). 71. Филоненко Т.В. Антикоррупционная политика в системе мер правовой политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 109-119. 72. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов Российского права. Саратов: Изд-во СГАП, 2005. С. 124-131. 73. Чистый вывоз капитала частным сектором из РФ за 2012 год составил 56,8 млрд. долларов ЦБ РФ // Газета.ру: сайт. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/12/16/11493650.shtml (дата обращения: 11.12.2017). 74. Чуманов А.В. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. 2007. № 1. С. 61-63. 75. Шульга В.И. Коррупция в статистике современной России // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 1 (28). С. 28-33. 76. Эхо Москвы: сайт. URL: http://echo.msk.ru/programs/personalno/1741396-echo/ (дата обращения 20.09. 2018). 77. Юнусов С.А., Кученев А.В. Минимизация последствий коррупции путем формирования правосознания как аспекты борьбы с ней в России // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 2 (43). С. 200-204. 78. Яковлева Е.Л. Осмысляя коррупцию как социальное явление: философский аспект // Актуальные проблемы право и экономики. 2014. № 4 (32). С. 83-89.
Отрывок из работы

1.1 Определение коррупции Долгими столетиями слово «коррупция» означало вовсе не то, что понимают сейчас. Коррупцией называли порчу системы правления в целом, ее ухудшение - этот латинизм проходил по разряду научных понятий, и означал процесс разложения . О коррупции уже сказано очень много. Проделана масштабная работа, которая не может не впечатлять. Но проблема, как все мы видим, тем не менее, продолжает обостряться. Хорошо известно, что во многих государствах это также является серьезной проблемой. Что же подразумевается под понятием «коррупция»? Термин «коррупция» пришел из римского права, и понималось данное понятие самым общим образом: разламывать, портить, разрушать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие. Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица» . Коррупция как социальное явление давно проникла во все сферы как государственного управления, так и национальной экономики . Коррупция, являясь общественно-вредным явлением, влечет ряд негативных последствий. К примеру, существенно снижается эффективность государственных и местных органов власти; причиняется материальный ущерб государству и публичной власти; ущемляются права и законные интересы граждан, организаций и в целом государства. Сам термин коррупция прочно вошел в современный оборот как юридических наук, так и неюридических. Он употребляется в философии, политологии, социологии, в теории управления и педагогике. И каждая наука под своим углом зрения исследует данный феномен. Причем сама коррупция появилась много тысячелетий назад. Этимологически слово коррупция происходит от латинского «corruptio», что означает «порча», «совращение». Оно произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. «В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества» . Базовый Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) был принят только в 2008 году. История подготовки закона о противодействии коррупции насчитывает около 10 лет. Первый инициативный проект был подан Президентом Российской Федерации Государственную Думу еще в 1998 году, затем различные инициативные проекты подвались и в 2002 и в 2006 годах. Причем сами ученые-юристы, не являясь субъектами законодательной инициативы через избранных депутатов инициировали законодательный процесс в различные годы начала 21 века . Под различными предлогами принятие этого закона затягивалось. Что объясняется очень просто, государству, не свойственно ограничивать самого себя. Процесс такого ограничения очень долгий, сложный, а зачастую и болезненный, но в итоге он оздоравливает весь государственный механизм. Базовый закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принимался не один год. И это обстоятельство носит не случайный характер, так как закон можно отнести к антикоррупционным, вводящим ряд ограничительных мер для государственных служащих. Аналогичное можно отметить и о федеральной законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» . Еще одним шагом в этом направлении было принятие федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Главное, чтобы процесс антикоррупционной деятельности был научно обоснованным, системным, а не носил характер кампанейщины по типу лозунгов: «все на борьбу с коррупцией». Причем эти лозунги начинают появляться с большей степенью интенсивности в период проведения выборов различных уровней. Вот некоторые из них: «искореним коррупцию»; «долой коррупционеров»; «коррупции нет». Такие лозунги – это результат правового идеализма, популизма и правовой демагогии, которые рассчитаны на низкую правовую и общую грамотность населения. Однако и население в настоящее время уже не то, которое было в 90-е годы прошедшего века, оно перестало верить ни чем не подкрепленным обещаниям и лозунгам, которые не снабжены реальными механизма обеспечения и реализации. Подобного рода лозунги сродни утверждению Н. Хрущева, о том, что к 1980 году будет полностью искоренена преступность. Полностью искоренить преступность и одно из ее проявлений - коррупцию не возможно. Реально только снизить их уровень, до такого предела, когда их существование не угрожает безопасности государства и серьезно не препятствует выполнению государством возложенных на него функций. Наше государство в отличие от стран мирового сообщества достаточно поздно осознало и признало социальную опасность самой коррупции. Общественная опасность коррупции признана на международном уровне, она проникла в межгосударственные организации, срослась с транснациональной организованной преступностью. На международном уровне был принят ряд важных нормативных правовых актов, направленных на борьбу против коррупции в частности: Конвенция ООН «Против коррупции» (принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 года); Декларация ООН от 16 декабря 1996 года «О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных от коммерческих операциях»; Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН). В Кодексе поведения должностных лиц, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1978 году говорится: «Хотя понятие коррупции должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такой действие или бездействие» . В других международных актах для определения коррупции используются понятия «активный подкуп», «пассивный подкуп», либо перечисляются возможные коррупционные действия: получение взятки, дача взятки, злоупотребление и так далее. В Законе о противодействии коррупции определение коррупции дается путем перечисления возможных действий, относящихся к проявлениям коррупции. В статье первой указанного закона говорится, что коррупция это: - злоупотребление служебным положением; - дача взятки, получение взятки; - злоупотребление полномочиями; - коммерческий подкуп; - иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, определение коррупции дается путем перечисления возможных действий, являющихся ее проявлениями. Причем относительно иных действий законодатель специально указывает на несколько специальных целей: получение выгоды для себя; получение выгоды для третьих лиц и так далее. Законодатель признает возможность коррумпированных действий, совершаемых третьими лицами, а чем говорит в пункте «б» части первой Закона о противодействии коррупции. Таким образом, отечественный законодатель отказался от определения коррупции с перечислением ее признаков и характеристик, а пошел по пути перечисления обычных действий, которые являются коррумпированными. В одном из законопроектов, вносимом в Государственную Думу давалось следующее определение коррупции: «это предусмотренное законом принятие материальных и нематериальных благ и преимуществ специально оговоренными в этом законе субъектами с использованием их официального статуса и связанных с ним возможностей, а также подкуп путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ». Если проанализировать различные научные позиции о понятии коррупции, то их можно свети к трем направлениям. Согласно первому коррупция рассматривается как широкое социальное явление . Другие ученые понимают под коррупцией совокупность противоправных действий, исключительно уголовно-правового характера . Третья группа ученых рассматривает коррупцию как совокупность противоправных действий, но не только уголовно-правового характера, но административного, служебного и гражданско-правового . Остановимся на каждом из понимании коррупции более подробно. Согласно первому представлению коррупцию рассматривают как антисоциальное явление, пронизывающее различные сферы жизни общества и государства. При этом она выступает явлением, пронизывающим экономику, государственный аппарат, муниципальные органы, бизнес структуры, правоохранительные органы. Она проникает в духовную сферу, искажает правосознание граждан, становится образом жизни части населения страны. Коррупция начинает определять политическое и экономическое развитие страны. Е. Афанасьев правильно указывает: «…нынешний госслужащий - это торговец возможностями, представляемыми его должностью. Есть покупатель – чиновник его обслуживает. А ведь совокупность чиновников – это и есть государство. Получается, государство не управляет страной. Скорее наоборот – страна управляет государством. Ибо покупателя, готового заплатить конкретным чиновникам за принятие решений, отвечающих интересам государства в целом, - нет» . В сфере власти появляются пресловутые распределительные отношения, когда чиновник - это распределитель государственных услуг. Коррупция - это один из элементов теневой «правовой» жизни. Она тесным образом связана с бюрократизацией. Это два спутника. С одной стороны коррупция воспроизводит бюрократию, а с другой – бюрократия порождает коррупцию. Бюрократизм – это определённое состояние государственного аппарата, который действует в ведомственных интересах, а зачастую и в личных. Коррупция – это одно из проявлений бюрократизма, которая связана с отклонениями от целей публичного управления. Коррупция как и вся теневая «правовая» жизнь общества вплетена в процесс управления. Ее сложно определить при помощи правовых средств, поскольку она не идентичная существующим юридическим понятиям. Например, она не может быть определена только через дачу взятки или получение взятки. Коррупция самовоспроизводящееся явление, она существует в рамках уклада общественной жизни, не знает территориальных и национальных границ. Она возникает из «недр» самого государства, свидетельствует о его слабости и несовершенстве, низкой правовой культуре не только государственных служащих, но и общества в целом. Ведь государственные служащие - это часть общества. По мнению А.В. Малько, «коррупция – это противоправное или не предусмотренное правом теневое явление, связанное с внеправовым способом реализации властных полномочий, который выражается в приобретении материальных или нематериальных выгод должностными лицами государственного аппарата и иных организаций» . Если рассматривать коррупцию как широкой социальное явление, то существует несколько уровней ее проявления. Первый уровень выражается в обычном с той или иной очерёдностью получении взяток, за совершение тех или иных действий или бездействия. Этот уровень коррупции менее опасен, но с течением времени чиновник начинает набирать «обороты», увеличивать свои «аппетиты». Обычное получение взяток начинает превращаться в вымогательство взяток, когда недостающие для собственных нужд средства чиновник начинает извлекать из взяткодателей. Такие действия уже носят системный характер, взятка становится частью неотъемлемого дохода, а их получение превращается в своеобразный образ жизни. Следующий уровень коррумпированных связей характеризуется уже сращиванием чиновничества с бизнесом организованными преступными группировками. Ввиду того, что от него новые «работодатели» начинают требовать более активных и сложных действий, которые он не в состоянии совершить единолично, в государственном органе начинают образовываться целые коррумпированные цепочки из государственных служащих, чьи действия объединены едиными целями и задачами, которые полностью расходятся с государственными задачами и с целями стоящими перед государственным органом. На этом уровне сами взятки начинают носить разнообразный характер, от банальных денежных сумм, до скрытых завуалированных форм, в виде предоставления различного рода благ и преимуществ. Например, автомобилей по заниженным ценам, недвижимости, стоимость которой не соответствует рыночной, открытию бизнеса, предоставления начального капитала для ведения бизнеса на льготных условиях, в получении кредитов по заниженной ставке, в открытии вкладов под эксклюзивные завышенные проценты и так далее. И чем выше и сложнее уровень коррупции, тем больше суммы взяток, тем больше предоставляется преимуществ, тем более завуалированный характер они приобретают. Если на первом уровне коррупции, чиновник хоть и преступил закон, но он еще продолжает служить государству. Иное происходит на другом уровне. Чиновник уже не служит государству, он служит собственным интересам и интересам его настоящих «хозяев» - предпринимателям, организованным преступным группировкам. Говоря о службе собственным интересам мы имели ввиду, что им самим организовываются фирмы, акционерные общества и так далее, которые оформляются на родственников или подставных лиц. Так, жена Ю. Лужкова стала одной из трех богатейших женщин мира по версии Fordes, ее состояние оценено в 2,9 миллиардов долларов . Следуя широкому пониманию коррупции необходимо осознавать, что она не тождественная отдельному составу преступления. Нельзя определять коррупцию и как некую группу коррумпированных чиновников, это проблема всего государственного механизма и даже межгосударственных организаций. Это проблема не только правовая, но и управленческая. «Коррупция – это разновидность социально-негативного поведения, которое выражается в установлении отношений обмена или принуждения с целью получения материальных или нематериальных благ или преимуществ. Одной из сторон данных отношений выступает носитель публичных функций - должностное лицо. Целью таких отношений является удовлетворение личного или группового (т.е. непубличного), как правило корыстного, или иного антиобщественного интереса, конфликтного по отношению к общественно полезным целям деятельности» . Как мы уже указывали, существуют и другие подходы к определению коррупции. Так, Л.Д. Гаухман пишет о уголовно-правовом понимании коррупции. В указанном значении «коррупция – это предусмотренное уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения» . Такой подход к определению коррупции имеет право на существование, но он является сугубо уголовно-правовым. Между тем коррупция – междисциплинарное понятие. Коррупционные правонарушения многообразны. При отсутствии признаков состава преступления они могут носить административно-правовой, дисциплинарный характер. В статье 13 Закона о противодействии коррупции прямо указывается, «что Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Таким образом, законодатель признает, что проявления коррупции могут быть не только в уголовно-правовой сфере. Если рассматривать широкий и узкий подходы к определению понятия коррупции, то они оба имеют право на существование, так как отражают различные грани этого сложного явления. Единственное мы выступаем против отождествления коррупции с уголовно-правовым явлением, хотя каждая правовая наука имеет право на разработку собственных понятий и категорий. Но понятие коррупции нельзя сводить к совокупности преступлений или совокупности всех правонарушений, носящих коррупционную направленность и характеризующихся использованием служебных полномочий не в государственных и общественных интересах. Итак, коррупция характеризуются следующими признаками: общественной опасностью и антисоциальностью и общественной опасностью; наличие различных уровней проявления; запрещенностью уголовным, административным и иными отраслями законодательства под страхом наказания (взыскания); использованием служебных полномочий не в государственных целях, не в соответствии с их действительным целевым предназначением; получением с той или иной периодичностью (систематичностью) вознаграждения; сращивание с бизнесом, организованными преступными группировками; бюрократизация государственного аппарата. Рассмотрим признаки коррупции. Первый признак – это общественная опасность и антисоциальность. Коррупция «разъедает» государственный механизм. Он начинает работать не в интересах общества и государства, а в интересах чиновника или как правило группы чиновников, которые находятся на двойной «службе». При этом государственный механизм превращается в средство удовлетворения интересов чиновников, бизнеса или организованных преступных группировок, преступных сообщество. Можно даже сказать, что на более «высоких уровнях коррупции она обладает не только чертами общественной опасности, но угрожает национальной безопасности» . Следующий признак коррупции – наличие различных уровней проявления. В данном случае мы имеем ввиду, коррумпированность от простого взяточничества, до более сложных форм. Собственно говоря единичные случаи получения взяток еще нельзя считать коррупцией, ввиду отсутствия системности и отсутствия пораженности государственного аппарата. Коррумпированность начинается тогда, когда взяточничество обретает системный характер или сопряжено с вымогательством. Следующий признак коррупции – ее запрещенность уголовным, административным, служебным и иными отраслями законодательства. По иному – это признак противоправности. Важным признаком коррупции является использование служебных полномочий не в соответствии с их целевым предназначением. Еще раз подчеркнем, что чиновник использует полномочия для личных, корпоративных целей, в целях «клана», группировки и так далее. Как правило его действия носят завуалированный характер, прикрыты благими намерениями. Для использования полномочий не в соответствии с целевым предназначением часто применяется двоякость толкования правовых норм, пробелы в законодательстве, действия могут прикрываться общественными интересами и так далее. Еще одним признаком коррупции является получение чиновником незаконных вознаграждений с той или иной периодичностью (систематичностью). На более высоком уровне коррупции средства полученные чиновником становятся частью постоянного дохода, зачастую в десятки раз превышающие заработную плату. И сами вознаграждения начинают носить завуалированный характер. В сложных и структурированных клановых группах возможно наличие механизма распределения между участниками группы, в зависимости от участия каждого в продвижении интересов и уровня занимаемой должности. Такой признак коррупции как сращивание с бизнесом и организованными преступными группировками характерен для более высокого уровня коррупции. Причем организованная преступность и коррупция – это два спутника, которые взаимно порождают друг друга . Организованные преступные группировки, преследуя цели собственной безопасности, получения прибыли, ищут «выходы» на государственные структуры, которые имеют властные полномочия для обеспечения их безопасности. Чиновники, преступая закон начинают жить по криминальным нормам. Коррупция выводит организованную преступность на новый уровень развития, так и действия коррупционеров становятся более завуалированными и вовлекающими в свою сеть новых участников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
1750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 98 страниц
2450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 78 страниц
1950 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 61 страница
1525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg